Ларченко О. В. Территории опережающего социально-экономического развития как новая организационная форма развития региона (на примере Республики Карелия) // Studia Humanitatis Borealis. 2017. № 2. С. 30–35.


Выпуск № 2 (2017)

ЭКОНОМИКА

pdf-версия статьи

УДК 332.12

Территории опережающего социально-экономического развития как новая организационная форма развития региона (на примере Республики Карелия)

Ларченко
   Ольга
   Викторовна
старший преподаватель,
Петрозаводский государственный университет, Институт экономики и права, кафедра экономики, бухгалтерского учета, анализа, аудита и финансов,
Петрозаводск, Россия, @
Ключевые слова:
свободные экономические зоны
особые экономические зоны
территории опережающего развития
моногорода
«точки роста»
Аннотация: В настоящее время происходят изменения в пространственном развитии территории Российской Федерации. Новым институтом призваны стать территории опережающего социально-экономического развития. Цель данной статьи – показать какое место занимают территории опережающего социально-экономического развития в решении проблем региона. Рассматриваются различные институты развития территорий: свободные экономические зоны, особые экономические зоны, зоны территориального развития. Приводятся данные о деятельности особых экономических зон в Российской Федерации. Указаны отличия территорий опережающего социально-экономического развития от особых экономических зон. Основное внимание уделено созданию территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах. Представлена информация о количестве моногородов и их категориях. Региональный аспект проблемы рассматривается на примере Республики Карелия. Обосновывается необходимость создания территорий опережающего социально-экономического развития в республике, приводятся требования, предъявляемые к резидентам, условия привлечения резидентов на эти территории. В заключении делается вывод о возможном участии территорий опережающего социально-экономического развития в обеспечении диверсификации экономики региона.

© Петрозаводский государственный университет


В мировой практике используются различные институты развития территорий. Они могут иметь разные наименования и перечень конкретных условий, при которых создаются: беспошлинные зоны, свободные порты, зоны свободного предпринимательства, технопарки и т.д. Общими условиями функционирования  всех этих экономических зон являются создание инфраструктуры, предоставление налоговых и таможенных преференций, снижение административных барьеров.

В Российской Федерации попытки создания территорий с особым статусом предпринимались еще в 1990-е годы. Так, в середине 1990-х годов были созданы свободные экономические зоны (СЭЗ), которые представляли собой ограниченный участок территории Российской Федерации с установлением особого режима предпринимательской деятельности, включая беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую зону, налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования. Целями создания свободных экономических зон были  развитие экспортного потенциала, увеличение поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизация внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов. В настоящее время функционирует только одна свободная экономическая зона в Находке.

С 2005 года в Российской Федерации стали создаваться особые экономические зоны (ОЭЗ) в соответствии с федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с целью индустриально-инновационного развития предприятий, отраслей и территориально-промышленных комплексов. В Российской Федерации создавались зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 16 особых экономических зон: семь промышленно-производственного типа, 5 – технико-внедренческого, 3 – туристско-рекреационного и 1 портового типа:

  - промышленно-производственные ОЭЗ: ОЭЗ ППТ «Алабуга» (Республика Татарстан), ОЭЗ ППТ «Липецк» (Липецкая область), ОЭЗ ППТ «Тольятти» (Самарская область), ОЭЗ ППТ «Титановая долина» (Свердловская область), ОЭЗ ППТ «Моглино» (Псковская область), ОЭЗ ППТ «Калуга» (Калужская область), ОЭЗ ППТ «Узловая» (Тульская область);

  - технико-внедренческие ОЭЗ: ОЭЗ ТВТ «Дубна» (Московская область), ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» (г. Москва), ОЭЗ ТВТ «Томск» (Томская область), ОЭЗ ТВТ «Иннополис» (Республика Татарстан);

   - туристско-рекреационные ОЭЗ: ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» (Республика Бурятия), ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» (Иркутская область);

    -  портовые ОЭЗ: ПОЭЗ «Ульяновск» (Ульяновская область) [2].

