Смирнова А. А. Об участии Петргу в Российско-Норвежском проекте "Barents peace education network" (bpen) // Studia Humanitatis Borealis. 2014. № 2. С. 117–122.


Выпуск № 2 (2014)

Хроника научных мероприятий

pdf-версия статьи

Об участии Петргу в Российско-Норвежском проекте "Barents peace education network" (bpen)

Смирнова
   Александра
   Александровна
преподаватель кафедра зарубежной истории, политологии и международных отношений,
Петрозаводский государственный университет, Институт истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, alexandrasmirnova11@gmail.com

Подходит к концу второй год реализации проекта “Barents Peace Education Network” (Сеть образования в целях мира в Баренц-регионе). Целью проекта является учреждение устойчивой сети сотрудничества между университетами в Баренц-регионе для развития и продвижения образования в целях мира (peace education).  Партнерами в проекте выступают Университет Тромсё (Арктический университет Норвегии), Петрозаводский государственный университет, Мурманский государственный гуманитарный университет, а также Северный (Арктический) федеральный университет (г. Архангельск).

В 2013 году инициатором проекта выступил Центр изучения проблем мира Университета Тромсё. В частности, идея сотрудничества Тромсё с Северо-западными регионами России по продвижению идей мира принадлежала сотруднице Центра Екатерине Труновой, в прошлом выпускнице исторического факультета ПетрГУ.

Проект BPEN нацелен на сотрудничество регионов по трем основным направлениям:  исследовательская деятельность, образовательные программы,  практическая работа по урегулированию и трансформации конфликтов. В связи с этим, проект предполагает вовлечение представителей школ и общественных организаций. Взаимодействие вузов с общественными организациями и специалистами общеобразовательных школ может создать новую площадку для развития теоретических знаний и применения их на практике в регионах. Так, к примеру, участники проекта надеются, что исследования проблем мира и развитие образования в целях мира могут улучшить способности граждан и общественных групп разрешать конфликтные ситуации в Баренц-регионе.

Задачами проекта являются:

– создание дополнительных возможностей для сотрудничества и обмена знаниями между университетами в Баренц-регионе;

– развитие компетенций участников в разрешении конфликтов на практике и содействие развитию образовательных программ по конфликтному менеджменту в регионах Северо-Запада России;

– продвижение сотрудничества общественных организаций и университетской среды в сфере образования в целях мира и практической конфликтологии;

– проведение совместных исследований и популяризация знаний по актуальным проблемам трансграничных знаний (cross-border knowledge); истории арктического  мира;  проблем инклюзии обществ и толерантности, а также по вопросам практики примирения, медиации и диалога.

Первый сбор участников BPEN из четырех регионов состоялся в Петрозаводске в октябре 2013 года. Конференция, на которой присутствовали представители университетов, школ и общественных организаций, была посвящена норвежскому опыту работы с конфликтами, а именно, медиации, организации межгруппового диалога и практикам примирения. Перед участниками выступили Ида Хюде и Магнус Лённеберг (Норвежская служба медиации), Норунн Гранде (Центр мира и диалога им. Ф. Нансена), а также Сюнёве Фалден (рабочая группа «Сабона»). На конференции обсуждались опыт и возможности реализации этих практик в России, а также были предприняты попытки составить план дальнейшего развития проекта в этой области с учетом особенностей регионов.

В ноябре того же года в университете Тромсё состоялась вторая конференция по проекту, которая, в свою очередь, была посвящена научному и образовательному сотрудничеству, а также детальному обсуждению практической работы  по трансформации конфликтов в регионах.

От ПетрГУ в конференции приняли участие начальник Управления по инновационно-производственной деятельности О. Ю. Дербенева, директор Института североевропейских исследований Ю. М. Килин и преподаватель кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений А. А. Смирнова. Поскольку конференция по-прежнему носила ознакомительный характер для участников из четырех регионов, сотрудники ПетрГУ выступали с докладами об особенностях развития науки и образования в университете. В рамках разработки тематической составляющей проекта были сделаны обзоры медиативной деятельности в России и Республике Карелия (Ю. М. Килин) и освещены особенности российского научного восприятия проблематики безопасности и мира (А. А. Смирнова). Немаловажно и то, что вниманию участников начинающегося проекта был представлен опыт других, успешно реализуемых исследователями Баренц-региона проектов: “Border esthetics”, “Neighborly asymmetry. Norway and Russia 1814—2014” и “Children and Youth at Risk in the Barents region 2008—2015”.

На конференции было принято решение, что следующий этап сотрудничества будет включать организацию совместных научных мероприятий, летних и зимних школ, обмены между преподавателями университета, представителями общественных организаций и студентами, а в долгосрочной перспективе — создание совместной образовательной программы магистратуры.

В 2014 году получило большее развитие направление практической трансформации конфликтов. Благодаря поддержке Баренц Секретариата в рамках BPEN были организованы два семинара-тренинга для представителей университетов, школ и общественных организаций, имеющих практику работы с межличностными или межгрупповыми конфликтами. От ПетрГУ в семинарах приняли участие сотрудники кафедры психологии Ю. И. Мельник и В. Н. Колесников, преподаватель кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений А. А. Смирнова,  магистранты кафедры психологии Мария Хартман и Александр Потапов, имеющие опыт работы в школах Петрозаводска. Помимо нашего университета в мероприятиях приняли участие сотрудники Карельского ресурсного центра общественных организаций и Карельской службы примирения.

