Серова Е. ПАЦИФИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ФИНЛЯНДИИ: ОТ ФИЛОСОФСКОЙ ИДЕИ К СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ // Studia Humanitatis Borealis. 2018. № 2. С. 4–14.


Выпуск № 2 (2018)

ПОЛИТОЛОГИЯ

pdf-версия статьи

УДК 327.362

ПАЦИФИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ФИНЛЯНДИИ: ОТ ФИЛОСОФСКОЙ ИДЕИ К СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

Серова
   Екатерина
магистрант 1-го года обучения программы «История стран Северной Европы (история, языки, культура Финляндии и Швеции)»,
Петрозаводский государственный университет, Институт истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, Россия, midav1996@mail.ru
Ключевые слова:
Финляндия
движение за мир
пацифизм
Аннотация: В статье анализируются история возникновения, этапы и специфика финских организаций движения за мир, отмечается их сильная внутренняя динамика и гибкость в формулировании целей и задач на различных этапах мирового и европейского развития. Отмечается заметное влияние пацифистов на формирование политической элиты Финляндии в результате широкой деятельности в молодежной среде. Представлен критический взгляд автора на традиционную роль пацифистов как посредников в межгосударственном диалоге сквозь призму российско-финляндских отношений на рубеже 1990 и 2000-х гг.

© Петрозаводский государственный университет


ПАЦИФИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ФИНЛЯНДИИ: ОТ ФИЛОСОФСКОЙ ИДЕИ К СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

Пацифисты как часть мирового сообщества выражают его внутреннюю социальную энергию. До сих пор исследователи не достигли единства в теоретическом осмыслении пацифизма: какие цели преследует движение за мир и кого следует считать пацифистом? По мнению британского историка Мартина Седела (Martin Ceadel), большинство (абсолютисты) противопоставляют пацифизм милитаризму, но в то же время связывают его с попытками усилить национальную оборону и, в целом, поддерживают оборонительную войну против иноземного захватчика. Сторонники «оборончества» были признаны школой реалистов и находились в зените своего величия на протяжении холодной войны. Меньшинство (реформисты) же с давних времён вынашивают идею, что мира можно достичь соблюдением правил морали, а также путём глубинных изменений политических структур [3; 473—474]. 

Особенности этапов организации движения за мир

Обращаясь к истории пацифистского движения, отметим, что после наполеоновских войн во главе угла находился вопрос о том, каким должно быть соотношение между идеей мира, с одной стороны, и политикой безопасности, с другой. (Рис. 1).

Рис. 1. [19].

В середине XIX века пацифисты и националисты разделяли убеждённость в том, что национальная идея способна обеспечить порядок в Европе. Так, в 1849 г. на Конгрессе мира в Париже было заявлено, что идея мира коренится в национальном самоопределении, а в 1851 г. итальянский политик Манчини Паскале Станислао определил «принцип национальности как фундамент международного права». Примечательно, что европейский пацифист, как правило, позиционировал себя как антимилитариста только в том случае, если это не затрагивало национальную оборону (в отличие от Великобритании и США, где был широко распространён религиозный пацифизм, сторонники которого полностью отказывались от войны как средства борьбы). Линия жизни националистического пацифизма была прервана в Версале в 1918 г. [11; 174—176]. 

Кроме того, с конца 1860-х гг. углублялась связь между идеей мира и демократическим строем, распространение демократии стало транснациональной проблемой, и пацифисты посчитали своим долгом поддержать национальные меньшинства в борьбе за независимость, что положило начало демократическому пацифизму (например, Конгресс мира в Женеве (1867 г.) определил себя как «общее собрание европейской демократии» (les assises de la démocratie européenne) [11; 184]).

Организационное оформление движения было приурочено к открытию учредительного конгресса II Интернационала (1889 г.) до созыва второго конгресса в Брюсселе (1891 г.). За этот период были созданы ныне действующая неправительственная организация Межпарламентский союз (для национальных парламентских групп), Всемирный конгресс мира (для граждан), собиравшийся ежегодно с 1889 по 1939 гг. (за исключением военных лет), Международное бюро мира. С 1889 г. можно условно выделить четыре этапа развития пацифистского движения: 25-летний период стремительного роста как национальных, так и международных движений за мир (1889—1914 гг.); межвоенный период, в который пацифистская дипломатия достигла кульминационной стадии (1919—1939 гг.); период 1945—1990 гг., знаменовавший появление новых форм и традиций антивоенного движения. Разрушение Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений (1991 г.) положило начало последнему, незавершённому, этапу борьбы за мир, на котором пацифисты частично отказались от прежних целей, оказавшись под влиянием факторов перехода от политики жёсткой безопасности к мягкой.   

Помимо поворотных событий истории критерием для выделения этапов пацифистского движения послужили особенности и главные акторы, задававшие тон мировой политике. Так, в 1920-е гг., когда Лига Наций выступила как международный инструмент обеспечения безопасности, либеральный пацифизм стал выражением идей ряда политиков, стоявших у истоков Версальской системы и рассматривался как альтернатива войне и насилию. По мнению британских историков А. Д. П. Тейлора и М. Седела, наиболее точное название этого явления — пацифицизм (pacificism), который выдвигал на первый план дипломатию моральных принципов и ненасильственные методы разрешения международных конфликтов (арбитраж, третейские суды) [22]. Пакт Келлога-Бриана (1928 г.), закрепивший отказ от войны как орудия национальной политики, явился кульминационной точкой пацифистской дипломатии в межвоенный период. С начала 1930-х гг. до 1938 г. борьба за мир осуществлялась в рамках политики коллективной безопасности. (Рис. 2).