С 2010 года наблюдается рост количества созданных рабочих мест на территории ОЭЗ, но в процентном отношении к численности экономически активного населения субъектов, на территории которых расположены ОЭЗ, этот показатель составляет только 0,08%.  Хотя количество созданных рабочих мест и растет, но оно значительно отстает от запланированного количества [2]. За весь период действия ОЭЗ всеми резидентами осуществлено инвестиций на сумму более 217 млрд. рублей. Привлеченные инвестиции составляют только 37,53% от объема заявленных резидентами инвестиций при заключении соглашений на осуществление деятельности на территории ОЭЗ. По всем типам ОЭЗ наблюдается невыполнение данного показателя: ОЭЗ ППТ – 43,08%, ОЭЗ ТВТ – 30,92%, ОЭЗ ТРТ – 7,4%, ПОЭЗ – 0,05%. В целом деятельность ОЭЗ была признана Счетной Палатой Российской Федерации неэффективной. К причинам низкой эффективности ОЭЗ можно отнести неэффективное использование государственных средств, огромные размеры территорий многих ОЭЗ и  нехватку квалифицированных кадров  [4].

В 2011 году был введен институт зон территориального развития (ЗТР) – части территории субъекта Российской Федерации, действующих в целях его ускоренного социально-экономического развития  путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в  экономику. Цели и задачи развития ЗТР формулировались в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, но фактически они так и не начали функционировать.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013 года было предложено создать на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири сеть территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного, в том числе, и на экспорт. Правовой режим функционирования таких территорий и меры их государственный поддержки определены федеральным законом от 29.12.2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». В соответствии с федеральным законом «территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в целях  формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения».

Идея ТОСЭР базируется на создании «точек роста», перехода от политики выравнивания территорий к политике «сфокусированного развития». ТОСЭР, как инструмент преимущественного освоения территории, дает резидентам конкурентные преимущества перед другими предприятиями той же отрасли, не включенными в данную территорию.

Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности предполагает налоговые преференции: исключение имущественных налогов и существенное сокращение налога на прибыль.  Весь эффект, который получит муниципальное образование, сводится к росту инвестиций, развитию производства и занятости.

В настоящее время существует несколько типов ТОСЭР [3]:

  1. ТОСЭР, проекты которых предлагаются в Дальневосточном федеральном округе. В 2015 году на территории округа созданы 9 ТОСЭР на 20 инвестиционных площадках в 6 субъектах Российской Федерации: в Хабаровском крае ТОР «Комсомольск», ТОР «Хабаровск», в Приморском крае – ТОР «Надеждинская», ТОР «Михайловский», Амурской области – ТОР «Приамурская», ТОР «Белогорск», Камчатском крае – ТОР «Камчатка», Республике Саха (Якутия) – ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы», Чукотский автономный округ – ТОР «Беринговский» [6].
  2. ТОСЭР в моногородах стали создаваться в 2016 году вначале в моногородах, отнесенных к 1 категории с наиболее сложным социально-экономическим положением. С 2017 года институт ТОСЭР был распространен и на моногорода, отнесенные ко 2 категории (имеются риски ухудшения социально-экономического  положения) и 3 категории (со стабильной социально-экономической ситуацией). В список включены 319 моногородов, находящихся в 61 субъекте Российской Федерации.
  3. ТОСЭР на старопромышленной территории Российской Федерации. Старопромышленная территория – это восточноевропейская часть России, включая Урал, где ТОСЭР могут стать территорией перехода на новые технологические уклады с наиболее полным и эффективным использованием накопленного научно-технического, кадрового, инфраструктурного потенциала. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на территории Урала определены 5 зон: Западно-Сибирская, Уральская промышленная, «Полуостров Ямал», «Восточный склон Урала» и Южно-Уральская сельскохозяйственная зона.
  4. ТОСЭР в Арктической зоне Российской Федерации. Для развития Арктической зоны предлагается кластерно-каркасный подход, предполагающий опережающее развитие транспортного, энергетического и социального каркаса территории и концентрацию ресурсов на приоритетных зонах развития и освоения. В пределах Арктической зоны может быть выделено 11 опорных зон развития.

При наличии определенных сходств ОЭЗ и ТОСЭР, у ТОСЭР есть очевидные преимущества в сочетании жилой, рекреационной и промышленно-производственных площадей на одной территории. Кроме того, ТОСЭР создаются под потенциального инвестора с проектом, а не наоборот [1].

В данной статье рассмотрим ТОСЭР, создаваемые в моногородах. В моногородах проживает около 10% населения России и каждый третий из них – житель «кризисного» моногорода. Численность занятого населения в моногородах составляет 5,8 млн. человек, из которых 16,6% заняты на градообразующих предприятиях, 25% – в сфере малого и среднего бизнеса.  В 179 моногородах уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель (1,3% от численности экономически активного населения), в том числе в 70 монопрофильных муниципальных образованиях превышение составило 2 и более раза. В 2016 году более 100 тыс. человек осуществляли трудовую деятельность в режиме неполной занятости. Также в моногородах высока неформальная занятость.

