Воронцова Е. А. Индустрия туризма в условиях экономического кризиса: тенденции и перспективы развития // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2015. № 1. С. 59–67.


Выпуск № 1 (2015)

ЭКОНОМИКА

pdf-версия статьи

УДК 338.48

Индустрия туризма в условиях экономического кризиса: тенденции и перспективы развития

Воронцова
   Елена
   Андреевна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и финансов,
Петрозаводский государственный университет,
Петрозаводск, levoron@mail.ru
Ключевые слова:
Внутренний и въездной туризм
экономический кризис
Российская Федерация
Республика Карелия
Аннотация: Туризм — один из наиболее перспективных и динамично развивающихся секторов экономики в мире, выполняющий функцию катализатора социально-экономического роста. РФ обладает уникальными возможностями для развития на своей территории разных видов туризма благодаря разнообразию природных ресурсов, наличию объектов культурного и исторического наследия. Для отдельных регионов России, в частности для Республики Карелия, туризм мог бы стать ведущим сектором экономики, стимулирующим развитие всего региона. Основная цель статьи — показать, как современный экономический кризис повлиял на положение в индустрии туризма и каковы ее перспективы. Описывается докризисное состояние российского рынка туристских услуг, указываются его сильные и слабые стороны, угрозы и возможности, отмечается лидирующая роль России по расходам на международный туризм. Оценивается влияние экономического кризиса на отдельные виды туризма: выездной, въездной и внутренний. В качестве основных влияющих факторов выделяются падение курса национальной валюты, снижение доходов населения и изменение международных отношений. Делается вывод о негативном влиянии этих факторов на показатели выездного туризма, неоднозначном влиянии на въездной туризм и в целом положительном влиянии на внутренний туризм в РФ. Отмечается необходимость оперативных и действенных мер, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма в России. Региональный аспект проблемы рассматривается на примере Республики Карелия. Указываются основные особенности туризма в республике, анализируются его перспективы в условиях экономического кризиса. Отмечается важная роль принятой федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» в решении системных проблем туристского сектора.

© Петрозаводский государственный университет


Современный российский экономический кризис, начавшийся в 2014 г., а по некоторым оценкам еще в 2013 г. [9], в той или иной степени затронул все сектора экономики и внес серьезные изменения в прогнозы экономического развития государства в целом и отдельных отраслей в частности. Высокий темп инфляции, значительные колебания валютных курсов, высокие процентные ставки по кредитам привели к сокращению платежеспособного спроса при одновременном удорожании продукции, что в свою очередь повлекло сокращение объемов продаж, и как следствие, финансовых результатов предприятий. При этом современный кризис протекает на фоне внешнеэкономических санкций, роль которых в сложившейся ситуации неоднозначна. Одно из главных положительных последствий санкций — закрытие российского рынка для ряда импортных товаров и, как следствие, реальная возможность для отечественных производителей занять освободившееся место. Однако курс на импортозамещение с учетом необходимости модернизировать основные фонды в условиях дорогих кредитов выдерживать крайне сложно.  

Но все ли сектора экономики испытывают одинаковые трудности? Рассмотрим, как повлиял экономический кризис на сферу туризма, какие тенденции характерны для отечественного туристского рынка, и каковы его перспективы.

По данным Всемирной туристской организации (UNWTO) туризм — один из наиболее быстрорастущих секторов экономики в мире, рост которого сопровождается диверсификацией и увеличением конкуренции среди направлений. Долгосрочный прогноз, подготовленный  организацией, «Туризм —перспектива 2030» предусматривает среднегодовое увеличение числа международных туристских прибытий на 3,3 % [6]. Несмотря на кризисные явления в экономиках европейских государств — лидеров туристского бизнеса — данный уровень успешно выдерживается и даже превышается:  в 2014 г. показатель вырос на 4,4%, а прогноз на 2015 г. составляет  3—4% [10]. 

Ситуация в российском туризме до 2014 г. соответствовала общемировым тенденциям.

Таблица 1

Въезд иностранных граждан на территорию РФ *


 * составлена автором по данным Федерального агентства по туризму [7]

После кризиса 2008 года показатели вышли на прежний уровень  в 2010—2011 гг. и росли с опережением общемировых тенденций до 2013 г.

