ИЛЬИН А. Ю., РОЖНЕВА С. С. МОЛОДЕЖЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНОВ РОССИИ* // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2022. № 3. С. 44–70. DOI: 10.15393/j12.art.2022.3861


Выпуск № 3 (2022)

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

pdf-версия статьи

УДК 316

МОЛОДЕЖЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНОВ РОССИИ*

ИЛЬИН
   АЛЕКСАНДР
   ЮРЬЕВИЧ
кандидат философских наук,
доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений,
Петрозаводский государственный университет, Институт истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, Российская Федерация, iljin63@mail.ru
РОЖНЕВА
   СВЕТЛАНА
   СЕРГЕЕВНА
кандидат политических наук наук,
доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений,
Петрозаводский государственный университет, Институт истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, Российская Федерация, rozhneva@mail.ru
Ключевые слова:
Великая Отечественная война
историческая память
молодежь
политическое сознание
регионы России
социологический опрос
Аннотация: В данной работе анализируются результаты анкетного опроса студентов вузов, колледжей, школьников старших классов, полученные в ходе проведения социологического исследования в декабре 2019 – январе 2020 года. В статье проводится сравнительный анализ аспектов восприятия событий и итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде по регионам современной России. Берется во внимание, что для нашей страны результаты и последствия военных действий 1941–1945 годов в массовом сознании усвоены как одна из важнейших интегрирующих ценностей, поддерживающая системность государства и способствующая национальному единству. С позиции исторической памяти о войне для выявления существующих тенденций в политическом сознании молодежи изучаются вопросы обучения и воспитания, в ходе которых у граждан в возрасте 18–30 лет формируется личностное отношение к событиям того времени. Анализируется восприятие молодежью ценностей патриотизма и национальной идентичности. Учитывается, достаточно ли данная группа информирована об объективности произошедших событий и итогов войны, и что воздействует на образность мышления современной молодежи. В исследовании рассматриваются общероссийские тенденции, проявляющиеся в массовом сознании населения, относительно знания о Великой Отечественной войне, и то, как они отражаются в молодежной среде. Изучаются отдельные случаи в десяти субъектах Российской Федерации в пяти федеральных округах страны и отмечаются существующие социально-экономические и политические проблемы в регионах. В результате сравнительного анализа делается вывод о трансформации в политическом сознании современной молодежи исторической памяти о Великой Отечественной войне и обозначается ряд опасных тенденций пересмотра исторических фактов в молодежной среде Российской Федерации.

© Петрозаводский государственный университет


 

В настоящее время весь мир вспоминает о событиях и итогах Второй мировой войны, в которой участвовало 62 страны из 73 существующих на тот момент. Причем систематические опросы общественного мнения в разных государствах демонстрируют модификацию исторических фактов тех лет, когда не учитывается освободительная роль и значение армии Советского Союза в победе над фашизмом [2, 18, 17, 11 и др.]. В немалой степени вызывает озабоченность то, что и в Российской Федерации стали прослеживаться подобного рода тенденции. Прошло более 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны (ВОВ), однако в исследовательской среде на междисциплинарном уровне изучаются различные аспекты той военной эпохи. Актуализированными являются вопросы исторической памяти о ВОВ, поскольку события 1941–1945 годов для массового сознания граждан России пока еще выступают интегрирующей ценностью, сплачивающей нацию.

В то же время естественность демографических процессов заставляет вновь и вновь обращаться к анализу восприятия обществом итогов Великой Отечественной войны. Особую озабоченность вызывают те тенденции, которые проявляются в молодежной среде нашей страны. В декабре 2019 – январе 2020 года по инициативе Южно-Российского института управления (филиал РАНХиГС в Ростове-на-Дону), Ростовским региональным общественным советом проекта «Историческая память» в сотрудничестве с региональными отделениями Российского общества политологов было проведено социологическое исследование, в ходе которого опрашивали студентов вузов, колледжей, а также учащихся старших классов средних общеобразовательных школ в десяти субъектах Российской Федерации в пяти федеральных округах [3]. Экспертами было обработано 4585 анкет респондентов в возрасте от 16 до 30 лет. Хотя следует признать, что основная доля опрошенных – это жители страны от 16 до 22 лет (см. рис. 1).

По результатам проведенного исследования с февраля по апрель 2020 года в городах Ростов-на-Дону, Пятигорск, Таганрог, Челябинск состоялись Всероссийские научно-практические конференции с международным участием [4] и представлены итоги анализа полученных данных.

Однако в исследовательских работах по результатам проведенного опроса молодежи отсутствует комплексное сравнение данных по всем изучаемым регионам России относительно тенденций восприятия итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде. На восполнение этого пробела направлена настоящая статья.

