Шлямин В. А. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2018. № 1. С. 16–24.


Выпуск № 1 (2018)

ЭКОНОМИКА

pdf-версия статьи

УДК 339.9

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Шлямин
   Валерий
   Александрович
доктор экономических наук,
советник при ректорате, научный руководитель Института Североевропейских исследований,
Петрозаводский государственный университет,
Петрозаводск, Россия, shlyamin@petrsu.ru
Ключевые слова:
международные связи
внешнеэкономические связи
Республика Карелия
Аннотация: В течение длительного времени Европейский Север, включая российский Северо-Запад, считался одним из наиболее стабильных в политическом отношении макрорегионов Европы. Однако, начиная с февраля 2014 года, когда на Украине развернулись драматические события, повлекшие за собой резкое обострение политических отношений и санкционное противостояние между США, Евросоюзом и Россией, стабильность на Севере Европы и 70-летнее добрососедство России и Финляндии оказались перед угрозой новой холодной войны. В данной статье обобщается во многом уникальный опыт международных связей Республики Карелия за последнюю четверть века, оценивается вклад Республики в формирование пояса добрососедства по периметру границы России, анализируется эффективность внешнеэкономических связей РК. На основании проведенного анализа и личного опыта работы в качестве министра внешних связей, министра экономического развития РК (1992—2003 гг.) и торгового представителя РФ в Финляндии (2003—2017 гг.) автор сформулировал ряд рекомендаций по совершенствованию деятельности Правительства РК в сфере внешних связей в новых условиях.

© Петрозаводский государственный университет


Республика Карелия является одним из 49 приграничных субъектов Российской Федерации. Она занимает важное геополитическое и геоэкономическое положение на Северо-Западе страны. На западе Карелия имеет 730-километровый участок государственной границы РФ с Финляндией — страной, входящей в Европейский союз. На севере, востоке и юге она граничит с Мурманской, Архангельской и Вологодской областями. Республика находится на перекрёстке важнейших транспортных магистралей в направлениях Север-Юг и Запад-Восток. Карелия — транзитно-ресурсный регион, обладающий собственным промышленным, научно-образовательным и культурным потенциалом. В нашей многонациональной Республике бережно хранятся и развиваются культурные традиции и языки народов, проживающих  на Русском Севере, в том числе и финно-угорских народов. Поэтому с полным на то основанием Республика Карелия относится к территориям финно-угорского мира.

Юридической основой  регулирования международной и внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и в её субъектах является совокупность норм, изложенных в Конституции (ст.72) [1] и законах Российской Федерации.

К важнейшим законодательным актам в этой сфере следует отнести:  Закон РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» № 4-ФЗ (от 4 января 1999 г. с изменениями и дополнениями от 13 июля 2015 г.), Закон РФ «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ  (от 21 ноября 2003 г. в редакции от 13 июля 2015 г.), Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ  (от 9 июля 1999 г. в редакции от 1 мая 2017 г.).  Закон РФ «Об основах приграничного сотрудничества»  № 179-ФЗ (от 26 июля 2017 г.) и др. [2].

В соответствии с Конституцией  Российской Федерации и федеральным законодательством, Республика Карелия обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями  унитарных иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций  в рамках органов, специально созданных для этой цели.

Кроме того, Карелия с согласия Правительства Российской Федерации может осуществлять такие связи с органами государственной власти иностранных государств.

В нашей стране органами государственной власти РФ осуществляется  координация международных и внешнеэкономических связей совместно с  республиками, краями, областями, городами федерального подчинения в рамках единой внешней политики и внешнеэкономической стратегии.

При этом предприятия  и организации различных форм собственности на территории Карелии самостоятельно осуществляют свои внешние связи в рамках федерального законодательства.

Россия заинтересована в создании по периметру своей границы пояса добрососедства. Для неё отношения с Финляндией всегда были одним из важных внешнеполитических приоритетов. Суоми вот уже многие годы входит в группу 15 крупнейших торгово-экономических партнёров нашей страны. В свою очередь, Россия последние 70 лет занимает 1—3 места в группе стран — крупнейших торгово-экономических партнёров Финляндии. Далеко не в последнюю очередь взаимовыгодная торговля с СССР и затем с РФ позволила Финляндии в исторически короткие сроки совершить прорыв в социально-экономическом развитии и превратиться из аграрно-промышленной страны 1950-х годов в одно из самых высокоразвитых государств Европы на рубеже XX и XXI веков. Оба государства высоко ценят уникальный опыт 70-летнего добрососедства и заинтересованы в сохранении курса на взаимовыгодное сотрудничество.  

