Кадникова Т. Г. Целевые программы как инструмент государственных инвестиций в жилищное строительство (на примере Республики Карелия) // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2015. № 2. С. 55–64.


Выпуск № 2 (2015)

ЭКОНОМИКА

pdf-версия статьи

УДК 330.322

Целевые программы как инструмент государственных инвестиций в жилищное строительство (на примере Республики Карелия)

Кадникова
   Татьяна
   Геннадьевна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и финансов, Петрозаводский государственный университет, экономический факультет,
Петрозаводск, Россия, goldsun@mail.ru
Ключевые слова:
государственные целевые программы
цели
задачи
источники финансирования государственных программ в жилищном секторе Республики Карелия
Аннотация: Динамика инвестиций является базовым параметром воспроизводственного процесса. В Республике Карелия, как и в целом по России, решение жилищных проблем граждан относится к приоритетным направлениям государственной политики. Несмотря на заметную активизацию государства в сфере жилищного строительства, условия приобретения жилья остаются непосильными для большинства, следовательно, роль государства в данной сфере должна, в первую очередь, обозначаться как инвестора. В этой связи программный инструмент становиться важнейшем инвестиционным механизмом. В статье проведен анализ видов, целей, задач и источников финансирования государственных программ в сфере жилищного строительства Республики Карелия. По результатам анализа был сделан вывод о том, что создание эффективного сегмента в сфере жилищного строительства невозможно без поддержки со стороны государства, в том числе инвестиционной. Меры должны быть проработаны в действенной жилищной политике.

© Петрозаводский государственный университет


Особым инструментом государственного финансирования инвестиционного характера является реализация федеральных целевых программ. Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом финансового обеспечения инвестиционных проектов и представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Порядок разработки и реализации названных программ регламентируется законодательно [6]. Федеральные целевые программы могут финансироваться за счет федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств бюджетов субъектов РФ.

По ряду объективных причин бюджетные инвестиции, выделяемые на реализацию целевых программ, все в большей степени направляются на развитие инфраструктуры и социальной сферы. В условиях ограниченности ресурсов у государства нет возможностей для широкомасштабной поддержки реального сектора экономики, и главным направлением оживления инвестиционной активности в этих сферах остается стимулирование частных инвестиций. В то же время негосударственный сектор экономики проявляет склонность к инвестированию лишь тех проектов, которые способны обеспечить быстрый возврат вложенных средств. Финансирование развития социальной сферы в разрезе прошедших экспертизу целевых программ очевидно не сулит мгновенной отдачи, а ожидаемый эффект зачастую невозможно выразить в стоимостном измерении.

Важно также, чтобы выделяемые ресурсы осваивались в отечественном инвестиционном комплексе, способствуя получению мультипликативного эффекта от бюджетных инвестиций. Объекты, включенные в федеральные целевые программы, финансируются из бюджета в рамках ежегодно утверждаемой Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), аналоги которой есть и в большинстве российских регионов. Несомненна роль данных программ (как целевых, так и адресных инвестиционных) как важнейшего инструмента решения социальных проблем.

В настоящее время улучшение качества жизни населения в Российской Федерации связано с реализацией ряда программ, касающихся основных проблемных сфер жизнедеятельности: здравоохранение, образование и жилищное строительство. Сектор жилищного строительства играет особую роль в процессе формирования качества жизни населения. Являясь одним из базовых элементов макроэкономической системы государства, он выполняет целый ряд функций, в том числе и социальную. На фоне достаточно низких российских показателей (уровень обеспеченности населения жилой площадью, количество комнат, которые занимает среднестатистическая семья, благоустройство и степени изношенности жилищного фонда) в сравнении с развитыми странами степень отставания становится все более внушительной, отдельное внимание привлекает финансовая возможность среднестатистической российской семьи приобрести жилье.

На сегодняшний день на федеральном уровне действуют 2 федеральные целевые программы и 5 подпрограмм, в части которых реализуется государственное финансирование обеспечения жильем населения. Наибольший объем средств выделяется в рамках Программы «Жилище», за 5 лет на федеральном уровне планируется потратить около 600 млрд рублей, а на республиканском уровне — 15 млрд. рублей. В Карелии на сегодняшний день действуют 3 региональные программы.

Рассмотрим цели, задачи, источники финансирования и ожидаемые результаты данных региональных программ более подробно.

Долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2011—2015 гг.

Цель — создание условий для увеличения объемов жилищного строительства и повышения средней обеспеченности жильем на одного проживающего в Республике Карелия.

Задачи:

  1. государственная поддержка населения в улучшении жилищных условий;
  2. создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса.

Подпрограммы:

  1. «Обеспечение жильем молодых семей»;
  2. «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;
  3. «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия».

