Романовская И. В. Вспомогательная школа (särskola) в системе образовательных учреждений Швеции // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2013. № 1. С. 84–86.


Выпуск № 1 (2013)

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

pdf-версия статьи

УДК 376

Вспомогательная школа (särskola) в системе образовательных учреждений Швеции

Романовская
   Ирина
   Валерьевна
преподаватель кафедры скандинавской филологии,
Петрозаводский государственный университет, филологический факультет,
Петрозаводск, matveeva.irina87@gmail.com
Ключевые слова:
люди с ограниченными возможностями здоровья
непрерывное образование
интегративное обучение
образовательная система
коррекционная педагогика
Аннотация: В данной статье рассматривается деятельность вспомогательной школы ― специализированного образовательного учреждения для людей с ограниченными возможностями здоровья, анализируется структура обучения, его специфика, а также место образовательных учреждений этого типа в образовательном пространстве Швеции. Автором уделено значительное внимание вопросам непрерывности образовательного процесса, а также основным программам, реализуемым в данном типе учебных заведений. Статья может представлять интерес для специалистов в области образования, коррекционной педагогики, а также исследователей, сосредоточивших свое внимание на странах Северной Европы, поскольку затронутый в статье вопрос о положении людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе по-прежнему остается дискуссионным. Описываемый опыт интеграции людей с нарушениями развития в шведскую образовательную систему также может привлечь внимание российского общества как один из способов решения актуального в XXI в. для всех стран вопроса о положении людей с ограниченными возможностями в социуме.

© Петрозаводский государственный университет


В современной научной литературе вопрос организации образовательной системы Швеции, особенно образовательных учреждений для людей с ограниченными возможностями, освещен недостаточно полно. Существующие научные издания, преимущественно статьи, освещают проблемы общеобразовательных школ, среди которых особое место занимают специфика непрерывности образования, условия реализации образовательных программ, определение критериев оценивания студентов и пр. Принимая во внимание то, что Швеция в течение продолжительного времени создает благоприятные условия для получения образования инвалидами, вызывает недоумение недостаточно полное освещение в научной литературе данного вопроса, в условиях, когда количество людей с ограниченными возможностями увеличивается из года в год.

В Швеции люди с ограниченными возможностями имеют все основания обучаться наравне со здоровыми людьми во вспомогательной школе särskola, которую образуют две стадии обучения: 1) собственно särskola, т. е. «школа для детей с нарушениями развития» [3; 166] и 2) särvux (особая система среднего образования для взрослых с нарушениями развития) [3; 175], являющаяся адекватным продолжением образовательного процесса, начатого на первой стадии обучения.

Повсеместно используемый термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» имеет множество смыслов, из-за чего часто возникают трудности в его понимании. Сюда включается и ухудшение зрения, и избыток веса, и нарушение слуха, мы имеем настолько широкое смысловое поле, что к категории людей с ограниченными возможностями можно отнести едва ли не половину населения Земли.

Согласно данным за 2013 г., опубликованным в одной из шведских газет [1], ошибочное понимание сути данного термина применительно к деятельности школ для детей с нарушениями развития ведет к тому, что в их состав часто включают практически здоровых детей, имеющих какие-либо, часто незначительные, ограничения по здоровью. Отмечено, что среди 4800 респондентов, обучающихся в школах для детей с нарушениями развития и имеющих ограниченные возможности, половина определена в данное учебное заведение без достаточных на то оснований [1]. Целевая группа, для которой предназначено данное учебное заведение, действительно имеет ограничения по здоровью, но они обусловлены когнитивными нарушениями и, в особенности, связаны с процессом мышления, а также часто осложнены нарушениями моторики, концентрации, восприятия и коммуникации. Исходя из этого, предметом деятельности вспомогательных школ является коррекционная работа, направленная на исправление и / или недопущение нарушений.

Таким образом, вспомогательная школа (särskola) ― это специализированное учебное заведение для людей, имеющих умственную отсталость, аутизм или вызванные травмой головного мозга какие-либо отклонения в развитии [6].

Принято считать, что ученики, не справляющиеся с обучением в общеобразовательной девятилетней школе, автоматически переводятся во вспомогательную школу. Согласно существующим сведениям, «около 99 % детей в возрасте от 7 до 16 лет учатся в общеобразовательной средней школе, остальные же посещают школу для детей с нарушениями развития или специальную школу» [3; 166]. Для Швеции кажущийся незначительным 1 % составляет в абсолютных цифрах весьма значительное количество людей, примерно 100 000 человек, что сопоставимо, например, с населением городов Сундсвалль или Хельсингборг.