 

Рис. 2.  [23].

Особенностью послевоенного периода можно считать новые формы организации движения: массовые сборы подписей под воззваниями, например, Стокгольмским воззванием к запрету ядерного оружия 1950 г., подачи петиций. Другие методы характерны для 1970—1980-х гг., когда движение за мир достигало наибольшего размаха. Начиная с  войны во Вьетнаме, закладывается традиция визуализации всех ужасов войны путём трансляции по телевизору, издавались комиксы, что сильно воздействовало и до сих пор воздействует на сознание людей. В первой половине 1980-х гг. начался подъем массовых антивоенных выступлений в виде маршей мира в Европе, США, Японии, Австралии и других странах, направленных против гонки вооружений. Принципиально новые условия были созданы во второй половине 1980-х гг., когда пацифисты стали расширять международные связи и активизировать сотрудничество с организациями различных направлений. Более широкая платформа сотрудничества дала возможность проведения дискуссий, конференций, симпозиумов по самым острым вопросам современности.

В 1990-е гг. в условиях глобализации движение за мир приобрело новые масштабы и новую направленность. Так, до середины 1980-х гг. проблема поддержания международного мира и солидарности стояла особняком, в то время как вопросам безопасности отводилось второстепенное значение.  С 1990-х гг. актуальность первой проблемы значительно снизилась, и на первом плане оказалась проблема выбора источников военно-политической безопасности. В этой связи особого внимания заслуживает Северная Европа как политико-географический регион, находившийся в зоне стратегического интереса сразу двух бывших полюсов противостояния, США и СССР. Распад Советского союза и появление стратегического окна возможностей стали переломными событиями для внутри- и внешнеполитического курса одной из стран региона — Финляндии. Сдвиги в международном ландшафте способствовали выходу Финляндии из-под крыла большого соседа на самостоятельный путь политического и экономического развития в рамках западного проекта. Примечательно, что политика наведения мостов (bridging policy) в 1990-х гг. во многом обязана части финляндского руководства, имевшей опыт деятельности в пацифистских организациях.

Специфика пацифистского движения Финляндии

Движение за мир Финляндии зародилось ещё в 1920-е гг., но окончательно оформилось в начале 1960-х гг., когда государственные деятели Калеви Суомела и Осмо Апунен осознали положительное влияние Великобритании — родины пацифизма. Отметим, что пацифистское движение Финляндии имеет двойственную природу. Так, члены наиболее влиятельных организаций — «Финского союза мира» и «Комитета сотни» — до окончания холодной войны придерживались проевропейской ориентации в то время, как для «Финского комитета мира» (другое название организации — «Защитники мира») была характерна просоветская направленность. В 1990-х гг. структура этих трёх влиятельных организаций стала зонтичной, поскольку каждая объединила под своим крылом более мелкие организации (например, «Движение отказников»), а также новые узкопрофильные группы пацифистов, такие как «Масло, а не пушки» (Ruokaa ei aseita) (1998 г.) и «Разрушители стен» (Muurinmurtajat) (1997 г.) [1]. Кроме названных организаций действовали также движения «Женщины за мир», «Художники за мир» (PAND), «Общество медицинской ответственности» (Lääkärin sosiaalinen vastuu), и религиозные пацифисты.

Характеризуя пацифистские организации Финляндии, следует отметить высокую корпоративную культуру участников и особые методы борьбы за мир — акции протеста финских пацифистов носили мирный характер (в форме дискуссионных площадок) в отличие, допустим, от Западной Германии, где была создана организация, подобная «Комитету сотни», выступавшая с резкой критикой войны как таковой [20]. К другим способам воздействия можно отнести проведение семинаров, тематических тренингов, в меньшей степени направление петиций и сбор подписей, что было характерно для первых  послевоенных десятилетий. Велась также разъяснительная работа с местным населением (например, в кризисных регионах Балканского полуострова) и впоследствии началась разработка научных проектов с использованием архивных технологий (например, «Югославия: как следовало действовать?») [25]. В этом проекте аккумулируются идеи людей из разных уголков планеты относительно того, как можно достичь мира в бывшей Югославии.

В последнее десятилетие XX в. традиционные цели пацифистов претерпели изменения. В частности, задачи миротворческого образования стали более абстрактными: вместо воспитания миролюбивого человека по Закону о базовом образовании (1983 г.) и развития интернационализма в рамках школы в соответствии с Национальным учебным планом (1985 г.) был взят более широкий курс на формирование человека, несущего «морально-этическую ответственность перед остальными членами общества» [2]. Большую роль в этом сыграл Институт миростроительства (Rauhankasvatusinstituuti, основан в 1981 г.), который до сих пор является единственной организацией, специализирующейся на образовании в духе мира [16].

