Ругачева А. В., Верешко С. С. Проблемы в экономике республики карелия: влияние кризиса или закономерный результат // Studia Humanitatis Borealis. 2015. № 2. С. 43–54.


Выпуск № 2 (2015)

ЭКОНОМИКА

pdf-версия статьи

Проблемы в экономике республики карелия: влияние кризиса или закономерный результат

Ругачева
   Анжела
   Владимировна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономической теории и менеджмента, Петрозаводский государственный университет, экономический факультет,
Петрозаводск, Россия, rav@sampo.ru
Верешко
   Сергей
   Сергеевич
студент III курса бакалавриата, Петрозаводский государственный университет, экономический факультет,
Петрозаводск, Россия, prionegosovet@mail.ru
Ключевые слова:
экономика Республика Карелия
показатели экономического развития Республики Карелия
формирование бюджета Республики Карелия
выпадание налогов из бюджета Республики Карелия
федеральная целевая программа развития Республики Карелия.
Аннотация: В последние годы Республика Карелия занимает крайне низкие позиции в рейтингах, характеризующих социально-экономическое положение и инвестиционную привлекательность региона. Анализ макроэкономических показателей в динамике, а также сравнительный анализ отдельных финансово-экономических показателей с другими регионами страны позволяют прийти к следующим выводам: масштабы экономической деятельности в последние годы сокращались, в экономике региона имеют место структурные диспропорции, нарастают проблемы неплатежеспособности в обрабатывающих производствах, падает жизненный уровень населения. Показатели бюджетной обеспеченности характеризуются существенным дефицитом бюджета, очень большой долговой нагрузкой и ее неблагоприятной структурой. Частично такое положение обусловлено выпадением налога на прибыль в связи со вступлением в силу Федерального Закона от 16.11.2011 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» с 1 января 2012 года.

© Петрозаводский государственный университет


Карелия в 2015 г. вошла в число самых неблагополучных регионов Северо-Запада по соотношению убыточных и прибыльных предприятий. На 1 сентября доля убыточных предприятий в республике составила 48%. Несмотря на столь неблагоприятные результаты экономического развития, есть надежда на улучшение сложившейся ситуации. С 2016 г. начинается реализация федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года", которая предусматривает 52 мероприятия в сфере развития промышленности и экономической инфраструктуры региона с объемом инвестиций 134 889,3 млн. руб.  Губернатор ведет активную работу по привлечению в экономику новых крупных инвесторов, в том числе иностранных. Упорная и непрерывная работа властей по улучшению инвестиционного климата в регионе может обеспечить перспективы устойчивого развития республики.

В текущем 2015 г. были опубликованы результаты исследований ученых Высшей школы экономики по проблемам финансирования социальных расходов за счет федерального и региональных бюджетов. Авторами было выделено пять групп регионов в зависимости от индикаторов бюджетной обеспеченности по итогам 2014 г. В качестве таковых были приняты душевые доходы бюджета, суммарный долг регионов и муниципалитетов в процентах к налоговым и неналоговым доходам бюджета, дефицит бюджета. Учитывались также дотационность региональных бюджетов и структура долга. Республика Карелия вошла в четвертую группу со статусом «Дефолт». К этому типу эксперты отнесли 20 регионов с пониженной бюджетной обеспеченностью, высоким и сверхвысоким уровнем долговой нагрузки, средним и большим дефицитом бюджета [1; 42—43]. В таблице 1 для сравнения представлены некоторые результаты исследований ученых ВШЭ [1; 60—62].

Таблица 1

Показатели бюджетной обеспеченности и состояния бюджетов отдельных регионов России за 2014 г.