На первый взгляд кажется, что вспомогательная школа (в частности, школа для детей с нарушениями развития) существует изолированно от других образовательных учреждений Швеции, но при подробном изучении данного вопроса мы видим не изолированность, а напротив, взаимосвязь учреждений между собой. Вспомогательная школа существует параллельно обычной общеобразовательной школе и имеет много общего с ней.

В Швеции введено обязательное образование для детей в возрасте от 7 до 16 лет [6], в связи с чем все они без исключения (несмотря на собственные ограниченные возможности) должны получить образование либо в обычной общеобразовательной школе, либо в школе для детей с нарушениями развития. Обратимся к структуре данных учебных заведений:

Возраст

(лет)

Skola

обычная общеобразовательная школа

Särskola

школа для детей с нарушениями развития

7―16 Grundskola

средняя школа

(1―9-й классы);

начальное общее образование

Grundsärskola

основная школа для детей с нарушениями развития

(для детей с незначительными ограниченными возможностями)

Träningskola

коррекционная школа

(для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

17―19 Gymnasium

гимназия
(10―11-й классы)

Gymnasiesärskola

гимназии для подростков с нарушениями развития,

20―>

Universitet, komvux,

folkhögskola

Särvux

особая система среднего образования
для взрослых с нарушениями развития

 

В соответствии с представленной выше таблицей видно, что образование, получаемое в школе для детей с нарушениями развития, по большей части соответствует обычной образовательной школе для здоровых людей. Возрастные категории одинаковы для обоих типов школ, и обучение делится на несколько уровней: для детей (7―16 лет), молодежи (17―19 лет) и взрослых (с 20 лет).

Помимо сходства, наблюдаются и отличия в организации образования в школах для детей с нарушениями развития и в общеобразовательной средней школе. Так, начальный этап получения образования в школе для детей с нарушениями развития представлен основной школой для детей с незначительными ограниченными умственными способностями (grundsärskola) и коррекционной школой для детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью (träningskola) [6]. Принципиальным отличием данных направлений является то, что в школе для детей с нарушениями развития обучают предметам, которые в большинстве своем сравнимы с предметами начального общего образования, в то время как в коррекционной школе ― видам деятельности.

В основной школе для детей с незначительными ограниченными возможностями преподают иностранный язык (английский), физкультуру, математику, родной язык (шведский), музыку, комплекс естественно-научных дисциплин (биология, физика, химия), социально ориентированный комплекс дисциплин (география, история, религиоведение, обществознание), а также труд, изобразительное искусство, технику, шведский язык как иностранный, домоводство и пр. Обучение осуществляется по тому же учебному плану, что и в обычной средней школе, но образовательные программы индивидуальны для каждого учебного заведения. По причине того что образовательные программы схожи, в перспективе могут быть открыты новые возможности для сотрудничества между учебными заведениями.

В учебном плане коррекционной школы выделены 5 видов деятельности: 1) эстетическая деятельность; 2) развитие моторных навыков; 3) коммуникация; 4) восприятие действительности и 5) повседневная деятельность [4; 95].

Первый вид деятельности ― «эстетическая деятельность» ― ставит перед учащимися цель развития уверенности в себе и поиска самовыражения при помощи таких средств, как музыка, ритм, мимика, жесты и пр. Учащиеся имеют возможность научиться играть на различных музыкальных инструментах, танцевать, ставить театральные постановки, рисовать и творить, используя пластилин, глину, краски, древесину. У школьников, имеющих умеренные или тяжелые умственные ограниченные возможности, данный вид деятельности вызывает интерес, пробуждает любопытство и способствует развитию фантазии.

Второй вид деятельности ― «развитие моторных навыков» ― ориентирован на усовершенствование двигательной активности, имеющей важное значение для устранения физических и психических недугов. В процессе формирования навыков крупной моторики школьник познает возможности собственного тела, координацию, силу и выносливость. Ученик приобретает опыт двигательной активности во время разучивания танцев, специальных упражнений, участвуя, к примеру, в спортивных играх. Работа над мелкой моторикой формирует двигательные навыки рук, лица, ног, а также координацию движений.

