Республику Карелия называют краем лесов и озер, и это действительно так, ведь лес покрывает больше половины территории республики, а общий запас древесины по состоянию на 2013 г. составляет 998 млн м3 [11]. В связи с этим лесная промышленность должна занимать ведущие позиции в экономике региона. Лесопромышленный комплекс республики включает в себя такие отрасли, как лесозаготовка, деревообработка и целлюлозно-бумажное производство. По сообщению регионального министра по природопользованию и экологии В. Чкалова на пленуме Карельской республиканской профсоюзной организации работников лесных отраслей, доля лесопромышленного комплекса в структуре промышленности республики составляет более 20 % [8].
Однако если обратиться к статистическим данным за 2014 г. по объемам выручки предприятий лесопромышленного комплекса Карелии, то перед нами предстает менее оптимистичная картина. В среднем доля предприятий по обработке древесины и производству изделий из дерева в совокупной выручке предприятий республики составляет 2,8 %, а предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (учитываемых вместе с издательской и полиграфической деятельностью) — 6,3 % [15]. Эти данные не учитывают отгруженную продукцию в сфере лесозаготовок в связи со спецификой представления статистических данных. Для сравнения: доля отгруженной продукции лесопромышленного комплекса Финляндии в общей реализации составляет 17 % по итогам 2012 г. При этом абсолютные показатели результатов деятельности ЛПК на двух похожих территориях просто несопоставимы. За 3 квартала 2014 г. суммарный оборот предприятий указанных выше видов деятельности в Республике Карелия составил 393,07 млн евро, в то время как в соседней Финляндии годовой оборот предприятий лесопромышленного комплекса за 2012 г. исчисляется суммой в 18 278 млрд евро. И хотя приведенные данные не полностью сопоставимы, они дают представление о существующем разрыве в эффективности использования ресурсного потенциала в двух странах.
Запасы древесины в Карелии составляют 973,7 млн м3, расчетная лесосека оценивается в 11,3 млн м3. При этом объем заготовок в 2010—2012 гг. составил 5,4—5,7 млн м3. Таким образом, расчетная лесосека в республике осваивается на 51—53 % [2]. Отметим, что по своей площади Карелия всего в 2 раза меньше соседней Финляндии, где объем коммерческих рубок составляет 50—58 млн м3 в год, а общий запас древесины на корню — 2,28 млрд м3 [13].
Республика Карелия имеет ряд преимуществ, которые должны способствовать большему развитию лесной промышленности в регионе, среди них: особое приграничное положение республики, близость европейских стран-потребителей древесины, возможность заимствования зарубежного опыта. Больше половины лесов Карелии составляют ценные хвойные породы дерева, произрастаемые в суровых климатических условиях севера, что обеспечивает их высокую прочность и упругость как строительного материала, а также меньшую подверженность грибковым заболеваниям. Качество карельской древесины признано на международном уровне благодаря многочисленным тестам [15]. Однако в лесной промышленности республики существуют проблемы, которые не позволяют реализовать весь лесной потенциал региона. К ним можно отнести истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта; недостаточную точность учета лесных ресурсов; невысокое качество лесовосстановления, низкий технический уровень лесохозяйственных работ; слабо развитую дорожную инфраструктуру леса [1]. Так, например, плотность лесных дорог в Карелии составляет 2,5 км на 1000 га, а в Финляндии — 12,3 км на 1000 га. Заготовка древесины с 1 га эксплуатируемой площади в нашей республике составляет 0,6 м3/га; тогда как в Финляндии — 2,5—2,8 м3/га, в Швеции — 2,8 м3/га, в США — 1,5 м3/га [2].
В табл. 1 приведены основные показатели работы организаций лесной промышленности Республики Карелия.
Таблица 1
Основные показатели работы организаций лесной промышленности
Республики Карелия за 2008—2012 гг.