Показатели Доходы на душу, тыс. руб. Дефицит к доходам, % Долг к налоговым и неналоговым доходам, % Доля кредитов коммерческим банкам в долге, % Доля трансфертов в доходах, %
В среднем по регионам 61 -5,1 33,5 45 18
Тип 1 «Богатые». Высокая бюджетная обеспеченность, низкий долг, профицит или минимальный дефицит (9 регионов)
Москва 130 -3,5 10,7 17 2
Санкт-Петербург 86 -3,4 3,6 0 7
Ленинградская обл. 70 10,9 11,8 59 11
Тип 2 «Более ответственные». Пониженная бюджетная обеспеченность, небольшой долг, средний и большой дефицит (12 регионов)
Пермский край 46 -9,3 12,5 83 16
Владимирская обл. 38 -3,2 15,3 32 23
Тульская обл. 49 -3,5 30,1 49 16
Тип 3 «Середина». Пониженная и средняя бюджетная обеспеченность, средний долг, средний и сильный дефицит (33 региона)
Воронежская обл. 40 -14,0 58,0 33 23
Мурманская обл. 74 -17 46,5 74 14
Респ. Коми 75 -16,6 52,3 47 11
Архангельская обл. 63 -9,8 62,0 67 23
Тип 4 «Дефолт». Пониженная бюджетная обеспеченность, большой долг, в основном большой дефицит (20 регионов)
Респ. Карелия 54 -10,9 96,3 32 34
Псковская обл. 45 -7,8 72,4 54 41
Новгородская обл. 45 -16,1 74,3 57 19
Вологодская обл. 47 -7,6 82,0 42 18
Тип 5 «Высокодотационные». Небольшой объем долга при высокой  долговой нагрузке, в основном небольшой или средний дефицит (9 регионов)
Респ. Калмыкия 38 -5,9 42,4 23 53
Чеченская Респ. 53 -3,0 48,9 0 82
Респ. Тыва 73 -4,4 49,1 11 78
Респ. Дагестан 31 -2,9 60,6 32 70

 

Данные таблицы демонстрируют весьма сложное положение Карельского бюджета — в сравнении со средними показателями по России дефицит больше в два раза, уровень долга выше в три раза, доля трансфертов в доходах выше почти в два раза.

В своем интервью ТАСС руководитель республики А. П. Худилайнен заявил, что дефолта не будет, а рост долга во многом есть следствие трудной экономической ситуации в стране, и власти работают над улучшением структуры долга [4].

В чем же причины сложившегося  положения и каковы перспективы его развития? Доходы регионального бюджета, прежде всего, формируются за счет налоговых поступлений, и  в свою очередь зависят от деловой активности предпринимательских структур. Масштабы экономической деятельности во многом есть функция общего состояния экономики, благоприятного инвестиционного климата в регионе и благоприятной институциональной среды. Попробуем проанализировать эти аспекты. В таблице 2 показана динамика валового регионального продукта Республики Карелия с 2009 г.

Таблица 2

Показатели экономического развития РК*

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013
Валовой региональный продукт в текущих основных ценах, млн. руб. 105 924,1 120 511,3 154 953,7 160 841,5 175 975,0
Индекс ВРП в текущих ценах, %   113,7 128,6 103,8 109,4
Индекс физического объема ВРП, % 87,6 104,4 102,2 101,5 100,7
ВРП на душу населения, руб. 162 649,3 186 651,2 241 688,0 251 981,4 276 835,1
Индекс ВРП на душу, %   114,7 129,4 104,3 109,9

*Составлена авторами по данным Карелиястат [18].

 

Данные таблицы демонстрируют сокращение масштабов экономической деятельности и сокращение численности населения, что также подтверждается официальными статистическими данными. Не секрет, что в последние годы из республики уезжают молодые люди в поисках работы по специальности и с более высоким уровнем оплаты труда.

В таблице 3 приведены индексы потребительских цен в Карелии по сравнению со средним российским показателем, в том числе по основным группам продуктов питания. Они были рассчитаны на основе месячных данных Росстата и характеризуют изменение уровня жизни населения в республике. Так, например, по данным Карелиястата в 2011 г. индекс среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составил 110,6 % [18]. При этом индекс цен на продовольственные товары составил 113,9 %, а на молоко и молочную продукцию — 115,5 % [19]. В 2014 г. ситуация повторяется: зарплата индексируется на 6,8 % при среднем росте цен на 15,5 %, а по мясу и птице — на 24,9 %. В отдельные годы ситуация выглядит более стабильно, но такие резкие ценовые скачки не компенсируются благоприятными тенденциями довольно длительное время. Возникает резонный вопрос: есть ли у местных властей рычаги регулирования этих проблем. Примеры других регионов показывают, что рычаги имеются. Это и корректное определение минимально допустимого уровня зарплаты, контроль над бизнес-структурами в сфере соблюдения трудового законодательства, диалог с предпринимателями, работающими на территории Республики Карелия и другие.

