Прохорова О. Н. РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ КАРЕЛИЯ И ФИНЛЯНДИЕЙ // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2018. № 2. С. 19–25.


Выпуск № 2 (2018)

ЭКОНОМИКА

pdf-версия статьи

УДК 339.94

РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ КАРЕЛИЯ И ФИНЛЯНДИЕЙ

Прохорова
   Оксана
   Николаевна
кандидат экономических наук,
доцент,
Петрозаводский государственный университет, Институт экономики и права, кафедра экономической теории и менеджмента,
Петрозаводск, Россия, oksana_prokhorov@mail.ru
Ключевые слова:
карельско-финляндское сотрудничество
программы делового приграничного сотрудничества
международные проекты
Аннотация: В статье описывается текущее состояние приграничного делового сотрудничества Республики Карелия и Финляндии, находящееся после недавней ратификации финансирования программ приграничного сотрудничества на этапе активизации. Рассматриваются факторы, способствующие развитию бизнес-связей между Карелией и Финляндией. Делается вывод о наличии резервов развития карельско-финляндских деловых отношений, зависящих от формирования эффективной институциональной среды, в частности, института добрососедства.

© Петрозаводский государственный университет


Одной из важнейших задач развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики является совершенствование предпринимательской среды и создание условий, способствующих переходу к инновационной социально ориентированной модели экономического роста. Приграничное предпринимательство рассматривается, с одной стороны, как один из инструментов развития конкурентоспособного предпринимательского сектора, фактор не только территориального, но и инновационного развития. В приграничных территориях на функционирование предпринимательских структур особое воздействие оказывает предпринимательская среда и состояние институтов поддержки предпринимательства в сопредельных государствах, с которыми налажены экономические связи [1; 19]. 

Институциональные ограничения развития предпринимательства в приграничных территориях связаны с различиями в условиях ведения хозяйства по разные стороны границы и в законодательстве отдельных государств и обусловлены проблемами, возникающими на уровне соблюдения интересов предпринимателей, приграничных регионов и сопредельных стран. Решение этих проблем позволит создать благоприятные условия для развития приграничного предпринимательства и обеспечить усиление экономического потенциала региона и его экономической безопасности [2].

Если брать за основу эффективного приграничного сотрудничества  социально-экономический прогресс приграничных территорий сопредельных государств и повышение благосостояния населения этих территорий, то в случае с Карелией и сопредельными финскими территориями такое сотрудничество нельзя назвать полноценным и эффективным, особенно в период 2014—2017 годов.  

В этот период внешнеполитические факторы,  санкции США и ответные меры России, заметно ухудшили деловой климат российско-финляндских отношений. По статистике торгово-экономических отношений, если в 2013 году товарооборот России и Финляндии составлял в текущих ценах 18,7 млрд. долларов США, то в 2016 году он снизился до 10,0 млрд. долларов [3].

Вместе с тем, в 2017 году в связи с некоторым смягчением международного обстановки в двусторонней торговле между нашими странами появилась тенденцией роста. По оценкам Торгпредства России в Финляндии, в ближайшие годы в российско-финляндское экономическое сотрудничество будут вовлечены не менее 50 тысяч человек с российской стороны и не менее 40 тысяч человек — с финской [3]. Автор считает, что именно сейчас своевременно усиливать данную позитивную тенденцию за счет развития института добрососедства. Здесь уместно заметить, что на волатильность российско-финляндской торговли, помимо совокупности внешних факторов, безусловно, влияют и «узкие места» в конкурентоспособности экономических систем: для российской стороны — экспортно-сырьевая направленность отечественной экономики, а для финской стороны — сравнительно высокие издержки производства и реализации товаров и услуг.

Итак, в настоящее время, несмотря на кризис европейско-российских отношений в 2014—2017 годах и его углублению за счет вновь принятых рестриктивных мер в 2018 году мы можем говорить об особой актуальности поиска возможностей и перспектив вклада Республики Карелия в торгово-экономические отношения с Финляндией.