В связи с этим международная деятельность Республики Карелия, её участие в совместных экономических, экологических, культурных, научных и образовательных программах и проектах в форматах Советов государств Балтийского моря и Евро-арктического региона, а также в приграничном сотрудничестве с Финляндией органично дополняет усилия федерального Центра.

Под приграничным сотрудничеством понимается совокупность согласованных действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, культурных, научных и учебных учреждений, общественных организаций, финансовых институтов, направленных на:

- устойчивое развитие приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;

- повышение благосостояния населения сопредельных территорий;

- развитие прямых взаимовыгодных и долгосрочных связей предприятий, организаций, учреждений, институтов, общественных организаций и граждан, проживающих на сопредельных территориях, в рамках международных и двусторонних проектов и программ.

Таким образом, изначально и в настоящее время приграничное сотрудничество в Республике Карелия является многоуровневым. Правительство РК в приграничном сотрудничестве призвано выполнять функции координатора. При этом оно в приоритетном порядке поддерживает совместные проекты, соответствующие общероссийским и республиканским интересам.

В январе 1992 года было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В соответствии с ним были определены приоритетные области сотрудничества. Среди них: взаимная торговля и экономическое развитие; улучшение транспортного сообщения и средств коммуникаций; совершенствование обмена информацией; охрана окружающей среды; здравоохранение и социальное обеспечение; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; туризм; образование; культура; побратимские связи; спорт и контакты молодёжи.

Принимая во внимание новые реалии — членство Финляндии в Евросоюзе с 1995 года, стремление и готовность России к переходу от формата технической помощи ЕС и Финляндии к формату равноправного и взаимовыгодного партнёрства, 13 апреля 2012 года в Хельсинки было подписано новое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству. [3]. В нём дано определение: «приграничный регион» субъект РФ, административно-территориальная единица Финляндии, территории которых прилегают к государственной границе. В данном Соглашении предусмотрено создание Межправительственной комиссии по приграничному сотрудничеству (приступила к работе в 2016 году), а также многолетнего плана совместных действий Сторон в приграничной сфере (По состоянию на конец 2018 года этот документ Сторонам согласовать  не удалось).     

С 1992 года по настоящее время в Республике Карелия накоплен уникальный опыт приграничного взаимодействия с Финляндией. За это время совместно с финскими партнёрами в общей сложности (по линиям всех программ) было реализовано более 400 совместных проектов. Проекты с участием финских партнёров рассматривались в нашей республике как подспорье, как возможность получить доступ к новым знаниям и передовым технологиям, иногда как катализатор для достижения конкретных целей. В частности, с использованием финского опыта, финских и евросоюзовских инвестиций в Карелии созданы очистные сооружения в Приладожье (входящего в бассейн Балтийского моря) — городах Сортавале и Лахденпохья, объекты национального парка «Паанаярви», применяются современные методы лесовосстановления, реализована программа содействия реформе здравоохранения в РК, проект обучения предпринимателей малого бизнеса с применением передовых методов информационных технологий «Электронная Карелия».  Внедрены прогрессивные технологии выращивания овощей, открыты международные автомобильные пункты пропуска «Вяртсиля», «Люття» и «Суоперя». На сопредельных территориях прошли совместные учения по тушению пожаров. В породнённых городах Костомукше и Кухмо проводились международные фестивали камерной музыки.  Кроме того, многоуровневые приграничные связи России и Финляндии, Карелии и Финляндии, прежде всего, контакты людей, народная дипломатия, были и остаются эффективным инструментом политики "мягкой безопасности" на Севере Европы.   

В октябре 1998 года Правительством РК была утверждена концепция Еврорегиона «Карелия». В ней удалось гармонизировать цели и задачи Республики Карелия, трёх сопредельных финских союзов коммун: Кайнуу, Северная Карелия и Северная Остроботния, а также учесть подходы к приграничному сотрудничеству, используемые в Евросоюзе. В феврале 2000 года был утверждён устав Еврорегиона. В этом же году была принята согласованная Правительством РК и администрациями финских сопредельных регионов Программа "Наша общая граница 2001—2006 гг."