Таблица 3

Индексы потребительских цен на товары, услуги в % к предыдущему периоду*

 

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Базовый индекс потребительских цен по Российской Федерации 108,0 108,1 113,7 112,1 105,5 107,6 105,5 105,6 107,5 116,6
Базовый индекс потребительских цен по Республике Карелия 107,9 109,0 114,3 112,5 105,2 107,5 105,1 104,8 106,7 115,5
Индекс потребительских цен на продовольственные товары по Республике Карелия 109,7 108,9 118,8 112,1 106,1 113,9 100,3 108,4 109,2 121,4
Индекс потребительских цен на мясо и птицу по Республике Карелия 109,5 107,4 110,5 118,4 101,8 108,9 103,7 104,8 105,0 124,9
Индекс потребительских цен на молоко и молочную продукцию по Республике Карелия 107,9 112,8 138,5 101,1 106,6 115,5 103,7 103,3 116,7 114,9

*Рассчитано авторами по данным Росстата [19].

 

Что касается инвестиционного климата в республике, то на вопрос о его привлекательности в 2015 г. ответило Агентство стратегических инициатив, составившее Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Оценка регионов проводилась на основе 50 показателей по четырем направлениям: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства». Все регионы в рейтинге разделены на 5 групп. В лидерах (1 группа) оказались 5 субъектов: Республика Татарстан, Калужская область, Белгородская область, Тамбовская область и Ульяновская область. Республика Карелия экспертами была отнесена в 3 группу, в которую вошли еще 20 регионов. По направлению «Регуляторная среда» РК находится на втором месте из пяти возможных,  по направлению «Институты для бизнеса» — на третьем месте. Оценка показателей в категории «Инфраструктура и ресурсы» отвела нашей республике  четвертое место, а в направлении «Поддержка малого предпринимательства» — третье месте [8]. Из этих оценок в итоге сложился интегральный показатель, характеризующий не самый привлекательный уровень инвестиционного климата в регионе. Может быть нам пора учиться у лидеров и пытаться перенимать успешный опыт?

По мнению директора Института экономики КарНЦ РАН Ю. В. Савельева, экономика республики имеет такие структурные проблемы как структура промышленного производства и доступность производственных мощностей. На протяжении последних десяти лет наблюдается рост доли сырьевых секторов в структуре промышленного производства в Карелии при снижении доли обрабатывающих производств. В то же время в обрабатывающих секторах средний уровень использования производственных мощностей — менее 50% [2]. Данные таблицы 4 демонстрируют увеличение доли добычи полезных ископаемых в ВРП Республики Карелия в 2,6 раза за период с 2009 по 2013 г.

Таблица 4

Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности, %*

Вид экономической деятельности 2009 2010 2011 2012 2013
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,76 4,92 4,31 3,59 2,20
Рыболовство, рыбоводство 1,07 1,08 1,56 1,29 1,42
Добыча полезных ископаемых 4,79 12,76 14,26 13,63 12,36
Обрабатывающие производства 14,15 17,43 14,11 12,70 14,45
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5,15 5,74 4,55 4,25 5,08
Строительство 4,65 5,23 5,83 3,96 5,94
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 11,74 11,32 11,06 12,84 11,02
Гостиницы и рестораны 0,86 0,74 0,90 0,87 0,76
Транспорт и связь 17,64 8,50 12,58 11,93 11,09
Финансовая деятельность 0,24 0,30 0,39 0,49 0,31
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 7,04 6,92 7,77 8,96 8,53
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 13,24 11,99 10,33 11,83 12,03
Образование 5,39 4,72 4,15 4,51 4,97
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 7,72 7,07 7,00 7,82 8,22
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,56 1,28 1,20 1,34 1,63
Валовой региональный продукт (добавленная стоимость) 100 100 100 100 100

*Составлено авторами по данным Карелиястат [18].

Косвенно, проблемы, существующие в обрабатывающей промышленности региона, подтверждают данные таблиц 5 и 6 [19]. В первой представлена задолженность по заработной плате в Республике Карелия в сравнении с другими регионами Северо-Западного федерального округа. Во второй таблице — доминирующее положение в совокупной задолженности по заработной плате обрабатывающих производств Республики Карелия. Показатели таблицы 6 говорят о том, что эта ситуация не является характерной для всего Северо-Западного округа.

Таблица 5

Суммарная задолженность по заработной плате по субъектам Российской Федерации на 1 октября 2015 г.

  Всего, млн.руб. Уд. вес в % (регионы в отношении СЗФО)
Российская Федерация 3466 100
Северо-Западный федеральный округ 701,5 20,2
Республика Карелия 47,3 6,7
Республика Коми 105,5 15,0
Архангельская область 44,5 6,3
Вологодская область 105,7 15,1
Калининградская область 16,5 2,4
Ленинградская область 79,8 11,4
Мурманская область 166,9 23,8
Новгородская область 34 4,8
Псковская область 17,4 2,5
г.Санкт-Петербург 83,9 12,0

 

 

 

 

Таблица 6

Задолженность по заработной плате в обрабатывающих производствах по Северо-Западному федеральному округу и Республике Карелия на 1 октября 2015 г.

