ЧУХАРЕВА А. Г., САЧУК Д. И. КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ АБИТУРИЕНТОВ И ИХ МОТИВАЦИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ПЕТРГУ // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2022. № 2. С. 48–52. DOI: 10.15393/j12.art.2022.3826


Выпуск № 2 (2022)

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

pdf-версия статьи

УДК 316.3

КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ АБИТУРИЕНТОВ И ИХ МОТИВАЦИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ПЕТРГУ

ЧУХАРЕВА
   АЛИСА
   ГЕННАДЬЕВНА
Сотрудник лаборатории социологических исследований,
Петрозаводский государственный университет, Институт истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, Российская Федерация, soclabor@petrsu.ru
САЧУК
   ДЕНИС
   ИГОРЕВИЧ
Заведующий лабораторией социологических исследований,
Петрозаводский государственный университет, Институт истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, Российская Федерация, sachuk_ptz@mail.ru
Ключевые слова:
социологический мониторинг
абитуриент
первокурсник
мотивация
образование
университет
Аннотация: В статье представлены результаты социологического мониторинга «Изучение качественного состава абитуриентов и их мотивации поступления в Петрозаводский государственный университет», проведенного осенью 2021 года. Данный социологический мониторинг осуществляется в Петрозаводском государственном университете ежегодно с 2011 года Лабораторией социологических исследований и Управлением довузовской и профориентационной работы. Целью социологического мониторинга выступает определение качественных характеристик абитуриентов и выявление доминирующих мотивов абитуриентов для поступления в ПетрГУ. Объектом данного исследования являются студенты 1 курса, принятые на обучение в ПетрГУ в 2021 году. Предметом исследования выступает качественный состав первокурсников и их мотивация поступления в ПетрГУ. Методом формирования выборочной совокупности выступил метод доступной выборки. В качестве метода исследования было использовано анкетирование. Всего в социологическом мониторинге в 2021 году приняло участие 1313 студентов первого курса из 11 институтов ПетрГУ. Полученные количественные данные были обработаны и проанализированы в программах MS Excel и SPSS. По итогам социологического мониторинга были выявлены качественные характеристики абитуриентов и определены их основные мотивы поступления в ПетрГУ.

© Петрозаводский государственный университет


В Республике Карелия в 2021 году было зачислено в высшие учебные заведения 1636 человек. Из них в Петрозаводский государственный университет на 1 курс было принято 1524 студента [3].  В Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ) с 2011 года ежегодно проводится социологический мониторинг, объектом которого выступают студенты 1 курса обучения, которые еще недавно были абитуриентами. Цель данного мониторинга состоит в том, чтобы выявить доминирующие мотивы поступления абитуриентов  в Петрозаводский государственный университет, а также определить качественный состав студентов 1 курса.  В данной статье будут представлены основные результаты социологического мониторинга первокурсников, который был организован Лабораторией социологических исследований и Управлением довузовской и профориентационной работы в сентябре-ноябре 2021 года в ПетрГУ. В качестве метода исследования было использовано анкетирование, в качестве метода формирования выборочной совокупности – метод доступной выборки. В ходе социологического исследования в 2021 году были опрошены 1313 студента 1 курса обучения  в 11 институтах ПетрГУ.

Изначально важно рассмотреть социальный портрет первокурсника, который еще недавно был абитуриентом университета. Кто же он ‒ студент 1 курса университета в 2021 году? Анализ гендерного состава студентов показывает, что соотношение девушек и юношей среди первокурсников перевешивают в сторону первых. Так среди опрошенных 53,5 % девушек и 44,6 % юношей. Данное соотношение в полной мере отражает статистические данные по всей России, согласно которым среди студентов, получающих высшее образование в России,  53 % девушек и 47 % юношей [2;76]. Средний возраст первокурсника составляет 18 лет. Почти в три раза меньше несовершеннолетних (16–17 лет) ‒ а именно 22,4 %. Процент учащихся старше 19 лет равен 16,4 %.

Среди первокурсников иногородних студентов в 2021 году немного больше (48 %), чем студентов из Петрозаводска (44,6 %). Большая часть иногородних первокурсников приехала из районов Карелии (28,6 %), почти каждый шестой первокурсник (19,4 %) приехал с другого региона или страны. Интересно отметить, что несколько лет назад соотношение абитуриентов в зависимости от места проживания было немного иное. Так, например, в 2018 году из Петрозаводска поступило в ПетрГУ 40,2 %  абитуриентов, из районов Карелии – 35,9 %, из-за пределов Карелии ‒ 20,6 %. То есть численность иногородних студентов снизилась с 56,5 % в 2018 году до 48 % в 2021 году. Общее снижение численности иногородних студентов можно связывать с эпидемиологической ситуацией в стране в период 2019‒2021 годов.