Докризисную роль России в международном туризме можно оценить по следующим фактам: в 2012 г. РФ занимала пятое место в мире по расходам на международный туризм, а в 2013 г. уже второе, уступая только Китаю. По количеству прибытий туристов в 2012 г. РФ была на девятом месте в мире, при этом соотношение количества прибытий иностранных туристов к населению страны составляло 18 % [6]. Таким образом, Россия вошла в число мировых лидеров, как по выездному, так и по въездному туризму. Тем не менее, индустрия испытывала ряд серьезных проблем. В частности, высокие цены препятствовали более интенсивному развитию въездного и внутреннего туризма. В рейтинге стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2013 г. РФ занимала лишь 63 место из 140 стран, и общая среда регулирования сектора путешествия и туризма оценивалась экспертами как неблагоприятная [1].

До 2014 года ситуация в российской индустрии туризма характеризовалась следующими положениями. По оценке аналитической группы Всемирного экономического форума [1] сильными сторонами России являлись богатые природные и культурные ресурсы, а также инфраструктура воздушного транспорта и телекоммуникационная инфраструктура.  К слабым сторонам были  отнесены недостаточно развитая туристская инфраструктура, инфраструктура наземного и водного транспорта, неблагоприятный деловой климат, низкий уровень безопасности и международной открытости, а также низкая ценовая конкурентоспособность.

Основные возможности развития, на наш взгляд, были связаны с общемировым ростом туристского сектора и интересом к России со стороны зарубежных туристов, благоприятной внешнеполитической обстановкой, стабильной общеэкономической ситуацией и ростом доходов населения. Кроме того, принятие и реализация ряда значимых документов, таких как «Стратегия развития туризма в РФ на период до 2020 года», ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011—2018 гг.)», предполагало повышение конкурентоспособности туристского рынка РФ, в том числе за счет государственной поддержки. 

Специалисты отмечали следующие угрозы (риски),  которые могли повлиять на развитие туризма:

— макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения инвестиционного климата и снижения темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;

— финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования, а также отсутствием частных инвестиций;

— техногенные и экологические риски;

— геополитические риски, связанные с политической ситуацией внутри страны и в сопряженных государствах;

— международные риски, связанные с состоянием отношений Российской Федерации с другими государствами и ситуацией на международных туристских рынках (что особенно важно для регионов приграничного туризма) [4], [8].

В 2014 г. ситуация кардинально изменилась. Возникли практически все риски (за исключением техногенных), угрожающие развитию туризма: геополитические, макроэкономические, финансовые, международные, что по-разному отразилось на отдельных видах туризма. Рассмотрим ситуацию подробнее.

Выездной туризм в 2014 г. Ухудшение международной обстановки, последовавшие одно за другим банкротства нескольких туроператоров существенно сократили выездной поток туристов, который переориентировался на внутренние направления. В последнем квартале к этим факторам добавился резкий рост курса иностранных валют, последовавший за этим подъем ставок по кредитам и паническое поведение потребителей. В итоге выезд российских граждан за рубеж сократился по сравнению с 2013 г. на 15,1 % (по всем причинам), выезд с туристическими целями — на 3,7 % [7]. Таким образом, в 2014 г. выездной туризм сдал ранее достигнутые позиции, и, по данным Росстата [8], в 2015 г. этот спад продолжился. Однако из трех видов туризма: выездной, въездной и внутренний — снижение объемов выездного туризма оказывает наименьшее негативное влияние на экономические показатели государства.

 Таблица 2

Выезд российских граждан за рубеж**

 ** составлено автором по данным Федерального агентства по туризму [7]

Въездной туризм в 2014 г. События 2014 г. оказали разнонаправленное влияние на показатели въезда иностранных граждан в РФ: к положительным факторам можно отнести Олимпийские игры в Сочи в начале года и падение курса рубля в конце, что вызвало удешевление туров в иностранной валюте. К негативным факторам следует отнести события в Украине и связанную с ними информационную войну. Статистика свидетельствует о некотором падении количества въездов с туристической целью при общем росте числа въездов (см. таблицу 1), что, на наш взгляд, является признаком нестабильности ситуации на рынке и делает ее трудно прогнозируемой. Однозначно можно отметить, что на сегодняшний день фактором роста въездного туризма является нормализация международных отношений.