Показатели Всего, млн. руб. Удельный вес в общем объеме задолженности в %
Задолженность по зарплате в обрабатывающих производствах в СЗФО 261,3 37,2
Задолженность по зарплате в обрабатывающих производствах в РК 30,2 63,8

 

Хочется также обратить внимание на следующий факт. Развитие туризма в Республике Карелия является одним из приоритетных направлений. Однако, по данным Карелиястат не удается проследить результаты экономической деятельности в данной сфере. Исходя из имеющейся информации, делать вывод о сколько-нибудь значимой роли предоставления туристических услуг в экономике региона говорить пока не приходится. Республика явно недостаточно использует свой потенциал в этой сфере, хотя такая задача декларируется уже много лет. И в настоящее время складывается благоприятная ситуация для ее решения.

Очень серьезной проблемой для Карельского бюджета является выпадание налогов, которые раньше поступали в казну от крупных предприятий региона. С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный Закон от 16.11.2011 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». В соответствии с ним в компаниях, создавших консолидированные группы, налоги уплачивает ответственный налогоплательщик по месту своей регистрации (как правило, это материнская компания). При этом все финансовые результаты бизнес группы консолидируются, а затем производится расчет налоговых платежей, причитающихся регионам, в которых расположены предприятия группы. Действующая методика расчета налоговых платежей может приводить как к «выигрышу», так и к «проигрышу». Нам не удалось найти полный перечень консолидированных групп, так как налоговые органы неохотно раскрывают эту информацию. Однако, известно, что в 2012 г. были созданы и действовали 11 консолидированных групп налогоплательщиков, с 1 января 2013 г. к ним присоединились еще 4 группы. Известно, что среди этих 15 компаний Газпром, Лукойл, Татнефть, Северсталь, Росатом и другие. В 2014 г. к списку консолидированных налогоплательщиков добавилось еще 5 корпораций: ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат», ЗАО «Тандер», Банк ВТБ 24 (ЗАО), ЗАО «Сибинтертелеком», ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» [17]. Таким образом, как минимум 19 компаний платят налоги только в том регионе, где зарегистрирован ответственный налогоплательщик группы. В Карелии из перечисленных выше бизнес групп совершенно точно присутствуют компании Тандер, Банк ВТБ 24, Ростелеком, Северсталь, Росатом. По словам министра А. Максимова в 2014 г. уже 28 карельских предприятий состояло в консолидированных группах [15].

В таблице 7 наглядно представлена отрицательная динамика налоговых поступлений в региональный бюджет. В 2013 г. произошло резкое снижение суммы поступившего налога на прибыль с 5,3 млрд. рублей до 2,2 млрд. рублей. В результате доля налога на прибыль в доходах регионального бюджета снизилась с 16 % до 7 %.

 

 

 

 

 

Таблица 7

Доля налоговых доходов по налогу на прибыль в доходах бюджета Республики Карелия*

Год Доходы  всего Налог на прибыль
организаций физических лиц
тыс. руб. доля в доходах бюджета, % тыс. руб. доля в доходах бюджета, %
2011 35 935 356 6 262 562 17,43 8 449 951 23,51
2012 33 150 931 5 279 888 15,93 9 230 786 27,84
2013 30 576 683 2 200 022 7,20 10 112 983 33,07
2014 34 117 736 1 837 840 5,39 10 463 557 30,67
2015(янв.-сент.) 24 412 229 2 403 868 9,85 7 074 363 28,98

Составлено авторами по материалам Министерства финансов РК [9].

По результатам 2013 финансового года функционирование консолидированных групп налогоплательщиков в Российской Федерации привело к следующим изменениям: 63 региона (76 %) получили рост поступлений налога на прибыль организаций в размере 47,4 млрд. руб.; у 20 регионов (24 %) произошло снижение поступлений налога на прибыль организаций в размере 63,8 млрд. руб. При этом анализ показал, что 74,0% уменьшений поступлений (47,2 млрд. руб.) приходится на 4 субъекта Российской Федерации [11]. По словам А. Максимова, из всех российских регионов Карелия имеет самый большой объем выпадающих доходов по налогу на прибыль от предприятий, перешедших в консолидированные группы налогоплательщиков. Республика подготовила законодательную инициативу о необходимости доступа региональных органов власти к информации о декларировании прибыли предприятиями, входящими в состав консолидированных групп налогоплательщиков. Наличие осведомленности властей позволит им эффективнее отстаивать финансовые интересы региона [15].

