Гладких Е. Г. Внешняя торговля Карелии в условиях санкций // Studia Humanitatis Borealis. 2014. № 1. С. 88–101.


Выпуск № 1 (2014)

ЭКОНОМИКА

pdf-версия статьи

УДК 338.4

Внешняя торговля Карелии в условиях санкций

Гладких
   Екатерина
   Геннадьевна
кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры экономической теории и менеджмента,,
Петрозаводский государственный университет, экономический факультет,
Петрозаводск, Martyukova_e@mail.ru
Ключевые слова:
торгово-экономические санкции
продуктовое эмбарго
экономика Карелии
экспорт Карелии
импорт Карелии.
Аннотация: Обострение политической обстановки на Украине зимой 2013—2014 гг., вхождение в состав Российской Федерации Крыма привели к ухудшению политических и экономических отношений нашей страны с западными государствами. В марте 2014 г. западные страны во главе с США и Евросоюзом применили механизм торгово-экономических санкций, пакет которых постоянно расширяется и дополняется. В свою очередь в августе 2014 года в качестве ответной меры Россия представила свой перечень санкций. В связи с этим в статье рассматриваются современные тенденции использования экономических санкций в качестве инструмента внешней политики государств. Обсуждаются санкции западноевропейских стран в отношении России в связи с политическим кризисом на Украине, а также современное состояние внешней торговли Республики Карелия, ее проблемы и ожидаемые последствия санкций. В статье автор анализирует санкции как инструмент внешнеэкономической политики государства. Рассмотрены современные тенденции применения экономических санкций, отмечено характерное для последних десятилетий постепенное замещение торговых санкций финансовыми, а также их незначительная эффективность. Автор дает общую характеристику антироссийских санкций, рассматривает ответные меры России в отношении продуктов питания из Евросоюза и некоторых других стран. Анализируется роль иностранных производителей на рынке российского продовольствия. В статье характеризуется состояние внешней торговли Карелии, обозначается проблема ее слабой диверсификации, а также преобладание сырья, товаров с низкой добавленной стоимостью, в карельском экспорте, что делает экономику Карелии более уязвимой и зависимой от состояния внешней конъюнктуры. Рассматриваются некоторые аспекты влияния санкций на карельскую экономику и делается вывод об их преимущественно негативном характере.

© Петрозаводский государственный университет


Начавшийся в конце 2013 г. и продолжающийся весь 2014 г. политический кризис на Украине привел к заметным изменениям не только на мировой политической арене, но и напрямую отразился на экономических взаимодействиях стран, так или иначе вовлеченных в конфликт. Россия, чьи геополитические интересы неразрывно связаны с Украиной, вынуждена отвечать на экономические санкции со стороны западноевропейских стран контрсанкциями. Как скажется такая война на региональной экономике? В каком состоянии пребывает сегодня внешняя торговля Республики Карелия? Чего стоит ожидать? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

Санкции в практике международных отношений

Согласно общепринятому подходу, санкции являются «односторонними или коллективными действиями против страны, которую считают нарушителем международного права, направленными на то, чтобы заставить это государство соблюдать закон» [1]. Для защиты собственных интересов у государств есть два основных актива: военная сила и экономическая мощь. При этом санкции — один из инструментов реализации экономической силы страны[1]. Чаще всего они принимают форму ограничений международной торговли, финансовых операций и перемещений людей. Таким образом, экономические санкции являются своеобразной альтернативой военному вмешательству, призванной решать международные конфликты с меньшими затратами и человеческими жертвами. Однако интересен тот факт, что, в отличие от войн, для которых были разработаны формальные правила, закрепленные в международных конвенциях, для торговых санкций международно-признанных правил не существует. На сегодняшний день ООН не ограничивает страны в применении экономических санкций.

Самой радикальной формой санкций является экономическая блокада. В XIX в. санкции принимали форму морских блокад, когда страна или коалиция стран разворачивали свой флот у берегов государства, с которым они формально не состояли в состоянии войны. Вследствие блокады отдельных портов или целого побережья прекращалась морская торговля. Первая известная морская блокада состоялась в 1827 г., когда во время греческой борьбы за независимость от Турции Великобритания, Франция и Россия развернули свои флоты у побережья Греции, с тем чтобы прервать снабжения турецких войск в континентальной Греции. В период между 1827 г. и началом Первой мировой войны была осуществлена 21 морская блокада. Как правило, их проводили сильные европейские государства в отношении слабых государств Азии и Латинской Америки [2]. Примером современной блокады являются меры в отношении Грузии, предпринятые Россией в октябре 2006 г., когда в одностороннем порядке были приостановлены авиационное, автомобильное, морское, железнодорожное и почтовое сообщение.