Кроме того, изменилось отношение к роли ООН в разрешении конфликтов и поддержании мира. Сотрудники Межгосударственного фонда изучения мира и будущего (TFF) Йохан Галтунг и Ян Оберг обратили внимание на то, что на пять стран постоянных членов Совбеза ООН  приходится около 85% международной торговли оружием. Одновременно представители этих стран заявляют о намерении поддерживать мир в государствах-реципиентах оружия. Оберг назвал сложившуюся ситуацию шедевром театра абсурда, а действовавший устав мирного сообщества «соглашением, подписанным жандармскими правительствами» [6].

В настоящее время Финский комитет мира тесно сотрудничает с Межгосударственным фондом. Большой интерес вызывает вопрос углубления связей между ООН и НАТО, которое началось, по мнению исследователей, в период Боснийской войны (1992—1995 гг.), когда была проведена первая в истории операция НАТО «по принуждению к миру», и окончательно проявилось в подписании Вашингтонского соглашения в 1999 г., которое по своему содержанию перекликается с Уставом ООН. Однако в соглашении больше нет упоминания о всеобъемлющей силе мандата Совет Безопасности ООН. Это в свою очередь оставило за Альянсом право вмешиваться в конфликтные ситуации, которые НАТО назвало «новыми угрозами»: экологические факторы риска, неадекватные реформы правительств, несанкционированные крупномасштабные народные выступления и нехватка ресурсов для поддержания жизнеспособности общества [24].

Проблематика периода

В 1990-х гг. на повестке дня пацифистских организаций Финляндии появились новые проблемы: экологических беженцев, прав женщин, сексуальной культуры и здоровья в развивающихся странах, защиты прав животных. Более того, пацифисты были всерьёз озабочены проблемой торговли оружием и непосредственного производства оружия на промышленных предприятиях двойного назначения. Например, финская компания Вайсала выпускала мобильное оборудование метеостанций для наблюдения за погодой, которое одновременно использовалось для контроля за воздушным пространством. Среди гигантов машиностроительной индустрии можно назвать фирму Vammas, Patria, компанию Komas и ещё около восьмидесяти предприятий по производству  военной техники и ее компонентов. Чуть более 40% конечных продуктов составляют программное обеспечение и электроника [14].

С другой стороны, проблемы разоружения в деятельности пацифистских организаций отошли на второй план. Антиядерная проблематика оставалась актуальной, но не доминирующей как прежде. Так, в соответствии с резолюцией Генассамблеи ООН была принята Декларация о провозглашении 1990-х гг. третьим Десятилетием разоружения и обозначена необходимость срочных мер для «уничтожения ядерного оружия и всеобъемлющего запрещения ядерных испытаний». Отчёт о голосовании по вопросу принятия Декларации показал, что «за» проголосовали 139 стран из 185, «против» — 3, Финляндия воздержалась от голосования [17].

Редуцирование некоторых направлений деятельности отражает характер трудностей, с которыми столкнулись пацифисты. Во-первых, движение за мир переживало сильнейший финансовый кризис. Если в 1991 г. государство направило в общей сложности 5 миллионов марок в фонд пацифистских организаций, то уже с 1992 г. доля государственных ассигнований сократилась на 70% и в дальнейшем объём получаемых средств в лучшем случае достигал отметки в 2,5 миллиона марок в годовом исчислении, то есть примерно 250 000 долларов, что не покрывало расходы на их деятельность. Эта сумма распределялась среди  всех пацифистских организаций Финляндии, из этих средств финансировалось участие  в Неделе разоружений под эгидой ООН, часть направлялась в Институт миростроительства и в Фонд центра сотрудничества неправительственных организаций региона Балтийского моря (Itämeren kansalaisjärjestöjen yhteistoimintakeskuksen Itämerikeskussäätiön tuki) [9].  К 1998 г. на счетах организаций имелось 460 000 евро [15] (для сравнения: в 2014 г. — 560 000 евро [][1], в 2016 г. — 412 000 евро [8]).

Во-вторых, деятельность пацифистов была осложнена сопротивлением прозападных элементов в правительстве, армии и промышленном секторе, ратовавших за вступление Финляндии в НАТО. Несмотря на то, что критика НАТО со стороны пацифистского движения носила умеренный характер (недовольство вызывала политика расширения НАТО на восток, которая могла стать предлогом для развязывания новой холодной войны), каждая из названных групп защищала собственные и общенациональные интересы, сформировав, в частности, картину потенциальной войны с Россией [5].

Представители крупного бизнеса и военной промышленности выступают за присоединение Финляндии к НАТО, руководствуясь, прежде всего, экономическими выгодами:  правом финских компаний участвовать в тендерах, проводимых Агентством НАТО по материально-техническому обеспечению и снабжению (NAMSA) и налоговым иммунитетом стран-членов Альянса в торговле боеприпасами.

Тридцать лет назад директор крупного машиностроительного завода в Тампере (ныне музей) Пентти Силвасти указывал на важность экспортно-ориентированного производства оружия «для того, чтобы Финляндия сохранила статус государства с высокими технологиями» [10]. С 1994 г. международное военное сотрудничество координируется Финской ассоциацией оборонной и аэрокосмической промышленности (PIA), включающей около 80 компаний. Ассоциация представляет интересы Финляндии в Европейской ассоциации отраслей аэрокосмической и оборонной промышленности (ASD) и поддерживает связи с Промышленной консультативной группой НАТО (NIAG) по вопросам оборонной индустрии.