Фундамент карельско-финляндского делового приграничного сотрудничества составляет совокупность международных проектов, связанных с экологией, инфраструктурой, образованием, культурой, спортом и технологиями. Практическое осуществление приграничного сотрудничества осуществляется по трем программам: «Россия — Юго-Восточная Финляндия», «Коларктик» и «Карелия», и по официальным данным российского офиса, программы приграничного сотрудничества Россия — ЕС «Карелия» начнут реализовываться с 1 октября 2018 года.   

Общее финансирование трех программ составляет 178 млн. евро, свой вклад вносят Европейский Союз (50%), Россия и Финляндия (на равных), по программе «Коларктик» — также Швеция и Норвегия. Реализация проектов будет продолжаться до конца 2022 года [4].

На программу приграничного сотрудничества «Россия — Юго-Восточная Финляндия» выделено 72 млн. евро. Например, один из грантов в размере 1,6 млн. евро пойдёт на строительство велодорожки из Светогорска к границе с Финляндией. Компания «Минерал» в партнёрстве с финскими регионами Южное Саво и Уусимаа, получив почти 750 тыс. евро, займётся изучением окружающей среды в районе вокруг полигона Красный Бор и разработкой рекомендаций и инструментов для её улучшения. Город Луга получил грант в 500 тыс. евро на развитие экологической осведомленности и международного взаимодействия целевых групп по очистке сточных вод в сельских территориях. В регионе Котка—Хамина займутся привлечением российских стартапов (650 тыс. евро). Власти Иматры и Ленобласти совместно исследуют природные ресурсы Вуоксы (730 тыс. евро) [4].  

По программе приграничного сотрудничества «Карелия» для финансирования одобрены 66 проектов развития. Общий объем финансирования программы периода 2014—2020 годов составляет 43 млн. евро, из которых вклад ЕС — 21,5 млн. евро, России и Финляндии — по 10,75 млн. евро.

 Ведется работа над крупными инфраструктурными проектами, которые находятся на этапе оценки в Европейской Комиссии. В частности, 6 млн. евро запрошено на реконструкцию МАПП «Вяртсиля» (по состоянию на 6.10.2018 одобрено 5 млн. евро), 8 млн. — на МАПП «Вартиус», 3,7 млн. — на дорогу к госгранице через Костомукшу, 3,6 млн. — на модернизацию системы водоснабжения и очистных сооружений в Сортавале.

В рамках программы «Коларктик» (63 млн. евро) с участием Мурманской области отобраны 14 проектов. Самый крупный из них — ремонт автодороги к пункту пропуска «Лотта» на границе с Финляндией. Среди прочих, например, есть проекты по переработке северных ягод и по синхронизации транспортных перевозок в приграничных районах [4].

Как известно, с 2017 года Финляндия приступила к двухгодичному председательству в Арктическом Совете, включающем 8 государств: Данию, Исландию, Канаду, Норвегию, Россию, США, Финляндию и Швецию. Поэтому многое в плане совместных проектов по освоению Арктики будет зависеть от позиции Финляндии. Следует отметить, что у российско-финляндских отношений здесь имеется хороший задел в виде проектов по строительству ледоколов, телекоммуникационного моста из Германии через Финляндию и далее до Китая и Японии, внедрения «зеленых» технологий при строительстве жилья, мусорных заводов и т.д.     

 Кроме того, накопившиеся экологические проблемы в Балтийском море предполагают дальнейшее тесное проектное взаимодействие России и Финляндии с Балтийским регионом. 

Из крупнейших инвестиционных проектов России и Финляндии следующих пяти лет необходимо назвать строительство атомной электростанции в Ханхикиви (рядом с городом Оулу, Финляндия) при участии корпорации «Росатом».  

Что касается непосредственно карельско-финляндских отношений, то следует ожидать продолжения десятилетнего роста инвестиций в международный туризм: гостиницы/отели, национальные парки, спортивные объекты, памятники культуры и т.п.  Например, в качестве успешного примера проектов последних двух лет можно уверенно назвать музыкальный фестиваль на воде в горном парке «Рускеала» (Сортавальский район Республики Карелия).