Еще одной причиной осложняющей социально-экономическую ситуацию в Республике Карелия является значительное количество убыточных предприятий. По данным деловой Интернет-газеты «Вести Карелии»  Карелия в 2015 г. попала в число самых неблагополучных регионов Северо-Запада по соотношению убыточных и прибыльных предприятий. На 1 сентября доля убыточных предприятий в республике составила 48%. Высокой также является и доля просроченной кредиторской задолженности карельских предприятий — 16,4%, что также является максимальным показателем по СЗФО [3].

В начале ноября 2015 г. был опубликован очередной Национальный рейтинг губернаторов России. Для нашего региона, к сожалению, он не принес хороших новостей. Губернатор Республики Карелия А. П. Худилайнен занимает в рейтинге последнее 85 место. Такой низкий результат, по мнению экспертов, частично обусловлен экономическими факторами — ростом цен на услуги ЖКХ и их низким качеством, высоким уровнем безработицы и отсутствием «изменений к лучшему». Но во многом это есть следствие сложившегося в республике противостояния политических сил [7].

Есть ли у региона перспективы выхода из сложившейся ситуации? Вероятно да, но при условии высокой степени заинтересованности властей в развитии региона, активной работе с федеральным центром, создания более привлекательных условий для инвесторов и предпринимателей.

По данным Интернет-газеты «Столица на Онего» в Карелии с начала года создано почти 1,3 тысячи новых организаций. Это главным образом предприятия розничной торговли, ремонтные мастерские самых разных направлений, агентства по операциям с недвижимостью. Увеличилось число организаций занятых в строительстве, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, гостиничном и ресторанном бизнесе и других сферах деятельности. 731 организация за этот же период была ликвидирована [10].

Нельзя не отметить активную личную деятельность губернатора по привлечению в нашу республику инвесторов. Построено и запущено в работу крупнейшее в своей сфере в России предприятие ДОК «Калевала»; недавно в Карелию пришла АФК «Система», к которой перешли активы ЗАО «Инвестлеспром»; введен в строй судостроительный завод, ведутся переговоры с иностранными инвесторами о его дальнейшем развитии.  В настоящее время завод обеспечен госзаказом до первой половины 2016 г. объемом 1,2 млрд. рублей [16]. Текущий год также отмечен проведением активных переговоров с китайскими деловыми партнерами — 23 апреля состоялась встреча Главы республики с представителями одной из крупнейших китайских компаний ООО «24-е бюро китайской железнодорожной строительной корпорации». Она проявила интерес к проектам российской компании «Норд Гидро» [5]. 29 октября прошла встреча с руководителями китайской камнедобывающей компании «Чун Хуэй», которая намерена организовать добычу каменных блоков и наладить полный цикл их обработки в Карелии. Готовый продукт будет использоваться в отделке зданий в Китае. [5].

Всего за период с 2016 по 2020 г. в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" планируется инвестировать в экономику республики 134 889,3 млн. руб. Из них 15 000 млн. руб. (11 %) планируется получить из средств Федерального бюджета, 118 474,5 (88 %) должны составить внебюджетные источники финансирования [12]. Реализация целевой программы предусматривает 52 мероприятия в сфере развития промышленности и экономической инфраструктуры Карелии. В таблице 8 приведено количество проектов (в шт.), предусмотренное по разным направлениям модернизации экономики республики:

Таблица 8

Количество проектов по направлениям модернизации экономики Республики Карелия

Горнопромышленный комплекс  6 Создание промышленных (индустриальных) площадок  8
Лесопромышленный комплекс  10 Развитие внешнеэкономической деятельности  4
Развитие производства транспортных средств  1 Развитие транспортного комплекса и дорожного строительства 15
Развитие производства нефтепродуктов  1 Строительство и реконструкция объектов коммунального хозяйства  3
Развитие генерирующих мощностей  1 Развитие энергетической инфраструктуры" 1
Развитие агропромышленного комплекса  3    

 

Такие инвестиционные вливания, безусловно, способны оживить экономику республики. Хочется надеяться, что заявленные масштабы инвестиций, действительно, будут вложены. Значительная доля внебюджетных источников —  средства частных инвесторов. Они могут быть заморожены, если инвестиционный климат в стране и в республике не будет улучшаться. У власти есть инструменты поддержки предпринимательских структур, но всегда ли она их использует в достаточной степени активно и в полном объеме? Будем надеяться на лучшее. По крайней мере, пока прогнозы в части собственных усилий региона оптимистичны (таблица 9).