Начнем с того, что работа с политическим сознанием всегда затруднительна из-за происходящих психических процессов. Существуют исследования, в которых изучается непосредственно молодежь [7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 20 и др.]. Внимание к восприятию исторических событий данной возрастной группой обусловлено тем, что молодежь играет немаловажную роль в преемственности поколений. Впоследствии именно она становится транслятором исторического знания.

Применительно к такому факту истории нашей страны, как Великая Отечественная война, современная молодежь – это то поколение, которое, преимущественно, уже не застало в живых реальных участников событий 1941–1945 годов. Отметим, что многое зависит от характера системы воспитания и образования, доминирующей в России. Политическая социализация обучающейся молодежи в нашей стране идет под воздействием тех ценностей, которые транслируются ее агентами и институтами, что непосредственно отражается в элементах восприятия данной возрастной группой сравнительно недавних для страны в целом исторических фактов. В связи с чем целью настоящей статьи стал анализ особенностей восприятия молодежью событий и итогов Великой Отечественной войны как исторической памяти в сравнении с общероссийскими тенденциями.

Следует признать, что полученные результаты социологического исследования 2019–2020 годов лишь отчасти можно распределять на генеральную совокупность по всей стране, т. к. в выборку попали только десять субъектов Российской Федерации. Однако выявленные в молодежной среде тенденции по пяти федеральным округам страны представляют научно-исследовательский интерес.

Респондентам в регионах России задавалось 30 вопросов о Великой Отечественной войне на выявление их знания и сформированного отношения к данному историческому событию.

В контексте значения Великой Отечественной войны для современной молодежи (вопрос № 1) исследователями были определены пять базовых составляющих: 1. Событие, которое во многом определило современную расстановку сил мирового сообщества; 2. Самое главное событие XX века для россиян и жителей бывших республик СССР; 3. Огромный жизненный и нравственный урок будущим поколениям; 4. Это история нашей семьи; 5. Для меня ВОВ – далекое прошлое, события военной поры сейчас не актуальны.

Анализ полученных данных по субъектам Российской Федерации позволил посчитать среднее значение по регионам страны (см. рис. 2).

В итоге приблизительно равные доли респондентов отметили, что война – это «самое главное событие ХХ века», затем «жизненный и нравственный урок» и, наконец, «событие, определившее расстановку сил мирового сообщества». Причем, если смотреть конкретно по регионам, то подобную общероссийскую тенденцию демонстрируют только Тульская область и, в определенной степени, Ставропольский край, где большинство молодежи считает Великую Отечественную войну главным событием ХХ века, и равные доли респондентов отвечали, что война – это урок будущим поколениям и событие, повлиявшее на расстановку сил в мире [3: 123].

Примечательно, что именно случай Тульской области определяет данную тенденцию для страны. Больше четверти респондентов по всем субъектам Российской Федерации отметили, что Великая Отечественная война и ее итоги определили расстановку сил мирового сообщества. Однако в Тульской области только 6,82 % респондентов так считают [3: 139]. Полагаем, что это может быть связано с Тульской оборонительной операцией 1941 года, являющейся частью битвы под Москвой 1941–1942 годов. Видимо, в регионе система образования и воспитания акцентирует внимание молодого поколения на значимости данного события в период Великой Отечественной войны, действительно ставшего ключевым в разгроме планов противника и в стабилизации линии фронта на южных подступах к Москве, о чем свидетельствует 64,09 % респондентов Тульской области, которые считают, что Великая Отечественная война – «самое главное событие ХХ века для россиян и жителей бывших республик СССР» [3: 139]. Такой же ответ давало большинство респондентов Северо-Кавказского федерального округа (1).

Однако анализ ответов по приоритетам показывает переориентацию ценностей в сознании молодого поколения относительно значимости Великой Отечественной войны в современных политических практиках. Так, например, в четырех субъектах Российской Федерации (Карелия, Коми, Ростовская и Челябинская области) молодежь считает, что Отечественная война 1941–1945 годов – это «огромный жизненный и нравственный урок будущим поколениям», в то время как в Москве, Волгоградской и Свердловской областях большинство респондентов полагают, что это «событие, которое во многом определило современную расстановку сил мирового сообщества».

Более того, вызывает опасение ответ, что «ВОВ – далекое прошлое, события военной поры сейчас не актуальны». Так в семи из десяти субъектов Российской Федерации были получены такие ответы на этот вопрос, причем в Москве и в Волгоградской области так отвечал практически каждый десятый респондент. А в Свердловской области четверть опрошенных вообще затруднилась с ответом, что для них значит Великая Отечественная война. Опасность данного факта заключается в том, что происходит потеря исторически значимой интегрирующей ценности для единства Российского государства, каковой пока является Великая Отечественная война.

