Яровой Г. О. Позитивные и негативные эффекты трансграничного сотрудничества: глобальная перспектива // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2014. № 1. С. 122–125.


Выпуск № 1 (2014)

Хроника научных мероприятий

pdf-версия статьи

Позитивные и негативные эффекты трансграничного сотрудничества: глобальная перспектива

Яровой
   Глеб
   Олегович
кандидат политических наук,
доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений,
Петрозаводский государственный университет, институт истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, gleb.yarovoy@mail.ru

С 9 по 13 июня 2014 г. в городах Йоэнсуу и Санкт-Петербург состоялась Первая всемирная конференция Ассоциации приграничных исследований.

Несмотря на то что название конференции сформулировано максимально широко, чтобы вместить в себя всевозможные аспекты исследования границ (border/borderlands studies или даже borderology) — «Границы после холодной войны: глобальные тенденции и региональные ответы» — оно, все же, не до конца отражает содержание докладов, представленных на ней. Безусловно, речь шла и о глобальных вызовах, и о реакции на них со стороны приграничных сообществ. Однако хронологические рамки представленных на конференции докладов оказались гораздо шире временных границ постбиполярной эпохи.

Впрочем, сформулировать более удачное название для конференции, в которой участвовали более 500 исследователей (от студентов до «живых классиков» приграничных исследований) из 67 стран, представлявших сотни университетов и исследовательских центров, ведущих свои научные разработки в десятках научных направлений, вряд ли возможно.

Прошедшая конференция еще раз наглядно показала, что приграничное и трансграничное сотрудничество является глобальным феноменом. Об этом свидетельствует не только состав участников, но и обсуждаемая проблематика. Географически тематика докладов, представленных на более чем 130 пленарных и секционных заседаниях, простиралась от Южной Африки до Арктики и от Центральной и Южной Америки до Юго-Восточной Азии. Заявленные темы относились ко всем направлениям общественных и гуманитарных наук: от проблем обеспечения традиционной (военной) безопасности и отстаивания национального суверенитета до восприятия границ и их роли в жизни обществ, отраженных в литературе, живописи, скульптуре. Теоретически ориентированные доклады прекрасно сочетались с сообщениями о результатах проведенных прикладных исследований; связанные воедино, они стали основой для рекомендаций в адрес участников процесса принятия политических решений в разных странах и на разных континентах, вовлеченных в процессы приграничного и трансграничного сотрудничества.

Разнообразие представленных докладов и научная специализация автора этого текста (политология и международные отношения) не позволяют подробно остановиться даже на основных темах конференции. По этой причине позволю себе обратить внимание читателя лишь на некоторые аспекты современной науки о границах.

Разнонаправленные тенденции развития трансграничного сотрудничества в Европе, как на внутренних, так и на внешних границах Евросоюза, порождаемые процессами глобализации, европейской интеграции, регионализации, т. е. тем, что выражается в концепте «глокализация», стимулируют научный поиск как в направлении теоретического осмысления процессов трансграничной регионализации, так и в направлении эмпирических, полевых исследований.

Тенденция, характеризующая современное развитие большинства общественных наук, от истории до международных отношений, — «столкновение» позитивистских и постпозитивистских (постмодернистских) методов исследования, не обошла и исследования границы. Тематика представленных докладов отражает это теоретико-методологическое разнообразие и подтверждает идею о том, что современные государства играют в разные «игры суверенитетов»: вестфальскую, постколониальную, постмодернистскую. Так, арктические границы и проблемы их делимитации в основном анализируются в рамках позитивистских парадигм международных отношений, таких как неореализм или неолиберализм. В то время как исследования трансграничного сотрудничества в «постнациональном» Европейском союзе зачастую основаны на конструктивистской, неомарксистской и постпозитивистской методологии, истоки которой авторы находят в трудах Никласа Лумана, Анри Лефевра, Мишеля Фуко, Жиля Делёза и др. Теоретические экзерсисы нередко выливаются в создание специфической методологии трансграничных исследований и даже закладываются в основу рекомендаций региональным властям по созданию стратегий трансграничного пространственного планирования.

Результаты эмпирических исследований в сфере пространственного планирования нашли отражение в большом количестве тематических заседаний и докладов. Изучению подверглись как позитивные эффекты приграничного и трансграничного сотрудничества, так и те вызовы, которые встают перед местными и региональными властями в Европе.