Кроме того, с 2007 г. правительство Финляндии наряду с правительствами Франции, Швеции и Польши занимает важную позицию в числе спонсоров проекта ESSOR [10] (Программа Европейского защищенного программно-определяемого радио), который разрабатывается национальными ТНК, в частности Elektrobit (Финляндия), SAAB (Швеция), Thales Communications & Security (Франция) по заказу Организации управления совместными программами военной техники (фр. OCCAR – Organisation conjointe de cooperation en matiere d'armement) — ключевой структуры в области вооружений ЕС, действующая от имени Агентства поддержки НАТО (NSPA). Программа нацелена на стандартизацию производства программируемых радиосистем в Европе путем использования архитектуры ESSOR для военных целей. (Рис. 3).

  

 Рис. 3. [18].

В одной из своих публикаций «Защитники мира» осудили решение правительства Ахо (1991—1995 гг.) о приобретении 64 американских реактивных истребителей «F/A-18 Hornet» в мае 1992 г. Это была самая дорогая покупка западной военной техники за всю историю Финляндии, и пацифисты охарактеризовали  этот проект по обеспечению обороны государства как «неоправданно дорогостоящий». Аргументация финских прозападных политиков, прежде всего, бывшего министра обороны Элизабет Рен, сводилась к тому, что эта сделка рассматривалась с точки зрения технических преимуществ. Основные альтернативные варианты, шведский многоцелевой истребитель четвертого поколения Jas Gripen и французский Mirage-2000, соответственно,  находились либо на стадии испытаний и начала серийного производства, либо не соответствовали требованиям финских военных по ТТХ.

В 1990-е гг. движение за мир, в основном, положительно относилось к несению военной службы и сохранению армии Финляндии в целях обороны. Хейкки Саари, финский писатель и журналист, в своей книге «Kaunis on kuolla» уделяет внимание специфике менталитета финнов, для которых служба в армии символизирует долг каждого перед поколением ветеранов, отдавших свои жизни за Родину в годы войны. Армейская служба, таким образом, символизировала поддержку мужской части населения национальной оборонительной политики при осознании того, что в случае войны «опоры на собственные силы будет недостаточно для обеспечения безопасности территории» [4].

Исключением из общего правила выступает «Движение отказников» (Aseistakieltäytyjäliitto) (существует с 1974 г., в 1987 г. организация  переименована в  «Союз гражданской службы» (Siviilipalvelusmiesliitto)) — открытая молодёжная организация, члены которой отказываются от несения военной службы, считают вооружённые силы ненужными, поскольку они ухудшают благосостояние человечества. В 1990-е гг.  помимо пропаганды антимилитаризма эта организация занимались проблемами окружающей среды, защищали права животных, четыре раза в год выпускала журнал «Антимилитарист» («Antimilitaristi»). Кроме того, члены организации начали сотрудничать с новыми пацифистскими организациями, «Масло, а не пушки» и «Разрушители стен», выступавшими против  непомерных расходов  на вооружение, вызывавших  голод и социальное неравенство [1].

Кроме того, по мнению авторов выпуска журнала PAX — совместного проекта «Комитета сотни» и «Союза мира» — подготовленного к 110-летнему юбилею движения за мир Финляндии, в начале 1990-х гг. сложилась «симбиотическая связь» между «отказниками» и молодёжной субкультурой панков, возникшая на фоне глубокого экономического кризиса, который  Финляндия переживала в первые годы после распада СССР. Пацифисты были заинтересованы в новых спонсорах, а движение панков, выступавшее против существовавших законов под красно-чёрным флагом, искало площадку для проведения своих концертов. Таким подходящим местом стал специально оборудованный комплекс под названием «Станция мира» (Rauhanasema, возведён в середине 1980-х гг.). В 1994 г. празднование двадцатилетия с момента образования движения «отказников» было отмечено выступлением на Станции мира трёх панк-групп [7]. С этого времени панки стали частью регулярной деятельности организации. Движение панков приносило хороший доход пацифистам, а также из их числа вышли новые молодые активисты, которые боролись за мир.

Пацифисты в правительстве и парламенте

Многие влиятельные государственные и общественные деятели Финляндии являются выходцами из пацифистских организаций, преимущественно из «Комитета сотни», поскольку у этой организации во второй половине 1960-х и на протяжении 1970-х гг. были свои ячейки во всех университетских городах Финляндии, а в Хельсинки число студентов-активистов достигало двух тысяч. Левое студенческое крыло Комитета было представлено целым поколением будущих политиков, в числе которых Пекка Пелтола, Калеви Суомела, Илкка Тайпале, Ваппу Тайпале, Яакко Бломберг, Эркки Туомиоя, Илкка-Кристиан Бьёрклунд, Йоханнес Пакаслахти, Пааво Липпонен, Тарья Халонен. Более того, многие молодые активисты входили одновременно в Ассоциацию финской молодёжи содействия ООН (Finnish students UN Association).