Большинство первокурсников (68,2 %) к  моменту поступления в университет окончили среднюю общеобразовательную школу, а каждый четвертый первокурсник (26 %) окончил общеобразовательный лицей или гимназию. Только 4,3 % студентов 1 курса до поступления в вуз окончили учреждение среднего профессионального образования, например, колледж или техникум.

Из всех принятых первокурсников в университет в 2021 году каждый шестой студент окончил школу с медалью (15,2 %), а почти половина (49,1 %) являлись в школе «хорошистами». Треть первокурсников в 2021 году получали различные оценки, в том числе и тройки – 33,7 %. Только небольшая часть первокурсников – 1,4 %, признались, что учились в школе неважно и получали в основном тройки. Интересно отметить, что в 2020 году первокурсников  с «хорошей» успеваемостью в школе было немного больше, а именно 54,1 %, но студентов-«медалистов» было меньше – 12,6 %, что несколько выделялось на фоне общероссийской статистики за 2020 год, согласно которой число «медалистов» выросло более, чем на треть [4], что связывали с особенностями окончания школы в условиях пандемии Covid-19.

Важно отметить, что в 2021 году средний балл ЕГЭ по всем необходимым дисциплинам для поступления в университет составил 208,7 балла. За последние годы средний балл по ЕГЭ среди абитуриентов вырос, так в 2017 году он составлял 193,5 балла. В 2021 году среди опрошенных первокурсников 74,5 % были приняты по общему конкурсу. На платной основе принято 13,7 % первокурсников. Каждый двенадцатый первокурсник (8,5 %) поступил в университет по целевому направлению, что отражает общую тенденцию к развитию этой уникальной практики в современном российском образовании [1; 298], а еще меньше тех, кто поступил по квоте (2,9 %). Но следует отметить, что прием студентов по целевому направлению и по квоте растет с каждым годом. Так, например, в 2017 году по целевому направлению в ПетрГУ было принято 7,8 % студентов, а по квоте – 1,8 %.

В ходе опроса студентам 1 курса было предложено оценить  свой уровень владения иностранным языком и навыки работы с информационными технологиями, интернетом. В среднем первокурсники оценивают свой уровень владения иностранным языком на 5,29 балла. Средняя оценка первокурсниками навыков работы с информационными технологиями ‒ 7,16 балла. В целом, можно сказать, что уровень владения (по самооценке) компьютерными технологиями выше, чем иностранными языками.

Также первокурсникам было предложено обозначить уровень образования родителей.  По итогу уровень образования родителей первокурсников довольно высок: 85,4 % матерей и 71,2 % отцов имеют образование не ниже среднего профессионального. Но стоит отметить, что женщины более образованы: чуть больше половины матерей (55,2 %) первокурсников имеют высшее образование, в то время как из отцов только каждый третий (35,8 %), что также укладывается в общероссийские тренды [2; 71].

Большинство первокурсников (61,1 %)  оценили материальное положение своей семьи как крайне неплохое, только 1 % студентов признались, что их семья испытывает финансовые трудности.

В результате анализа данных можно сделать вывод, что в университет поступают как юноши, так и девушки, преимущественно в возрасте 18 лет, сразу после окончания средней общеобразовательной школы. Абитуриенты поступают в университет как в своем родном городе, в данном случае это Петрозаводск, так и приезжают учиться в более крупный вуз региона из других районов Карелии и даже других регионов, стран. Также большинство абитуриентов успешно проходили  обучение в школе и обладают достаточно высоким уровнем работы с информационными технологиями и интернетом.

Изучая основные мотивы поступления студентов в университет, важно проанализировать, какие учреждения высшего образования они рассматривали при поступлении. Так, некоторые абитуриенты подавали документы на поступление не только в Петрозаводский государственный университет, но и в другие учебные учреждения. Каждый четвертый абитуриент (24,3 %) подавал документы в образовательные учреждения Москвы или Санкт-Петербурга, также каждый четвертый абитуриент (26,5 %) хотел поступить в другие учреждения России, а 4,8 % подавали документы в другие учебные заведения Карелии, и лишь 0,6 % абитуриентов подавали документы на обучение за рубежом.