В этом ключе релевантными были ответы на вопросы относительно тех представлений, которые уже сформулированы в сознании молодого поколения (вопрос № 10). В среднем по стране приоритеты респондентов выглядели таким образом: большинство считает Великую Отечественную войной за существование нашей Родины. Второе место занял ответ – «война против фашизма за свободу и демократию во всем мире», затем – «война СССР против гитлеровской Германии», и, наконец, что ВОВ – «важнейшая часть Второй мировой войны» (см. рис. 3).

Исходя из полученных данных, можно выявить тенденцию, что в сознании современной молодежи России Великая Отечественная война, в первую очередь, ассоциируется с чувством патриотизма и любви к Родине, на втором месте оказываются ценности свободы и демократии, достигнутые посредством преодоления фашистской агрессии со стороны гитлеровской Германии, и только в последнем случае война рассматривается с позиции международных отношений.

Сравнивая проявление этой общероссийской тенденции в молодежной среде и анализируя данные конкретно по изучаемым субъектам Российской Федерации, можно сделать ряд выводов. За исключением Тульской и Свердловской областей, у респондентов среди молодежи в сознании доминируют патриотические представления о Великой Отечественной войне, и на последнем месте оказывается факт того, что эта война была частью Второй мировой. А вот случай Тульской и Свердловской областей обращает на себя внимание. Тем более, ответы респондентов в этих регионах в приоритетном соотношении распределились одинаково. В своих представлениях о ВОВ молодежь, в первую очередь, указывала, что это была война СССР против гитлеровской Германии, против фашизма за свободу и демократию во всем мире. Затем респонденты этих двух субъектов Российской Федерации отвечали, что Отечественная война 1941–1945 годов была важнейшей частью Второй мировой войны, и только на последнем месте оказался ответ, что это война за существование нашей Родины.

В связи с этим было интересно проанализировать ответы респондентов среди молодежи, какие мысли у них возникают, когда они слышат о Великой Отечественной войне, и насколько полученные результаты коррелируют с ответами на вопросы о патриотизме.

Изучение ответов респондентов на вопрос «О ком или о чем Вы думаете, когда слышите о Великой Отечественной войне?» (вопрос № 8) показало, что, в первую очередь, в сознании современной молодежи возникают образы о героических событиях военных лет (44, 24 %); 41,51 % опрошенных думает о победе над фашизмом в целом; 36,01 % – о судьбах фронтовиков; 30,62 % – о сверстниках, воевавших на фронтах войны, в партизанских отрядах, трудившихся в тылу; 27,23 % – о том, что было бы со страной и освобожденными Красной Армией от фашистов странами, если бы мы не победили; 25,28 % – о тех, кто переносил лишения в тылу и трудился на Победу; 20,32 % – о тех, кто оказался в фашистском плену; 12,26 % – о тех, кто жил на территории, оккупированной фашистами. И здесь вновь любопытным становится случай Тульской области, в сознании 33,64 % респондентов которой не возникает никаких мыслей, когда они слышат о Великой Отечественной войне [3: 141].

Подтверждением общероссийских тенденций относительно восприятия итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде и выявления отдельных случаев в регионах Российской Федерации, была серия ответов, связанных с патриотизмом и тем, какие чувства испытывают респонденты, когда им рассказывают о войне. Патриотизм в сознании большинства россиян по-прежнему ассоциируется с чувством любви к Родине. Любая война становится причиной всплеска патриотических настроений нации. Отвечая на вопрос, во имя чего шли в бой советские солдаты (вопрос № 9), большинство изучаемых респондентов давали самый популярный ответ – «за страну, за родных и близких» (см. рис 4).

Однако в Тульской области, в сравнении со средними значениями по стране, так отвечало менее 50 % респондентов, и в три раза больше опрошенных отметили «во имя воинского долга и по приказу командиров» [3: 142]. Таким образом, у 1/5 части молодежи в данном субъекте РФ прослеживается в сознании мысль, что советские солдаты шли в бой не за свою страну, не за родных и близких, а по приказу командиров. Это свидетельствует об элементах инфантильности в мышлении достаточно большого числа респондентов в центральном регионе страны, когда ответственность в принятии решений перекладывается на других людей.

 

Что касается формулировок вопросов и ответов о патриотизме в проведенном исследовании, то они имели весьма запрограммированный характер, т. к. акцентировали внимание респондентов на ассоциацию патриотизма с чувством гордости за свою страну (вопрос № 4). При этом оно естественным образом дополнялось чувством скорби, поскольку в каждой советской семье были погибшие в той ужасной войне (см. рис. 5).