Под третьим видом деятельности ― «коммуникацией» ― понимается расширение способностей к взаимодействию с окружающим миром. В виду того что большинство учащихся во вспомогательной школе имеют сниженные коммуникативные способности, это направление является актуальным, так как способствует не только развитию способностей, но и формированию желания общаться, взаимодействовать с окружающим миром. Коммуникативная среда, проявляющаяся в готовности взрослых людей, педагогов и воспитателей общаться с учениками, создает предпосылки, благодаря которым ученики учатся вступать в диалог, задавать вопросы, рассказывать и отвечать на вопросы. В целом взаимодействие с окружающей средой — это ключ к познанию и участию в общественной жизни.

Под «коммуникацией» понимается передача информации между людьми, но, учитывая ограниченные возможности обучающихся, в коррекционной школе она, как правило, осуществляется не традиционным способом (через речь), а через другие сигнальные системы ― жесты, мимику, знаки, картинки и пр. Несмотря на скудность данных сигнальных систем по сравнению с речью, она тем не менее превращает одностороннюю коммуникацию в двустороннее взаимодействие. В обществе принято считать, что люди с ограниченными возможностями испытывают трудности в процессе общения, что подталкивает окружающих задавать им вопросы, на которые можно получить исключительно ответы «да» или «нет». В школе для детей с нарушениями развития учатся формулировать желания, выражать потребности, участвовать в диалоге, используя какое-либо визуальное подспорье; в этом и заключается трансформация односторонней коммуникации в двустороннее взаимодействие.

В коррекционной школе закладываются практические и теоретические знания, необходимые для понимания различных явлений, происходящих в окружающей среде. Четвертый вид деятельности коррекционной школы ― «восприятие действительности» ― охватывает широкий спектр вопросов, позволяющий учащимся оценивать собственное существование и окружение. В ходе обучения в центре внимания находятся следующие категории: а) пространство и время, б) качество и количество, в) установление причинно-следственных связей [4; 93].

Рассмотрим отдельно каждую из названных категорий.

Пространство и время

Преподавание выстроено таким образом, что ученик может, используя собственную двигательную активность, познать окружающее его пространство. За счет двигательной активности, изменений положения собственного тела человек приобретает пространственный опыт и учится осознавать положение предметов и собственного тела в пространстве: впереди, позади, снизу, сзади, над, под и т. д.

Обучение школьников категории времени происходит в результате использования повторяющегося расписания, которое ведет к пониманию того, что что-то произойдет или уже произошло. Таким образом, детей обучают восприятию дней недели, прошлого, настоящего, будущего.

Качество и количество

Формируемые представления о качестве предметов играют важную роль в процессе восприятия учащимися окружающего мира, так как они касаются установления сходств и различий, свойств предметов. Для получения информации о свойствах окружающих предметов ученик с ограниченными возможностями ведет себя так же, как маленький ребенок: он стучит, пробует на вкус, держит предметы в руках, бросает их и т. д. Это позволяет сравнивать разные материалы, предметы и явления.

Понятие количества создает ученикам основу для понимания размера, количества, веса, стоимости, что в реальной жизни требуется для выполнения практических заданий, например когда нужно взвесить продукты, подсчитать деньги, накрыть на стол, исходя из количества гостей и пр.

Установление причинно-следственных связей

Формирование представлений о причинно-следственных связях ведет к осознанию природы тех или иных событий, происходящих в жизни, что позволяет оценивать как собственные действия, так и прогнозировать будущее.

Пятый вид деятельности коррекционной школы связан с повседневной деятельностью. Преподавание выстроено таким образом, что обучающиеся активно включаются в ситуации повседневной жизни (учатся самостоятельно одеваться, принимать пищу и выполнять правила личной гигиены). Участие в ситуациях повседневной жизни часто означает, что ученик более осведомлен об окружающем мире и окружающей его среде. Так он познает свою семью, т. е. устанавливает социальные связи, участвует в бытовых ситуациях. Все это помогает ученикам с умеренными или тяжелыми ограниченными возможностями быть менее зависимыми от окружающих их людей: родителей, учителей, знакомых.

Представленные виды деятельности создают предпосылки для получений знаний, умений и навыков о себе как человеке и личности и о внешнем мире. Эта информация ― первый шаг на пути к полноценной жизни.

Отметим, что ученики в коррекционной школе учатся согласно государственному учебному плану, однако для каждой конкретной личности составляется особый, индивидуальный план развития. Данный план учитывает индивидуальные особенности учеников и нацелен на прогрессирующее развитие в спокойном темпе. В отличие от других форм обучения, в коррекционной школе нет системы оценивания по традиционной для шведов шкале A—E, где выставляется оценка за приобретенные знания, но это не значит, что оценивания совсем не происходит. Оцениванию поддается степень развития ученика, тенденция к сокращению отставания в умственном, физическом и психическом развитии по сравнению со здоровым ребенком.