 Для оценки мотивации  поступления первокурсников в университет им было предложено расставить причины поступления по степени важности. Самыми весомыми стали такие причины, как: соответствие направления подготовки способностям и интересам (средний балл – 4,19); желание работать в данной профессиональной сфере (средний балл – 4,14);  желание получить в дальнейшем высокооплачиваемую работу (средний балл – 3,99)  и наличие спроса на специалистов в этой профессии на рынке труда (средний балл – 3,61). Важно отметить, что эти мотивы поступления в университет являются ведущими для абитуриентов на протяжении нескольких лет проведения социологического мониторинга. 

Важно отметить, что почти половина из всех опрошенных первокурсников (48,7 %) знают в общих чертах, что им предстоит делать в будущей профессиональной деятельности, что вполне согласуется с давно обозначенной тенденцией о разрыве между рынком труда и рынком образовательных услуг в современной России [5; 108]. Каждый третий студент (31,7 %) полностью представляет, что он будет делать в рамках своей профессии, а 11,2 % первокурсников имеют лишь смутные представления о своей профессии. Только 1,4 % первокурсников вообще не имеют представления, что предстоит делать в будущей профессиональной деятельности, а 5,9 % студентов не собирается работать по специальности. Наиболее полное представление о характере и содержание своей будущей профессиональной деятельности имеют студенты медицинского института (61,5 %).

Можно сделать вывод, что основным  мотивом поступления в университет для абитуриентов является соответствие направления подготовки их способностям и интересам. Но при этом только треть первокурсников полностью представляют характер и содержание своей будущей профессиональной деятельности.

По результатам социологического мониторинга, проведенного в 2021 году в ПетрГУ среди студентов 1 курса, можно сделать обобщающие выводы. Качественный состав первокурсников достаточно разнообразен. В университет поступают как юноши, так и девушки преимущественно в возрасте 18 лет после окончания общеобразовательной школы. Абитуриенты ПетрГУ в большинстве своем успешно окончили школу и имеют достаточно высокие баллы по ЕГЭ.

В Петрозаводский государственный университет поступают абитуриенты как из Петрозаводска, так и из других районов Карелии и регионов РФ, а также из других стран. Основными мотивами для поступления в университет для абитуриентов является соответствие направления подготовки их способностям и интересам, а также желание работать в выбранной профессиональной сфере. Результаты данного социологического мониторинга способствуют целенаправленной профориентационной работе со школьниками и формированию качественного контингента абитуриентов университета.


Список литературы

Список литературы

1. Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич. О проблемах целевого обучения в вузах России // Право и практика. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-tselevogo-obucheniya-v-vuzah-rossii (дата обращения: 11.06.2022).

2. Женщины и мужчины России. 2020: Стат. Сборник / Росстат. – М., 2020. – 239 с.

3. Качество приема в российские вузы: 2021 [Электронный ресурс]: [https://ege.hse.ru/]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.hse.ru/ege2021/

4. Количество медалистов в 2020 году выросло на треть [Электронный ресурс]: – Электрон. дан. – Режим доступа: https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/kolichestvo-medalistov-v-2020-godu-vozroslo-na-tret/

5. Чередниченко Галина Анатольевна выпускники российских вузов на рынке труда (данные опроса Росстата) // СНиСП. 2020. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vypuskniki-rossiyskih-vuzov-na-rynke-truda-dannye-oprosa-rosstata (дата обращения: 10.06.2022).

References

1. Gataev Anzor Sajd-Al'vievich. On the problems of targeted education in Russian universities // Law and Practice. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-tselevogo-obucheniya-v-vuzah-rossii

2. Women and men of Russia. 2020: Stat. Collection / Rosstat. - M., 2020. - 239 p.

3. Quality of admission to Russian universities: 2021 [Electronic resource]: [https://ege.hse.ru/]. – Electron. Dan. – URL: https://www.hse.ru/ege2021/

4. The number of medalists in 2020 increased by a third [Electronic resource]: - Electron. Dan. – URL: https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/kolichestvo-medalistov-v-2020-godu-vozroslo-na-tret/

5. Cherednichenko Galina Anatol'evna. Graduates of Russian Universities in the Labor Market (Rosstat Survey Data) // SNiSP. 2020. No. 3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vypuskniki-rossiyskih-vuzov-na-rynke-truda-dannye-oprosa-rosstata


Просмотров: 467; Скачиваний: 176;