Таблица 1

Сведения о моногородах в субъектах РФ,

где более 20% населения проживает в моногородах

Регион Население моногородов, тыс. чел. Доля населения в моногородах, % Кол-во моногородов 1 категория 2 категория 3 категория
Кемеровская область 1636 60,2 24 8 12 4
Челябинская область 1130 32,3 16 7 5 4
Вологодская область 365 30,7 4 3 1 0
Республика Хакасия 157 29,2 6 1 5 0
Свердловская область 1253 28,9 17 5 6 6
Республика Татарстан 1034 26,7 7 2 4 1
Архангельская область 298 25,3 7 2 3 2
Самарская область 786 24,5 2 0 1 1
Республика Карелия 143 22,7 11 6 5 0
Амурская область 173 21,4 4 2 2 0

 

В Северо-Западном федеральном округе находится 41 монопрофильное муниципальное образование, в том числе 18 с наиболее сложным социально-экономическим положением отнесены к категории 1, среди которых одна треть находится в Республике Карелия.

Таблица 2

Количество монопрофильных муниципальных образований в Северо-Западном федеральном округе по категориям 

Субъект РФ Категории
1 2 3 Итого
Архангельская область 2 3 2 7
Вологодская область 3 1 - 4
Ленинградская область 1 1 1 3
Мурманская область 3 4 - 7
Новгородская область 2 3 - 5
Республика Карелия 6 5 - 11
Республика Коми 1 3 - 4
Итого по СЗФО 18 20 3 41
Всего РФ 94 154 71 319

 

В таблице 3 представлено количество монопрофильных муниципальных образований в соответствии с их статусом.

Таблица 3

Количество монопрофильных муниципальных образований в Северо-Западном федеральном округе в соответствии со статусом 

Статус монопрофильного муниципального образования Категория 1 с наиболее сложным социально-экономическим положением Категория 2 с рисками ухудшения социально-экономического положения Категория 3 со стабильным социально-экономическим положением Всего  
Городской округ 3 7 1 11
Городское поселение 13 13 2 28
Сельское поселение 2 - - 2
Итого по СЗФО 18 20 3 41

 

Для Республики Карелия создание территорий опережающего социально-экономического развития является актуальным. Основой экономики республики является промышленность, представленная в основном градообразующими предприятиями, работающими в традиционных секторах. Они определяют экономический и бюджетный потенциал республики. Градообразующие предприятия, работающие в моногородах, производят около 80 % всего объема промышленной продукции республики и обеспечивают 30 % доходов консолидированного бюджета Республики Карелия. В таблице 4  представлены основные социально-экономические показатели.

Таблица 4

Основные социально-экономические показатели  Республики Карелия [8]

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015
ВРП, млн. руб. 154953,7 160841,5 178636,2 191192,1 211133,6
Индекс физического объема ВРП, % 102,1 101,5 100,7 100,1 100,4
ВРП на душу населения, руб. 241688,0 251981,4 281021,6 301818,1 334493,5
Удельный вес убыточных организаций, % 47,5 43,6 45,3 48,8 45,3
Общая численность безработных, тыс. человек 11,9 23,1 27,0 26,4 28,7
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % 134,3 106,0 89,9 91,9 91,6

 

В республике наблюдается увеличение общей численности безработных (около 30%), индекс физического объема инвестиций в основной капитал низкий, удельный вес убыточных организаций растет и составляет около 50%. Максимальный уровень безработицы сохраняется в Кондопоге и Надвоицах.

На территории Республики Карелия находятся одиннадцать моногородов. Шесть моногородов – Суоярвское городское поселение, Кондопожское городское поселение, Муезерское городское поселение, Надвоицкое городское поселение, Питкярантское городское поселение, Пудожское городское поселение – включены в категорию 1, пять – Сегежское городское поселение, Пиндушское городское поселение, Городской округ город Костомукша, Лахденпохское городское поселение, Вяртсильское городское поселение – в категорию 2 перечня моногородов. В таблице 5 представлена информация о видах экономической деятельности градообразующих предприятий.