   

  Рис. 1. Еврорегион "Карелия"

Еврорегион — европейская форма международной интеграции, основанная на  тесном  сотрудничестве двух или нескольких территориальных приграничных образований., ориентированная на достижение целей социально-экономического развития, повышение уровня жизни населения [4], [5].

Еврорегион, с одной стороны, географически ограниченная часть приграничной территории, которая формируется из территориальных единиц по обе стороны границы, объединённых общими интересами по развитию экономики, охраны природы, сохранению и развитию культуры, интенсификации научных обменов. С другой стороны, еврорегион своеобразный зонтичный проект, в рамках которого реализуются двусторонние и многосторонние проекты.

Еврорегион «Карелия» — первый российский наземный еврорегион, успешно функционирующий вот уже более 18 лет. В 2001 году Еврорегион «Карелия» вступил в Ассоциацию евпопейских приграничных регионов (АЕПР), в которую входят около 100 аналогичных межрегиональных европейских образований.

С 1993 года Республика Карелия активно участвует в деятельности региональных программ Совета государств Балтийского моря (СГБМ) и Регионального Совета Баренцева/Евро-арктического региона (БЕАР), заключает соглашения о сотрудничестве с регионами Финляндии, породнёнными губерниями Швеции (Вестерботтен) и Норвегии (Тромс), продолжает начатое ещё в конце 1980-х годов взаимодействие с породнённым  штатом Вермонт (США).

С начала 1990-х годов города и районы Республики, особенно г. Петрозаводск, развивают связи с породнёнными городами и коммунами Финляндии, Франции, Германии, США и ряда других стран. В международные проекты в 1990—2000-е годы в общей сложности были вовлечены тысячи карельских участников. Для многих из них взаимодействие с зарубежными партнёрами позволило реализовать имеющийся творческий и профессиональный потенциал, получить признание и возможности для дальнейшего развития.

В 2003 году Республика Карелия и Балеарские острова (Испания) решением международного жюри, в составе которого были руководители Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, Комитета региональной политики Европарламента, Комитета регионов ЕС были названы победителями в конкурсе «Регион Европы—2003». Таким образом, Карелия первой из субъектов Федерации получила признание результатов своей международной деятельности на региональном уровне в Европе.  

В ноябре 2017 года было подписано Соглашение об установлении породнённых отношений Республики Карелия с провинцией Фуцзянь (Китайская Народная Республика). Также было подписано Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социально-культурном и гуманитарном сотрудничестве между правительствами Республики Карелия и провинции Фуцзян. В рамках этого соглашения предусмотрена реализация совместных проектов в сфере освоения и глубокой переработки природных ресурсов, аквакультуры, лесного хозяйства, горной промышленности, транспорта и логистики, спорта и туризма, информационных технологий.

С 1996 года Республика включается в программу технической помощи Евросоюза странам СНГ и Монголии Тасис и программу трансграничного сотрудничества на внешних границах ЕС Интеррег. В сферу сотрудничества по указанным программам были включены совместные проекты по развитию малого и среднего предпринимательства, приграничной транспортной и таможенной инфраструктуры, охраны окружающей среды, лесного и сельского хозяйства, образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения, туризма. В рамках программы Тасис на территории Республики в общей сложности было реализовано 56 проектов на сумму внешнего финансирования 37 млн. евро [6].

В ноябре 2009 года было подписано Соглашение о финансировании пяти программ приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Евросоюзом в формате Европейского инструмента соседства и партнёрства (ЕИСП). В отличие от программ Тасис и Интеррег в новом формате Россия выступает в качестве партнёра и со-инвестора, мнение которого учитывается при выборе направлений сотрудничества и совместных проектов. В частности, в рамках программы «Карелия», которая была реализована в 2010—2013 годах, было получено финансирование для 66 совместных проектов на общую сумму 46 млн. евро. В качестве приоритетных направлений были выбраны энергетика, лесное хозяйство, охрана окружающей среды, культура, туризм. С 2014 года Евросоюз с участием России приступил к разработке Европейского инструмента соседства (ЕИС) на период до 2020 года [6].

