Ругачева А. В., Домничева В. В. Современное состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2014. № 1. С. 110–117.


Выпуск № 1 (2014)

ЭКОНОМИКА

pdf-версия статьи

УДК 332.1

Современное состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия

Ругачева
   Анжела
   Владимировна
кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры экономической теории и менеджмента,
Петрозаводский государственный университет, экономический факультет,
Петрозаводск, rav@sampo.ru
Домничева
   Валерия
   Владимировна
студентка VI курса,
Петрозаводский государственный университет, экономический факультет,
Петрозаводск, pomanslericoy@gmail.com
Ключевые слова:
лесопромышленный комплекс
инвестиции
стратегическое планирование
региональное развитие
Республика Карелия.
Аннотация: В статье сделан обзор результатов работы лесопромышленного комплекса Республики Карелия, который является одним из приоритетных и системообразующих видов экономической деятельности в регионе за последние годы. Оценка статистических показателей позволяет сделать выводы о неэффективном использовании лесных ресурсов в республике, что также подтверждают приводимые в статье сравнительные данные по ключевым показателям лесопользования в соседней Финляндии. Для выявления причин складывающейся ситуации и перспектив ее развития в статье обобщаются существующие в лесопромышленном комплексе Республики Карелия проблемы, а также преимущества, которые могут быть использованы для подъема данного сектора экономики региона. Сделанные выводы основываются на анализе республиканской нормативной базы и экспертных оценках. Кроме того, в статье приводится взгляд на существующие проблемы руководителя одного из лесопильных предприятий Карелии на основе проведенного с ним интервью. Также в публикации речь идет о реализуемых в лесопромышленном комплексе инвестиционных проектах и мерах государственной поддержки, которые предусмотрены региональной программой РК «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2013—2015 годы».

© Петрозаводский государственный университет


Республику Карелия называют краем лесов и озер, и это действительно так, ведь лес покрывает больше половины территории республики, а общий запас древесины по состоянию на 2013 г. составляет 998 млн м3 [11]. В связи с этим лесная промышленность должна занимать ведущие позиции в экономике региона. Лесопромышленный комплекс республики включает в себя такие отрасли, как лесозаготовка, деревообработка и целлюлозно-бумажное производство. По сообщению регионального министра по природопользованию и экологии В. Чкалова на пленуме Карельской республиканской профсоюзной организации работников лесных отраслей, доля лесопромышленного комплекса в структуре промышленности республики составляет более 20 % [8].

Однако если обратиться к статистическим данным за 2014 г. по объемам выручки предприятий лесопромышленного комплекса Карелии, то перед нами предстает менее оптимистичная картина. В среднем доля предприятий по обработке древесины и производству изделий из дерева в совокупной выручке предприятий республики составляет 2,8 %, а предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (учитываемых вместе с издательской и полиграфической деятельностью) — 6,3 % [15]. Эти данные не учитывают отгруженную продукцию в сфере лесозаготовок в связи со спецификой представления статистических данных. Для сравнения: доля отгруженной продукции лесопромышленного комплекса Финляндии в общей реализации составляет 17 % по итогам 2012 г. При этом абсолютные показатели результатов деятельности ЛПК на двух похожих территориях просто несопоставимы. За 3 квартала 2014 г. суммарный оборот предприятий указанных выше видов деятельности в Республике Карелия составил 393,07 млн евро, в то время как в соседней Финляндии годовой оборот предприятий лесопромышленного комплекса за 2012 г. исчисляется суммой в 18 278 млрд евро. И хотя приведенные данные не полностью сопоставимы, они дают представление о существующем разрыве в эффективности использования ресурсного потенциала в двух странах.

Запасы древесины в Карелии составляют 973,7 млн м3, расчетная лесосека оценивается в 11,3 млн м3. При этом объем заготовок в 2010—2012 гг. составил 5,4—5,7 млн м3. Таким образом, расчетная лесосека в республике осваивается на 51—53 % [2]. Отметим, что по своей площади Карелия всего в 2 раза меньше соседней Финляндии, где объем коммерческих рубок составляет 50—58 млн м3 в год, а общий запас древесины на корню — 2,28 млрд м3 [13].