В среднем по стране, если суммарно посчитать схожие ответы респондентов, то это будет 90,43 %. С позиции исторической памяти вызывают опасение ответы тех респондентов, которые не испытывают вообще никаких чувств по поводу событий Великой Отечественной войны. Причем суммарно в Северо-Западном, Центральном и Южном федеральных округах это почти каждый пятый опрошенный, а в Северо-Кавказском и Уральском – каждый десятый респондент.

 

В то же время во всех исследуемых субъектах Российской Федерации респонденты отвечали (вопрос 23), что такие качества как гордость за свою страну и любовь к Родине – это результат воспитания (см. рис. 6).

 

Но при этом в сознании современной молодежи только третья часть опрошенных связывает патриотизм со своей Родиной, с Российской Федерацией, о чем свидетельствуют ответы на вопрос № 24 «Как Вы считаете, почему патриотическое воспитание молодежи всегда актуально и необходимо?» (см. рис. 7).

Полученные данные говорят о трансформации в политическом сознании молодежи знания о ВОВ по сравнению с предыдущими поколениями. Этому способствует изменение условий самой молодежной среды в современной России и тех обстоятельств, с которыми она сталкивается. Применительно к восприятию итогов Великой Отечественной войны подобная тенденция может привести к модификации ценностей в стране, к потере государственной и гражданской идентичности со стороны молодежи, и, как итог, к многообразию социально-экономических и политических кризисов, вызываемых деятельностью данных акторов в современных политических процессах.

Подтверждение тому находим в полученных данных по всем субъектам Российской Федерации, когда респонденты отвечали, что патриотическое воспитание способствует решению острых социальных проблем. Суммарно в Южном федеральном округе так считает каждый четвертый (23,81 %), а в Уральском – каждый второй опрошенный (50,28 %). В последнем случае максимальная доля приходится на Свердловскую область, что является любопытным в контексте данного региона страны.

Молодость – это такой период в жизни человека, когда по многим параметрам меняется социально-ролевая структура личности. Достигая возраста совершеннолетия, в политической системе он становится одним из ее акторов, способным оказывать воздействие на происходящие процессы. Ретрансляция исторического наследия через привлечение молодежи на памятные мероприятия, проводимые в нашей стране, является важным направлением реализации политики в области культуры. Поэтому не менее интересными были ответы на вопросы о необходимости проведения акций, посвященных Великой Отечественной воне, особенно, Параду Победы 9 мая (вопрос № 13, вопрос № 15). В целом большинство респондентов отметили необходимость такого рода мероприятий (см. рис. 8).

Однако вновь обращает на себя внимание случай Свердловской области, где по сравнению с другими субъектами РФ даже суммарное значение двух первых ответов дает всего лишь 44 %, и почти каждый пятый опрошенный региона (18,67 %) считает, что мероприятия, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны, отвлекают от насущных проблем [3: 103].

Более того, опросы общественного мнения показывают, что 69 % россиян считают самым главным праздником День Победы [1]. В то время как ответы респондентов, изучаемых в настоящем исследовании, показали, что в возрасте 18–24 лет молодежь на первое место ставит празднование Нового года, а не Дня Победы [12]. Тем не менее, изучая восприятие итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде в современной России в 2019–2020 годах, логичным был вопрос о необходимости проведения Парада Победы 9 мая в Москве и других городах страны.

В среднем по стране большинство респондентов отметили необходимость в данном мероприятии (см. рис. 9).

Однако вновь в Свердловской области 75 % опрошенных считают завышенными расходы на проведение Парада Победы в регионе [3: 104]. Тем самым подтверждается факт того, что по сравнению с другими субъектами РФ, молодежь в Уральском федеральном округе чаще других сталкивается с рядом социальных проблем, акцентирующих ее внимание.

 

В то же время обращение в рамках настоящей исследовательской работы к ответам респондентов на вопрос № 21 «Вооруженным силам какой страны, по Вашему мнению, принадлежит ключевая роль в освобождении Европы во Второй мировой войне?» была отмечена намечающаяся опасная тенденция пересмотра исторических фактов в молодежной среде. Надо признать, что к настоящему времени большинство респондентов в России ведущую роль в освобождении Европы во Второй мировой войне отводят Красной Армии СССР (см. рис. 10).

Однако имеющиеся ответы, что это армии США и Великобритании, в семи из десяти изучаемых субъектах Российской Федерации свидетельствует об исследовательской напряженности по данному вопросу и проявляющихся рисках восприятия событий войны в сознании современной молодежи. Стоит отметить, что в молодежной среде России наблюдается ценностная модификация, вызванная пересмотром военных событий и ключевой роли ее акторов. Пока Великая Отечественная война воспринимается в массовом сознании как интегрирующая ценность, обеспечивающая связь между поколениями. И трансформация молодежного сознания, в котором стали проявляться отличные от предыдущих поколений ценности, вызывает опасность для единства и системности государства и происходящих в нем процессов.