Первый семинар в рамках направления практической конфликтологии «Conflict transformation through dialogue» («Разрешение конфликтов через диалог») проходил с 20 по 25 октября в Норвегии, в городе Лиллехаммер. Мероприятие было посвящено методике организации диалога между конфликтующими сторонами и проводилось представителями Центра мира и диалога имени Ф. Нансена (Nansen Fredssenter) Кристиан Сихаусен и Татьяной Попович (Nansen Dialiogue Network).

Данная организация уже более 35 лет работает в сфере трансформации конфликтов в Норвегии и за ее пределами. Большую роль в работе центра Ф. Нансена играют организация межкультурного диалога между диаспорами и местными жителями сообществ Норвегии, работа по восстановлению межгрупповых отношений в государствах бывшей Югославии, а также проведение тренингов и восстановительных практик после военных действий в таких государствах, как Афганистан, Эритрея, Ирак  и Ливан.

Семинар включал в себя мастер-классы по организации мероприятий для продвижения межкультурного диалога и трансформации конфликта, методики работы с группами, а также демонстрацию опыта сотрудников Центра мира и диалога им. Ф. Нансена по работе в других регионах. Обучение проходило в формате тренинга с использованием разнообразных практических упражнений и ролевых игр.

Второй обучающий семинар в рамках практического измерения BPEN “Sabona — Tools for Social Interaction & Effective Conflict Handling” («Сабона  — инструменты социального взаимодействия и эффективного решения конфликта») прошел в декабре этого года на базе Мурманского государственного гуманитарного университета. Семинар, сочетающий теорию конфликта и практические занятия, был проведен представителями рабочей группы «Сабона» Сюнёве Фалден и Ириной Бёмер,

Данная группа, включающая конфликтологов-практиков, уже более 15 лет тесно сотрудничает с ведущим мировым специалистом по конфликтологии и исследованию проблем мира  Йоханом Галтунгом. Группа «Сабона» начала свою работу в 1998 году при поддержке международной сети по трансформации конфликтов TRANSCEND,  основанной Й. Галтунгом и Ф. Нишимурой. Целью программы «Сабона» с самого начала стало расширение доступности методик урегулирования конфликтов для широких аудиторий. Для этого группа разработала инструменты «Сабоны», иллюстрированные схемы этапов анализа и работы с конфликтом, которые легко запоминаются взрослыми и детьми. Сеть «Сабона» активно работает со школами и детскими садами Норвегии по обучению детей и преподавателей элементарным инструментам для анализа, поиска выхода и разрешения конфликтов.

Одним из результатов практической работы по трансформации конфликтов в рамках BPEN станет публикация пособия по трансформации конфликтов, включающая как опыт специалистов с норвежской стороны (из Центра мира и диалога имени Ф. Нансена и рабочей группы «Сабона»), так и российский опыт по внедрению данных и схожих методик на практике.

Еще одним важным мероприятием 2014 года для проекта “Barents Peace Education Network” стало проведение на базе ПетрГУ международной школы «Конфликты, границы и мир в Северной Европе»,  в которой приняли участие студенты и преподаватели университетов Тромсё (Норвегия), Петрозаводска, Мурманска и Архангельска, а также обучающиеся из Финляндии, Германии, Киргизии и Йемена.

В течение четырех дней более 30 участников обсуждали вопросы внешней политики стран Северной Европы, вклад североевропейских стран в теорию и практику мирного разрешения конфликтов, способы и возможности мирного урегулирования конфликтов на международном и межгрупповом уровне в современных условиях, мирный потенциал парадипломатии и трансграничного взаимодействия.

За четыре рабочих дня участники прослушали лекции: 

«Nordic Peace»   (Видар Вамбхейм, Арктический университет Норвегии);

«Paradiplomacy and bottom-up security in the European North» (Глеб Яровой, ПетрГУ);

«The Russian-Norwegian Border Region as a historic phenomenon» (Мария Ильичева, МГГУ);

«Inter-group conflict: Stereotypes, de-categorization and mutual differentiation» (Видар Вамбхейм, Арктический университет Норвегии);

«Norway, a humanitarian superpower?» (Кристин Смит-Симонсен, Арктический университет Норвегии);

«The head moves only after it is moved by the neck": gender asymmetry embedded in the Russian language and culture» (Лидия Криуля, САФУ);

«The ethnic / indigenous dimension of conflicts in Northern Europe» (Торьер Олсен, Арктический университет Норвегии).

Кроме лекционных занятий, программа школы включала в себя обсуждения в форме семинаров, а также представление студентами и аспирантами своих научных работ по проблематике конфликтологии и исследований проблем мира с их последующим обсуждением участниками школы. Данный формат был заимствован у Международной летней школы в Карелии (International Summer School in Karelia), которая уже более 10 лет проводится на базе ПетрГУ для студентов специальности «международные отношения». Согласно анкетам участников Международной школы, студенты высоко оценили формат, содержание лекций, а также непринужденную атмосферу, в которой проходили занятия.

Школа была организована в рамках Программы развития деятельности студенческих объединений ПетрГУ на 2013—2014 годы и Международного форума «EuroNorth 2014» «Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы: стратегия инновационного развития».

Проект “Barents Peace Education Network” будет официально завершен в конце 2016 года, однако есть основания рассчитывать на устойчивое и плодотворное сотрудничество в будущем.

 

Фотографии: А. А. Смирнова

 

 

 

 

 


Просмотров: 1188; Скачиваний: 359;