Республика Карелия имеет ряд преимуществ, которые должны способствовать большему развитию лесной промышленности в регионе, среди них: особое приграничное положение республики, близость европейских стран-потребителей древесины, возможность заимствования зарубежного опыта. Больше половины лесов Карелии составляют ценные хвойные породы дерева, произрастаемые в суровых климатических условиях севера, что обеспечивает их высокую прочность и упругость как строительного материала, а также меньшую подверженность грибковым заболеваниям. Качество карельской древесины признано на международном уровне благодаря многочисленным тестам [15]. Однако в лесной промышленности республики существуют проблемы, которые не позволяют реализовать весь лесной потенциал региона. К ним можно отнести истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта; недостаточную точность учета лесных ресурсов; невысокое качество лесовосстановления, низкий технический уровень лесохозяйственных работ; слабо развитую дорожную инфраструктуру леса [1]. Так, например, плотность лесных дорог в Карелии составляет 2,5 км на 1000 га, а в Финляндии — 12,3 км на 1000 га. Заготовка древесины с 1 га эксплуатируемой площади в нашей республике составляет 0,6 м3/га; тогда как в Финляндии — 2,5—2,8 м3/га, в Швеции — 2,8 м3/га, в США — 1,5 м3/га [2].

В табл. 1 приведены основные показатели работы организаций лесной промышленности Республики Карелия.

Таблица 1

Основные показатели работы организаций лесной промышленности
Республики Карелия за 2008—2012 гг.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
"Лесозаготовки"
Индекс промышленного производства в % к предыдущему году 89,9 89,8 103,8 102,4 97,6
Среднегодовая численность работников организации, чел. 8070 6504 5584 4318 3459
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. -1926,1 1087,3 -833,8 -1072,8 -908,6
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % -15,2 -13,5 -9,7 -6,2 -8,1
«Обработка древесины и производство изделий из дерева»
Индекс промышленного производства
в % к предыдущему году
82,4 93,2 111,5 101,9 86,1
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн руб. 5081,8 4441,6 5615,3 5729,3 4964.0
Среднегодовая численность работников организации, чел. 6581 5006 4507 3660 3177
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. -1633,9 -746,5 -813,7 -671,8 -332,4
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % -19,7 -7,7 -3,7 -4,8 -3,6
«Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность»
Индекс промышленного производства
в % к предыдущему году
98,1 98,4 101,9 96,4 93,7
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн руб. 20479,0 19563,1 21258,4 24639,8 22266,2
Среднегодовая численность работников организации, чел. 9344 8498 7953 7739 7547
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. -3586,4 -1571,9 -718,2 -1907,2 -1720,3
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % 1,9 4,7 0,3 7,7 2,3

 

Источник: «Статистический ежегодник Республики Карелия, 2013» [12].

При анализе представленных в табл. 1 данных становится видно, что происходит постепенное снижение объемов отгруженной продукции предприятиями ЛПК, снижается среднегодовая численность работников, особенно сильно в сфере лесозаготовок: практически в 2 раза по сравнению с 2008 г. В настоящее время, по последним новостным данным, сокращение персонала будет продолжаться; так, ОАО «Кондопога» начинает мероприятия по сокращению административного аппарата комбината в количестве 80 человек. Как сообщил исполнительный директор комбината, сокращение штата будет продолжаться и в дальнейшем, но в большей степени оно коснется области управления, нежели производственного сектора.

Предприятия ежегодно несут убытки, а рентабельность проданной продукции остается положительной только в сфере целлюлозно-бумажного производства.

Значительно сократилось количество зарегистрированных предприятий в республике, особенно в сфере лесозаготовок (табл. 2).