Политический кризис на Украине, начавшийся в феврале 2014 года, и последующие события на Юге и Юго-Востоке этой страны, послужили поводом для США, их союзников, в том числе и Евросоюза, для введения политических и экономических санкций против Российской Федерации. Коллективный Запад без должных оснований обвинил нашу страну в нарушении международного права и агрессии по отношению к Украине. Россия была вынуждена принять ответные меры. В результате возникшего противостояния в 2014—2016 гг. заметно снизились объёмы внешней торговли и инвестиций в экономических отношениях РФ и ЕС, в частности России и Финляндии. Пострадали и приграничные связи Республики Карелия и сопредельных регионов Финляндии. 

Тем не менее, при активном влиянии Финляндии Евросоюз сохранил  ЕИС. Наше государство также подтвердило свою заинтересованность в продолжении взаимовыгодного добрососедства. Поэтому, пусть и с задержкой, была продолжена работа над программами трансграничного сотрудничества ЕИС, которая была завершена 3 августа 2018 года принятием Федерального закона № 278-ФЗ «О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества (ППС) «Карелия» на период 2014—2020 годов» [2]. Предусмотрено финансирование этой программы на общую сумму 43 млн. евро [6]. Вклады распределены следующим образом:  Российская Федерация — 10,75 млн. евро, ЕС — 21,5 млн. евро, Финляндии — 10,75 млн. евро.

Основная цель — сделать пространство реализации программы привлекательным для жизни людей, размещения и ведения бизнеса.

Для ППС "Карелия" были определены следующие приоритеты:  

- Развитие малого и среднего предпринимательства;  

- Поддержка местной культуры и сохранение исторического наследия;  

- Защита окружающей среды, адаптация к изменению климата;  

- Развитие управления границей и безопасность на границе.

Предусматривается, что развитие контактов между людьми будет включено во все приоритеты Программы, при этом особое внимание будет обращено на молодёжь.

 Таблица 1.

ДИНАМИКА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА (ВРП)* ПРИГРАНИЧНЫХ РОССИЙСКИХ И ФИНСКИХ РЕГИОНОВ ПО ПАРИТЕТУ   ПОКУПАТЕЛЬНОЙ   СПОСОБНОСТИ ВАЛЮТ (ППС)**                                                                                   (совокупный ВРП по ППС Финляндии принят за 100%)***

 

  2000 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Российская
Федерация
  24   50   53   59   62   58   60   58   57
Республика
Карелия
  24   36   36   43   43   41 40   40   37
Ленинградская
обл.
  20   57   56   61   67   58 56   58   50
Санкт-Петербург   24   68   66   74   77   72 72   70   70
Мурманская
обл.
  36   56   46   50   52   50 52   55   55
Финляндия   100   100   100   100   100   100   100   100   100
Северная Карелия   73   72   71   77   76   77   79   76   77  
Кайнуу   64   67   71   73   73   69   72   70    74
Северная Остроботния   88   82   87   86   86   88   84   80    82

* Валовой региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисленную путём исключения из суммарной валовой продукции на данной территории её промежуточного потребления. ВРП на душу населения является одним из общепризнанных показателей , характеризующих уровень социально-экономического развития регионов, отражающих динамику экономической активности в них.  

** Паритет покупательной способности — соотношение двух или нескольких валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров и услуг.   

*** Составлено автором с использованием данных Росстата, Карелиястата, Центра статистики Финляндии, Мирового Банка.

Как видно из приведенного в таблице 1 сопоставления темпов социально-экономического развития Республики Карелия с соседними субъектами Российской Федерации и сопредельными территориями Финляндии по такому общепринятому показателю как ВРП на душу населения, наша республика с 2000 года заметно сократила отставание от соседних финских территорий. Вместе с тем, Карелия столь же заметно замедлила своё развитие по сравнению с соседями по Северо-Западному федеральному округу. Наряду с другими причинами (прежде всего, недостатком инвестиций в модернизацию и диверсификацию экономики*) это отставание объясняется сохранением       преимущественно сырьевой направленности экспорта. Несмотря на то, что в последние годы объём экспорта заметно вырос (см. Таблицу 2) и практически достиг докризисного уровня, увеличение этого показателя  не позволило нашей Республике добиться ускорения социально-экономического развития, что, в частности, видно по такому показателю, как ВРП на душу населения,  ежегодный прирост которого (по динамике индекса его физического объёма) с 2013 года по 2016 год был менее 1 %.            