В связи с тем что у обучающихся варьируются умственные возможности, которые часто сопровождаются отсутствием слуха, зрения, наличием аутизма, преподавание ориентировано на способности каждого конкретного ученика, несмотря на то, что наполнение дисциплин и так предельно простое.

Коллектив образовательных учреждений работает с пробелами в умственном развитии, в то время как центры реабилитации, с которыми сотрудничают образовательные учреждения, осуществляют контроль за психическим и физическим развитием. Ученики находятся под наблюдением физиотерапевтов, логопедов и психологов.

Делая выводы о первой ступени образования, заметим, что различия основной школы для детей с нарушениями развития и начального общего образования не являются столь принципиальными и касаются только организации обучения. Для первой характерны более маленькие классы, размеренный темп обучения, больше предметов практической и эстетической направленности, наличие нескольких педагогов, оценивание по шкале «хорошо» — «отлично». В то же время коррекционная школа не поддается сравнению с начальным общим образованием, так как в ней полностью скорректирована деятельность учреждения, сфокусированная на людях с умеренными или тяжелыми ограниченными возможностями. Это, например, проявляется в том, что преподаются не предметы, а особые виды деятельности, необходимые для участия в реальной действительности.

 

Второй ступенью образования является гимназия для подростков с нарушениями развития. Образование в гимназии для подростков с нарушениями развития должно, насколько возможно, соответствовать гимназическому образованию в обычной школе. Окончив данное заведение, подросток с нарушениями развития, так же как и другие, должен быть готов к полноценной взрослой жизни: уметь организовывать собственный досуг и проживание, иметь знания и умения, необходимые для профессиональной жизни. Исходя из этого, требования, предъявляемые к ученикам в процессе обучения, не должны быть завышенными, они должны быть преодолеваемыми, отражая потенциальные возможности учеников. Развитие знаний у учеников с ограниченными возможностями как приоритетная задача гимназии для подростков с нарушениями развития требует наличия специальных педагогических компетенций у преподавателей.

Особое внимание обращает на себя интеграция между существующими гимназиями. Локальная интеграция необходима, но не является достаточным условием для реализации инклюзивного образования. Для создания эффекта инклюзии требуются реальные встречи между учениками в образовательном пространстве, что требует еще большего расширения сотрудничества между образовательными учреждениями.

Исходя из способностей учеников, в гимназии для подростков с нарушениями развития действуют государственные и коррекционные индивидуальные программы.

К государственным программам [7; 4―7] относятся:

1) управление, торговля (программа готовит студентов к выполнению простых административных заданий, работе с документацией, взаимодействию с клиентами);

2) эстетическая деятельность (обучение коммуникации и самовыражению при помощи изображения, текста, звука, подготовка людей с ограниченными возможностями к участию в различных «художественных» проектах);

3) недвижимость, строительство (ученики приобретают базовые знания о недвижимости, строительстве, что позволяет работать в сфере ремонта и технического обслуживания зданий и помещений, маркетинга);

4) транспорт (программа нацелена на формирование умений по ремонту транспортных средств и техобслуживанию);

5) ремесло и производство (ученики знакомятся с историей развития ремесла и производства в целом, приобретают знания о различных материалах и их использовании);

6) здоровье и обеспечение ухода (программа готовит учеников к работе в сфере здравоохранения, оказания социальной помощи людям);

7) ресторанно-гостиничное дело (программа нацелена на подготовку кадров в сфере организации питания, приготовления еды, кондитерских изделий, обеспечения гостиничного сервиса и пр.);

8) общество и язык (деятельность учеников связана с изучением обществознания и языков, социальных процессов, СМИ);

9) флора и фауна (программа дает знания о природе, окружающей среде, природных ресурсах, что предоставляет право работать с землей, выращивать растения, ухаживать за животными и т. д.).

Все ученики по результатам обучения по государственной программе выполняют экзаменационную работу, которая напрямую соотносится с целью программы и образованием ученика. Данная квалификационная работа демонстрирует то, как ученики справляются с обычными заданиями в профессиональной сфере. В случае если ученик справляется с итоговой квалификационной работой, ему ставится «зачтено» (по шведской шкале оценивания ― E), а если не справится, то оценка не ставится, поскольку низкая оценка может неблагоприятным образом сказаться на дальнейшем развитии школьника.

