Яровой Г. О. Еврорегион «Карелия» в европейской повестке дня // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2013. № 1. С. 179–182.


Выпуск № 1 (2013)

Хроника научных мероприятий

pdf-версия статьи

Еврорегион «Карелия» в европейской повестке дня

Яровой
   Глеб
   Олегович
кандидат политических наук,
доцент кафедры политологии и международных отношений,
Петрозаводский государственный университет, факультет политических и социальных наук,
Петрозаводск, gleb.yarovoy@mail.ru

19―20 ноября 2013 г. состоялся IV Международный форум «European Border Dialogues in a Wider Europe».

Отличительная особенность прошедшего форума ― его фактическая, а не только тематическая «трансграничность»: мероприятия форума состоялись по разные стороны карельского участка российско-финляндской границы, она же граница России и Евросоюза.

Программа первого дня форума включал в себя работу трех экспертных групп в г. Сортавала, Россия: «Приграничное сотрудничество на региональном и местном уровнях», «Еврорегионы: извлекая уроки из опыта» и «Преодоление политических трудностей в приграничном сотрудничестве».

В приветственном слове участникам конференции г-н Петр Вагнер, исполнительный директор Института стабильности и развития (Прага, Чехия), основного организатора форума, огласил основополагающую для трансграничного сотрудничества дилемму: «Границы могут соединять, а могут разъединять». Участникам форума ― политикам и исследователям ― предлагалось выразить свою позицию относительно данного утверждения, и попытаться ответить на два основных вопроса:

  1. Может ли опыт трансграничного сотрудничества, накопленный в рамках еврорегиона «Карелия» (и даже в более широком контексте ― между Республикой Карелия и соседними регионами Финляндии), быть использован в других регионах, на других европейских границах?
  2. Возможно ли развитие трансграничного сотрудничества там, где есть «политические трудности» (т. е. в зоне так называемых замороженных региональных конфликтов)?

Ответить на эти вопросы в рамках двухдневного форума, конечно, невозможно. Однако одна из его главных задач совпала с базовой функцией трансграничного сотрудничества: обмен информацией между участниками трансграничных регионов, передача опыта и лучших практик, раскрытие «секретов успеха» трансграничных проектов.

В работе экспертных секций приняли участие представители нескольких еврорегионов ― «Карелия», «Балтика», «Карпаты», «Днестр». Все представленные регионы имеют свои уникальные особенности. Так, еврорегион «Карпаты», созданный в 1993 г., был одним из первых трансграничных регионов с участием субгосударственных властей бывших республик СССР (Украина). Еврорегион «Балтика» стал первым трансграничным регионом, в котором российский регион (Калининградская область) объединился с регионами стран Европейского союза (Дания). Еврорегион «Днестр» (Молдова ― Украина) является одним из самых молодых еврорегионов если не во всей Европе, то на восточноевропейском субконтиненте. Еврорегион «Карелия» в свое время стал первым «сухопутным» регионом на границе Евросоюза и России. Именно этот более чем десятилетний опыт еврорегионального взаимодействия, а также накопленный инструментарий трансграничного сотрудничества находился в фокусе обсуждения на большинстве заседаний Форума.

На протяжении последних десятилетий как исследователей, так и практиков занимает вопрос о потенциале трансграничного сотрудничества для разрешения конфликтных ситуаций в регионах со «сложной геополитической обстановкой». Даже в Западной Европе можно обнаружить те пограничные пространства, где наладить сотрудничество на уровне местных или региональных сообществ бывает весьма непросто. Причина проста: люди привыкли не доверять соседям, ждать подвоха и готовиться к войне. И несмотря на то что Европейский союз давно признан «сообществом безопасности», далекая историческая память не позволяет в полной мере использовать преимущества соседства, выраженные в процессах трансграничного сотрудничества. Такова, например, ситуация в приграничных районах Германии и Франции, Германии и Дании, Франции и Великобритании. Что уж говорить о таких сложных геополитических пространствах, как Балканы или постсоветская Европа.