 

Объем финансирования: за счет всех источников финансирования — 15,5 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 2,8 млрд. руб. (18,06%), за счет средств бюджета Республики Карелия — 1,4 млрд. руб. (9,03%), за счет средств внебюджетных источников — 11,3 млрд. руб. (72,90%). Объем и структура финансирования долгосрочной целевой программы (ДЦП) в 2011—2015 гг. показаны соответственно в рис. 1.

 

Рис. 1. Объем финансирования подпрограммы ДЦП «Жилище» в 2011—2015 гг.

Ожидаемые результаты реализации:

  1. увеличение годового объема ввода жилья;
  2. улучшение жилищных условий граждан (рост жилищной обеспеченности);
  3. повышение доступности приобретения жилья;
  4. увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»

Цель — государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий.

Задачи:

  1. предоставление молодым семьям-участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса;
  2. создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Объем финансирования: за счет всех источников финансирования — 4,4 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 1,0 млрд. руб. (22,72%), за счет средств бюджета Республики Карелия — 0,4 млрд. руб. (9,09%), за счет средств внебюджетных источников — 3,0 млрд. руб. (68,18%). Объем и структура финансирования подпрограммы в 2011—2015 гг. показаны соответственно в рис. 2 и 3.

 

Рис. 2. Объем финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2011 – 2015 гг.

 

Рис. 3. Структура финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2011 – 2015 гг. (%).

Ожидаемые результаты реализации:

  1. обеспечение жильем молодых семей, признанных участниками подпрограммы;
  2. создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
  3. привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных средств граждан;
  4. увеличение объема выдаваемых ипотечных жилищных кредитов.

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011—2015 гг.

Цель — оказание государственной поддержки населению в улучшении жилищных условий в части обеспечения жилыми помещениями граждан РФ, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ.

Задачи:

  1. предоставление социальных выплат гражданам РФ, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ;
  2. обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Объем финансирования — 1,8 млрд. руб. за счет средств федерального бюджета. установленных федеральным законодательством» в 2011—2015 гг. Объем финансирования подпрограммы в 2011—2015 гг. показан в рис. 4.

 

Рис. 4. Объем финансирования подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан

Ожидаемые результаты реализации:

  1. обеспечение жилыми помещениями всех граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц;
  2. обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, посредством механизма государственных жилищных сертификатов.

Подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия» на 2011—2015 гг.

Цель — государственная поддержка населения в улучшении жилищных условий.

Задачи:

  1. обеспечение организационного механизма государственной поддержки развития жилищного и ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия;
  2. развитие одноуровневой системы жилищного и ипотечного жилищного кредитования за счет вовлечения ресурсов банков, действующих на территории республики, и двухуровневой системы ипотечного жилищного кредитования за счет продажи ипотечных жилищных кредитов (займов) специализированным ипотечным агентствам в целях привлечения долгосрочных кредитных ресурсов и оптимизации распределения рисков;
  3. обеспечение становления и устойчивого развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов).

Объем финансирования:

в рамках реализации подпрограммы планируется привлечение средств в объеме 8 325 млн. руб. за счет следующих источников:

  1. средств граждан-участников подпрограммы, используемых для частичной оплаты стоимости приобретаемого или строящегося жилья;
  2. средств уполномоченных банков, предоставляющих гражданам-участникам подпрограммы ипотечные жилищные кредиты (займы);
  3. средств бюджета Республики Карелия, направляемых на реализацию механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов) и оказание государственной поддержки региональному оператору в целях обеспечения его деятельности.

Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия на 2011—2015 гг. составит 1 011,1 млн. руб. Объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия в 2011—2015 гг. показан в рис. 5.

 

Рис. 5. Объем финансирования подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия» за счет средств бюджета Республики Карелия в 2011—2015 гг.

Ожидаемые результаты реализации:

  1. улучшение жилищных условий граждан (рост жилищной обеспеченности);
  2. повышение доступности приобретения жилья;
  3. увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств;
  4. увеличение количества жителей в Республике Карелия, улучшивших жилищные условия с помощью ипотечных жилищных кредитов (займов).

Здесь стоит отметить, что действие данной подпрограммы было приостановлено в 2015 г. в части включения граждан в число участников подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия» на 2011—2015 гг., которым оказывается поддержка в виде компенсаций процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам).

Региональная программа стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011—2015 гг.

Цель — повышение доступности жилья для населения путем строительства жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности, а также ценовой доступности, в том числе достижение установленных для Республики Карелия контрольных значений целевого показателя по вводу жилья.