Во второй половине 1990-х и начале 2000-х гг. наибольшим доверием пользовалась Социал-демократическая партия (СДПФ) и её председатель, бывший премьер-министр Финляндии (1995—1999, 1999—2003 гг.) Пааво Липпонен. Политическая карьера Липпонена началась в 1963 г., когда по его инициативе был создан Комитет по одностороннему разоружению Финляндии при «Комитете сотни». С тех пор взгляды Липпонена (и большинства социал-демократов) эволюционировали, и во второй половине 1990-х гг. партия настаивала на развёртывании сил быстрого реагирования и увязывании национальной политики безопасности с общеевропейской. С назначением  на пост президента страны Мартти Ахтисаари (1994 г.), также социал-демократа, была фактически закреплена возможность вступления Финляндии в НАТО.

Другой известный политический деятель — Тарья Халонен — экс-президент Финляндии, (2000—2012 гг.) с рейтингом одобрения в 88% (2003 г.), вступила в СДПФ в 1971 г. и стала связующим звеном между СДПФ, правительством и профсоюзным движением. С 1980 по 1981 годы она была председателем общества SETA, организации по защите прав сексуальных меньшинств и состояла в Комитетe против расизма и Совете по делам цыган. Халонен всегда были близки проблемы пожилых людей, о чем свидетельствует ее членство в правлении общественного Союза по уходу за пожилыми и ближними. В 1990 г. она стала первой женщиной министром юстиции. Карьера министра продолжилась в 1995 г. в первом правительстве Пааво Липпонена в качестве министра иностранных дел [21].

Среди наиболее ярких представителей студенческого молодежного движения можно выделить  министра иностранных дел пяти правительств Финляндии, начиная с 2000 г., Эркки Туомиоя, популярного журналиста и экс-председателя парламентской груC 2000 по 2015 г. он с   Не менее значимы заслуги Илкки Тайпале, также входившего в «Комитет сотни», депутата финского парламента в 1971—1975 и в 2000—2007 гг. Тайпале является основателем финского филиала международной организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», автором книги «Сто социальных инноваций Финляндии» («100 sosiaalista keksintöä»), которой посвятил более 10 лет. Книга стала всемирно известной, была издана на английском, японском, русском, китайском, шведском, корейском, урду, казахском и других языках. Она знакомит читателя с такими социальными «инновациями», как бесплатное образование, обеспечение престарелых, гендерное равноправие, пособия студентам, пропаганда здорового образа жизни, строительство социальных квартир и парламентская демократия [13].

В 1990-х гг. к рядам новообразованной партии — Союзу левых сил — примкнул Калеви Суомела, который по совместительству с 1994 по 2009 г. был председателем «Финского союза мира» (Suomen Rauhanliiton puheenjohtaja).

Несмотря на то, что активисты придерживались преимущественно левых взглядов, им удавалось плодотворно сотрудничать с умеренными консерваторами, поэтому в 1990-х гг. в условиях политической нестабильности отдельные представители примкнули к Коалиционной партии (ныне Национальная коалиционная партия).

На рубеже веков значительно меньше политиков-пацифистов, заинтересованных в выстраивании благоприятных отношений с Россией, являлись членами партии Финляндский центр. Среди наиболее известных деятелей отметим Илкку Канерва, занимавшего пост министра труда в правительстве центристов (1990―1995 гг.). В 2018 г. центристы вновь получили большинство мест в парламенте. Примечательно, что возглавляет Партию центра политик с христианским мировоззрением Юха Сипиля, который примыкает к старолестадианскому движению лютеранской религиозной общины «Слово мира» (Rauhan sana).

После распада СССР часть финляндских парламентариев не примкнула к политическим партиям, в том числе представители движения за мир. Так, Пекка Пелтола до 1990 г. состоял в прокоммунистической партии — Демократическом союзе народа Финляндии (SKDL), однако после её преобразования отошёл от политики. Основным родом его деятельности стала научная работа: в 1999 и 2011 гг. им были опубликованы две монографии, в которых представлен критический взгляд  в отношении проблем стран третьего мира, в частности анализируется инициатива Финляндии по созданию Целевого фонда ООН для поддержки Намибии (UN Trust Fund for Namibia) [12].

В заключении отметим, что финское пацифистское движение обладало сильной внутренней динамикой. До окончания холодной войны борцы за мир придерживались концепции международного мира, что сопровождалось утверждением в национальном сознании идеи международной солидарности. В условиях глобализации наблюдается редукция важнейших направлений деятельности пацифистов и отход от политической повестки. С другой стороны, переход от политики жёсткой безопасности к мягкой в 1990-х гг. позволил пацифистским организациям заняться решением новых задач. Многие мероприятия проводились добровольно волонтёрами. Экономический кризис обострил необходимость поиска новых спонсоров, поэтому зонтичные организации были заинтересованы в сотрудничестве с различными движениями и вовлекали большое число молодёжи. Наконец, произошёл переход от идейного содержания борьбы за мир к конкретной проектной деятельности, чему способствовало распространение компьютеров и сети Интернет.