Экономические блокады являются «непроницаемыми» санкциями и реализуются с помощью комплекса экономических и военно-технических мер. Однако чаще всего санкции не бывают абсолютными. При их введении страна-объект не оказывается полностью отрезана от окружающего мира и в современной глобализированной экономике имеет возможность находить альтернативные рынки сбыта, закупок и финансирования, пусть и более дорогие. Таким образом, сегодня санкции не изолируют страну полностью, а скорее приводят к росту расходов во внешнеэкономической деятельности.

В XX в., после окончания Второй мировой войны, практика применения экономических санкций стала гораздо более распространенной. В 1950-х гг. было отмечено 15 случаев введения санкций, в 1960-х гг. — 20 случаев, в 1970-х гг. — 37, в 1980-х гг. — 23, в 1990-х гг. — более 50 случаев. Лидером по объявлению санкций в одностороннем порядке являлись США. В последние годы этот инструмент стали использовать более активно и страны Западной Европы, хотя коалиции по введению санкций чаще всего организуют Соединенные Штаты [2].

Санкции способны нанести ущерб экономике страны в целом, политическому режиму или частным интересам стоящих у власти политиков, интересам и конкурентоспособности отдельных отраслей экономики и промышленности, а также интересам отдельных финансово-промышленных групп, компаний, кланов.

В современной мировой практике применения санкций можно выделить несколько интересных аспектов — тенденций.

Во-первых, в последние десятилетия существенно расширился спектр целей применения санкций. Если в период между двумя мировыми войнами санкции применялись в основном для предотвращения (наказания) военных интервенций и как часть общих усилий государства в войне, то в последующие десятилетия санкции стали преследовать такие задачи, как прекращение региональных конфликтов, продвижения распространения демократии и политических свобод, утверждение прав человека, предотвращение распространения ядерного оружия, освобождения заложников и освобождение захваченных территорий. «Санкции стали стандартным инструментом, используемым государствами-инициаторами для осуществления давления на страны-объекты по любому аспекту политики последних, с которыми страны-инициаторы были не согласны» [2].

Во-вторых, с течением времени санкции стали обходиться странам-субъектам все дешевле. Этот вывод можно сделать по данным исследования Л. Дэвиса и С. Энгермана [3]. Однако в указанном исследовании анализируются санкции, вводимые до 2000-х гг., т. е. до активного внедрения Интернета и информационных технологий в повседневную жизнь и экономику. Представляется, что сегодня, в условиях глобализации, а также усиления взаимозависимости экономик всех стран, «себестоимость» санкций для страны-инициатора может повыситься. Цена санкций для страны-инициатора включает следующие элементы: прямые потери для экономики страны-инициатора (снижение продаж и доходов, удешевление стоимости активов в стране-объекте санкций, принадлежащих компаниям страны-субъекта санкций, потери от снижения занятости в стране-субъекте); непрямые убытки (рост себестоимости производства, связанный с уменьшением объема производства, дополнительные расходы на лоббирование интересов бизнеса в правительстве с целью избежать введения санкций); потеря позиций на рынке страны-объекта (быстро заполняется либо иностранным конкурентом, либо местными производителями). Кроме того, от санкций есть и политический ущерб. Примером политических последствий введения американских и европейских санкций можно назвать Россию. Именно европейские санкции заставили Россию искать новых партнеров и единомышленников в Азии.

Помимо всего прочего, введение санкций никогда не повышает популярность страны, объявившей санкции, в глазах народа страны-объекта санкций. Так, например, по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в августе 2014 г., среди стран, которые ввели санкции, подавляющее большинство россиян отмечали прежде всего США, а среди преследуемых санкциями целей самыми популярными ответами были: «Ослабить Россию, замедлить развитие и усиление влияния на мировой арене», «Руководители стран идут на поводу у США», «Пытаются доказать свое влияние, подавить, заставить подчиниться». Такие ответы дали в совокупности почти 60 % респондентов [4].

В-третьих, в большинстве случаев экономическим санкциям не удается нанести экономике страны-объекта существенного ущерба. Cредняя результативность санкций в XX в. составила примерно 30 %. Кроме того, результативность санкций в период между 1945 и1970 г. была в среднем выше, чем после 1970 г. [2]. Исключением стали санкции против Ирака в 1990 г., когда ВВП Ирака в результате санкций упал более чем на 42 %, а также санкции Великобритании против Родезии (1965—1979), стоившие Родезии 10 % ВВП. В большинстве других случаев падение ВВП стран-объектов санкций составило 3—8 %, что не является критическим для государства.

Причина снижения эффективности санкций[2] видится в глобализации, которая превратила мировую экономику в единый рынок, позволив странам значительно диверсифицировать экспортно-импортные потоки за счет доступа к международным рынкам. С другой стороны, как отмечает М. Братерский, «финансовая и информационная составляющие глобализации позволяют легче отслеживать прохождение международных платежей и финансовых потоков в целом, что дает развитым странам — обладателям мировых резервных валют больше возможностей вмешиваться в финансовую сторону мировой торговли и блокировать торговые операции через финансовую сферу. По этой причине в последние годы акцент в практике применения экономический санкций смещается с собственно торговых санкций на финансовые санкции» [2]. И это можно считать четвертой тенденцией в мировой практике применения санкций.