Отметим еще один интересный факт. Изменение валютного курса в 2014 г. оказало положительное влияние на место России в рейтинге стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма. Так, в 2013 г. РФ была лишь 63, а в 2015 г. заняла 45 место среди 141 страны, поднявшись на 18 позиций [1]. Такой прогресс связан, в первую очередь, с ростом конкурентоспособности российских предложений по цене в связи со снижением курса рубля. В остальном конкурентные преимущества России в сфере туризма и негативные факторы остались прежними.

Внутренний туризм в 2014 г. Данный вид туризма оказался в самом выигрышном положении. Под воздействием совокупности факторов произошло импортозамещение в туризме, и внутренние направления получили шанс к развитию. Отметим, что массовый интерес к внутренним направлениям появился в 2014 г., и на сегодняшний день нет объективных данных об объеме организованного внутреннего туризма в РФ. В предшествующие годы его доля в общем объеме путешествий россиян была относительно мала (см. рис. 1).

 

Рис. 1 Распределение отечественных туристов по направлениям отдыха (численность туристов, обслуженных туристскими фирмами), тыс. чел. [8]

 

По данным опроса, проведенного ВЦИОМ, в 2015 г. по сравнению с прошлым сезоном стало существенно больше тех, кто намеревается совершить путешествие по России (4% опрошенных в 2014 г., 11% в 2015 г.) [2].

Главным фактором, повлиявшим на рост интереса россиян к отдыху у себя дома, явилось резкое удорожание зарубежных туров в связи с падением курса рубля. Однако здесь видится ряд проблем:

— российские туристы привыкли к комфорту и высокому уровню сервиса, что пока не является сильной стороной отечественных туристских объектов;

— рост курса рубля практически сразу повлечет рост продаж зарубежных туров, что подтверждается фактическими данными о продажах весной 2015 г.;

— сохранение негативных тенденций в экономике может привести к дальнейшему снижению платежеспособного спроса, что в итоге скажется на падении интереса и к внутреннему туризму.

Развитие внутреннего туризма, безусловно, является важнейшей задачей, в том числе государственного уровня. Здесь необходима огромная и при этом оперативная работа, связанная с созданием необходимой инфраструктуры, повышением качества сервиса в туризме, разработкой новых направлений и программ, иначе при первой же возможности россияне снова массово поедут отдыхать за границу.

Таким образом, в условиях экономического кризиса в отечественной индустрии туризма сложилась следующая ситуация:

— выездной туризм — по оценкам специалистов  выездной поток в первом квартале 2015 г. сократился по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. на 40%, количество туроператоров по выездному туризму сократилось почти в два раза;

— въездной туризм — по данным Федерального агентства по туризму въездной поток в первом квартале 2015 г. вырос на 16 %, при этом въезд в служебных целях вырос на 41%, а с целью туризма сократился на 1% [7]. Однако туроператоры по итогам сезона прогнозируют спад на 5—10 % по сравнению с 2014 г., который сам по себе характеризовался значительным сокращением въездного потока;

— внутренний туризм —  прогнозируется рост числа туристических поездок на 30—50%.

Несмотря на проблемы, возникшие в 2014 г., значимость туристской индустрии для отечественной экономики по-прежнему очень высока. Так по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям совокупный вклад (прямой, косвенный и индуцированный) данного сектора в создание ВВП равен 152 млрд. $ или 5,6% ВВП. На долю туризма приходится 29 % экспорта услуг и 3,4 % от общего объема экспорта. В туризме и смежных видах деятельности занято около 4 млн. человек, при этом на 1 рабочее место в туризме приходится 3 рабочих места в смежных областях [11]. Таким образом, в России, как и во всем мире, туризм является катализатором экономики, способствует созданию новых рабочих мест, развитию смежных отраслей. Следовательно, даже в условиях кризиса необходимо сохранять достигнутые результаты и искать пути дальнейшего развития.