Таблица 2

Распределение учтенных в статрегистре Росстата предприятий и организаций
по видам экономической деятельности

      Вид экономической деятельности Число организаций
2011 г. 2012 г. 2013 г.
единиц в % к итогу единиц в % к итогу единиц в % к итогу
Лесозаготовка 490 2,2 452 2,0 446 1,9
Обработка древесины
и производство изделий из дерева
497 2,2 496 2,1 494 2,0
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 191 0,9 202 0,9 213 0,9
Всего учтено субъектов 22 428 100 23 108 100 24 035 100

 

Источник: Статистический ежегодник Республики Карелия 2013 [12].

Рост в количестве зарегистрированных предприятий прослеживается только в сфере целлюлозно-бумажного производства. Причины очевидны: это единственная рентабельная сфера деятельности ЛПК Карелии.

Снижаются экспортные поставки основных видов продукции ЛПК (табл. 3).

Таблица 3

Основные виды экспортируемых товаров Республики Карелия за 2009—2013 гг.

Экспортируемые товары 2009 2010 2011 2012 2013
Лесоматериалы необработанные,
тыс. м3
1199,6 1375,5 1005,0 914,1 918,2
Лесоматериалы обработанные, тыс. т 244,3 299,3 255,3 241,9 256,9
Целлюлоза сульфатная, т 89263,1 79801,8 83672,1 61692,3 96182,2
Бумага, картон, изделия из них, тыс. т 835,8 827,5 801,3 744,1 541,7

 

Источник: «Республика Карелия в цифрах, 2014» [11].

При подготовке статьи было взято интервью у директора лесопильного предприятия ООО «Кондопожский лесопильно-экспортный завод — Астар» В. В. Копычева. Предприятие является средним по объемам производства пиломатериалов в Карелии и ориентировано на экспорт.

В. В. Копычев отметил ряд проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в сфере лесозаготовок и деревообработки. Одним из самых серьезных ограничений, сдерживающих развитие бизнеса, является нехватка сырья (пиловочника). Причины сложившейся ситуации различны. Арендаторы лесных участков часто передают их в субаренду, так как собственных средств для освоения выделенной лесосеки недостаточно. Существующие механизмы контроля за освоением лесных ресурсов не позволяют обеспечить их эффективное использование. В результате возникают так называемые черные товарные и финансовые потоки, которые выводят на рынок часть сырья мелких производителей и повышают издержки лесозаготовителей и цены на лесоматериалы. Дефицит сырья также обусловлен сезонностью заготовок. Зимой затраты производителя существенно снижаются, так как вывоз леса с труднодоступных делянок осуществляется с использованием дорог, получивших название «зимники» или «ледянки». Их строительство относительно дешево по сравнению со строительством лесовозных дорог в другое время года. Следует также отметить, что у предприятий ЛПК Карелии нет приоритета по обеспечению сырьем. Существенная его часть продается за пределы республики, а местные производители вынуждены закупать сырье в других регионах. Конечно, это повышает издержки производителей.

Дефицит сырья в Карелии формирует рынок продавца. Устанавливаются высокие цены на сырье, имеют место случаи неэтичного поведения продавцов, когда срываются поставки при предложении другим покупателем более высокой цены. В результате лесозаготовители не имеют мотива наращивать объемы деятельности. Достаточно повышать цены, чтобы получить желаемый доход. Отсутствие координации политики закупок у деревообрабатывающих предприятий республики также способствует развитию сложившейся ситуации.

В итоге перерабатывающие предприятия вынуждены формировать излишние запасы сырья и отвлекать на эти цели существенные оборотные средства. Как правило, собственного капитала на формирование зимой страховых запасов на весенне-летний период не хватает. Долговое финансирование обходится дорого. Известно, что процентные ставки по кредитам в нашей стране высоки. На практике в зимний период, когда предложение сырья растет, предприятие вынуждено до 80 % выручки вкладывать в накопление сырьевых запасов. В таких условиях очень сложно эффективно управлять денежными потоками и планировать развитие предприятия.