На данный момент не всё финансирование по программе «Коларктик» распределено, и есть возможность подать проектную заявку. Последние конкурсы пройдут в 2019 году.

Приграничное сотрудничество Карелии и Финляндии складывается из прямых связей между предприятиями, муниципалитетами, церквями, общественными и спортивными организациями,  университетами.

Например, в настоящее время в Петрозаводском государственном университете в рамках ENI Карелия выиграны гранты по 14 международным проектам. Общее у данных проектов —  развитие связи ВУЗов и предприятий малого и среднего бизнеса. Участие автора на встречах-презентациях действующих международных проектов ПетрГУ позволяет классифицировать данные проекты по сфере направленности на 3 группы.

В частности, несколько проектов связаны с развитием молодежного предпринимательства посредством решения международными группами студентов реальных кейсов от предпринимателей с Северо-Запада России и Скандинавии, проведения зимних и летних бизнес-лагерей, конкурса малых грантов для креативных предпринимателей, участия в инвестиционных выставках и ярмарках Slush, Polar Bear Pitching, Start Up Weekend, организации инвестиционных сессий-встреч стартаперов и инвесторов.

Другая часть проектов основана на внедрении производственных инноваций, таких как развитие электронной торговли, локальное кино LOKKI, деревянное малоэтажное домостроение с энергосберегающими технологиями в Арктическом регионе, разработка ресурсосберегающих технологий обработки и утилизации осадков сточных вод г. Петрозаводска и г. Сортавала.

Также представлено ряд инфраструктурных проектов: создание трансграничного инвестиционного навигатора для моногородов, открытие трансграничного центра передовых лесных технологий, создание на базе ПетрГУ коворкинг пространств открытого доступа для разработки креативных стартапов и творческих инициатив.

Таким образом, проектное взаимодействие между Карелией и Финляндией является активным рабочим инструментом социально-экономического сотрудничества, в нем имеются резервы, но синергетический эффект от реализации совокупности действующих и будущих проектов мог бы быть выше за счет более эффективного менеджмента.

По итогам 2017 года практически четверть совокупного внешнеторгового оборота Карелии пришлась на долю Финляндской Республики, а по итогам 1 полугодия 2018 года на 17,8 % вырос объем взаимной торговли, экспорт увеличился на 23,0%. В течение ближайших двух лет на территории поселка Вяртсиля появится особая экономическая зона (ОЭЗ), которая предоставит будущим резидентам льготный таможенный и налоговый режим [5].

Для финских предприятий особый интерес может представлять и территория опережающего экономического развития в Костомукше. Сейчас в Карелии работают всего около 30 фирм с финским капиталом, тогда как в Санкт-Петербурге их число уже более пятисот [6].  Одна из наиболее успешных финских компаний, действующих в Карелии — Stora Enso, которая около 10 лет назад открыла свой лесопильный завод в поселке Импилахти. 

Об активности в налаживании контактов свидетельствуют ежегодные бизнес-миссии карельских предприятий в Финляндию, встречи с руководством финских агентств национального развития и национальных фондов Business Finland, TEKES и др. [7; 8]. По данным СМИ финская компания «Карьялан Майто» заключила соглашение с ОАО «Корпорация развития Республики Карелия» о строительстве многопрофильного агрохолдинга (май2015 г.). Проект включает молочную ферму «Сортавала», туристическую ферму «Марьяттала»,  коневодство, тепличный комплекс, ферму крупного рогатого скота и птицеводство. [9]. Финская компания Oy Karelia Today Ab выступит инвестором возведения нового портового комплекса на берегу Белого моря в городе Кемь (Республика Карелия), что крайне важно с точки зрения развития Северного морского пути.