На сегодняшний день в РФ приняты и продолжают действовать ряд документов, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма, в частности соответствующая Федеральная целевая программа со сроком реализации 2011—2018 гг. Однако надо отметить, что Программа утверждалась в докризисных условиях и новые экономические и внешнеполитические реалии, с одной стороны, могут осложнить реализацию утвержденных ранее мероприятий а, с другой стороны, необходим ряд новых мер, чтобы в полной мере использовать благоприятную конъюнктуру для развития внутреннего туризма. 

В настоящее время Министерством культуры РФ, Российским союзом туриндустрии и Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности  подготовлены предложения по развитию внутреннего и въездного туризма в РФ. Предлагаемые меры направлены:

— на стимулирование спроса (налоговые вычеты по НДФЛ при покупке тура по России, упрощение въезда в Россию для иностранных туристов и др.);

— на поддержку предложения (применение понижающей ставки налога на имущество и земельного налога для объектов санаторно-курортного комплекса и гостиниц по субъектам РФ и муниципальным образованиям, отмена НДС на доходы туроператоров и турагентств от реализации санаторно-курортных путевок и др.);

— на развитие туриндустрии и повышение уровня сервиса (введение обязательной классификации средств размещения, создание всероссийской сети туристских информационных центров, введение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров туристской индустрии и др.) [5].

Реализация указанных предложений будет способствовать развитию туризма только при условии слаженной, целенаправленной работы на местах. Отсутствие целевых программ по развитию туризма в отдельных регионах РФ, формальный подход к формированию мероприятий, недостаточное финансирование из региональных бюджетов — это те риски, которые могут оказать существенное влияние на развитие сферы туризма.

Выше были рассмотрены особенности и тенденции развития индустрии туризма в России в целом. На примере Республики Карелия рассмотрим региональный аспект этого вопроса.  

Республика Карелия — регион с уникальной природой, культурно-историческими памятниками, выгодным геополитическим положением. Эти факторы привлекают туристов из разных регионов России и зарубежья. Однако туристский потенциал республики используется недостаточно эффективно, что проявляется, в том числе в низкой доле туризма (около 1%) в формировании валового регионального продукта. Как отмечается в программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012—2015 годы» «основной проблемой в сфере туризма  в Республике Карелия является недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского комплекса в условиях резко возросшей межрегиональной конкуренции за перераспределение сократившихся туристских потоков» [3].

В общем объеме платных туристских услуг доля Республики Карелия в период 2009—2013 гг. составляла 0,47—0,69 % от общероссийского показателя и 3,96—5,92 % от показателя по Северо-Западному федеральному округу, причем наименьшие значения относятся к 2013 г. В целом докризисные показатели развития туризма в Карелии не имели устойчивой тенденции роста (см., например, рис. 2). Сильные и слабые стороны, угрозы и возможности карельского туризма в целом соответствовали общероссийским. В качестве особенностей Карелии можно отметить приграничное положение, близость к крупным туристским центрам (Санкт-Петербург), большое количество культурно-исторических объектов, многообразие предложений в сфере активного туризма.

 

              

Рис. 2 Численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения по Республике Карелия, тыс. чел. [7]

Рассмотрим, как влияет экономический кризис на индустрию туризма в республике. Карелия как приграничный регион может рассчитывать на развитие как внутреннего, так и въездного туризма. При этом особенностью туризма в регионе является преобладание неорганизованных туристов в общем туристском потоке – более 70 % [3], что, безусловно, усложняет задачу учета количества посещений республики.

Въездной туризм в 20142015 гг.

В данной сфере действуют все положительные и отрицательные факторы, описанные выше применительно к российскому туристскому рынку в целом, а именно падение курса рубля оказывает положительное влияние на въездной поток туристов, а ухудшение международной обстановки — отрицательное. Приграничное положение Карелии делает ее туристский бизнес более  чувствительным к такого рода факторам. Так, например, падение курса национальной валюты в четвертом квартале 2014 г. вызвало рост числа посещений республики с целью шопинга, в первую очередь гражданами Финляндии. Негативное же влияние ухудшения внешнеполитической обстановки, на наш взгляд, несколько сглажено за счет сохранения добрососедских отношений с Финляндией, граждане которой составляют основную часть въездного потока. Косвенно данный вывод подтверждается статистикой въезда иностранных граждан за 1 квартал 2015 г. [7], из которой следует, что въезд граждан Финляндии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос в целом на 5 %, с туристической целью — на 6 % и со служебной — на 11%. Для сравнения, общее количество въездов в РФ по 44 ведущим странам сократилось на 10 %, с целью туризма — на 2%, со служебной — на 9 %.