На вопрос о перспективах развития бизнеса В. В. Копычев ответил, что, несмотря на все трудности, планируется закупка оборудования для более углубленной переработки сырья с целью повышения добавленной стоимости, создаваемой предприятием. Внутренний рынок сегодня предоставляет такие возможности. Развивается частное домостроение, что обуславливает рост спроса на строганные пиломатериалы, клееный брус, деревянные конструкции. В настоящее время предприятия республики не удовлетворяют потребности внутреннего рынка. Так, например, строганные пиломатериалы завозятся в торговые точки преимущественно из соседних регионов. Конечно, возмещение НДС по экспортной деятельности тормозит переориентацию производителей на внутренний рынок, поскольку в сложившихся сложных финансовых условиях ведения бизнеса сложно принять решение о дополнительной налоговой нагрузке. Но при внедрении новых технологий, высоком спросе и профессиональном менеджменте углубление переработки должно приносить выгоду.

Надо сказать, что проблемы, отмеченные директором ООО «КЛЭЗ-Астар», известны властям республики. Так, ситуацию с нехваткой сырья для предприятий деревопереработки Карелии отмечал и министр природопользования и экологии Республики Карелия С. Штрахов. В одном из интервью были приведены следующие цифры: ежегодный объем потребления древесного сырья целлюлозно-бумажными предприятиями республики составляет 3,6 млн м3, а карельские лесозаготовительные предприятия, исходя из имеющихся ресурсов, могут обеспечить комбинаты сырьем только на 45 % от потребности. Недостающие объемы древесины восполняют за счет поставок из других регионов, в основном субъектов Северо-Западного федерального округа. С учетом того что в соседних регионах также ведется работа по увеличению объемов переработки древесины, возможности поставок древесного сырья не из республики с каждым годом будут ограничиваться [4].

В региональной программе РК «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2013—1015 годы» определены  «основные факторы возникновения системных проблем в развитии лесного комплекса. В сфере лесного хозяйства к ним относятся: истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта; недостаточная точность учета лесных ресурсов; невысокое качество лесовосстановления, низкий технический уровень лесохозяйственных работ; слабо развитая дорожная инфраструктура в лесах» [1]. В Программе отмечается и неравномерность развития сети лесных дорог: «К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве, низкий уровень развития лесной транспортной инфраструктуры» [1].

В настоящее время в республике происходит реализация нескольких инвестиционных проектов по строительству новых и модернизации действующих производств, техническому перевооружению, приобретению лесозаготовительной и лесовозной техники. К приоритетным проектам относят проект ДОК «Калевала» по строительству первого в России завода по производству плит OSB. Он рассчитан на период с 2010 по 2024 г. Еще одним приоритетным проектом является создание полностью сбалансированного производства по заготовке и переработке древесины ООО «Костомукшская строительная компания», а также проект углубленной переработки древесины «Белый медведь», реализуемый ОАО «Сегежский ЦБК» [14]. Реализация инвестиционных проектов, на фоне ухудшающейся ситуации в лесной отрасли, проходит не совсем гладко. Особое внимание хочется уделить проекту «Белый медведь», который стал на слуху у всех еще в 2008 г. и поселил в сердцах жителей Сегежского района надежду на светлое будущее.

Проблемы у «Сегежского ЦБК» начались еще в 2006 г., когда правительство отменило пошлины на ввоз цемента, что привело к сокращению его производства в России, следствием чего стало значительное сокращение спроса на карельские бумажные мешки внутри страны, а ЦБК пришлось законсервировать часть производственных мощностей. Для повышения качества своей продукции и освоения новых видов продукции было запланировано провести модернизацию всего целлюлозно-бумажного производства. Однако все оказалось не так просто. Сегежский ЦБК и еще несколько предприятий лесной промышленности Карелии принадлежат «Инвестлеспрому» — крупному российскому лесопромышленному холдингу, 100 % акций которого принадлежало Банку Москвы. Кризисное положение дел банка в 2011 г. привело к покупке его акций группой ВТБ. Длительный период кризиса, смена руководства не позволили проекту «Белый медведь» начать свою реализацию до настоящего времени. В последние годы ВТБ продает все недавно приобретенные активы «Инвестлеспрома», перешедшие от Банка Москвы. Новым собственником Сегежского ЦБК стала финансовая корпорация АФК «Система». Сделка была проведена в начале 2014 г. Руководство данной компании считает лесопромышленный комплекс очень привлекательным бизнесом для инвестиций. При выборе предприятий для покупки компания решила приобрести только самые привлекательные объекты «Инвестлеспрома» — мешки и деревообработку [8]. Таким образом, кроме Сегежского ЦБК, компания приобрела Сегежский ЛДК и «Карелия ДСП».