В связи с этим в социологическое исследование была включена серия вопросов на выявление интереса среди молодежи к событиям Великой Отечественной войны. Причем речь велась как о личностном интересе современной молодежи, так и об интересе со стороны общества, а также об актуальности последствий событий той войны для нынешних условий. Следует отметить, что во многом интерпретация исторического события в памяти зависит непосредственно от личностного интереса к нему. Известно, что повышенный интерес наблюдается в том случае, когда он порождает положительные эмоции. Б. И. Додонов под интересом понимает «особую психологическую потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей» [6: 159]. Интерес выполняет роль познавательного стимула [19: 31]. Однако вполне естественным образом у последующих поколений наблюдается спад интереса к прошлому, несмотря на то, что войны «всегда порождали повышенный интерес к истории» [19: 27]. Связано это с тем, что события прошлого для каждого последующего поколения все более и более отдаляются от реальности и начинают представляться «нередко как что-то загадочное, существующее само по себе, в нереальной социальной ситуации и времени» [19: 32]. Тем не менее, память о Великой Отечественной войне в нашей стране сохраняется как базовая ценность, способная не только интегрировать общество, но и осуществлять преемственность поколений. Потому некоторые полученные ответы респондентов среди молодежи вызывают озабоченность и привлекают внимание исследователей.

Подсчитав средние значения по пяти федеральным округам России и изучив ответы респондентов на вопрос № 2 «Интересуетесь ли Вы лично событиями Великой Отечественной войны?» (см. рис. 11), удалось выявить, что почти 60 % молодежи интересуются событиями войны лишь отчасти.

Вызывает озабоченность тот факт, что почти каждый десятый в России отвечал, что не интересуется теми событиями вовсе. В масштабах всей страны подобные результаты среди молодежи неутешительны, поскольку это демонстрирует, что между поколениями начинает утрачиваться связь преемственности. В будущем крайне опасным последствием этого может быть рост неонацистских и неофашистских организаций, деятельность которых представляет угрозу для конституционного строя Российской Федерации.

Если же обратиться к результатам исследования по конкретному субъекту РФ, то можно сделать следующие выводы. В целом, среди молодого поколения наблюдается ослабление интереса к событиям Великой Отечественной войны. В республиках Карелия и Северная Осетия-Алания, в Тульской и Челябинской областях разница в ответах респондентов между «да, интересуюсь» и «отчасти интересуюсь» увеличивается в 2–3 раза. За исключением Северо-Кавказского и Уральского федеральных округов, в исследуемых субъектах которых достаточно высокий процент опрошенных отвечал, что они не интересуются событиями Великой Отечественной войны, а в Тульской области это был практически каждый пятый респондент.

Падение интереса среди молодежи к событиям войны 1941–1945 годов подтверждают результаты полученных данных в среднем по России на вопрос № 17 «Как Вам кажется, с течением времени меняется ли отношение общества к событиям Великой Отечественной войны?» (см. рис. 12).

Почти 40 % респондентов отметили, что в современном мире события Великой Отечественной войны постепенно теряют свою актуальность, а чуть больше 5 % опрошенных указали на тот факт, что интерес общества к настоящему времени полностью утерян.

Причем в пуле ответов был такой исследовательский фильтр, который акцентировал внимание молодежи на то, что ВОВ вызывает чувство гордости за свою страну и свой народ. И здесь вновь обращает на себя внимание случай Тульской области и ответы респондентов Ставропольского края, которые влияют на средние показатели в целом по стране.

Можно заметить, что по Северо-Кавказскому федеральному округу наблюдались ответы среди молодежи, что в сознании Великая Отечественная война интерпретируется как системообразующая ценность собственной идентификации с народом-победителем, демонстрируя тем самым общероссийскую тенденцию.

В Тульской области и в Ставропольском крае больше половины респондентов воспринимают события Великой Отечественной войны через сформированное агентами социализации чувство гордости за свою страну и свой народ. В то время как в Свердловской области мы наблюдаем нулевые значения по данному показателю и, практически, все респонденты региона говорили о потере актуальности событий войны (74 %) или полностью ее утраты (25 %) для настоящего времени [3: 104-105].