В-пятых, успех санкций не гарантируется участием в них крупного государства (как, например, США). Величина итогового экономического ущерба зависит от географических факторов (близости), сложившихся потоков торговли и сравнительных размеров экономик двух сторон. Как правило, торговые санкции вводятся страной с большей экономикой против страны с меньшей экономикой, делая тем самым возможные ответные меры бессмысленными. Успех санкций также зависит от внешней политики страны-объекта. Если она поддерживает со своими соседями хорошие отношения, результативность вводимых против нее санкций будет снижаться, так как страна-объект будет иметь много альтернативных возможностей для торговли. По этой причине страны, вводящие экономические санкции против некоего государства, обычно стремятся заручиться поддержкой соседей этого государства, даже если соседи не имеют прямого отношения к возникшему конфликту. А в современной глобализированной экономике с присущей ей открытостью и доступностью зарубежных рынков коллективный формат санкций в принципе является гораздо более эффективным[3].

Далее поговорим о санкционной войне России и западных стран, начавшейся из-за событий на Украине.

Санкции и контрсанкции 2014 года

В марте 2014 г. после вхождения Крыма в состав России ряд международных организаций, блоков и стран объявили о введении санкций в отношении России. С марта список санкций неоднократно дополнялся новыми мерами. Последнее расширение санкций произошло в сентябре этого года. В табл. 1 представлен перечень основных санкций по состоянию на начало ноября 2014 г.

Таблица 1

Санкции против России, введенные в связи с обострением политической ситуации на Украине, международными организациями и блоками (по состоянию на 11.11.2014)

Кто? (субъект санкций) Что? (содержание санкций)
Европейский союз
  • Введены санкции против 108 российских и крымских политиков и чиновников (запрет въезда на территорию Евросоюза или транзита, замораживание средств).
  • Отменены саммит Россия — ЕС, конференция «Энергетический диалог Россия — ЕС: газовый аспект».
  • Запрещена выдача в России виз жителям Крыма.
  • Введены санкции против более 30 компаний, в их числе: «Добролет», «Алмаз-Антей», «Сбербанк России», Банк ВТБ, «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк», российские оборонные концерны «Сириус», «Станкоинструмент», «Химкомпозит»,  «Калашников», Тульский оружейный завод, «Технологии машиностроения», НПО «Высокоточные комплексы», концерн ПВО «Алмаз-Антей» и НПО «Базальт» и др.
  • Европейский инвестиционный банк прекратил новое финансирование проектов в России.
  • В Крыму и Севастополе установлен запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов. Запрещена поставка оборудования для этих секторов, а также оказание для них финансовых и страховых услуг. Установлен запрет на покупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды. Европейским финансовым структурам запрещено выдавать кредиты или приобретать доли в проектах, которые затронуты секторальными санкциями.
  • Наложено эмбарго на импорт и экспорт оружия и подобного материала в Россию; запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям. Обязал экспортеров получать предварительное разрешение компетентных органов государств-членов на экспорт определенных видов энергетического оборудования и технологий в Россию, а также ввел запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти.
  • Запрещена организация долгового финансирования трех топливно-энергетических компаний России: «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти». Запрещены торговля облигациями этих компаний со сроком обращения свыше 30 дней и участие в организации выпусков таких бумаг.
  • Введены ограничения на предоставление займов и инвестиционных услуг для «Сбербанка России», Банка ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка». Запрещена выдача им кредитов сроком более 30 дней, приобретение и торговля их новыми облигациями, акциями и подобными фининструментами сроком обращения более 30 дней.
  • Запрещена организация долгового финансирования для трех крупнейших оборонных концернов России: «Уралвагонзавода», «Оборонпрома», «Объединенной авиастроительной корпорации»
НАТО
  • Россия исключена из процесса ликвидации сирийского химического оружия.
  • Приостановлены все формы сотрудничества с Россией, кроме переговоров на уровне послов и выше.
  • Отозвано ассоциированное членство российского парламента в Парламентской ассамблее НАТО.
  • Прекращено сотрудничество с Россией
ОЭСР
  • Приостановлен процесс принятия России в состав ОЭСР
Совет Европы
  • Отменены все запланированные мероприятия в России.
  • Российская делегация лишена права голоса, ее представителям запрещено занимать руководящие должности в Парламентской ассамблее Совета Европы, а также российским представителям запрещено участвовать в миссиях наблюдателей Парламентской ассамблеи Совета Европы до конца 2014 г.
Европейская организация по безопасности аэронавигации
  • Запрещено осуществление авиаперелетов в Крым и в воздушном пространстве Крыма