Существуют проблемы и у ОАО «Кондопога», в отношении которого в марте 2013 г. была введена процедура наблюдения, применяемая в деле о банкротстве, а в июне этого же года Арбитражный суд Карелии ввел процедуру внешнего управления. Многолетняя убыточность комбината связана с высокими процентами по кредитам, а также с ростом цен на сырье. Банкротство предприятия приведет к социальным проблемам, так как оно является градообразующим для Кондопоги. В начале 2014 г. было подписано стратегическое соглашение с инвестором, в роли которого выступит банк «Санкт-Петербург».

Еще один объект дела о банкротстве в 2012 г. — ОАО «Целлюлозный завод “Питкяранта”». В апреле 2013 г. в отношении него была введена процедура конкурсного производства. Как сообщает сайт Правительства Республики Карелия, по итогам 2013 г. предприятию удалось достичь роста объемов производства товарной целлюлозы по сравнению с 2012 г. [14].

Дальнейшее ухудшение дел в лесной промышленности может быть спровоцировано увеличением стоимости кредитов для предприятий, что также может привести к приостановке некоторых инвестиционных проектов. Как сообщает интерактивный лесопромышленный портал Лесной клуб FORESTEC, со ссылкой на РБК, аналитиков и представителей банковского сектора, стоимость кредитов для предприятий и населения может вырасти на 0,5—2 процентных пункта. С начала 2014 г. Банк России постепенно повышает ключевую процентную ставку с 5,5 до 8 % [10]. Невозможность привлечения кредитов на выгодных условиях повлечет отсутствие средств на проведение модернизации производства и достижение зарубежного уровня технического оснащения лесной промышлености. Высокие затраты на производство, неконкурентоспособность российской продукции на внешнем рынке приведут к дальнейшему ухудшению дел в отрасли.

Для решения основных проблем лесной отрасли правительство республики планирует использовать средства федерального бюджета в размере 520,9 млн руб., средства бюджета Республики Карелия в размере 61,1 млн руб., а также внебюджетные источники в размере 2635,5 млн руб. в рамках региональной программы «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2013—2015 годы». В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса Стратегия предусматривает необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышения вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса [1].

Но одним восстановлением лесов помочь лесному комплексу Карелии невозможно. Необходимо повышать эффективность программ поддержки лесопромышленников Карелии. На федеральном уровне поддержка заключается в отсрочке повышения ставок вывозных таможенных пошлин на круглые необработанные лесоматериалы; сохранении размера ставок платы за использование лесов; предоставлении государственных гарантий на получение банковских кредитов; возмещении из федерального бюджета российским экспортерам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях; предоставление субсидий из федерального бюджета на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива; принятие решения о выделении регионам субвенций из федерального бюджета на строительство лесных дорог [4].

На республиканском уровне это участие предприятий лесного комплекса в Региональной программе поддержки занятости населения в Республике Карелия; предоставление дополнительных налоговых льгот предприятиям лесного комплекса; осуществление господдержки предприятий-инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Карелия (субсидирование процентов по инвестиционным кредитам, предоставление государственных гарантий Республики Карелия); заключение соглашений о социально-экономическом партнерстве между республиканским правительством и крупными предприятиями ЛПК [4].