В связи с тем что количество людей с ограниченными возможностями, как правило, минимально в гимназии для подростков с нарушениями развития, это сказывается и на выборе программ обучения, поскольку охватить все не представляется возможным. Однако в этом есть и свои плюсы: ученики знакомятся с составляющими частями программ и могут выбрать понравившееся им направление, чем обеспечивается право выбора.

Если ученики не справляются с национальной программой, то им предлагается коррекционная программа (ett träningsprogram), в которую входят следующие дисциплины: эстетическая деятельность, домоводство, спорт и здоровье, окружающий мир, язык и коммуникация, индивид и общество [7]. Здесь, в отличие от государственных программ, нет профориентированных дисциплин, другими словами, отсутствует подготовка к профессиональной жизни.

Данная ступень вспомогательной школы делает также акцент на учете возможностей и способностей людей с ограниченными возможностями. У каждого ученика есть собственный индивидуальный рабочий план, который содержит информацию о программе, ее содержании (полная, сокращенная, дополненная и пр.) предметах и направлениях, которые он будет изучать.

Третьей ступенью является получение образования в особом институте для людей с низкими способностями к обучению в возрасте от 20 лет.

Данный институт ориентирован, прежде всего, на тех, кто имеет неполное образование, нереализованный умственный потенциал, а также мотивацию к изучению новых дисциплин. Обучение в данном институте добровольное и нацелено на тех, кто имеет умственную отсталость как результат перенесенной болезни или жестокого обращения.

Образование в институте särvux / lärvux состоит из трех уровней.

Первый уровень соответствует коррекционной школе, рабочие программы которого обеспечивают преподавание таких видов деятельности, как коммуникация, восприятие действительности, в частности формирование знаний об окружающей среде.

Второй уровень соответствует основной школе для детей с нарушениями развития, и преподавание охватывает целый цикл дисциплин: шведский язык, математику, историю, обществознание, химию, биологию и пр.

Третий уровень соответствует гимназии для подростков с нарушениями развития и охватывает цикл дисциплин более широкой направленности (музыка, математика, английский язык, религия, обществознание, коммуникация). Отметим также, что есть и ряд профориентированных дисциплин, которые позволяют подготовить учеников к дальнейшей профессиональной жизни.

Анализируя данные уровни, мы наблюдаем, во-первых, усложнение материала, требующего самостоятельного мышления, формирования умений и навыков; во-вторых, непрерывность процесса обучения и неразрывность образовательного пространства. Кроме того, развитие взрослого человека с ограниченными возможностями имеет довольно много сходств с обучением маленьких детей, так как оно, с одной стороны, всесторонне развивает человека, с другой стороны, следует принципу «от простого к сложному».

Обучение проходит в дневное время от 1 до 8 раз в неделю, предметы продолжаются в течение года, возможны и краткосрочные курсы. Люди с ограниченными возможностями в ходе обучения учатся выражать собственные мысли и идеи, собирать информацию, давать комментарий прочитанному и увиденному, обращаться с деньгами, рассчитывать собственный бюджет, пользоваться компьютером и другим оборудованием. Образование охватывает ряд предметов, среди которых английский язык, история стран Северной Европы, окружающий мир, коммуникация, здоровье, компьютерная грамота и пр.

Принципиальными отличиями школы для детей с нарушениями развития и последующей стадии ― особой системы среднего образования для взрослых с нарушениями развития от общеобразовательной обычной школы с последующим образованием для взрослых в виде университета, высшей школы является то, что человеку оказывается больше помощи в достижении собственных целей, необходимых для успешного развития. Помимо этого, можно выделить и другие различия:

1. В школе для детей с нарушениями развития изучаются те же самые предметы, что и в обычной школе, но на их освоение требуется больше времени;

2. Используемый материал (учебники, пособия, компьютерные программы) ориентированы и адаптированы к людям с ограниченными возможностями.

3. Инклюзивность преподавания: учителя создают все возможные условия для ученика в целях продуктивного освоения материала.

4. В школе для детей с нарушениями развития существует особый предмет. С детского возраста человек включается в повседневность, он должен уметь выполнять правила личной гигиены, одеваться, но, в отличие от маленьких детей, которым можно показать выполнение заданий 1―2 раза, детям с ограниченными возможностями одно и то же действие необходимо демонстрировать десятки раз.

5. Наполнение классов весьма небольшое. Это значит, что не только педагог может уследить за всеми детьми / взрослыми, но и они сами могут помогать друг другу в выполнении определенных операций.