Задачи:

  1. обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья;
  2. создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;
  3. государственная поддержка граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий;
  4. создание условий для повышения доступности ипотечного жилищного кредитования для граждан республики и внедрение новых ипотечных программных продуктов, реализуемых ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;
  5. обеспечение устойчивого развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов);
  6. создание условий для обеспечения земельных участков, предназначенных под жилищное строительство социальной, коммунальной и дорожной инфраструктурой;
  7. увеличение доли строительства жилья экономического класса, включая создание фонда жилья социального найма, доходных домов.

Объем финансирования:

за счет всех источников финансирования составит — 34,0 млрд. руб., в том числе 1,8 млрд. рублей (5,00%) — средства федерального бюджета, 25,2 млрд. руб. (74,12%) — средства бюджета Республики Карелия, 7,1 млрд. руб. (20,88%) — средства местных бюджетов. Объем и структура финансирования программы в 2011 – 2015 гг. показаны соответственно в рис. 6 и 7.

 

Рис. 6. Объем финансирования региональной программы стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011—2015 гг.

 

Рис. 7. Структура финансирования региональной программы стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011—2015 гг., %%

Ожидаемые результаты реализации:

  1. рост годового объема ввода жилья;
  2. увеличение доли годового ввода жилья экономического класса и малоэтажного жилья;
  3. рост обеспеченности населения жильем;
  4. создание фонда жилья социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда;
  5. формирование условий для строительства доходных домов на жилищном рынке;
  6. ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств.

Программа "Жилье для российской семьи"

Приказом Минстроя России от 3 сентября 2014 г.  № 521/пР Республика Карелия включена в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых будет осуществлена реализация программы «Жилье для российской семьи». В 2014 г. было заключено соглашение об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках Программы между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительством Республики Карелия и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». В 2015 г. идут подготовительные работы, в том числе проводится отбор земельных участков, находящихся в частной собственности или в аренде у застройщиков, отбор таких застройщиков и проектов жилищного строительства на указанных земельных участках для участия в реализации «Жилье для российской семьи».

В результате реализации Программы будет осуществлен ввод объектов жилищного строительства в объеме 25 тыс. кв. метров жилья экономического класса.

Долгосрочная инвестиционная программа Республики Карелия на 2012—2015 гг. (в части жилищного строительства)

Предполагает:

  1. завершение строительства 60 квартирного жилого дома в пос. Вяртсиля сметной стоимостью 60 млн. руб. (2012—2013 гг.): объем капитальных вложений за счет средств бюджета Республики Карелия — 10 млн. руб., внебюджетных источников — 50 млн. руб.;
  2. строительство 60 квартирного жилого дома в г. Петрозаводске сметной стоимостью 140 млн. руб. (2014—2015 гг.): объем капитальных вложений за счет средств бюджета Республики Карелия — 70 млн. руб., муниципального бюджета Петрозаводского городского округа — 70 млн. руб.

Объем финансирования:

за счет всех источников финансирования — 200 млн. руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия — 80 млн. руб. (40,00%), муниципального бюджета Петрозаводского городского округа — 70 млн. руб. (35,00%), средств внебюджетных источников — 50 млн. руб. (25,00%). Структура финансирования программы показана в рис. 8.

 

Рис. 8. Структура финансирования Долгосрочной инвестиционной программы Республики Карелия на 2012—2015 гг. (в части жилищного строительства).

Для формирования в республике рынка доступного жилья предполагается создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу, а также механизмов поддержки развития и функционирования этого рынка и повышения доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке. Создание эффективного сегмента невозможно без поддержки со стороны государства, в том числе инвестиционной. Меры должны быть проработаны в действенной жилищной политике.

Таким образом, достижение стратегических целей государственной жилищно-инвестиционной политики должно основывается на разделении задач государственного управления жилищной сферой и профессионального участия государства в рыночной деятельности, в рамках выделяемых приоритетных направлениях, в условиях полноценного финансового обеспечения.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012―2016 гг.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем»: Постановление Правительства РФ» от 15 апреля 2014 г. № 323 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.  (Дата обращения: 06.09.2015).
  2. «Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011—2015 годы»: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.  (Дата обращения 01.09.2015).
  3. «О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 404 (ред. от 28.09.2015) " // Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства строительства РФ.  [Электронный ресурс]. URL http://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishnaya–politika/5/. (Дата обращения 23.10.2015).
  4. «Долгосрочная инвестиционная программа Республики Карелия на 2012—2015 годы»: Распоряжение Правительства Республики Карелия от 18 октября 2011 г. № 599 р–П // КонсультантПлюс справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.  (Дата обращения 02.09.2015).
  5. «Региональная программа стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011—2015 гг.»: Распоряжение Правительства Республики Карелия от 8 июля 2011 г. № 347р–П» /// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.10.2015).
  6. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс».  [Электронный ресурс].  URL: http://www.consultant.ru.  (Дата обращения: 01.10.2015).
  7. Алпацкая И. Е. Совершенствование инвестиционной политики в сфере жилищного строительства в условиях социально ориентированной экономики: автореф. дис. канд. экон. наук.  М.: МГАКХиС, 2012. 26 с.
  8. Головчанская Е. Э., Водопьянова Н. А. Государственная инвестиционная политика в аспекте социально-экономической направленности.  Волгоград: Волгоградский педагогический институт, 2013. 289 с.
  9. Шишканева В. Д. Развитие механизмов регулирования региональных рынков жилья (на примере Калининградской области): автореферат дис. канд. экон. наук.  СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2012. 22 с.