Но на деле все выглядит не так радужно. По заявлениям уже бывшего главы Республики Карелия Сергея Катанандова, реализация программ поддержки лесопромышленности «трудновыполнима, потому что требует и дополнительных ресурсов, и дополнительных решений. Непросто идет ее реализация. Ну, например, надо выделять деньги на межсезонные запасы древесины, чтобы лесозаготовители могли зимой работать, а потом, возвращая кредиты, спокойно готовиться к очередному сезону. Но фактически очень мало тех, кто смог получить кредиты на работу в зимних условиях. И так далее…» [5].

На наш взгляд, очень важно довести информацию до предпринимателей, работающих в сфере ЛПК. Право на получение поддержки должны иметь не только крупные конъюнктурные проекты. Малый и средний бизнес нуждается в ней еще в большей степени.

Республика Карелия имеет много возможностей, чтобы вывести лесную промышленность на новый уровень, но непродуманная политика правительства в этой области, разрыв во времени с возникновением проблем в отрасли и началом процедур решения данных проблем приводят лишь к разговорам о перспективном и светлом будущем данной отрасли в республике. На деле требуется решить много проблем и проделать большую работу в данной области.

Список литературы

  1. Об утверждении региональной программы РК «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2013—2015 годы» : постановление Правительства РК от 14.03.2013 № 84-П / Карелия официальная [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html?lid=9430, свободный (дата обращения: 30.09.2014).
  2. Бобылева А. ЛПК Карелии: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]. URL: http://pv.karelia.ru/files/archive/107_14-17.pdf, свободный (дата обращения: 02.10.2014).
  3. Чабак Е. Секрет Карельского леса [Электронный ресурс]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/2192, свободный. (Дата обращения 28.09.2014).
  4. Чабак Е. Леса много не бывает [Электронный ресурс]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/2194, свободный (дата обращения: 28.09.2014).
  5. Чабак Е. ЛПК Карелии: до прежних высот далеко [Электронный ресурс]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/1219, свободный (дата обращения: 30.09.2014).
  6. Шишулина З. И. Развитие лесопромышленного комплекса Республики Карелия: тенденции и перспективы // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. 2008. № 3 (3). С. 32—39.
  7. Мониторинг инвестиционных проектов СЗФО за 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_126.html, свободный (дата обращения: 29.09.2014).
  8. Новым собственником Сегежского ЦБК и предприятия «Деревообработка-проект» стала АФК «Система» [Электронный ресурс]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_125.html, свободный (дата обращения: 29.09.2014).
  9. Показатели работы ЛПК Республики Карелия : итоги 2013 года, отчет о работе в первые два месяца 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_111.html, свободный (дата обращения: 29.09.2014).
  10. Реализация инвестиционных проектов в России может оказаться под вопросом вследствие увеличения стоимости кредитов для бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/news/news_3287.html, свободный (дата обращения: 29.09.2014).
  11. Республика Карелия в цифрах, 2014 : краткий статистический сборник / Карелиястат. Петрозаводск, 2014. 48 с.
  12. Республика Карелия, 2013  : статистический ежегодник / Карелиястат. Петрозаводск, 2013. 348 с.
  13. Сравнительный анализ ЛПК Карелии и Финляндии [Электронный ресурс]. URL: http://pv.karelia.ru/files/archive/107_14-17.pdf, свободный (дата обращения: 02.10.2014).
  14. Социально-экономическое развитие Республики Карелия, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Info/2013/eco_man_wood13.html, свободный (дата обращения: 01.10.2014).
  15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия [Электронный ресурс]. URL: http://krl.gks.ru, свободный (дата обращения: 30.09.2014).
  16. Трансграничный лесной портал Lesinfo.fi [Электронный ресурс]. URL: http://www.idanmetsatieto.info/rus/document.cfm?doc=show&doc_id=1700, свободный (дата обращения: 01.10.2014).