Таблица 5

Информация о монопрофильных муниципальных образованиях Республики Карелия 

Наименование монопрофильного муниципального образования Наименование градообразующей организации Вид экономической деятельности градообразующей организации
г. Кондопога ОАО «Кондопога» Производство бумаги и картона
г. Костомукша ОАО «Карельский окатыш» Добыча железной руды и производство окатышей
г. Лахденпохья ООО «Лахденпохский фанерный комбинат «Бумэкс» Деревообработка, производство клееной фанеры, древесных плит и панелей
г. Питкяранта ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта» (ООО «РК-Гранд») Производство традиционных электроизоляционных видов целлюлозы, талового масла и скипидара, выпуск небеленой сульфатной облагороженной целлюлозы
г. Пудож ООО «Пудожлеспром»

г. Сегежа АО «Сегежский ЦБК» Производство целлюлозы, производство бумаги
г. Суоярви ЗАО «Запкареллес» Лесозаготовки
пгт. Пиндуши, Медвежьегорский район АО «Карелия ДСП» Производство древесно-стружечных плит
пгт. Муезерский,  Муезерский район ПАО «Муезерский ЛПХ» Лесозаготовки
пгт. Надвоицы,  Сегежский район ОАО «СУАЛ» филиал «НАЗ-СУАЛ» Производство первичного алюминия  и алюминиевых сплавов
пгт. Вяртсиля,  Сортавальский район ЗАО «Вяртсильский метизный завод» Производство стальной проволоки, производство изделий из проволоки

 Для стимулирования резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в Республике Карелия создан особый режим:

- действует режим налоговых «каникул»: налог на прибыль 0–5%, налог на землю –0%, налог на имущество предприятия – 0%;

- снижаются страховые взносы во внебюджетные страховые фонды до 7,6%;

- установлен особый режим землепользования: снижена ставка налога, действует упрощенный порядок получения земельных участков;

- действуют льготные ставки арендной платы;

- установлен особый режим государственного и муниципального контроля, предполагающего ограничение количества и длительность проверок;

- действует льготное подключение к объектам инфраструктуры;

- упрощен порядок привлечения квалифицированного иностранного персонала;

- в границах моногорода территория опережающего социально-экономического развития создается на 10 лет с возможностью продления по решению Правительства РФ.

В сентябре 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 № 940 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Надвоицы» статус территории опережающего социально-экономического развития получил поселок Надвоицы – первый из моногородов в Карелии и восьмой в Российской Федерации. Для данной территории определены пять направлений деятельности:

  1. Производство текстильных изделий.
  2. Производство прочей неметаллической минеральной продукции.
  3. Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования.
  4. Деятельность по предоставлению мест для временного проживания.
  5. Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков.

Для получения статуса резидента ТОСЭР установлены следующие требования:

- минимальный размер капитальных вложений резидента, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта, 5 млн. рублей,

- минимальное количество новых постоянных рабочих мест, созданных в рамках инвестиционного проекта, составляет 20 единиц.

В апреле 2017 году на этой территории был зарегистрирован первый резидент – ООО «Русский радиатор», который занимается производством алюминиевых радиаторов.  ООО «Русский радиатор» является совместным предприятием «Русала» и «Элсо группы». Производство радиаторов организовано на промышленной площадке Надвоицкого алюминиевого завода. На текущий момент завершены основные строительно-монтажные работы, завершаются работы по монтажу, автоматизации и пуско-наладке инфраструктурных объектов проекта. Выход на полную мощность запланирован на конец 2017 года. Результатом  станет производство 4 млн. секций ежегодно, будут созданы новые рабочие места. Алюминиевые радиаторы будут  поставляться на внутренний рынок России и стран СНГ.

В августе 2017 года Правительство Российской Федерации одобрило заявку на создание ТОСЭР еще в одном моногороде – Кондопоге. В Кондопогу предполагается привлекать резидентов, которые будут осуществлять следующие виды деятельности: производство пищевых продуктов, неметаллической продукции, обработка древесины, предоставление мест для временного проживания и предоставление продуктов питания и напитков. В перспективе планируется создание ТОСЭР и в других моногородах республики.

Пока рано говорить о результатах деятельности ТОСЭР, но можно отметить, что они могут способствовать диверсификации экономики моногородов за счет создания новых производств и снижению ее зависимости от градообразующих предприятий. Также будут решаться социальные проблемы: создание новых рабочих мест, повышение занятости населения, сохранение высококвалифицированных кадров, улучшение качества жизни.

При грамотном управлении развитием «точек роста» региональные власти могут увеличить потенциал экономики региона; расширить круг источников финансирования инвестиций за счет повышения инвестиционной привлекательности региона; увеличить доходы региона, и как следствие, возможность увеличения финансирования социальных программ; способствовать развитию межрегиональных и внешнеэкономических связей.