Перспективным видится развитие приграничного туризма. По итогам 2017 года поток организованных туристов в Карелию из других регионов России и зарубежных стран составил 780 тысяч человек. Растет и объем инвестиций в развитие туристической сферы и инфраструктуры, в том числе дорожной. Жителям Восточной Финляндии до ближайшего города на российской границе Сортавала можно добраться за пару часов. В Сортавале большая концентрация объектов показа, включая горный парк «Рускеала», развивается событийный туризм (фестиваль Ruskeala Symphony, ночной забег Ecotrail, фестиваль рыбной ловли "Ладожские шхеры"). Российские же туристы могут открыть для себя культурные и спортивные события на территории Северной Карелии — музыкальный фестиваль Ilosaarirock, международный фестиваль фольклорной музыки Kihaus Folk и, конечно, этап Кубка мира по биатлону в Контиолахти. Возникает необходимость активнее интегрировать в международную программу как туроператоров в Карелии и Финляндии, так и гостиничную и транспортную инфраструктуру. Ведется модернизация автодороги Вяртсиля—Сортавала, в планах — модернизация дороги от Костомукши до федеральной трассы Кола.

Необходимо обозначить стимулирующие меры, предпринимаемые финским бизнесом для активизации шопинг-туризма в приграничных районах: обслуживание туристов и наличие системы навигации на русском языке, выпуск информационно-туристской литературы и сайтов на русском языке.  

В качестве основных факторов, оказывающих положительное влияние на развитие приграничного шопинг-туризма в карело-финском приграничье можно выделить:

- территориальная близость. Расстояние от Петрозаводска (Республика Карелия) до Йоэнсуу (Северная Карелия) около370 кмпо пути следования международного туристского маршрута «Голубая дорога»; при этом от приграничного г. Сортавала (Республика Карелия) до г. Йоэнсуу ¾ менее140 км;

- уровень развития транспортной и придорожной инфраструктуры. Развитая транспортная инфраструктура Северной Карелии, наряду с активным развитием придорожной инфраструктуры в Республике Карелия (обустройство площадок для отдыха, кафе, появление информационных указателей и пр.) создают условия для активизации трансграничной мобильности в карело-финском приграничье;

- удобный график работы международных автомобильных пунктов пропуска. Например, МАПП Вяртсиля¾Ниирала, характеризующийся наибольшей пропускной способностью, имеет круглосуточный график работы; остальные два пункта пропуска на карело-финской границе  работают в дневное время 12 и более часов;

- ценовая политика. Самыми популярными товарами у россиян являются продукты питания (сыр, молочные продукты, рыба, чай и кофе, сладости), а также  хозяйственные товары. Финские граждане приезжают на территорию Республики Карелия с целью приобретения топлива, сигарет, алкоголя, а также за сравнительно недорогой электроникой, косметикой, одеждой и обувью;

- удобство работы магазинов, особенно в периоды выходных и праздничных дней. Кроме того, следует добавить широкие возможности проведения свободного времени на территориях по обе стороны границы, а также изучение русского языка в школах приграничных финских коммун и финского языка в Республике Карелия, что облегчает коммуникацию.

И наконец, важным аспектом улучшения карельско-финляндского делового климата, несомненно, будет выступать взаимодействие с такими институтами развития внешнеэкономической деятельности как:

1)                 АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) — государственный институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. Взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, а также сотрудничество с ключевыми отраслевыми и деловыми организациями позволяют РЭЦ совершенствовать условия ведения экспорта в России и нивелировать действие существующих барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности.  

2)                 Finnvera — финляндское государственное агентство по кредитованию экспорта, которое предоставляет экспортно-кредитные гарантии, а также занимается кредитным страхованием по всему миру согласно постановлениям организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Компания также обеспечивает финансирование для интернационализации финского малого и среднего бизнеса (SME).

3)                 Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО) — международная финансовая организация, созданная в 1990 году странами Северной Европы. Её деятельность связана с финансированием практических мероприятий, призванных содействовать улучшению состояния окружающей среды и противодействию изменению климата.