 

References

  1. On Approval of the Regional Program of the RK «Development of Forestry in the Republic of Karelia for 2013—2015 years»: Government Resolution of March 14, 2013 № 84-P [Ob utverzhdenii regionalnoy programmy RK «Razvitie lesnogo khozyaistva v Respublike Kareliya na 2013—2015 gody»] [Electronic resource]. URL: http://www.gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html?lid=9430 (accessed: 30.09.2014).
  2. Bobyleva A. TIC of Karelia: yesterday, today and tomorrow [LPK Karelii: vchera, segodnya, zavtra] [Electronic resource]. URL: http://pv.karelia.ru/files/archive/107_14-17.pdf (accessed 02.10.2014).
  3. Chabak E. Secret of Karelian Forest [Sekret karel’skogo lesa] [Electronic resource]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/2192 (accessed 28.09.2014).
  4. Chabak E. Forest Is Never Too Much [Lesa mnogo ne byvaet] [Electronic resource]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/2194 (accessed 28.09.2014).
  5. Chabak E. TIC of Karelia Is Far From Former Heights [LPK Karelii: do prezhnikh vysot daleko] [Electronic resource]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/1219 (accessed 30.09.2014).
  6. Shishulina Z. I. The Development of the Timber Industry Complex of the Republic of Karelia: Trends and Prospects [Razvitie lesopromyshlennogo kompleksa Respubliki Karelia: tendentsii i perspektivy] // Economic and social changes: facts, trends, forecast [Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz]. 2008. № 3 (3). P. 32—39.
  7. Monitoring of Investment Projects in the Northwestern Federal District in 2013 [Monitoring investitsionnykh proektov SZFO za 2013 god]. [Electronic resource]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_126.html (accessed 29.09.2014).
  8. The New Owner of SPPM and Enterprise «Woodworking Project» is AFK «Sistema» [Novym sobstvennikom Segezhskogo TBK i predpriyatiya «Derevoobrabotka-proekt» stala AFK «Sistema»]. [Electronic resource]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_125.html (accessed 29.09.2014).
  9. Indicators of TIC of the Republic of Karelia: Results of 2013, a Report on the Work in the First Two Months of 2014 [Pokazateli raboty LPK Karelii: itogi 2013 goda, otchet o rabote v pervye dva mesyatsa 2014 goda] [Electronic resource]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_111.html (accessed 29.09.2014).
  10. Implementation of Investment Projects in Russia Can Be Called Into Question As a Result of Increase in the Cost of Credit to Businesses [Realizatsia investitsionnykh proektov v Rossii mozhet okazatsya pod voprosom vsledstvie uvelicheniya stoimosti kreditov dlya biznesa] [Electronic resource]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/news/news_3287.html (accessed 29.09.2014).
  11. Republic of Karelia in Figures [Respublika Karelia v tsifrakh, 2014]. Petrozavodsk, 2014. 48 p.
  12. The Republic of Karelia. Statistical Yearbook. 2013 [Respublika Karelia. Statisticheskii ezhegodnik, 2013]. Petrozavodsk, 2013. 348 p.
  13. Comparative Analysis of TIC in Karelia and Finland [Sravnitelnyi analiz LPK Karelii i Finlyandii] [Electronic resource]. URL: http://pv.karelia.ru/files/archive/107_14-17.pdf (accessed 02.10.2014).
  14. Socio-Economic Development of the Republic of Karelia in 2013 [Sotsial’no-ekonomicheskoe razvitie Respubliki Karelia v 2013] [Electronic resource]. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Info/2013/eco_man_wood13.html (accessed 01.10.2014).
  15. Territorial Branch of Federal Statistics Service in Republic of Karelia [Territorialnyi organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Kareliya] [Electronic resource]. URL: http://krl.gks.ru (accessed 30.09.2014).
  16. Transborder Forest Portal Lesinfo.fi [Transgranichnyi lesnoy portal Lesinfo.fi] [Electronic resource]. URL: http://www.idanmetsatieto.info/rus/document.cfm?doc=show&doc_id=1700 (accessed 01.10.2014).

 


Просмотров: 7165; Скачиваний: 1379;