*Диверсификация экономики в регионе — это расширение ассортимента выпускаемой продукции предприятиями региона, освоение ими новых производств, переориентация рынков сбыта с целью повышения конкурентоспособности  предприятий Республики и региональной экономики в целом.                                                                                        

Таблица 2     

ДИНАМИКА ОБЪЁМОВ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (миллионов долларов США)  

  2013 2014 2015 2016 2017
Внешнеторговый оборот 1322,8 1314,9 893,7 929,0 1381,7
 % к предыдущему году 84,5 99,4 68,0 104,0 148,7
экспорт 1088,8 1084,0 738,1 741,1 1130,8
 % к предыдущему году 86,8 99,6 68,1 100,4 в 1,5р.
страны дальнего зарубежья 1054,1 1039,7 692,1 711,3 1093,4
 % к предыдущему году 86,8 98,6 66,6 102,8 в 1,5р.
государства-участники  СНГ 34,7 44,3 46,0 29,8 37,4
 % к предыдущему году 88,1 127,7 103,8 64,8 125,5
 импорт 234,0 230,9 155,6 187,9 250,9
 % к предыдущему году 75,3 98,7 67,4 120,8 133,5
страны дальнего зарубежья 207,4 190,0 145,3 165,6 238,0
 % к предыдущему году 72,7 91,6 76,5 114,0 143,7
государства-участники  СНГ 26,6 40,9 10,3 22,3 12,9
 % к предыдущему году 104,7 в 1,5р. 25,2 в 2,2р. 57,9

Источник: Карелиястат , декабрь 2018 г.

Основным торговым партнёром Республики Карелия является Финляндия (см. Таблицу 3). На эту страну в 2010-е годы приходится от 15 до 26% товарооборота и экспорта Республики (в 2017 г. — 23,6%). На страны Европейского союза в 2017 году пришлось 66,2% внешнеторгового оборота Карелии. Среди крупнейших торговых партнёров Карелии в течение многих лет были и остаются Германия, Турция, Нидерланды, Великобритания. Доля стран дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте в 2017 году увеличилась до 96,7%.    

Таблица 3     

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ОБЪЁМОВ  ЭКСПОРТА И  ИМПОРТА    ПО  ОСНОВНЫМ  СТРАНАМ-ПАРТНЁРАМ  РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ                                              (процентов к итогу)

  Экспорт товаров Импорт товаров Справочно место по доле
внешнеторгового
оборота страны
в общем объёме
внешнеторгового
оборота Республики Карелия
 
2015 2016 2017 2015 2016 2017  
2015 2016 2017  
Всего 100 100 100 100 100 100        
Финляндия 20,8 25,5 23,0 26,5 28,4 25,9 1 1 1  
Германия 6,0 7,4 8,4 11,4 14,0 25,7 4 4 2  
Турция 13,6 11,3 13,4 1,1 0,5 0,5 3 2 3  
Нидерланды 5,5 5,2 11,0 0,7 4,2 0,1 6 6 4  
Соединенное Королевство 14,3 10,9 10,1 0,3 0,3 0,8 2 3 5  
Эстония 4,6 5,3 3,0 7,1 7,7 8,7 5 5 6  
Китай 3,3 4,5 3,0 3,1 3,2 4,2 8 7 7  
Франция 0,1 1,4 3,1 0,6 0,8 1,3 49 15 8  
США 0,3 1,7 1,8 2,0 1,3 3,7 29 10 9  
Египет 3,0 1,9 2,4 0,1 0,1 0,1 10 13 10  
другие страны 28,5 24,9 20,8 47,1 39,5 29,0        

 Источник: Карелиястат, декабрь 2018 г.              

Промышленность Карелии в течение многих десятилетий является экспортно-ориентированной. В структуре экспорта традиционно преобладают полуфабрикаты и сырьевые товары: крафт-бумага, газетная бумага, целлюлоза, пиломатериалы, необработанная древесина, железорудные окатыши, рыбная продукция. В ближайшие годы усилия предприятий Карелии, Правительства РК будут направлены на привлечение инвестиций и поиск партнёров для производственной кооперации с целью локализации в Карелии современных, конкурентоспособных производств. По данным Карелиястата [7], около трети объёма отгруженной промышленной продукции в 2010-е годы направлено на экспорт в 102 страны мира. В 2017 году 286 предприятий и организаций РК поставляли свою продукцию на экспорт.    