Таблица 9

Прогнозные значения доходов бюджета Республики Карелия  на 2015—2017 гг., тыс. руб. [5]

Наименование доходов Прогноз 2015 года Прогноз 2016 года Прогноз 2017 года
Налоговые и неналоговые доходы,  всего 18 722 703 20 307 464 21 439 446
Налоговые доходы 17 759 162 19 459 950 20 626 310

 

Однако  это не снимает с повестки дня вопрос о выпадающих доходах от предприятий, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, и желании федеральной власти компенсировать эти потери. Прогнозируемая структура доходов регионального бюджета представлена в Таблице 10.

Таблица 10

Прогнозная структура доходов бюджета Республики Карелия на 2015—2017 гг., %*

Наименование доходов Прогноз 2015 года Прогноз 2016 года Прогноз 2017 года
Собственные доходы бюджета (налоговые и неналоговые) в процентах к общим доходам бюджета 72,0 78,32 77,48
Налоговые доходы бюджета в процентах к собственным доходам – всего 94,9 95,8 96,2
В том числе по видам налогов в процентах к собственным доходам:      
Налог на прибыль организаций 15,8 20,1 20,3
Налог на доходы физических лиц 41,9 41,7 42,6
Акцизы на пиво и алкогольную продукцию 3,4 3,2 3,1
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты 8,1 6,3 5,4
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 6,2 5,8 5,8
Налог на имущество организаций 12,9 12,4 12,3
Транспортный налог 3,5 3,7 4,0
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2,9 2,6 2,6
в том числе 0,0 0,0 0,0
Налог на добычу полезных ископаемых 2,6 2,4 2,3
Государственная пошлина 0,1 0,1 0,1
Неналоговые доходы в процентах к собственным доходам – всего 5,1 4,2 3,8
В том числе по видам неналоговых доходов в процентах к собственным доходам:      
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 0,8 0,7 0,7
Платежи при пользовании природными ресурсами 2,1 1,9 1,9
в том числе      
Плата за использование лесов 1,3 1,2 1,2
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 0,9 0,3 0,0
Административные платежи и сборы 0,0 0,0 0,0
Штрафы, санкции, возмещения ущерба 1,3 1,2 1,2

*Составлено авторами по материалам Министерства финансов РК [5].