 

REFERENCES

  1. The resolution of the government of RF of 15.04.2014 N 323 "About the statement of a state program of the Russian Federation "Provide Affordable and Comfortable Housing» [Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil’yom»: Postanovlenie Pravitelstva RF» ot 15 aprelya 2014 g. № 323]. [Electronic resource]. URL: (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162177/) (accessed 06.09.2015).
  2. The resolution of the government of RF of 17.12.2010 N 1050 “Federal target program «Dwelling» for 2011―2015” [«Federal’naya tselevaya programma "Zhilische" na 2011—2015 gody»: Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1050)]. [Electronic resource]. URL: (http://www.consultant.ru/law/hotdocs/12013.html) (accessed 01.09.2015).
  3. The resolution of the government of RK of 18.11.2011 N 599r-P "About the statement of a state program of the Republic of Karelia "Long-Term Investment Program of the Republic of Karelia for 2012―2015 " [«O nekotorykh voprosakh realizatsii programmy "Zhil’yo dlya rossiyskoy sem’i" v ramkakh gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil’yom i kommunal’nymi uslugami grazhdan Rossiyskoy Federatsii»: Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 05.05.2014 N 404] [Electronic resource]. URL: (http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw9042011-11-03.html) (accessed 02.09.2015).
  4. The resolution of the government of RK of 08.07.2011 N 347r-P "About the statement of a state program of the Republic of Karelia "Stimulation of development of housing construction in the Republic of Karelia in 2011―2015" [«Dolgosrochnaya investitsionnaya programma Respubliki Kareliya na 2012—2015 gody»: Rasporyazhenie Pravitel’stva Respubliki Kareliya ot 18 oktyabrya 2011 g. N 599 r–P]. [Electronic resource]. URL: (http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw9042011-08-19.html) (accessed 12.10.2015).
  5. The resolution of the government of RK of 08.07.2011 N 347r-P "About the statement of a state program of the Republic of Karelia "Stimulation of development of housing construction in the Republic of Karelia in 2011―2015" [«Regional’naya programma stimulirovaniya razvitiya zhilischnogo stroitel’stva v Respublike Kareliya na 2011—2015 gg.»: Rasporyazhenie Pravitelstva Respubliki Kareliya ot 8 iyulya 2011 g. N 347r–P»]. [Electronic resource]. URL: (http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw9042011-08-19.html) (accessed 12.10.2015).
  6. Order of development and implementation of federal target programs and interstate target programs in which implementation the Russian Federation participates [Poryadok razrabotki i realizatsii federal’nykh tselevykh programm i mezhgosudarstvennykh tselevykh programm v osuschestvlenii kotorykh uchastvuet Rossiyskaya Federatsiya]. [Electronic resource]. URL: (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=185687) (accessed 24.10.2015).
  7. Alpatsky I. E. Improvement of investment policy in the sphere of housing construction in the conditions of socially oriented economy): avtoref. dis. Cand. of Econ. Sciences [Sovershenstvovanie investitsionnoy politiki v sfere zhilischnogo stroitel’stva v usloviyakh sotsial’no orientirovannoy ekonomiki: avtoreferat dis. kand. ekon. nauk.]. Moscow: Moscow state academy of municipal services, 2012. 26 s.
  8. Golovchanskaya E. E., Vodopyanova N. A. The state investment policy in aspect of a social and economic orientation [Gosudarstvennaya investitsionnaya politika v aspekte sotsial’no-ekonomicheskoy napravlennosti]. Volgograd: Volgograd pedagogical institute. 2013. 289 s.
  9. Shishkaneva V. D. Development of mechanisms of regulation of regional housing markets (on the example of the Kaliningrad region): avtoref. dis. Cand. of Econ. Sciences [Razvitie mehanizmov regulirovaniya regionalnykh rynkov zhil’ya (na primere Kaliningradskoy oblasti): avtoreferat dis. kand. ekon. nauk].  SPb.: St. Petersburg State University of service and economy, 2012. 22 s.

 


Просмотров: 2716; Скачиваний: 913;