 

G8 «Большая восьмерка»
  • Отменен саммит «Группы восьми», который должен был пройти в июне в Сочи.
  • Приостановлено участие России
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
  • Отменено запланированное пленарное заседание в Москве, несмотря на то что Россия в первом полугодии 2014 г. являлась председательствующей в организации страной.
  • Принято решение не проводить совместное пленарное заседание с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма
ЕБРР
  • Заморожено принятие решений о новых проектах в России
Командование воздушно-космической обороны Северной Америки
  • Отменены совместные военные учения с Россией «Vigilant Eagle», которые должны были пройти у побережья Аляски

 

Источник: составлено автором.

Кроме указанных в таблице организаций, санкции были поддержаны и дополнительно введены отдельными странами, прежде всего США. Позднее к ним присоединились Канада, Швейцария, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Норвегия. Обобщая суть экономических санкций из вышеприведенного списка, надо отметить, что они нацелены прежде всего на ущемление интересов конкретных лиц и отдельные российские компании. На сегодняшний день под санкции со стороны ЕС, США и других стран попали 133 человека и 54 российские компании [5]. Самыми неприятными стали санкции, ограничивающие доступ российских компаний (в первую очередь оборонных и энергетических) к технологиям, а также доступ компаний и банков (преимущественно государственных) на международный финансовый рынок, ограничения по инвестициям.

В ответ на санкции стран Запада Россия 7 августа 2014 г. ввела продуктовое эмбарго сроком на один год для ряда товаров из США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. В список запрещенных товаров попали говядина, свинина, фрукты, птица, сыры и молочная продукция, орехи и другие продукты [6]. По данным ФТС, в 2013 г. импорт продовольствия в Россию составил 13,4 % всего импорта. При этом доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами составляет 37 % [7], т. е. достаточно много. А на некоторых рынках, особенно мяса, рыбы и фруктов, позиции импортеров очень сильны. Так, по данным Федеральной таможенной службы, доля стран, попавших под запрет в импорте, выше всего на рынке свинины (72,9 %), а также птицы (64,2 %). Кроме того, 60,1 % всех импортируемых сыров приходится на запрещенные страны. В среднем около 40 % всего импортируемого Россией продовольствия производится в странах ЕС, США, а также в других странах, попавших под запрет.

Контрсанкции России, а также объявленный правительством курс на импортозамещение были восприняты россиянами как благо. Многие годы отечественные производители ведут жесткую конкурентную борьбу с импортными товарами. Однако переход на плавающий курс и резкое падение рубля к основным валютам, рост цен на продовольствие, а также общее замедление российской экономики вызывают тревогу населения.

А какие последствия возникают в условиях санкций для внешней торговли Карелии?

 

Внешняя торговля Карелии в 2014 году

Основу промышленности Республики Карелия составляют лесопромышленный и горнопромышленный комплексы, машиностроение, электроэнергетика и пищевая промышленность. Республика Карелия, учитывая ее приграничное положение (здесь расположена самая протяженная граница РФ с Европейским союзом), имеет хорошие возможности для развития внешней торговли.Две трети продукции промышленных предприятий (прежде всего лесопромышленного комплекса) поставляется на экспорт. По широте географии внешнеэкономических связей, по объему экспорта на душу населения Республика Карелия находится в числе лидирующих регионов РФ. По данным ФТС, объем экспорта в первом полугодии 2014 г. составил 534 млн долл., импорта — 86 млн долл. [8]. Это меньше, чем в аналогичном периоде 2013 г. и даже 2012 и 2011 гг. Скорее всего, одним из основных факторов этого снижения явилось обострение политической обстановки в мире. Распределение экспортных и импортных операций республики в страновом разрезе представлено в табл. 2.

 

Таблица 2

Основные торговые партнеры Республики Карелия
по экспорту и импорту, январь — июнь 2014 г., %

ЭКСПОРТ ИМПОРТ
Страна Доля в экспорте, % Страна Доля в импорте, %
Страны дальнего зарубежья, всего 96,44 Страны дальнего зарубежья, всего 97,30
В том числе: Турция 23,02 В том числе: Финляндия 37,06
Великобритания 18,83 Швеция 10,89
Финляндия 18,34 Эстония 6,07
Нидерланды 7,16 Германия 5,63
Германия 3,97 Швейцария 5,05
Эстония 2,66 Япония 5,03
Египет 2,29 США 4,88
Испания 2,21 Ирландия 4,68
Индия 2,07 Китай 3,39
Италия 2,00 Франция 1,63
Франция 1,77 Чешская Республика 1,42
Пакистан 1,50 Италия 1,24
Индонезия 1,47 Нидерланды 1,24
Китай 1,23 Испания 1,22
Румыния 0,66 Великобритания 1,19
Мексика 0,65 Австрия 1,10
Бельгия 0,55 Турция 0,90
Малайзия 0,53 Бельгия 0,65
Вьетнам 0,50 Австралия 0,55
ОАЭ 0,50 Марокко 0,39
Страны СНГ, всего 3,56 Страны СНГ, всего 2,70
В том числе: Украина 3,06 В том числе: Украина 2,70
Киргизия 0,19
Узбекистан 0,09
Республика Молдова 0,09
Азербайджан 0,07
Туркмения 0,05
Армения 0,01

Источник: рассчитано автором по данным Федеральной таможенной службы.