Таблица 4                                             

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА    (в фактически действовавших ценах)

  2013 2014 2015 2016 2017
  Миллионов долларов США
Продовольственные товары
и сельскохозяйственное сырьё
86,3 136,1 88,3 107,9 156,5
Минеральные продукты (железорудные окатыши) 320,9 510,9 289,0 233,8 480,1
Продукция химического комплекса, каучук 16,4 10,6 9,2 12,1 14,0
Древесина и изделия из неё 179,9 164,6 141,1 164,0 206,0
Целлюлозно-бумажные изделия 398,8 222,7 182,6 194,1 237,2
Металлы и изделия из них 58,1 9,7 8,6 13,6 14,5
Машины, оборудование и транспортные средства 19,6 22,0 13,6 9,5 15,8
Прочие товары 8,8 7,4 5,7 6,1 6,7
  В процентах к итогу
Продовольственные товары
и сельскохозяйственное сырьё
7,9 12,6 12,0 14,6 13,8
Минеральные продукты (железорудные окатыши) 29,5 47,1 39,2 31,6 42,5
Продукция химического комплекса, каучук 1,5 1,0 1,2 1,6 1,2
Древесина и изделия из неё 16,5 15,2 19,1 22,1 18,2
Целлюлозно-бумажные изделия 36,6 20,5 24,7 26,2 21,0
Металлы и изделия из них 5,4 0,9 1,2 1,8 1,3
Машины, оборудование и транспортные средства 1,8 2,0 1,8 1,3 1,4
Прочие товары 0,8 0,7 0,8 0,8 0,6
             

 Источник: Карелиястат, декабрь 2018 г.  

Экспорт услуг в 2017 году составил 24,6 млн. долларов США [7].  Услуги были оказаны партнёрам из 86 стран мира. В структуре экспорта услуг наибольший удельный вес приходится на транспортные услуги (24,5%), услуги в области туризма и путешествий (10,2%), здравоохранения (5,5%), образования (3,5%), прочие деловые услуги —  переработка из давальческого сырья (56,2%). Импорт услуг в 2017 году составил 43,8 млн. долларов США. 94,3% объёма импорта приходится на транспортные услуги предприятий Дании, Финляндии, Германии и других стран.  

Отметим, что Республика Карелия, несмотря на её приграничное положение, имеет более чем скромные результаты в экспорте услуг. В целом в Российской Федерации экспорт услуг заметно отстаёт в своём развитии по сравнению с высокоразвитыми странами Северной Европы. По данным Статистического центра Суоми, соотношение объёмов экспорта услуг и экспорта товаров, например, в Финляндии в 2017 году было 38%, а в нашей стране, по данным Банка России, только 17%. На этом фоне соответствующий показатель Карелии — 2% — говорит сам за себя. Именно в сфере услуг, особенно на транспорте, в международном туризме, в сфере информационно-коммуникационных технологий и образовательных услуг в Карелии существует реальный потенциал опережающего развития. Для этого требуется создать в Республике  благоприятный деловой климат, особенно для малого и среднего бизнеса, добиться согласованных действий предпринимательского сообщества, Правительства РК, глав городов и районов, общественных организаций. За последние два года уже многое сделано в этом направлении. Внушает оптимизм начавшийся систематический диалог республиканской власти и бизнес-сообщества региона, ощутимое снижение тарифов на электроэнергию, стремление снизить административное давление на бизнес.  

На наш взгляд, Правительство Республики могло бы использовать не утративший сегодня актуальность собственный опыт регионального маркетинга Карелии в России и за рубежом, накопленный в 1990-е — начале 2000-х годов, а также использовать приемлемые для нас элементы современного регионального маркетинга, применяемые Татарстаном, Ленинградской, Калужской областями и рядом других субъектов Федерации. Заслуживает внимания инициатива Правительства РК по созданию Особой экономической зоны в приграничном посёлке Вяртсиля. Вместе с тем, публично заявив об этой инициативе весной 2018 года и вызвав к ней интерес отечественных и зарубежных потенциальных партнёров, её авторы пока не определились с концепцией и типом ОЭЗ, не согласовали с федеральным Центром соответствующие организационно-технические и административные вопросы.