Таким образом, относительно общероссийской ситуации въездной туризм в Карелии имеет хорошие перспективы. Однако для их реализации необходимо решать как общие проблемы индустрии туризма в республике, так и создавать специальные условия для иностранных туристов, например систему мультиязычной навигации и информационного обеспечения.   

Внутренний туризм в 20142015 гг.

При оценке влияния кризиса на развитие внутреннего туризма в Карелии важно учитывать виды туризма, преобладающие в республике. Республика Карелия, как и Северо-Западный федеральный округ в целом, ориентирована на культурно-познавательный, деловой, событийный и активный туризм. Кроме того, несколькими объектами представлен оздоровительный туризм, активно развивается  сельский.

Импортозамещение в туризме, возникшее на фоне падения курса рубля, не окажет существенного положительного влияния на туристский поток в республику, т.к. основной поток перенаправляется в южные регионы страны. Однако некоторый рост в рамках культурно-познавательного, оздоровительного и сельского туризма возможен за счет отказа россиян от посещения европейских стран.

В целом же Карелия продолжает конкурировать с другими «некурортными» регионами России за туристские потоки в первую очередь в рамках культурно-познавательного и активного туризма. Здесь кроме разработки новых направлений и программ путешествий, решающее значение могут иметь мероприятия, направленные на рекламно-информационную поддержку туристского предложения республики. Кроме того, важной целевой группой туристского бизнеса может стать местное население, которое в условиях сокращения доходов и, как следствие, возможностей к путешествиям, может обратиться к изучению местных достопримечательностей.

В стратегическом плане перспективы туризма в Карелии зависят от решения системных проблем, в частности улучшения транспортной инфраструктуры региона. На сегодняшний день возможности такого решения заложены в федеральной целевой программе «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». Таким образом, индустрия туризма Карелии получила шанс выйти на качественно новый уровень, а республика — стать одним из лидеров на туристском рынке России.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012―2016 гг.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году / Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/05/07/715, свободный. (Дата обращения: 03.06.2015).
  2. Лето 2015: планы и предпочтения россиян // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2847 [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115270, свободный. (Дата обращения: 05.06.2015).
  3. О долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012—2015 годы»: постановление Правительства Республики Карелия от 06.12.2012 № 372-П / Карелия официальная [Электронный ресурс]. URL:  http://www.gov.karelia.ru/gov/Legislation/lawbase.html?lid=8923, свободный. (Дата обращения: 26.05.2015).
  4. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы): постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 / Федеральное агентство по туризму  [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/, свободный. (Дата обращения: 05.06.2015).
  5. РСТ и ТПП РФ подготовили предложения по развитию внутреннего и въездного туризма / Российский союз туриндустрии [Электронный ресурс]. URL: http://www.rostourunion.ru/ob_rst/novosti/novosti_2015/rst_i_tpp_rf_podgotovil_predlozheniya_po_razvitiyu_vnutrennego_i_vezdnogo_turizma_v_rossii.html, свободный. (Дата обращения: 19.06.2015).
  6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года / Карелия официальная [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/Tourism/index.html, свободный. (Дата обращения: 29.05.2015).
  7. Федеральное агентство по туризму Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru/, свободный. (Дата обращения: 28.05.2015).
  8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru, свободный. (Дата обращения: 28.05.2015).
  9. Ханин Г. И. В России начался экономический кризис и, скорее всего, он будет долгим…[Электронный ресурс] / Г. И. Ханин, Д. А. Фомин. – Электрон. ст. – URL: ecsocman.hse.ru/evjur/msg/50496747.html, свободный. – Аналог печ. изд. (TERRA ECONOMICUS. 2013. Том 11. №2. С. 11—15).  (Дата обращения: 30.05.2015).
  10. World Tourism Organization UNWTO [Электронный ресурс]. URL: http://www2.unwto.org, свободный. (Дата обращения: 22.05.2015).
  11. World Travel & Tourism Council [Электронный ресурс]. URL: http://www.wttc.org, свободный. (Дата обращения: 02.06.2015).