[1] 22 организации получили государственную поддержку, в том числе Suomen Rauhanliitto (178 000 euroa), Suomen Rauhanpuolustajat (172 000 евро), Rauhankasvatusinstituutti (66 000 евро) и Suomen Sadankomitea (65 000 евро). URL: https://www.kotimaa24.fi/artikkeli/arhinmaki-myonsi-rauhantyohon-valtionavustuksia/, свободный.  (Дата обращения 28.04.2018).

 


Список источников и литературы

1. AKL [Electronic resource] : virallinen saitti. [Helsinki], 2014. URL: http://akl-web.fi/yhdistys/perustietoa, свободный. (Дата обращения 17.05.2018).

2. Basic Education Act 628/1998 [Electronic resource] : finlex. Electronic data. [Helsinki], 2010. URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1998/en19980628.pdf, свободный. (Дата обращения 17.05.2018).

3. Ceadel M. Pacifism and pacificism // The Cambridge history of twentieth-century political thought / Ed. by T. Ball, R. Bellami. Cambridge: University Press, 2003. P. 473—493.

4. Heikki Saaren maanpuolustuspamfletti tuulettaa reippaasti pölyistä asevelvollisuuskeskustelua [Electronic resource] : PAX, virallinen verkkosivu. Electronic data. [Helsinki], 2008. URL: http://www.pax.fi/2009-01/heikki-saaren-maanpuolustuspamfletti-tuulettaa-reippaasti-polyista, свободный. (Дата обращения 28.04.2018).

5. Kangaspuro M. Itämeren Turvallisuus poliittisesta tilanteesta Suomen näkökulmasta // Rauhanpaivat 2017 (kooste) / M. Kangaspuro. Helsinki : Rauhantoimikunta, 2017. 20 s.

6. Kosovon tulenarka tulevaisuus [Electronic resource] : rauhanpuolustajat, virallinen verkkosivu. Electronic data. [Helsinki], 2005. URL: https://rauhanpuolustajat.org/rauhanpuolesta/kosovon-tulenarka-tulevaisuus, свободный. (Дата обращения 15.05.2018).

7. Kuinka Punk Tuli Rauhanasemalle [Electronic resource] : PAX aikakauslehti. Electronic data. [Helsinki], 2017. URL: https://issuu.com/sadankomitea/docs/pax2017-netti, свободный. (Дата обращения 17.05.2018).

8. Lausunto valtiovarainvaliokunnalle [Electronic resource] : talousarvioaloite. Electronic data. [Helsinki], 2015. URL: http://www.sadankomitea.fi/rauhanpolittiikkaa/kannanotto/lausunto-valtiovarainvaliokunnalle-rauhantyon-edistamisen , свободный. (Дата обращения 28.04.2018).

9. Määrärahan osoittaminen rauhantyön edistämiseen [Electronic resource] : talousarvioaloite. Electronic data. [Helsinki], 2001. URL: https://www.eduskunta.fi/FI/vaski/EduskuntaAloite/Documents/taa_410+2001.pdf, свободный. (Дата обращения 26.04.2018).

10. Missä soditaan suomalaisilla aseilla? Suomen asevienti ja sotateollisuus 1998—2007 / Ed. by J. Pykälä, E. Simola, E. Aromaa. Forssa : Suomen Sadankomitea, 2009. 96 s.

11. Paradoxes of Peace in Nineteenth Century Europe [Electronic resource] / T. Hippler, M. Vec. Electronic data. URL: http://thomas-hippler.net/wp-content/uploads/2016/09/Hippler-From-Nationalistic-War-to-Democratic-Peace.pdf Аналог печ. изд. (Paradoxes of Peace in Nineteenth Century Europe / Ed. by T. Hippler, M. Vec. Oxford: University Press, 2015. 306 p.), свободный. (Дата обращения 12.07.2018).

12. Pekka Peltola pelkää Namibian lipsuvan väärälle tielle [Electronic resource] : Kansan Uutiset. Electronic data. [Helsinki], 2011. URL: https://www.kansanuutiset.fi/artikkeli/2689766-pekka-peltola-pelkaa-namibian-lipsuvan-vaaralle-tielle, свободный. (Дата обращения 17.05.2018).

13. Psykiatri ja aktivisti Ilkka Taipaleella on maailmanparannus verissä [Electronic resource] : Yle. Electronic data. [Helsinki], 2016. URL: https://areena.yle.fi/1-3367126 , свободный. (Дата обращения 17.05.2018).

14. Pykälä J. Suomessa noin 80 aseteollisuuden yritystä [Electronic resource] / J. Pykälä. Electronic data. [Helsinki], 2008. URL: http://www.pax.fi/2008-04/suomessa-noin-80-aseteollisuuden-yritysta, свободный. (Дата обращения 26.04.2018).

15. Rauhanjarjestot vaativat ministeriolta lisarahaa [Electronic resource] / J. Huru. Electronic data. [Helsinki], 2009. URL: https://www.kansanuutiset.fi/artikkeli/1911765-rauhanjarjestot-vaativat-ministeriolta-lisarahaa, свободный. (Дата обращения 28.04.2018).

16. Rauhankasvatus intituutti [Electronic resource] : virallinen saitti. Electronic data. [Helsinki], 2018. URL: http://rauhankasvatus.fi/mitaonrauhankasvatus/, свободный. (Дата обращения 17.05.2018).