Как видно из данных табл. 2, подавляющая часть торговых сделок, как по экспорту, так и по импорту, приходится на страны дальнего зарубежья. Около четверти внешнеторгового оборота республики приходится на долю Финляндии (23,3 %), более половины (55 %) — на страны Европейского союза.

Несмотря на то что спектр стран, куда карельские предприятия поставляют продукцию, достаточно широк, к сожалению, с точки зрения товарной структуры экспорт диверсифицирован слабо, а основная часть экспортных товаров — продукция «первого передела», т. е. имеющая низкую добавленную стоимость (табл. 3).

 

Таблица 3

Товарная структура экспорта и импорта Республики Карелия,
январь — июнь 2014 г., %

Наименование товара Страны СНГ, % Страны дальнего зарубежья, % ВСЕГО, %
экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 0,28 0,19 2,49 16,91 2,76 17,09
Минеральные продукты 1,26 0,00 57,32 0,62 58,57 0,62
Топливно-энергетические товары 0,00 0,00 0,02 0,39 0,02 0,39
Продукция химической промышленности, каучук 0,00 1,00 0,71 23,78 0,71 24,78
Кожевенное сырье, пушнина, изделия из них 0,00 0,00 0,00 0,02 0,00 0,02
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 1,97 0,00 32,48 23,02 34,45 23,02
Текстиль, текстильные изделия и обувь 0,00 0,00 0,04 2,84 0,04 2,84
Металлы и изделия из них 0,00 1,16 1,10 1,60 1,10 2,76
Машины, оборудование и транспортные средства 0,05 0,34 1,56 25,57 1,61 25,91
Другие товары 0,00 0,00 0,74 2,56 0,74 2,56
Всего 3,56 2,69 96,44 97,31 100,00 100,00

Источник: рассчитано автором по данным Федеральной таможенной службы.

Так, основная часть экспорта (58,6 %) приходится на минеральное сырье (руды). Древесина (лесоматериалы обработанные и необработанные, щепа, опилки и отходы) и целлюлозно-бумажные изделия составляют вторую по значимости статью экспорта Карелии (34,5 %). В сумме эти две статьи составляют более 90 % (93,1!) экспорта республики. В табл. 4 представлена товарная структура экспорта Карелии в шесть стран, которые являются крупнейшими партнерами республики по этому виду торговых сделок. В них Карелия вывозит почти 75 % своей продукции.

 

Таблица 4

Товарная структура экспорта Республики Карелия по некоторым крупнейшим странам-партнерам, январь — июнь 2014 г., %

Страна Наименование товара Доля в общем объеме экспорта, % Доля в экспорте в данную страну, %
Турция   Всего 23,02 100,00
В том числе: Руды, шлак и зола   20,96   91,05
Бумага и картон 1,71 7,43
Суда, лодки и плавучие конструкции 0,21 0,91
Масса из древесины / целлюлозных материалов;
макулатура и отходы
0,07 0,30
Прочие химические продукты 0,06 0,26
Соединенное Королевство Всего 18,83 100,00
В том числе: Руды, шлак и зола   17,92   95,17
Древесина и изделия из нее, древесный уголь 0,83 4,41
Масса из древесины / целлюлозных материалов;
макулатура и отходы
0,08 0,42
Финляндия Всего 18,34 100,00
В том числе: Древесина и изделия из нее, древесный уголь   9,81   53,49
Руды, шлак и зола 7,16 39,04
Масса из древесины / целлюлозных материалов;
макулатура и отходы
0,24 1,31
Прочие химические продукты 0,21 1,16
Взрывчатые вещества; пиротехнические изделия; спички; пирофорные сплавы; некоторые горючие вещества 0,19 1,04
Игрушки, игры и спортивный инвентарь;
их части и принадлежности
0,48 2,62
Мебель; постельные принадлежности;
сборные строительные конструкции
0,09 0,49
Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали 0,04 0,22
Черные металлы 0,03 0,16
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука 0,02 0,11
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 0,02 0,11
Реакторы ядерные, котлы,
оборудование и механические устройства; их части
0,02 0,11
Бумага и картон 0,01 0,05
Растительные материалы для изготовления плетеных изделий; прочие продукты растительного происхождения 0,01 0,05
Пластмассы и изделия из них 0,01 0,05
Нидерланды Всего 7,16 100,00
В том числе: Руды, шлак и зола   3,43   47,91
Рыба и ракообразные, моллюски 2,28 31,84
Алюминий и изделия из него 0,78 10,89
Бумага и картон 0,45 6,28
Древесина и изделия из нее, древесный уголь 0,21 2,93
Германия Всего 3,97 100,00
В том числе: Бумага и картон   2,22   55,92
Руды, шлак и зола 1,08 27,20
Масса из древесины / целлюлозных материалов;
макулатура и отходы
0,27 6,80
Черные металлы 0,17 4,28
Древесина и изделия из нее, древесный уголь 0,06 1,51
Прочие химические продукты 0,06 1,51
Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов
или корки дынь
0,04 1,01
Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина 0,01 0,25
Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы,
известь и цемент
0,01 0,25
Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды
или аналогичных материалов
0,01 0,25
Украина Всего 3,06 100,00
В том числе: Руды, шлак и зола 1,25 40,85
Бумага и картон 1,14 37,25
Масса из древесины / целлюлозных материалов;
макулатура и отходы
0,49 16,01
Злаки 0,03 0,98
Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды 0,02 0,65
Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала
или молока; мучные кондитерские изделия
0,02 0,65
Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина 0,01 0,33