 

 

REFERENCES

  1. World Economic Forum: The Ranking of Countries According to the Level of Competitiveness of Travel and Tourism in 2015 [Vsemirnyi ekonomicheskiy forum: Reyting stran mira po urovnyu konkurentosposobnosti puteshestviy i turizma v 2015 godu] / The Center for humanitarian technologies [Electronic resource]. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/05/07/7152 (accessed 03.06.2015).
  2. Summer 2015: the Plans and Preferences of Russians // WCIOM. Press release № 2847 [Leto 2015: plany i predpochteniya rossiyan // VTsIOM. Press-vypusk № 2847]  [Electronic resource]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115270  (accessed 05.06.2015).
  3. Long-Term Target Program "Development of Tourism in the Republic of Karelia in 20122015": the Decree of the Government of the Republic of Karelia, 06.12.2012 № 372-P / The official Karelia [O dolgosrochnoy tselevoy programme «Razvitie turizma v Respublike Kareliya na 2012—2015 gody»: postanovlenie Pravitelstva Respubliki Kareliya ot 06.12.2012 №  372-P / Kareliya ofitsial’naya] [Electronic resource]. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Legislation/lawbase.html?lid=8923  (accessed 26.05.2015).
  4. About the Federal Target Program "Development of Domestic and Inbound Tourism in the Russian Federation (2011—2018): Order of the Government of the Russian Federation from 02.08.2011 № 644 / Federal Agency for tourism [O federalnoy tselevoy programme «Razvitie vnutrennego i v'ezdnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii (2011—2018 gody): postanovlenie Pravitel’stva RF ot 02.08.2011 № 644 / Federalnoe agentstvo po turizmu] [Electronic resource]. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/ (accessed 05.06.2015).
  5. The RST and the CCI has Prepared Proposals for the Development of Domestic and Inbound Tourism / Russian Union of Travel Industry [RST i TPP RF podgotovili predlozheniya po razvitiyu vnutrennego i v'ezdnogo turizma / Rossiyskiy soyuz turindustrii] [Electronic resource]. URL: http://www.rostourunion.ru/ob_rst/novosti/novosti_2015/rst_i_tpp_rf_podgotovil_predlozheniya_po_razvitiyu_vnutrennego_i_vezdnogo_turizma_v_rossii.html  (accessed 19.06.2015).
  6. Strategy of Tourism Development in the Russian Federation for the Period till 2020 / The official Karelia [Strategiya razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda / Kareliya ofitsial’naya] [Electronic resource]. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/Tourism/index.html (accessed 29.05.2015).
  7. The Federal Agency for Tourism of the Ministry of Culture of the Russian Federation [Federalnoe agentstvo po turizmu Ministerstvo kulturyi Rossiyskoy Federatsii] [Electronic resource]. URL: http://www.russiatourism.ru/ (accessed 28.05.2015).
  8. The Federal State Statistics Service [Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki] [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru (accessed 28.05.2015).
  9. Khanin Н. I. The economic crisis has emerged in Russia – most likely, for a long time... [V Rossii nachalsya ekonomicheskiy krizis i, skoree vsego, on budet dolgim…]. [Electronic resource] / Н. I. Khanin, D. A. Fomin. – Electron. article - URL: ecsocman.hse.ru/evjur/msg/50496747.html – Analogue of printed ed. (TERRA ECONOMICUS. 2013. Volume 11. No. 2. P. 11—15).  (accessed 30.05.2015).
  10. World Tourism Organization UNWTO [Electronic resource]. URL: http://www2.unwto.org  (accessed 22.05.2015).
  11. World Travel & Tourism Council [Electronic resource]. URL: http://www.wttc.org (accessed 02.06.2015).

 

 

 


Просмотров: 11174; Скачиваний: 3622;