17. Review of the Declaration of the 1990s as the Third Disarmament Decade: resolution adopted by the General Assembly [Electronic resource] : UN, official website. Electronic data. [New York], 1994. URL: http://unbisnet.un.org:8080/ipac20/ipac.jsp?profile=voting&index=.VM&t erm=ares4975b, свободный. (Дата обращения 24.04.2018).

18. SCA: два десятилетия инноваций SDR [Электронный ресурс]. Астрософт. Электрон. дан. [Москва], 2017. URL: https://www.astrosoft.ru/articles/radar/sca-dva-desyatiletiya-innovatsiy-sdr/#prettyPhoto, свободный. Яз. рус. , свободный. (Дата обращения 14.04.2018).

19. «Security Defeats Peace» [Electronic resource] : Google ngram viewer. [Oxford], 2013. URL: https://books.google.com/ngrams/graph?content=peace%2Csecurity&year_start=1800&year_end=2018&corpus=15&smoothing=3&share=&direct_url=t1%3B%2Cpeace%3B%2Cc0%3B.t1%3B%2Csecurity%3B%2Cc0, свободный. (Дата обращения 12.07.2018).

20. Suomalaisen Rauhanliikkeen Vaiheita [Electronic resource] / J. Vahti. Electronic data. [Helsinki], 2014. URL: https://www.vihrealanka.fi/reportaasit/banderollit-j%C3%A4iv%C3%A4t-komeroon, свободный. (Дата обращения 17.05.2018).

21. Tarja Halonen [Electronic resource] : Wikipedia, vapaa tietosanakirja. Electronic data. [Helsinki], 2003. URL: https://fi.wikipedia.org/wiki/Tarja_Halonen, свободный. (Дата обращения 28.04.2018).

22. The British Peace Movement in the Interwar Years [Electronic resource] / R. Davis. Electronic data. [Bordeaux-Montaigne], 2017. URL: https://journals.openedition.org/rfcb/1415, свободный. (Дата обращения 12.07.2018).

23. The Sudden Appearance and Rise of ‘Collective Security’ After the 1930s [Electronic resource] : Google ngram viewer. [Oxford], 2013. URL: https://books.google.com/ngrams/graph?content=collective+security&year_start=1800&year_&direct_url=t1%3B%2Ccollective%20security%3B%2Cc0, свободный. (Дата обращения 12.07.2018).

24. YK—Nato yhteistyö syvenee [Electronic resource] : rauhanpuolustajat, virallinen verkkosivu. Electronic data. [New York], 2008. URL: https://rauhanpuolustajat.org/rauhanpuolesta/yk-nato-yhteistyoe-syvenee, свободный. (Дата обращения 22.04.2018).

25. Yugoslavia — What Should Have Been Done [Electronic resource] : research & policy project. [Lund], 2015. URL: https://yugoslavia-what-should-have-been-done.org/, свободный. (Дата обращения 15.05.2018).

References

1. AKL [Electronic resource] : virallinen saitti. [Helsinki], 2014. URL: http://akl-web.fi/yhdistys/perustietoa (assessed 17.05.2018).

2. Basic Education Act 628/1998 [Electronic resource] : finlex. Electronic data. [Helsinki], 2010. URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1998/en19980628.pdf (assessed 17.05.2018).

3. Ceadel M. Pacifism and pacificism // The Cambridge history of twentieth-century political thought / Ed. by T. Ball, R. Bellami. Cambridge: University Press, 2003. P. 473—493.

4. Heikki Saaren maanpuolustuspamfletti tuulettaa reippaasti pölyistä asevelvollisuuskeskustelua [Electronic resource] : PAX, virallinen verkkosivu. Electronic data. [Helsinki], 2008. URL: http://www.pax.fi/2009-01/heikki-saaren-maanpuolustuspamfletti-tuulettaa-reippaasti-polyista (assessed 28.04.2018).

5. Kangaspuro M. Itämeren Turvallisuus poliittisesta tilanteesta Suomen näkökulmasta // Rauhanpaivat 2017 (kooste) / M. Kangaspuro. Helsinki : Rauhantoimikunta, 2017. 20 s.

6. Kosovon tulenarka tulevaisuus [Electronic resource] : rauhanpuolustajat, virallinen verkkosivu. Electronic data. [Helsinki], 2005. URL: https://rauhanpuolustajat.org/rauhanpuolesta/kosovon-tulenarka-tulevaisuus (assessed 15.05.2018).

7. Kuinka Punk Tuli Rauhanasemalle [Electronic resource] : PAX aikakauslehti. Electronic data. [Helsinki], 2017. URL: https://issuu.com/sadankomitea/docs/pax2017-netti (assessed 17.05.2018).

8. Lausunto valtiovarainvaliokunnalle [Electronic resource] : talousarvioaloite. Electronic data. [Helsinki], 2015. URL: http://www.sadankomitea.fi/rauhanpolittiikkaa/kannanotto/lausunto-valtiovarainvaliokunnalle-rauhantyon-edistamisen (assessed 28.04.2018).