Источник: рассчитано автором по данным Федеральной таможенной службы.

Как видно из данных табл. 4, руда является для большинства стран наиболее значимой позицией и занимает от почти 30 % (Германия) до более 90 % (Турция) экспорта в эти страны. В целом, анализируя вышеприведенные данные об экспорте в страновом разрезе, мы приходим к подтверждению тезиса о слабой диверсификации карельского экспорта.

Напротив, в импорте гораздо больше разнообразия и при этом преобладает продукция с высокой добавленной стоимостью. Более четверти (26 %) составляют машины, оборудование и транспортные средства, еще четверть приходится на продукцию химической промышленности и чуть менее четверти (23 %) — на целлюлозно-бумажные изделия. Продовольствие (с которым связаны введенные Россией контрсанкции) занимает четвертую по значимости позицию (17,1 %). Рост по этой статье существенен, особенно учитывая то, что еще в 2012 г. этот показатель составлял 9,1 % [9]! При этом продукты и сельскохозяйственное сырье практически полностью импортируются из стран дальнего зарубежья. По данным Карелиястата, сегодня доля импортного продовольствия в общем объеме товарооборота на рынке Карелии составляет 30 % (в 2013 г. — 22 %) [7]. Таким образом, можно говорить о достаточно серьезной зависимости внутреннего рынка Карелии от импортного продовольствия и усилении этой тенденции со временем. Товарная структура импорта по отдельным наиболее значимым странам представлена в табл. 5.

Таблица 5

Товарная структура импорта Республики Карелия по некоторым крупнейшим странам-партнерам, январь — июнь 2014 г., %

Страна Наименование товара Доля в общем объеме импорта, % Доля в импорте из данной страны, %
Финляндия   Всего 37,06 100,00
В том числе: Масса из древесины /целлюлозных материалов;
макулатура и отходы
13,37 36,08
Остатки и отходы пищевой промышленности;
готовые корма для животных
7,08 19,1
Реакторы ядерные, котлы, оборудование
и механические устройства; их части
6,24 16,84
Игрушки, игры и спортивный инвентарь 1,5 4,05
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука 1,44 3,89
Бумага и картон 1,29 3,48
Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус 1,20 3,24
Мебель; постельные принадлежности;
сборные строительные конструкции
0,88 2,37
Прочие химические продукты 0,76 2,05
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 0,39 1,05
Рыба и ракообразные, моллюски
и прочие водные беспозвоночные
0,38 1,03
Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава 0,31 0,84
Изделия из черных металлов 0,3 0,81
Текстильные материалы, пропитанные, с покрытием
или дублированные; текстильные изделия технического назначения
0,24 0,65
Какао и продукты из него 0,21 0,57
Пластмассы и изделия из них 0,2 0,54
Сахар и кондитерские изделия из сахара 0,18 0,49
Прочее 1,08 2,92
Швеция Всего 10,89 100,00
В том числе : Бумага и картон   8,29   76,12
Реакторы ядерные, котлы, оборудование
и механические устройства
0,69 6,34
Текстильные материалы, пропитанные, с покрытием
или дублированные; текстильные изделия технического назначения
0,59 5,42
Взрывчатые вещества; пиротехнические изделия; спички; пирофорные сплавы; некоторые горючие вещества 0,58 5,33
Изделия из черных металлов 0,16 1,47
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука 0,16 1,47
Пластмассы и изделия из них 0,11 1,0
Инструменты, приспособления, ножевые изделия, ложки и вилки из недрагоценных металлов 0,11 1,0
Прочее 0,18 1,65
Эстония Всего 6,07 100,00
В том числе: Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности 3,71 61,12
Пластмассы и изделия из них 1,63 26,85
Каучук, резина и изделия из них 0,35 5,77
Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус 0,18 2,97
Изделия из черных металлов 0,08 1,32
Алюминий и изделия из него 0,04 0,66
Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические 0,02 0,33
Бумага и картон; изделия из бумажной массы,
бумаги или картона
0,01 0,16
Текстильные материалы, пропитанные, с покрытием
или дублированные; текстильные изделия технического назначения
0,01 0,16
Украина Всего 2,70 100,00
В том числе: Изделия из черных металлов   1,17   43,33
Пластмассы и изделия из них 0,87 32,22
Реакторы ядерные, котлы, оборудование
и механические устройства; их части
0,34 12,59
Каучук, резина и изделия из них 0,14 5,19
Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды 0,07 2,59
Продукты переработки овощей, фруктов, орехов
или прочих частей растений
0,06 2,22
Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус 0,06 2,22