Обходить такие вопросы на международных форумах означало бы, с одной стороны, замалчивать очевидные проблемы, а с другой ― отказывать проблемным регионам в шансе на «нормализацию». Символично, что особой темой форума, проходившего на территории двух Карелий ― российской и финляндской, стало обсуждение возможностей и ограничений влияния приграничного сотрудничества в тех регионах постсоветского пространства, где существуют так называемые замороженные конфликты ― Нагорный Карабах и Приднестровье. В частности, представители еврорегиона «Днестр» (Украина ― Молдова) передавали представителям Азербайджана и Армении свой опыт взаимодействия с властями Приднестровья и их вовлечения в процессы трансграничного диалога и сотрудничества.

Одной из основных рекомендаций участников форума в отношении ситуации в Нагорном Карабахе стало предложение инициировать наряду с поиском «переговорного пространства» на высоком политическом уровне такие проекты сотрудничества на низовом уровне, которые, с одной стороны, требовали бы участия людей, живущих по разные стороны границы, а с другой ― были бы абсолютно конкретными, точечными и не касались бы политических вопросов. В теории международных отношений такой подход получил название «десекьюритизации».

Закончился рабочий день вручением премии «Приграничные диалоги» (Border Dialogues Award), присуждаемой за существенный вклад в развитие приграничного сотрудничества в регионе Европейской политики соседства. Одним из двух номинантов которой стал заместитель министра экономического развития Карелии, а в недалеком прошлом преподаватель кафедры международных отношений ПетрГУ Дмитрий Сергеевич Кислов.

 

Источник: http://www.isd-network.org/files/awards.jpg

Второй день форума в г. Йоэнсуу, Финляндия, носил более официальный характер. Среди выступающих в основном значились policy-makers разных рангов: представители министерств и ведомств России, Финляндии и Норвегии, региональные госслужащие и представители программ приграничного сотрудничества.

В самых разных выступлениях участников форума еврорегион «Карелия» назывался «модельным» трансграничным регионом для границы Россия ― ЕС. В выступлениях В. А. Шлямина, экс-министра внешних связей Карелии, в настоящее время главы Торгового представительства России в Финляндии, В. Я. Чмиля, министра экономического развития Карелии, Д. С. Кислова, заместителя министра экономического развития Карелии, равно как и в докладах их финляндских коллег подчеркивались достижения и ноу-хау, которыми может «похвастаться» еврорегион: инновационная для своего времени программа «Наша общая граница», уникальный формат взаимодействия между Исполкомом еврорегиона и программой Европейского инструмента соседства и партнерства «Карелия», тематический подход к реализации совместных трансграничных проектов и др.

Вместе с тем, и это также отмечали докладчики, вопрос о возможностях и ограничениях копирования карельских еврорегиональных практик, применения этих ноу-хау в других трансграничных контекстах остается открытым. Равно как не снимается с повестки дня и необходимость развития институционального дизайна еврорегиона, использования положительного опыта других трансграничных регионов. Так, интересным и требующим изучения выглядит подход еврорегиона «Днестр», который был не только наделен его создателями статусом юридического лица (международной неправительственной организации), но и имеет свое официальное представительство в Брюсселе ― политической и финансовой столице объединенной Европы.

Прозвучали на форуме (правда, не с высокой трибуны, а пока лишь в кулуарах) и идеи о необходимости включения в состав управляющих структур трансграничных регионов различных категорий «заинтересованных лиц» (то, что в европейской политической науке и практике управления называется stakeholders) ― представителей бизнеса, неправительственного сектора, академических кругов. Подобные сетевые структуры уже доказали свою эффективность в Западной Европе; возможно, пришло время дальнейшей «европеизации» трансграничного сотрудничества на внешних границах Евросоюза.

Хочется надеяться, что данный форум способствовал не только обмену информацией между участниками трансграничного сотрудничества и осознанием общих проблем, но и пониманию того, что трансграничные регионы могут способствовать их эффективному решению.

Круг обсуждаемых вопросов был настолько широк, что уместить его в одном сообщении даже в назывном порядке не представляется возможным. Все, кто интересуется вопросами трансграничного сотрудничества, могут ознакомиться с более подробной информацией о форуме и его итогах, а также с презентациями докладов на интернет-сайте Института стабильности и развития (http://www.isd-network.org/).


Просмотров: 3209; Скачиваний: 1014;