К положительным эффектам можно, безусловно, отнести «миротворческий» потенциал трансграничного сотрудничества. Об этом шла речь в многочисленных докладах и секциях, посвященных как европейским, так и неевропейским, в частности африканским границам. Возможности сравнительного анализа этих случаев ограничены различиями исторического контекста и особенностями формирования границ: если в Европе так называемые разделенные территории возникли в результате многочисленных войн, то проблемы взаимодействия африканских государств обусловлены, в первую очередь, непростым процессом деколонизации. «Общим знаменателем» исследования данной проблематики как раз и становится трансграничное сотрудничество. Ввиду отсутствия возможности детального анализа проблематики, приведу одну из классических метафор, иллюстрирующую роль взаимодействия между государственными и негосударственными акторами поверх существующих границ: «Границы — это шрамы истории. Миссия трансграничного сотрудничества — заживлять эти раны». Данное высказывание, произнесенное в 1976 г., принадлежит Хорсту Герлаху, депутату Европейского парламента и президенту Ассоциации европейских приграничных регионов (Association of European Border Regions, AERB). Эта организация, наряду с Советом Европы и, позднее, Европейским союзом, на протяжении нескольких десятков лет способствует претворению в жизнь этой идеи.

Вызовы и угрозы развития трансграничного сотрудничества для организации пространственного планирования не менее многочисленны, чем его позитивные эффекты. В частности, выступающие отмечали как прямые, так и косвенные риски, возникающие в приграничных регионах Евросоюза. Прямые риски связаны, в первую очередь, с формирующимися трансграничными рынками труда, трудовой мобильностью и ее влиянием на смежные сферы: структуру расселения, оказание коммунальных услуг и т. д.

Наиболее ярким примером является ситуация в трансграничном регионе Саар-Лор-Люкс, где объем трудовой мобильности насчитывает более 160 тыс. работников, ежедневно пересекающих границы Германии, Франции, Бельгии и Люксембурга. Все они утром едут на работу в Люксембург, а вечером возвращаются в соседние страны. В результате возникает сложная коллизия: люди получают высокую зарплату в Люксембурге, они и их работодатели платят налоги в бюджет графства, а предоставлять коммунальные услуги, обслуживать дороги, коммуникации и т. д. вынуждены небогатые муниципалитеты соседних стран, которые фактически превращаются в «спальные районы» Люксембурга с недостаточным финансированием. На сегодняшний день местные и региональные власти ищут совместное решение проблемы; одним из основных вариантов являются «межбюджетные трансферы» из люксембургского бюджета в бюджеты соседних муниципалитетов.

Принимая во внимание многообразие представленной на конференции проблематики, можно с уверенностью утверждать, что заявленная организаторами конференции миссия — способствовать созданию мирового научного сообщества исследователей границ — успешно реализована.

В пользу дальнейшей институционализации мировых приграничных исследований свидетельствует современная структура членства в Ассоциации приграничных исследований, основанной в 1976 г. и на протяжении долгого времени фокусировавшая свое внимание на изучении американо-мексиканской границы. Сегодня половина членов организации представляют более тридцати государств по всему миру. Кроме того, «ведомственный» научный журнал Ассоциации — Journal of Borderland Studies — вошел в число изданий, индексируемых международной наукометрической базой Scopus и постепенно набирает вес и популярность среди исследователей.

Создаются и региональные и субрегиональные ассоциации, объединяющие исследователей границ. Так, Африканская сеть исследования приграничья (African Borderlands Research Network, ABORNE) позиционирует себя как своеобразный международный, междисциплинарный профсоюз исследователей африканских границ, объединяющий ученых с разнообразным научным бэкграундом: история, антропология, социология, политическая наука, география, исследования проблем миграции и беженцев и т. д.

В прошедшем году штаб-квартира Ассоциации приграничных исследований переехала из Северной Америки в Северную Европу. Теперь она расположилась в уютном университетском городе Йоэнсуу, и Университет Восточной Финляндии, «вуз-побратим» Петрозаводского университета, таким образом, становится одним из главных центров изучения границ в Старом Свете, что открывает перед петрозаводскими учеными дополнительные возможности вовлечения в мировое научное сообщество исследователей приграничного и трансграничного сотрудничества.

Подробнее познакомиться с тематикой и краткими резюме докладов, представленных на конференции, можно на сайте Университета Восточной Финляндии (http://www.uef.fi/en/abs2014world).

Фотографии: Г. О. Яровой


Просмотров: 1948; Скачиваний: 925;