Как мы видим, в доходах карельского бюджета по-прежнему предусмотрено более 20% трансфертов. И этого явно будет недостаточно при существующей долговой нагрузке бюджета. Так что в ближайшее время социально-экономическая ситуация в Республике Карелия, скорее всего, будет оставаться непростой. Ее улучшение требует большой непрерывной работы властей по улучшению инвестиционного климата в регионе, эффективной работы по формированию доходной части бюджета, активного взаимодействия с предпринимательскими структурами.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012―2016 гг.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Зубаревич Н. В. Социальные расходы в России: федеральный и региональный бюджеты / Н.В.Зубаревич, Е.А.Горина. Москва : НИУ ВШЭ, 2015. 63 с. [Электронный ресурс].  URL: http://publications.hse.ru/books/149966735.  (Дата обращения: 29.10.2015).
2. Савельев Ю. Как решить структурные проблемы карельской экономики в условиях кризиса? / Ю. Савельев. [Электронный ресурс].  URL: http://rk.karelia.ru/opinion/kak-reshit-strukturnye-problemy-karelskoj-ekonomiki-v-usloviyah-krizisa/#!prettyPhoto. (Дата обращения: 01.11.2015).
3. Доля убыточных предприятий в Карелии выше, чем в СЗФО  // Деловая Интернет-газета «Вести Карелии». [Электронный ресурс].  URL: http://vesti.karelia.ru/news/dolya_ubytochnyh_predpriyatij_v_karelii_vyshe_chem_v_szfo/.  (Дата обращения: 01.11.2015).
4. Информационное агентство «Республика». Петрозаводск, 2015.  [Электронный ресурс]. URL: http://rk.karelia.ru/social/aleksandr-hudilajnen-ni-o-kakom-defolte-v-karelii-rechi-byt-ne-mozhet/.  (Дата обращения: 10.11.2015).
5. Карелия официальная.  Официальный Интерент-портал Республики Карелия. Петрозаводск, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://gov.karelia.ru/News/2014/04/0425_18.html.  (Дата обращения: 10.11.2015).
6. Министерство финансов Республики Карелия. Министерство финансов Республики Карелия. [Электронный ресурс] URL: http://minfin.karelia.ru/ispolnenie-konsolidirovannogo-bjudzheta/. (Дата обращения: 01.11.2015).
7. Национальный рейтинг губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015). [Электронный ресурс]. URL: http://russia-rating.ru/info/8899.html.  (Дата обращения: 10.11.2015).
8. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Результаты 2015 г.  [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/upload/iblock/be1/Prezentazia_final.pdf.  (Дата обращения: 13.11.2015).
9. Министерство финансов Республики Карелия.  Министерство финансов Республики Карелия. [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.karelia.ru/ispolnenie-konsolidirovannogo-bjudzheta/. (Дата обращения: 01.11.2015).
10. Новых компаний в Карелии создано вдвое больше, чем ликвидировано // Интернет-газета Столица на Онего. Петрозаводск, 2015. [Электронный ресурс].  URL: http://www.stolica.onego.ru/news/271029.html.  (Дата обращения: 11.11.2015).
11. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // КонсультантПлюс: справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс].  URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=126727.  (Дата обращения: 10.11.2015).
12. Об утверждении федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс. [Электронный ресурс]. URL:  http://docs.cntd.ru/.  (Дата обращения: 11.11.2015).
13. Постановление правительства РФ от 9 июня 2015 года N 570 «Об утверждении федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года". Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/.  (Дата обращения: 10.11.1015).
14. Приложение о прогнозируемых объемах поступлений по основным видам налоговых и неналоговых доходов.  Министерство финансов Республики Карелия. [Электронный ресурс].  URL: http://minfin.karelia.ru/2015-2017-gody/. (Дата обращения: 01.11.2015).
15. Регионы должны знать, какую прибыль получают консолидированные группы налогоплательщиков // Интернет-газета «Карелия» [Электронный ресурс]. URL: http://izdat.karelia.ru/index.php?newsid=9727.  (Дата обращения: 12.11.2015).
16. Судостроительному заводу в Карелии понадобится льготное финансирование // Интернет-газета Столица на Онего. [Электронный ресурс].  URL: http://www.stolica.onego.ru/news/271029.html.  (Дата обращения: 06.11.2015).
17. Список консолидированных групп налогоплательщиков, договоры о создании которых зарегистрированы налоговыми органами в течение 2014 года. // КонсультантПлюс: справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req.  (Дата обращения: 13.11.2015).
18. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс].  URL: http://krl.gks.ru/. (Дата обращения: 01.10.2015).
19. Центральная база статистических данных. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL : http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi. (Дата обращения: 01.10.2015).
 