 Список литературы:

  1. Аблизина Н. Н. Недостатки и преимущества ТОСЭР в условиях экономического кризиса в моногородах. [Электронный ресурс]. URL: http://chl.ieml.ru/files/u30/20170316Sbornik/Territorii_operezhayushchego_socialno-ekonomicheskogo_razvitiya_voprosy_teorii_i_praktiki.pdf, свободный. (Дата обращения 10.12.2017).
  2. Ларченко О. В. Функционирование особых экономических зон  в Российской Федерации: анализ и оценка эффективности.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30572440, свободный. (Дата обращения 12.12.2017).
  3. Мякишева Е. А. Методическое обеспечение стратегии управления ТОСЭР. [Электронный ресурс]. URL: http://chl.ieml.ru/files/u30/20170316Sbornik/Territorii_operezhayushchego_socialno-ekonomicheskogo_razvitiya_voprosy_teorii_i_praktiki.pdf, свободный. (Дата обращения 10.12.2017).
  4. Научный доклад: Институциональное развитие как инструмент региональной политики. [Электронный ресурс]. URL: https://inecon.org/docs/Vilensky_paper_20151222.pdf, свободный. (Дата обращения 11.12.2017).
  5. О создании территории опережающего социально-экономического развития "Надвоицы": постановление Правительства РФ от 19.09.2016 № 940. http://rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-19.09.2016-N-940/, свободный. (Дата обращения 09.12.2017).
  6. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96571/f1d12cbe15c5cdddbd0ac61a818831f10e1f7c4d/,  свободный. (Дата обращения 11.12.2017).
  7. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/,  свободный. (Дата обращения 08.12.2017).
  8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru, свободный. (Дата обращения 15.11.2017).

 References

  1. Ablizina N. N. The disadvantages and advantages of TOSER in the face of the economic crisis in single-industry towns [Nedostatki i preimuschestva TOSER v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa v monogorodakh].  [Electronic resource]. URL: http://chl.ieml.ru/files/u30/20170316Sbornik/Territorii_operezhayushchego_socialno-ekonomicheskogo_razvitiya_voprosy_teorii_i_praktiki.pdf (accessed 10.12.2017).
  2. Larchenko O. V. Functioning of special economic zones in the Russian Federation: analysis and evaluation of effectiveness. [Funktsionirovanie osobykh ekonomicheskikh zon v Rossiyskoy Federatsii: analiz i otsenka effektivnosti].  [Electronic resource]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30572440 (accessed 12.12.2017).
  3. Mjakisheva E. A. Methodical support of the management strategy of TOSER [Metodicheskoe obespechenie strategii upravleniya TOSER]. [Electronic resource]. URL: http://chl.ieml.ru/files/u30/20170316Sbornik/Territorii_operezhayushchego_socialno-ekonomicheskogo_razvitiya_voprosy_teorii_i_praktiki.pdf (accessed 10.12.2017).
  4. Scientific report: Institutional development as an instrument of regional policy [Nauchnyy doklad: Institutsional’noe razvitie kak instrument regional’noy politiki.]. [Electronic resource]. URL: https://inecon.org/docs/Vilensky_paper_20151222.pdf (accessed 11.12.2017).
  5. On the creation of the territory of the advanced social and economic development of Nadvoitsy: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 940 of September 19, 2016. [O sozdanii territorii operezhayuschego sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya "Nadvoitsy": postanovlenie Pravitel’stva RF ot 19.09.2016 № 940]. [Electronic resource].  URL: http://rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-19.09.2016-N-940/ (accessed 09.12.2017).
  6. The strategy of social and economic development of the Far East and the Baikal Region for the period until 2025: Decree of the Government of the Russian Federation of December 28, 2009 No. 2094-r [O sozdanii territorii operezhayuschego sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya "Nadvoitsyi": postanovlenie Pravitelstva RF ot 19.09.2016 No. 940]. [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96571/f1d12cbe15c5cdddbd0ac61a818831f10e1f7c4d/ (accessed 11.12.2017).
  7. On the territories of advanced socio-economic development in the Russian Federation: Federal Law No. 473-FZ of December 29, 2014  [O territoriyakh operezhayuschego sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii: federal’nyy zakon ot 29.12.2014 No. 473-FZ.]. [Electronic resource].URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (accessed 08.12.2017).
  8. Federal State Statistics Service [Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki]. [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru (accessed 05.12.2017).

 

 


Просмотров: 31; Скачиваний: 12;