Тем не менее, современное общество подсказывает различные формы, посредством которых можно заинтересовать молодежь. В контексте исторической памяти, воздействие интернета, интерактивных площадок, ресурсы игровой и киноиндустрии, популярные в молодежной среде, позволяют воздействовать на сознание данного поколения. Об этом также свидетельствует анализ ответов респондентов на вопрос № 14 «Какое из перечисленных мероприятий/проектов о Великой Отечественной войне может Вас заинтересовать?». Исходя из полученных данных, следует отметить, что современная молодежь в России не является полностью индифферентной, и она поддается социализации, в ходе которой усваиваются знания о событиях и итогах Великой Отечественной войны через различные информационные ресурсы.

Если анализировать средние значения по стране и ранжировать предпочтения молодежи, то список выглядит следующим образом:

1.       Интерактивная выставка с интересными фактами и анимацией – 51,30 %.

2.       Патриотический фильм с захватывающим сюжетом – 51,27 %;

3.       Благотворительные акции, совместная реальная помощь ветеранам и пожилым людям, посещения домов престарелых – 44,56 %;

4.       Театральная постановка по указанной тематике – 28,85 %;

5.       Музыкальный концерт «Песни Войны» – 18,17 %;

6.       Стараюсь посещать по возможности все патриотические мероприятия – 9,81 %;

7.       Мероприятия с данной тематикой мне не интересны – 8,50 %;

8.       Затрудняюсь ответить – 2,97 %;

9.       Другое (напишите, пожалуйста) – 0,49 %.

С одной стороны, это свидетельствует об образности мышления молодежи в восприятии памятной для государства информации. С другой – как объект социализации, современная молодежь поддается обучению посредством таких интерактивных форм, которые для нее являются более предпочтительными в вопросах продуцирования интереса к событиям и итогам Великой Отечественной войны. Таким образом, молодежь в России способна сохранять в своем сознании память о тех страшных событиях периода Второй мировой войны. И, с точки зрения проводимой политики, возможно предупреждать в молодежной среде различного рода действия, направленные на повторение ужасов войны 1941–1945 годов против граждан своей страны.

 

Естественным образом интерес к историческому событию появляется, преимущественно, на основе того знания о нем, которое получает современная молодежь, проходя обучение в образовательных учреждениях. В связи с этим в ходе проведения социологического исследования задавался вопрос о возможных проблемах преподавания истории Великой Отечественной войны (вопрос № 16). В целом видим, что в основном респонденты отмечали, что сталкиваются с проблемами изучения истории о событиях войны 1941–1945 годов (см. рис. 13).

Почти каждый десятый опрошенный утверждал, что он вообще не получает знания о ВОВ в стенах того учебного заведения, где проходит обучение.

Злободневными выглядят результаты ответов в субъектах Российской Федерации, что позволяет выявить проблемы в системе образования, имеющее место в конкретном федеральном округе страны.

 

Так, самая неблагоприятная ситуация по получению информации о Великой Отечественной войне наблюдается в Уральском федеральном округе, где в Свердловской области каждый четвертый респондент, а в Челябинской – каждый пятый указывал на существующие проблемы в системе образования и то, что они почти не получают знаний о ВОВ в рамках учебного процесса. Таким образом, намечающийся процесс предания забвению системообразующих фактов истории государства крайне негативно воздействует на элементы исторической памяти в сознании современной молодежи. Вновь отметим, что появляется новый вид политического актора, действия которого в силу возраста могут носить деструктивный характер. Оставляет надежды, что в ближайшем будущем не произойдут столь страшные события, с какими столкнулась нация в период Великой Отечественной войны, лишь то, что по-прежнему современная молодежь считает, что истинное знание об итогах войны 1941–1945 годов необходимо для успешного формирования исторического сознания молодого поколения (вопрос № 12) (см. рис. 14).

Исходя из полученных данных, можно видеть, что потребность в получении объективной информации о событиях и итогах Великой Отечественной войны пока наблюдается у современной молодежи. Но практически одинаковые доли респондентов полагают, что в отечественных СМИ события Второй мировой войны и участия в ней Советского Союза освещаются как объективно, так и необъективно (вопрос № 18). В среднем по стране в первом случае так отвечали 46,67 % респондентов, выявляли факт необъективности суммарно 34,96 % и затруднились с ответом 17,12 % (см. рис. 15).

Обращают на себя внимание ответы по данному вопросу в Уральском федеральном округе. Если по всем исследуемым субъектам Российской Федерации больше 40 % молодежи считают, что события той страшной войны отечественные СМИ освещают объективно, то в случае Свердловской области так отвечал только каждый десятый опрошенный [3: 105]. При этом 41 % респондентов региона полагает, что СМИ в России преувеличивают роль СССР и принижают роль англо-американских союзников [3: 105]. Здесь мы видим схожую тенденцию ценностной модификации в молодежной среде. Факт того, что по сравнению с другими регионами страны в Уральском федеральном округе достаточно большая доля опрошенных затруднилась с ответом об объективности СМИ, свидетельствует об уже выявленных проблемах образования в регионе в ответе на вопрос № 16 в социологическом исследовании.