6. Что касается основной школы для детей с нарушениями в развитии, то образование в ней, так же как и в средней школе, продолжается 9 лет, однако по желанию можно выбрать и 10-й год обучения. Гимназическое образование в обычной школе длится 3 года, в то время как в гимназии для подростков с нарушениями развития образование продолжается на протяжении 4 лет.

Прежде чем отдать ребенка во вспомогательную школу каждый взрослый (родитель или опекун) должен задуматься над тем, что это за форма обучения и принесет ли она пользу подопечному. С одной стороны, вспомогательная школа обеспечивает уход и заботу за человеком с ограниченными возможностями, всестороннее развитие и помощь в адаптации к повседневным занятиям и внешней среде; с другой стороны, она ограничивает шансы человека на получение профессии, активную социализацию со здоровыми людьми, так как большую часть времени ребенок / взрослый находится в окружении себе подобных людей ― людей с ограниченными возможностями.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012―2016 гг.


REFERENCES

1. Anander H. Elever felplaceras i skolan (2013). [Electronic source]: Dagens Nyheter. (http://www.dn.se/nyheter/sverige/elever-felplaceras-i-sarskola/). Accessed 15.09.2013.

2. Andersson B., Thorsson B. Därför inkludering. [Electronic source]. (http://iloapp.appelklyftig.com/blog/21?ShowFile&doc=1276540493.pdf).

Accessed 27.08.2013.

3. Björck I., Davidsson B. Shvetsiya. Karmannyy putevoditel'. Fakty i poleznye sovety dlya novykh zhiteley strany, Norrköping, 2003. 297 p.

4. Elving A., Persson A.C. Ersängskolan — Särskolan i Umeå. [Electronic source]: Socialization of children with health and behavior problems: model, content, technologies. (http://www.norden.ru/fckeditor/editor/filemanager/connectors/aspx/userfiles/file/News%20NGO%20programme/NGO%202012%20July/04%20July%202012/New%20education/New%20education%20brochure%20Sides%20of%20Goodness.pdf). Accessed 21.08.2013.

5. Gymnasieskola 2011. [Electronic source]: Skolverket. (http://www.skolverket.se/publikationer?id=2597). Accessed 14.09.2013.

6. Kommentarmaterial till grundsärskolans kursplaner [Electronic source]: Skolverket. (http://www.skolverket.se/publikationer?id=2702). Accessed 15.09.2013.

7. Kort om gymnasiesärskolan [Electronic source]: Skolverket. (http://www.skolverket.se/publikationer?id=2962). Accessed 20.09.2013.

8. Kvist R. Särskolans undervisning. [Electronic source]. (http://epubl.ltu.se/1652-5299/2006/105/ltu-lar-ex-06105-se.pdf). Accessed 29.08.2013.

9. Läroplan för grundsärskolan. [Electronic source]: Skolverket. (http://www.skolverket.se). Accessed 12.09.2013.

10. Malmberg E., Nicolaou I. Begåvningshjälpmedel i särskolan – en väg till självständighet. [Electronic source]. (http://www.hi.se/Global/pdf/2005/05312.pdf). Accessed 20.08.2013.

11. Mottagande i grundsärskolan och gymnasiesärskolan [Electronic source]: Skolverket. (http://www.skolverket.se/publikationer?id=3030). Accessed 15.09.2013.

12. Ny läroplan för grundsärskolan och träningskolan också [Electronic source]. (http://skola2011.blogspot.ru/2011/04/ny-laroplan-for-grundsarskolan-och.html). Accessed 14.09.2013.

13. Rutiner för utredning och beslut om mottagande i den obligatoriska särskolan. [Electronic source]: Borås stad. ( http://www.boras.se/download/18.121e91e2132cdd86bdb800055411/Skolverket+allm%C3%A4nna+r%C3%A5d.pdf). Accessed 15.09.2013.

14. Skolinspektionens rapport till regeringen 31 januari 2011. Särskolan. [Electronic source]: Skolinspektionen. (http://www.skolinspektionen.se/documents/riktad-tillsyn/sarskola/sarskola-regeringsrapport.pdf). Accessed 10.09.2013.

15. Särskolan ― hur fungerar den? [Electronic source]: Skolverket. (http://www.skolverket.se/). Accessed 20.08.2013.

16. Tideman M., Szönyi K. Sverige behöver ingen särskola. [Electronic source]: Dagens nyheter. (http://www.dn.se/debatt/sverige-behover-ingen-sarskola/). Accessed 6.09.2013.


Просмотров: 4676; Скачиваний: 1001;