  Как нам представляется, стоило бы задуматься о создании в экономическом  блоке Правительства РК компактного подразделения (может быть, комитета или управления в составе Министерства экономического развития и промышленности РК), профессионально занимающегося совокупностью вопросов межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей Республики с приглашением в него нескольких хорошо подготовленных специалистов — региональных экономистов, юристов, инженеров с опытом работы в реальном секторе экономики. Основная цель этого подразделения — на основе анализа социально-экономического развития РК, межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей Республики, предложений лидеров бизнес-сообщества региона и потенциальных внешних партнёров разрабатывать предложения по среднесрочной стратегии внешнеэкономической деятельности РК, продвигать приоритетные для Карелии проектные инициативы и совместные проекты, вносить в Правительство предложения по улучшению делового климата и осуществлять мероприятия по региональному маркетингу Республики.  

Во всяком случае, мы исходим из того что в нашей стране в обозримой перспективе межрегиональная конкуренция за квалифицированные кадры, отечественные и зарубежные инвестиции, локализацию прогрессивных технологий будет возрастать.  Аналогичные задачи решают практически все субъекты Федерации (в том числе и приграничные). Поэтому  для Республики Карелия, учитывая её соседство с динамично развивающимися Санкт-Петербургом,  Ленинградской и Мурманской областями,  а также с одной из наиболее высокоразвитых стран Европы — Финляндией, принципиально важно использовать свои конкурентные преимущества и предложить новые идеи и проектные инициативы.  


Список источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.ru, свободный. (Дата обращения 26.10.2018).

2. Сборник основных федеральных законов РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://fzrf.ru, свободный. (Дата обращения 04.11.2018).

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области от 20.01.1992; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству от 13.04.2012. Информационно-правовой портал Гарант.ру [Электронный ресурс]. URL: http://garant.ru, свободный. (Дата обращения 04.11.2018).

4. Сайт еврорегиона "Карелия". [Электронный ресурс]. URL: http://euregiokarelia.com/ru, свободный. (Дата обращения 28.10.2018).

5. Официальный интернет-портал Республики Карелия. [Электронный ресурс]. URL: http://gov/karelia.ru, свободный. (Дата обращения 28.10.2018).

6. Программа приграничного сотрудничества "Карелия". Совместный программный документ 2014—2020. 17.12.2015. [Электронный ресурс]/ URL: http://kareliacbc.fi/ru, свободный. (Дата обращения 04.11.2018).

7. Внешнеторговые связи Республики Карелия. Аналитическая записка / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат). Петрозаводск, 2018.

References

1. Constitution of the Russian Federation [Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii]. [Electronic resource]. URL: http://constitution.ru (accessed 26.10.2018).

2. Collection of basic federal laws of the Russian Federation. [Sbornik osnovnykh federal'nykh zakonov RF]. [Electronic resource]. URL: http://fzrf.ru (accessed 04.11.2018).

3. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Finland on cooperation in the Murmansk region, the Republic of Karelia, St. Petersburg and the Leningrad region of January 20, 1992; Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Finland on the promotion of cross-border cooperation from 13.04.2012. Legal information portal Garant.ru. [Soglasheniye mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Finlyandskoy Respubliki o sotrudnichestve v Murmanskoy oblasti, Respublike Kareliya, Sankt-Peterburge i Leningradskoy oblasti ot 20.01.1992; Soglasheniye mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Finlyandskoy Respubliki o sodeystvii prigranichnomu sotrudnichestvu ot 13.04.2012. Informatsionno-pravovoy portal Garant.ru]. [Electronic resource]. URL: http://garant.ru (accessed 04.11.2018).

4. The site of the Karelia Euroregion. [Sayt yevroregiona "Kareliya"]. [Electronic resource]. URL: http://euregiokarelia.com/ru (accessed 28.10.2018).

5. Official Internet portal of the Republic of Karelia. [Ofitsial'nyy internet-portal Respubliki Kareliya]. [Electronic resource]. URL: http: //gov/karelia.ru (accessed 28.10.2018).

6. The program of cross-border cooperation "Karelia". [Programma prigranichnogo sotrudnichestva "Kareliya". Sovmestnyy programmnyy dokument 20142020. 17.12.2015.]. The joint program document 2014—2020. 17.12.2015. [Electronic resource]. URL: http://kareliacbc.fi/ru (accessed 04.11.2018).

7. Foreign trade relations of the Republic of Karelia. Analytical note / Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Karelia (Kareliastat). [Vneshnetorgovyye svyazi Respubliki Kareliya. Analiticheskaya zapiska / Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Kareliya (Kareliyastat)]. Petrozavodsk, 2018.


Просмотров: 3903; Скачиваний: 664;