Цумарова Е. Ю. Рецензия на кн.: Тарасенко А. В. Некоммерческий сектор в странах ЕС и России в контексте трансформации государства благосостояния (Санкт-Петербург : норма, 2015) // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2015. № 2. С. 65–67.


Выпуск № 2 (2015)

Рецензии

pdf-версия статьи

Рецензия на кн.: Тарасенко А. В. Некоммерческий сектор в странах ЕС и России в контексте трансформации государства благосостояния (Санкт-Петербург : норма, 2015)

Цумарова
   Елена
   Юрьевна
кандидат политических наук,
старший преподаватель, кафедра зарубежной истории, политологии и международных отношений, Институт истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет,
Петрозаводск, Россия, tsumarova@gmail.com

Взаимоотношение государства с различными общественными объединениями является одним из важных маркеров развития социальной политики, демократического управления и прав человека. То, каким образом государственные структуры включают (или не включают) некоммерческие организации в процесс разработки, реализации или оценки различных политических решений, может свидетельствовать как об эффективности государственного управления, так и о силе (или слабости) гражданского общества.

Представленная монография кандидата политических наук доцента НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Анны Васильевны Тарасенко посвящена анализу взаимодействий между некоммерческим сектором, демократическим правлением и социальной сферой. При этом автор обращается не только к российскому случаю, но и включает в анализ опыт европейских стран, что позволяет рассматривать некоммерческий сектор в России в сравнительном контексте.

Работы начинается с важной для политической науки дискуссии о концепте гражданского общества. А. Тарасенко отмечает, что в исследовательском дискурсе гражданское общество рассматривается и как часть общества, представленная в виде ассоциаций, и как особый тип общества, и как отдельная публичная сфера [1; 15]. При этом, последовательно анализируя каждый из обозначенных выше подходов, автор вписывает их в более широкий контекст общественного развития: политического режима, социально-экономического развития общества и особенностей управления социальной сферой. Все это позволило А. Тарасенко прийти к выводу о том, что траектория развития некоммерческого сектора обусловлена спецификой «процесса производства социальных благ и способности государственных и частных институтов удовлетворять общественный спрос» [1; 56]. Другими словами, уровень развития некоммерческих организаций в государстве обуславливается широким спектром макрополитических и экономических показателей.  

Особое место в работе А. Тарасенко занимает теория социального происхождения, которая описывает некоммерческий сектор в качестве составной части социальной системы государства. Эта теория позволяет анализировать роль НКО в государственном управлении социальной сферой и общественных процессах в целом в тесной связи со сложившимися моделями государства благосостояния, в основном в Западной Европе и США. Автор акцентирует внимание на процессах либерализации социального государства, которые были характерны  изначально для англосаксонских стран, а затем распространились по всему миру. Эти процессы включали в себя изменение роли государства в системе социального обеспечения, сокращение социальных расходов на социальные программы и изменение роли граждан. Как пишет А. Тарасенко, в результате этих процессов «реализация социально значимых проектов становится задачей не только государства, но в больше степени — организаций третьего сектора» [1; 79].

На основе теории социального происхождения А. В. Тарасенко выделяет несколько моделей некоммерческого сектора: социально-демократическая (Швеция, Норвегия), модель партнерства благосостояния / корпоративистская модель (Германия, Франция), либеральная модель (Великобритания, США), модель запоздалой демократизации (Польша, Россия, государства Латинской Америки) и традиционная модель (Кения, Пакистан). Заинтересованные читатели смогут найти в книге А. В. Тарасенко подробное описание каждой из указанных выше моделей. Однако, наиболее ценным вкладом книги, как представляется, является детальный анализ российской модели.

Как уже говорилось, модель развития некоммерческого сектора в России относится к модели запоздалой демократизации, отличительной чертой которой является то, что «функция представительства интересов преобладает над сервисной составляющей деятельности организаций гражданского общества» [1; 120]. Во многом формирование данной модели было обусловлено особенностями посткоммунистического развития, когда некоммерческие организации стали практически единственными активными субъектами политического процесса, отстаивающими интересы социально уязвимых групп населения после крушения советской системы социального обеспечения. Государство же при этом вело «двойную игру», поддерживая так называемые традиционные НКО и игнорируя движения, возникающие на волне демократизации (речь идет, прежде всего, о правозащитных организациях).

Изменение модели социальной политики в России в середине первого десятилетия  XXI века привело и к изменению роли некоммерческих организаций. Активно обсуждаемые как в исследовательских кругах, так и непосредственно в среде общественных организаций инициативы Правительства по созданию реестра социально ориентированных НКО в 2010 г., расширению государственного финансирования социальных проектов НКО посредством механизмов аутсорсинга и различных правительственных программ, и, наконец, принятие закона об НКО, выполняющих функции иностранного агента в 2012 г., еще больше усилили неравномерность развития некоммерческого сектора. Как пишет А. В. Тарасенко, реализация этих законодательных инициатив позволяет выявить элементы корпоративистского типа взаимоотношений между государством и НКО. При этом автор подчеркивает, что для России скорее характерна модель государственного корпоративизма, для которой характерно «чрезмерное вмешательство государства в структурирование каналов взаимодействия с организациями гражданского общества и создание иерархически организованной системы представительства посредством общественных палат» [1; 200].

Книга А. В. Тарасенко поднимает множество актуальных для современной России вопросов, связанных с развитием некоммерческого сектора. Однако было бы неправильно  рассматривать эту книгу исключительно как анализ ситуации с гражданским обществом в России. Книга заставляет читателей переосмыслить роль гражданской активности в осуществлении политической власти, заново взглянуть на сложившийся в России политический режим. А обращение к опыту западных стран позволяет еще раз убедиться в том, что исследования политических процессов в России могут и должны проводиться в соответствии с последними достижениями политической науки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Тарасенко А. В. Некоммерческий сектор в странах Европейского Союза и России в контексте трансформации государства благосостояния. СПб. : НОРМА, 2015.  224 с.

Просмотров: 2055; Скачиваний: 909;