4)                 Северный инвестиционный банк, он же Инвестиционный банк стран Северной Европы (ИБСЕ), (Nordic Investment Bank, NIB) — многосторонний банк развития, членами которого являются страны Скандинавии и Балтии. Банк финансирует проекты, представляющие интерес для стран-членов как в Северной Европе (инвестиции в инфраструктуру, экологию, образование), так и за её пределами (содействие фирмам-партнерам компаний из стран Северной Европы). ИБСЕ предоставляет кредиты на срок до 20 лет в объеме до 50 % от стоимости проекта.

5)                 Европейский институт добрососедства (European Neighbourhood Instrument, ENI), призванный укреплять права человека, расширять сотрудничество с Евросоюзом, содействовать институциональному развитию и приграничному сотрудничеству. Бюджет ENI составляет 15,4 млрд. евро на период 2014—2020 годов и предоставляет финансовую помощь в виде грантов.

В завершении проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В настоящее время деловое приграничное сотрудничество между Республикой Карелия и Финляндией базируется на использовании инструмента ENI через проектное взаимодействие, прямые связи предпринимателей, государственных органов власти, некоммерческих организаций, церквей, спортсменов, ВУЗов. Данное сотрудничество нельзя назвать достаточно эффективным, однако очевидное наличие резервов и человеческого потенциала наших территорий позволяют формировать относительно оптимистичный взгляд на взаимовыгодное долгосрочное взаимодействие.

После ратификации в августе 2018 года соглашения о финансировании и реализации программ приграничного сотрудничества и получения «зеленого света» для реализации карельско-финляндских международных проектов, автор убежден в своевременности усиления института добрососедства, в том числе за счет более активного взаимодействия с различными институтами, такими как: Российский экспортный центр, Finnvera, НЕФКО, ИБСЕ, ENI.  

Решающим фактором развития эффективного делового приграничного сотрудничества между Россией (Карелией) и Финляндией остается воля лидеров государств-соседей на поддержание в долгосрочной перспективе предсказуемого соседства. Вместе с тем, все более важным фактором международных отношений становится народная дипломатия на основе личных контактов, поездок и взаимодействий.

Одним из драйверов развития делового приграничного сотрудничества Карелии и Финляндии можно рассматривать формирование трансграничного молодежного предпринимательства как перспективной формы социально-экономических отношений между нашими странами. Главная институциональная задача — интегрировать интересы всех заинтересованных сторон: ВУЗов, предпринимателей, населения и органов государственной власти.

Принципиально важно проводить систематический мониторинг и оценку динамики делового приграничного сотрудничества Карелии и Финляндии, в том числе социологические опросы по социальным представлениям и установкам, мотивации и механизмам достижения стратегических целей приграничного сотрудничества.  

Таким образом, дальнейшее развитие приграничного карельско-финляндского сотрудничества, безусловно, требует формирования эффективной институциональной среды.

 


Список источников и литературы

1. Баранова Ю. В. Роль трансграничного сотрудничества в повышении инновационного потенциала Балтийского региона // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 1. С. 153—160.

2. Межевич Н. М., Жабреев А. А. Приграничное сотрудничество как инновационная стратегия: на примере Северо-Западного Федерального округа России // Псковский регионологический журнал. 2011. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prigranichnoe-sotrudnichestvo-kak-innovatsionnaya-strategiya-na-primere-severo-zapadnogo-federalnogo-okruga-rossii (дата обращения: 01.12.2018).

3. Шлямин В. А. Я с уверенностью смотрю в будущее // Carelia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rkperiodika.ru/sobytiya/2018-god/item/1232-valerij-shlyamin-ya-s-uverennostyu-smotryu-v-budushchee (дата обращения: 01.12.2018).

4. Три программы приграничного сотрудничества Россия — ЕС // Фонтанка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2018/08/17/075/ (дата обращения: 01.10.2018).

5. Карелия принимает финскую делегацию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2018/09/0925_25.html (дата обращения от 03.12.2018).

6. Немного дешевле рабочая сила и куча других проблем. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestikarelii.ru/news/nemnogo_deshevle_rabochaya_sila_i_kucha_drugih_problem/ (дата обращения от 03.12.2018).