 Более того, современная молодежь в России полагает, что в стране осуществляется манипуляция массовым сознанием (вопрос № 19), когда речь ведется о Второй мировой войне (см. рис. 16).

Данное обстоятельство, с одной стороны, свидетельствует о том, что в государстве проводится политика по сохранению исторического знания о войне путем прямых и опосредованных источников информации, но, с другой – оценка факта манипуляции всегда происходит как что-то неприятное, когда человек не может самостоятельно контролировать получаемое знание. По замечанию С. Г. Кара-Мурзы, «причина в том, что манипуляция сознанием, производимая всегда скрытно, лишает индивидуума свободы в гораздо большей степени, нежели прямое принуждение. Жертва манипуляции полностью утрачивает возможность рационального выбора, ибо ее желания программируются извне» [13: 33]. Исходя из этого, в силу возраста и человеческой природы, в сознании молодежи может происходить отторжение существующих оценок о событиях Великой Отечественной войны. Такое случается, когда  человек не чувствует собственной причастности к получению знания о данном историческом факте, воспринимая информацию и оценки как навязанные извне и не являющиеся духовными потребностями личности. Поэтому для современной молодежи в России данная ценность, которая сплачивала нацию на протяжении нескольких поколений, теряет былое значение.

Таким образом, современная молодежь в Российской Федерации сохраняет историческую память о Великой Отечественной войне на основе общероссийских тенденций. По-прежнему война 1941–1945 годов воспринимается как самое главное событие ХХ столетия, а ценности патриотизма ассоциируются с любовью к своей Родине. Вместе с тем, результаты исследования показывают, что в молодежной среде проявляются опасные, неутешительные для целостности государства, тенденции. Обращает на себя внимание изучение региональных случаев, которые оказывают воздействие в целом на ситуацию в стране и обнаруживают существующие социально-экономические и политические проблемы  в федеральных округах страны.

 В заключение следует отметить, что проведенный сравнительный анализ ответов респондентов среди молодежи в России по поводу их сформированного знания и восприятия итогов Великой Отечественной войны позволил выявить отражение как общероссийских тенденций в молодежной среде, так и отдельных случаев в конкретных субъектах Российской Федерации.

Примечания

* Статья подготовлена по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием  «Восприятие итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде современной России» (28-29 февраля 2020 г., г. Ростов-на-Дону).

(1) См. результаты опросов в Ставропольском крае и Республике Северной Осетии-Алании.

 

 

 


Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 7 мая 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса россиян о праздновании Дня Победы // ВЦИОМ. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-pobedy-kak-ego-otmetjat-v-rossii.

2. ICM Research: жители Европы считают, что от фашизма их освободили американцы // Российский диалог. 28 апреля 2015 г. Режим доступа: https://www.rusdialog.ru/news/24687_1430229649.

3. Восприятие итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде современной России: Информационно-аналитические материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 28-29 февраля 2020 г. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2020. 160 с.

4. Восприятие итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 28-29 февраля 2020 г., Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2020. 352 с.

5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М: ЦСПиМ., 2010. 592 с.

6. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

7. Елишев С.О. Молодежная проблематика и подходы к определению понятия «молодежь» в социологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. Т. 23. № 3. С. 200-223.

8. Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций. М.: Канон+, 2015. 319 с.

9. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 42-51.

10. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2016. 166 с.

11. Как американцы Вторую мировую выиграли. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7YyDs8GUGtI.

12. Какие праздники для Вас самые важные? Вы можете назвать от 1 до 3 праздников (закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных) // ВЦИОМ. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-pobedy-kak-ego-otmetjat-v-rossii.

13. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. Век XXI Текст: электронный ресурс. - Электрон. текст. дан. (0.8 MB) (Москва : ООО "ЛитРес", 20150518163613.0) . - 1017909 зн. : 2 к. ; 882437 байт. - (Манипуляция сознанием (Эксмо)). - Загл. взято из текста. - ISBN 978-5-9905288-5-7. Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipulation.pdf.

14. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1987. 335 с.

15. Лисовский В.T. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Мысль, 1990. 302 с.

16. Мартьянов Д.С. Политическое сознание, политическое бессознательное и политическая психика: ревизия подходов к структуре и определению // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2015. № 3. С. 57-69.

17. Назаров О. Европейцы не знают своей истории // Историк: Журнал об актуальном прошлом. Режим доступа: https://историк.рф/posts/2015/05/01/evropejtsyi-ne-znayut-svoej-istorii.html.

18. Опрос: жители стран-участниц Второй мировой не знают о роли СССР // РИА Новости. 28.04.2015. Режим доступа: https://ria.ru/20150428/1061317600.html.

19. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М. : Политиздат, 1982. 303 с.

20. Шестопал Е.Б. Политическая социализация и ресоциализация в современной России // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». 2005. № 4. С. 48-69.

REFERENCES

1. On May 7, 2021, VCIOM presents the data of a survey of Russians on the celebration of Victory Day // VCIOM. Аvailable at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-pobedy-kak-ego-otmetjat-v-rossii (accessed 13.10.2022). (In Russ.)

2. Dodonov B.I. Emotion as value. Moscow: Politizdat, 1978. 272 p. (In Russ.)

3. Elishev S.O. Youth as an object of socialization and manipulation. Moscow: Canon+, 2015. 319 p. (In Russ.)

4. Elishev S.O. Youth problems and approaches to the definition of the concept of "youth" in sociology // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 18. Sotsiologiia i politologiia. 2017. Vol. 23. No. 3. Pp. 200-223. (In Russ.)

5. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Youth of Russia: a sociological portrait. Moscow: Tsspim., 2010. 592 p. (In Russ.)

6. ICM Research: zhiteli Evropy schitaiut, chto ot fashizma ikh osvobodili amerikantsy (ICM Research: Europeans believe that the Americans liberated them from fascism) // Rossiiskii dialog. 28.04.2015. Аvailable at: https://www.rusdialog.ru/news/24687_1430229649. (accessed 13.10.2022). (In Russ.)

7. How the Americans won the Second World War. Аvailable at: https://www.youtube.com/watch?v=7YyDs8GUGtI. (accessed 13.10.2022). (In Russ.)

8. What are the most important holidays for you? You can name from 1 to 3 holidays (closed question, up to three answers, in % of all respondents) // VCIOM. Аvailable at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-pobedy-kak-ego-otmetjat-v-rossii (accessed 13.10.2022). (In Russ.)

9. Kara-Murza S. Manipulation of consciousness. Century XXI Text: electronic resource. - Electron. text.dan. (0.8 MB) (Moscow: LLC "LitRes", 20150518163613.0). - 1017909 zn.: 2 k.; 882437 bytes.- (Manipulation of consciousness (Eksmo)). - The title is taken from the text. - ISBN 978-5-9905288-5-7. Аvailable at: http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipulation.pdf. (accessed 13.10.2022). (In Russ.)

10. Kon I.S. In search of self: Personality and its self-consciousness. Moscow: Politizdat, 1987. 335 p. (In Russ.)

11. Lisovskii V.T. Soviet students. Sociological essays. Moscow: Mysl, 1990. 302 p. (In Russ.)

12. Martianov D.S. Political consciousness, the political unconscious and the political psyche: revision of approaches to the structure and definition // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Politologiia. Mezhdunarodnye otnosheniia. 2015. No. 3. Pp. 57-69. (In Russ.)

13. Nazarov O. Europeans don't know their history // Istorik: Zhurnal ob aktual'nom proshlom. Аvailable at: https://историк.рф/posts/2015/05/01/evropejtsyi-ne-znayut-svoej-istorii.html (accessed 13.10.2022) (In Russ.)

14. Poll: residents of the countries participating in the Second World War do not know about the role of the USSR // RIA Novosti. 28.04.2015. Аvailable at: https://ria.ru/20150428/1061317600.html (accessed 13.10.2022) (In Russ.)

15. Rakitov A.I. Historical cognition: a system-epistemological approach. Moscow: Politizdat, 1982. 303 p. (In Russ.)

16. Shestopal E.B. Political socialization and resocialization in modern Russia // Zhurnal politicheskoi filosofii i sotsiologii politiki «Politiia. Analiz. Khronika. Prognoz». 2005. No. 4. Pp. 48-69. (In Russ.)

17. Perception of the results of the Great Patriotic War in the youth environment of modern Russia: Information and analytical materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation on February 28-29, 2020. Rostov-on-Don: Publishing house of YURIU RANEPA, 2020. 160 p. (In Russ.)

18. Perception of the results of the Great Patriotic War in the youth environment of modern Russia: Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation on February 28-29, 2020. Rostov-on-Don: Publishing House of the Russian Academy of Sciences, 2020. 352 p. (In Russ.)

19. Zubok Yu. A., Rostovskaya T.K., Smakotina N.L. Youth and youth policy in modern Russian society. Moscow: ITD "PERSPEKTIVA", 2016. 166 p. (In Russ.)

20. Zubok Yu.A. Problems of social development of youth in conditions of risk // Sotsiologicheskie issledovaniia. 2003. No. 4. Pp. 42-51. (In Russ.)


Просмотров: 637; Скачиваний: 234;