Источник: рассчитано автором по данным Федеральной таможенной службы.

Что касается оценки ущерба от санкций, к сожалению, на момент написания статьи данные ФТС о торговле в третьем квартале еще не опубликованы, поэтому оценить в абсолютных показателях масштабы падения внешнеторговых оборотов пока невозможно. Однако, представляется, что первые оценки ущербу от санкций можно дать по следующим косвенным показателям: рост цен и резкое падение курса рубля. Ведь это ведет к росту расходов разных групп экономических агентов и, соответственно, к определенному снижению уровня жизни.

Вслед за падением рубля с августа нынешнего года по отношению к доллару почти на 35 % и евро на 28 % закупочные цены на импортируемые товары также выросли, а следовательно, и цены для конечных потребителей. И поскольку на карельском рынке продуктов питания импорт занимает достаточно большую долю (30 %), а также вследствие сокращения предложения (в результате эмбарго), естественно, несмотря на заверения политиков, цены на продовольствие за 10 месяцев 2014 г. показали существенно более высокую динамику по сравнению с остальными категориями товаров. По данным Карелиястата, цены на продукты питания за январь — октябрь 2014 г. выросли на 10,6 % (тогда как на непродовольственные товары за этот же период цены выросли на 3,2 %, а услуги — на 5,2 %). Учитывая продуктовое эмбарго и динамику курса рубля, по всей вероятности, следует ожидать и дальнейшего роста цен.

Данные Карелиястата о производстве продуктов питания в целом не свидетельствуют о серьезном оживлении в отрасли. Несмотря на то что индекс промышленного производства пищевых продуктов в сентябре 2014 г. к августу составил 106,2 % [10], это всего лишь 91,1 % от производства в сентябре 2013 г. Увеличение объемов наблюдалось по мясу и субпродуктам убойных животных, колбасе и молоку. Индекс предпринимательской уверенности после роста летом 2014 г. в сентябре упал до уровня ниже, чем в прошлом году. А индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле в третьем квартале и вовсе упал до отрицательных значений (-0,88 %), в то время как в среднем по РФ этот показатель составляет 6,33 %, а в прошлом году в третьем квартале и в Карелии он был положительным (7,21 %). Большинство предпринимателей не ожидают роста спроса на свою продукцию.

Санкции, однако, имеют двусторонний эффект. Финляндия, основной внешнеторговый партнер Карелии, четверть экспорта которой до 2014 г. потребляла Россия, также отмечает потери. Так, например, финские производители молочных продуктов потеряли 200 млн долл. в результате ограничения на поставки в Россию. Об этом свидетельствуют данные Минсельхоза Финляндии [11]. В августе 2014 г. Финляндия сократила поставки продуктов в Россию более чем на 60 % по сравнению с июлем. Частично возместить эти убытки собирается Евросоюз: 10 ноября должно было состояться совещание на уровне министров сельского хозяйства и рыболовства, на котором предполагалось обсудить дополнительные меры поддержки европейских производителей в условиях российского эмбарго.

Карельским предприятиям также нужна поддержка. И в этом вопросе много нерешенных проблем. Карелии, несмотря на существенно менее благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, выделяется столько же средств, сколько, например, Краснодарскому краю. Между тем затраты, и прежде всего на электроэнергию, у нас гораздо выше. Учитывая постоянный рост тарифов естественных монополий, проблема становится намного серьезнее.