7. Rajalla pidetään yhtä. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kauppalehti.fi/uutiset/rajalla-pidetaan-yhta/150f2029-6cc0-38f5-ae32-ccdb16d9ea5b/ (дата обращения от 03.12.2018).

8. Финские бизнесмены заинтересовались сотрудничеством с Корпорацией развития Карелии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.karelia.ru/politics/authority/finskie-biznesmeny-zaineresovalis-sotrudnichestvom-s-korporatsiej-razvitiya-karelii/ (дата обращения от 03.12.2018).

9. Финский подход: ничего лишнего — только бизнес. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2016/04/finskij-podhod-nichego-lishnego---tolko-biznes/ (дата обращения 03.12.2018).

References

1. Baranova Yu.V. The Role of Cross-Border Cooperation in Enhancing the Innovative Potential of the Baltic Region. [Rol’ transgranichnogo sotrudnichestva v povyshenii innovatsionnogo potentsiala Baltiyskogo regiona] // Bulletin of the Immanuel Kant Baltic Federal University [Vestnik Baltiyskogo federal’nogo universiteta imeni Immanuila Kanta]. 2012. Vol. 1. P. 153—160.

2. Mezhevich N. M., Zhabreev A. A. Cross-border Cooperation as an Innovation Strategy: the Example of the North-West Federal District of Russia. [Prigranichnoe sotrudnichestvo kak innovatsionnaya strategiya: na primere Severo-Zapadnogo Federalnogo okruga Rossii] // Pskov Journal of Regional Studies [Pskovskiy regionologicheskiy zhurnal]. 2011. № 11. [Electronic resource]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prigranichnoe-sotrudnichestvo-kak-innovatsionnaya-strategiya-na-primere-severo-zapadnogo-federalnogo-okruga-rossii (accessed 01.12.2018).

3. Shlyamin V. A. I look to the future with confidence [Ya s uverennost’yu smotryu v budushchee] // Carelia. [Electronic resource]. URL: http://rkperiodika.ru/sobytiya/2018-god/item/1232-valerij-shlyamin-ya-s-uverennostyu-smotryu-v-budushchee (accessed 01.12.2018).

4. Three Russia—EU Border Cooperation Programs. [Tri programmy prigranichnogo sotrudnichestva Rossiya—ES] // Fontanka. [Electronic resource]. URL: https://www.fontanka.ru/2018/08/17/075/ (accessed 01.10.2018).

5. Karelia receives the Finnish delegation. [Kareliya prinimaet finskuyu delegatsiyu] // [Electronic resource]. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2018/09/0925_25.html (accessed 03.12.2018).

6. A little cheaper labor and a lot of other problems. [Nemnogo deshevle rabochaya sila i kucha drugikh problem]. [Electronic resource]. URL: http://vestikarelii.ru/news/nemnogo_deshevle_rabochaya_sila_i_kucha_drugih_problem/ (accessed 03.12.2018).

7. Rajalla pidetään yhtä. // [Electronic resource]. URL: https://www.kauppalehti.fi/uutiset/rajalla-pidetaan-yhta/150f2029-6cc0-38f5-ae32-ccdb16d9ea5b/ (accessed 03.12.2018).

8. Finnish businessmen are interested in cooperation with the Karelian Development Corporation. [Finskiye biznesmeny zainteresovalis' sotrudnichestvom s Korporatsiyey razvitiya Karelii]. // [Electronic resource]. URL: http://rk.karelia.ru/politics/authority/finskie-biznesmeny-zaineresovalis-sotrudnichestvom-s-korporatsiej-razvitiya-karelii/ (accessed 03.12.2018).

9. Finnish approach: nothing superfluous — only business. [Finskiy podkhod: nichego lishnego — tol'ko biznes]. // [Electronic resource]. URL: http://expert.ru/northwest/2016/04/finskij-podhod-nichego-lishnego---tolko-biznes/ (accessed 03.12.2018).


Просмотров: 1228; Скачиваний: 585;