9. Määrärahan osoittaminen rauhantyön edistämiseen [Electronic resource] : talousarvioaloite. Electronic data. [Helsinki], 2001. URL: https://www.eduskunta.fi/FI/vaski/EduskuntaAloite/Documents/taa_410+2001.pdf (assessed 26.04.2018).

10. Missä soditaan suomalaisilla aseilla? Suomen asevienti ja sotateollisuus 1998—2007 / Ed. by J. Pykälä, E. Simola, E. Aromaa. Forssa : Suomen Sadankomitea, 2009. 96 s.

11. Paradoxes of Peace in Nineteenth Century Europe [Electronic resource] / T. Hippler, M. Vec. Electronic data. URL: http://thomas-hippler.net/wp-content/uploads/2016/09/Hippler-From-Nationalistic-War-to-Democratic-Peace.pdf Аналог печ. изд. (Paradoxes of Peace in Nineteenth Century Europe / Ed. by T. Hippler, M. Vec. Oxford: University Press, 2015. 306 p.). (assessed 12.07.2018).

12. Pekka Peltola pelkää Namibian lipsuvan väärälle tielle [Electronic resource] : Kansan Uutiset. Electronic data. [Helsinki], 2011. URL: https://www.kansanuutiset.fi/artikkeli/2689766-pekka-peltola-pelkaa-namibian-lipsuvan-vaaralle-tielle (assessed 17.05.2018).

13. Psykiatri ja aktivisti Ilkka Taipaleella on maailmanparannus verissä [Electronic resource] : Yle. Electronic data. [Helsinki], 2016. URL: https://areena.yle.fi/1-3367126 (assessed 17.05.2018).

14. Pykälä J. Suomessa noin 80 aseteollisuuden yritystä [Electronic resource] / J. Pykälä. Electronic data. [Helsinki], 2008. URL: http://www.pax.fi/2008-04/suomessa-noin-80-aseteollisuuden-yritysta (assessed 26.04.2018).

15. Rauhanjarjestot vaativat ministeriolta lisarahaa [Electronic resource] / J. Huru. Electronic data. [Helsinki], 2009. URL: https://www.kansanuutiset.fi/artikkeli/1911765-rauhanjarjestot-vaativat-ministeriolta-lisarahaa (assessed 28.04.2018).

16. Rauhankasvatus intituutti [Electronic resource] : virallinen saitti. Electronic data. [Helsinki], 2018. URL: http://rauhankasvatus.fi/mitaonrauhankasvatus/ (assessed 17.05.2018).

17. Review of the Declaration of the 1990s as the Third Disarmament Decade: resolution adopted by the General Assembly [Electronic resource] : UN, official website. Electronic data. [New York], 1994. URL: http://unbisnet.un.org:8080/ipac20/ipac.jsp?profile=voting&index=.VM&t erm=ares4975b (assessed 24.04.2018).

18. SCA: two decades of SDR innovation [SCA: dva desyatiletiya innovatsiy SDR]. [Electronic resource]. Astrosoft. [Moscow], 2017. URL: https://www.astrosoft.ru/articles/radar/sca-dva-desyatiletiya-innovatsiy-sdr/#prettyPhoto, свободный. Яз. рус. (assessed 14.04.2018).

19. «Security Defeats Peace» [Electronic resource] : Google ngram viewer. [Oxford], 2013. URL: https://books.google.com/ngrams/graph?content=peace%2Csecurity&year_start=1800&year_end=2018&corpus=15&smoothing=3&share=&direct_url=t1%3B%2Cpeace%3B%2Cc0%3B.t1%3B%2Csecurity%3B%2Cc0. (assessed 12.07.2018).

20. Suomalaisen Rauhanliikkeen Vaiheita [Electronic resource] / J. Vahti. Electronic data. [Helsinki], 2014. URL: https://www.vihrealanka.fi/reportaasit/banderollit-j%C3%A4iv%C3%A4t-komeroon (assessed 17.05.2018).

21. Tarja Halonen [Electronic resource] : Wikipedia, vapaa tietosanakirja. Electronic data. [Helsinki], 2003. URL: https://fi.wikipedia.org/wiki/Tarja_Halonen (assessed 28.04.2018).

22. The British Peace Movement in the Interwar Years [Electronic resource] / R. Davis. Electronic data. [Bordeaux-Montaigne], 2017. URL: https://journals.openedition.org/rfcb/1415 (assessed 12.07.2018).

23. The Sudden Appearance and Rise of ‘Collective Security’ After the 1930s [Electronic resource] : Google ngram viewer. [Oxford], 2013. URL: https://books.google.com/ngrams/graph?content=collective+security&year_start=1800&year_&direct_url=t1%3B%2Ccollective%20security%3B%2Cc0 (assessed 12.07.2018).

24. YK—Nato yhteistyö syvenee [Electronic resource] : rauhanpuolustajat, virallinen verkkosivu. Electronic data. [New York], 2008. URL: https://rauhanpuolustajat.org/rauhanpuolesta/yk-nato-yhteistyoe-syvenee (assessed 22.04.2018).

25. Yugoslavia — What Should Have Been Done [Electronic resource] : research & policy project. [Lund], 2015. URL: https://yugoslavia-what-should-have-been-done.org/ (assessed 15.05.2018).


Просмотров: 447; Скачиваний: 204;