Таким образом, на сегодняшний день санкции не оказали существенного положительного влияния на карельских производителей, а также специализацию Карелии во внешней торговле. Объемы импорта уменьшились, однако объемы собственного производства выросли незначительно. При этом негативные последствия санкций можно ощущать в росте цен на продовольственные товары, а также в падении курса рубля по отношению к основным валютам. Несмотря на то что санкции, казалось, открывают перед Карелией новые возможности — возможности освоения внутреннего рынка, а также диверсификации региональной экономики, — пока данных, подтверждающих этот тезис, нет.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012―2016 гг.

 

Список литературы

  1. Daoudi M. S. Economic Sanctions: Ideals and Experience / M. S. Daoudi, M. S. Dajani. London, 1983. P. 5—8.
  2. Братерский М. В. Торгово-экономические санкции : эффективность, цена, проблемы использования [Электронный ресурс]. URL:http://www.pandia.ru/text/78/070/490.php,свободный (дата обращения: 12.11.2014).
  3. Davis L. Sanctions: Neither War nor Peace / L. Davis, S. Engerman // Journal of Economic Perspectives. 2003. Vol. 17. No. 2. P. 192.
  4. Антироссийские санкции: причины и последствия [Электронный ресурс]. URL:http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114934,свободный (дата обращения: 08.11.2014).
  5. Санкции против РФ — это идеализм без реализма, считает финский политик [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20141009/1027678123.html#ixzz3FuWMGOx9,свободный (дата обращения: 10.11.2014).
  6. Товары, импорт которых в Россию будет ограничен [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/spravka/20140807/1019151597.html#ixzz3FuZUhO30,свободный (дата обращения: 12.11.2014).
  7. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do,свободный (дата обращения: 13.11.2014).
  8. Внешняя торговля субъектов Российской Федерации СЗФО / Федеральная таможенная служба. Северо-Западное таможенное управление [Электронный ресурс]. URL: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=189&Itemid=104,свободный (дата обращения: 14.11.2014).
  9. Мартюкова Е. Г. Современное состояние внешнеэкономической деятельности в Республике Карелия // Предпринимательство. 2013. № 7. С. 26—32.
  10. Промышленное производство / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия [Электронный ресурс]. URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/f4ec5b0043c0bc8c85bec5726188a9b4/09-21- 20+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+.pdf ,свободный (дата обращения: 15.11.2014)
  11. Финские молочники оценили убытки от российских санкций. [Электронный ресурс]. URL: http://news.mail.ru/economics/20094050/?story=sankcii,свободный (дата обращения: 14.11.2014).

 

References

  1. Daoudi, M.S., Dajani M.S. Economic Sanctions: Ideals and Experience. London, 1983. pp. 5-8.
  2. Braterskiy M.B. Economic sanctions: efficiency, price, problems of usage. [Torgovo-economicheskie sanktsii: effectivnost’, tsena, problemy ispol’zovaniya]. – [Electronic resource] Available at:  http://www.pandia.ru/text/78/070/490.php (accessed 12.10.2014)
  3. Davis L., Engerman, S. Sanctions: Neither War nor Peace. Journal of Economic Perspectives. Vol.17 No. 2, 2003 p.192
  4. Sanctions against Russia: reasons and consequences [Antirossiyskie sanktsii: prichiny i posledstviya] [Electronic resource] Available at:  http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114934 (accessed 08.11.2014)
  5. Sanctions against Russia is idealism without realism, says Finnish politician [Sanktsii protiv RF – eto idealism bez realisma, schitaet finskiy politik] [Electronic resource] Available at:  http://ria.ru/economy/20141009/1027678123.html#ixzz3FuWMGOx9 (accessed 10.11.2014)
  6. Products that will be limited in imports to Russia. [Tovary import kotorykh v Russiyu budet ogranichen.] [Electronic resource] Available at: http://ria.ru/spravka/20140807/1019151597.html#ixzz3FuZUhO30 (accessed 12.10.2014)
  7. United interdepartment informational and statistical database. [Electronic resource] Available at:  http://www.fedstat.ru/indicator/data.do (accessed 13.11.2014)
  8. Officials site of Federal customs service. North-west department. [Electronic resource] Available at:  http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=189&Itemid=104 (accessed 14.11.2014)
  9. Martyukova E. Modern state of international economic activity in Karelia [Sovremennoe sostoyanie vneshneekonomicheskoy deyatel’nosti v respublike Kareliya] // Predprinimatel’stvo [Enterprise].  2013. № 7.  P. 26—32.
  10. Official site of Territory department of Federal service of state statistics of Karelia [Electronic resource] Available at:   http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/f4ec5b0043c0bc8c85bec5726188a9b4/09-21- 20+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+.pdf (accessed 15.11.2014)
  11. Finnish producers of milk have evaluated losses of the Russian sanctions [Finskie molochniki otsenili ubytki ot rossiyskikh sanktsiy] [Electronic resource] Available at:  http://news.mail.ru/economics/20094050/?story=sankcii (accessed 14.11.2014)

 



Просмотров: 2733; Скачиваний: 460;