REFERENCES

1. Zubarevich N. V. Social spending in Russia: federal and regional budget. [Social'nye raskhody v Rossii]. [Electronic resource].  URL: http://publications.hse.ru/books/149966735 (accessed 29.10.2015).
2. Savel'ev J. How to solve the structural problems of the Karelian economy in times of crisis? [Kak reshit' strukturnye problemy karel'skoy ekonomiki v usloviyakh krizisa?]. [Electronic resource]. URL: http://rk.karelia.ru/opinion/kak-reshit-strukturnye-problemy-karelskoj-ekonomiki-v-uslovijah-krizisa/#!prettyPhoto (accessed 01.11.2015).
3. The share of unprofitable enterprises in Karelia higher than in the NWFD. [Dolya ubytochnykh predpriyatiy v Karelii vyshe, chem v SZFO]. Business Internet journal “News of Karelia”. [Delovaja Internet-gazeta «Vesti Karelii»]. [Electronic resource].  URL: http://vesti.karelia.ru/neshhs/dolja_ubytochnyh_predprijatij_v_karelii_vyshe_chem_v_szfo/ (accessed 01.11.2015).
4. Information Agency "Republic". [Informatsionnoe agentstvo «Respublika»]. [Electronic resource] URL: http://rk.karelia.ru/social/aleksandr-hudilajnen-ni-o-kakom-defolte-v-karelii-rechi-byt-ne-mozhet/ (accessed 10.11.2015).
5. Official Karelia. [Karelija oficial'naja]. Official Internet-portal of The Republic of the Karelia. [Ofitsial'nyi Internet-portal Respubliki Kareliya].  [Electronic resource]. URL: http://gov.karelia.ru/News/2014/04/0425_18.html (accessed 01.11.2015). 
6. The Ministry of Finance of the Republic of Karelia. [Ministerstvo finansov Respubliki Kareliya]. [Electronic resource]. URL: http://minfin.karelia.ru/ispolnenie-konsolidirovannogo-bjudzheta/  (accessed 01.11.2015). 
7. The national rating of governors.  [Natsional'nyi reyting gubernatorov]. [Electronic resource]. URL: http://russia-rating.ru/info/8899.html (accessed 10.11.2015).
8. The national rating of investment climate in the Russian regions. [Natsional'nyi reyting sostoyaniya investitsionnogo klimata v sub’ektakh RF]. [Electronic resource].  URL: http://asi.ru/upload/iblock/be1/Prezentazia_final.pdf (accessed 01.11.2015).
9. The Ministry of Finance of the Republic of Karelia. [Ministerstvo finansov Respubliki Karelija]. [Electronic resource]. URL: http://minfin.karelia.ru/ispolnenie-konsolidirovannogo-bjudzheta/ (accessed 01.11.2015). 
10. New companies have been created in Karelia twice more than have been eliminated. [Novykh kompaniy v Karelii sozdano vdvoe bol'she, chem likvidirovano].  Internet journal “Capital on Onego”. [Internet-gazeta Stolica na Onego]. [Electronic resource].  URL: http://shhshhshh.stolica.onego.ru/neshhs/271029.html (accessed 10.11.2015).
11. Main directions of tax policy of the Russian Federation for 2015 and for the planning period of 2016 and 2017. [Osnovnye napravleniya nalogovoy politiki Rossiyskoy Federatsii na 2015 god i na planovyi period 2016 i 2017 godov]. Company ConsultantPlus. [Kompaniya «Konsul'tantPlyus»]. [Electronic resource]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reja=doc;base=LAShh;n=126727  (accessed 10.11.2015).
12. About approval of the federal target program “Development of the Republic of Karelia for the period up to 2020”. [Ob utverzhdenii federal'noy tselevoy programmy "Razvitie Respubliki Kareliya na period do 2020 goda]. [Elektronnyi fond pravovoy i normativno-tekhicheskoy dokumentatsii Kodeks]. [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/ (accessed 11.11.2015).
13. Decision of Goverment from June 9, 2015 N 570 "About approval of the federal target program "Development of the Republic of Karelia for the period up to 2020". [Postanovlenie pravitel'stva RF ot 9 iyunya 2015 goda N 570 «Ob utverzhdenii federal'noy tselevoy programmy "Razvitie Respubliki Karelija na period do 2020 goda"]. [Elektronnyi fond pravovoy i normativno-tekhicheskoy dokumentatsii Kodeks]. [Electronic resource].  URL: http://docs.cntd.ru/ (accessed 10.11.2015).
14. The application of the projected income of the main types of tax and non-tax revenues. [Prilozhenie o prognoziruemyh ob’emakh postupleniy po osnovnym vidam nalogovykh i nenalogovykh dokhodov]. The Ministry of Finance of the Republic of Karelia. [Ministerstvo finansov Respubliki Karelija]. [Electronic resource]. URL: http://minfin.karelia.ru/2015-2017-gody/ (accessed 01.11.2015).
15. The regions have to know how much profit is obtained consolidated group of taxpayers. [Regiony dolzhny znat', kakuyu pribyl' poluchayut konsolidirovannye gruppy nalogoplatel’schikov]. Internet-gazeta "Kareliya". [Electronic resource]. URL: http://izdat.karelia.ru/indeh.php?neshhsid=9727 (accessed 12.11.2015).
16. Ship-building factory in Karelia need concessional financing.  [Sudostroitel'nomu zavodu v Karelii ponadobitsya l'gotnoe finansirovanie]. Internet-gazeta "Kareliya". [Electronic resource]. URL: http://shhshhshh.stolica.onego.ru/neshhs/271029.html (accessed  06.11.2015).
17. List of consolidated groups of taxpayers, treaties establishing been registered by the tax authorities during 2014. [Spisok konsolidirovannykh grupp nalogoplatel'schhikov, dogovory o sozdanii kotorykh zaregistrirovany nalogovymi organami v techenie 2014 goda]. Kompaniya «Konsul'tantPljus». [Electronic resource]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reja (accessed 13.11.2015).
18. The territorial agency of the Federal State Statistics Service of the Republic of Karelia.  [Territorial'nyi organ federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Karelija]. [Electronic resource]. URL: http://krl.gks.ru/ (accessed 01.10.2015).
19. The central statistical database. [Central'naja baza statisticheskih dannyh]. The Federal State Statistics Service. [Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki]. [Electronic resource]. URL: http://shhshhshh.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi (accessed 01.10.2015).

Просмотров: 2532; Скачиваний: 854;