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
"Лесозаготовки" | |||||
Индекс промышленного производства в % к предыдущему году | 89,9 | 89,8 | 103,8 | 102,4 | 97,6 |
Среднегодовая численность работников организации, чел. | 8070 | 6504 | 5584 | 4318 | 3459 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. | -1926,1 | 1087,3 | -833,8 | -1072,8 | -908,6 |
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % | -15,2 | -13,5 | -9,7 | -6,2 | -8,1 |
«Обработка древесины и производство изделий из дерева» | |||||
Индекс промышленного производства в % к предыдущему году |
82,4 | 93,2 | 111,5 | 101,9 | 86,1 |
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн руб. | 5081,8 | 4441,6 | 5615,3 | 5729,3 | 4964.0 |
Среднегодовая численность работников организации, чел. | 6581 | 5006 | 4507 | 3660 | 3177 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. | -1633,9 | -746,5 | -813,7 | -671,8 | -332,4 |
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % | -19,7 | -7,7 | -3,7 | -4,8 | -3,6 |
«Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность» | |||||
Индекс промышленного производства в % к предыдущему году |
98,1 | 98,4 | 101,9 | 96,4 | 93,7 |
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн руб. | 20479,0 | 19563,1 | 21258,4 | 24639,8 | 22266,2 |
Среднегодовая численность работников организации, чел. | 9344 | 8498 | 7953 | 7739 | 7547 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. | -3586,4 | -1571,9 | -718,2 | -1907,2 | -1720,3 |
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % | 1,9 | 4,7 | 0,3 | 7,7 | 2,3 |
Источник: «Статистический ежегодник Республики Карелия, 2013» [12].
При анализе представленных в табл. 1 данных становится видно, что происходит постепенное снижение объемов отгруженной продукции предприятиями ЛПК, снижается среднегодовая численность работников, особенно сильно в сфере лесозаготовок: практически в 2 раза по сравнению с 2008 г. В настоящее время, по последним новостным данным, сокращение персонала будет продолжаться; так, ОАО «Кондопога» начинает мероприятия по сокращению административного аппарата комбината в количестве 80 человек. Как сообщил исполнительный директор комбината, сокращение штата будет продолжаться и в дальнейшем, но в большей степени оно коснется области управления, нежели производственного сектора.
Предприятия ежегодно несут убытки, а рентабельность проданной продукции остается положительной только в сфере целлюлозно-бумажного производства.
Значительно сократилось количество зарегистрированных предприятий в республике, особенно в сфере лесозаготовок (табл. 2).
Таблица 2
Распределение учтенных в статрегистре Росстата предприятий и организаций
по видам экономической деятельности
Вид экономической деятельности | Число организаций | |||||
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | ||||
единиц | в % к итогу | единиц | в % к итогу | единиц | в % к итогу | |
Лесозаготовка | 490 | 2,2 | 452 | 2,0 | 446 | 1,9 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
497 | 2,2 | 496 | 2,1 | 494 | 2,0 |
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 191 | 0,9 | 202 | 0,9 | 213 | 0,9 |
Всего учтено субъектов | 22 428 | 100 | 23 108 | 100 | 24 035 | 100 |
Источник: Статистический ежегодник Республики Карелия 2013 [12].
Рост в количестве зарегистрированных предприятий прослеживается только в сфере целлюлозно-бумажного производства. Причины очевидны: это единственная рентабельная сфера деятельности ЛПК Карелии.
Снижаются экспортные поставки основных видов продукции ЛПК (табл. 3).
Таблица 3
Основные виды экспортируемых товаров Республики Карелия за 2009—2013 гг.
Экспортируемые товары | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Лесоматериалы необработанные, тыс. м3 |
1199,6 | 1375,5 | 1005,0 | 914,1 | 918,2 |
Лесоматериалы обработанные, тыс. т | 244,3 | 299,3 | 255,3 | 241,9 | 256,9 |
Целлюлоза сульфатная, т | 89263,1 | 79801,8 | 83672,1 | 61692,3 | 96182,2 |
Бумага, картон, изделия из них, тыс. т | 835,8 | 827,5 | 801,3 | 744,1 | 541,7 |
Источник: «Республика Карелия в цифрах, 2014» [11].
При подготовке статьи было взято интервью у директора лесопильного предприятия ООО «Кондопожский лесопильно-экспортный завод — Астар» В. В. Копычева. Предприятие является средним по объемам производства пиломатериалов в Карелии и ориентировано на экспорт.
В. В. Копычев отметил ряд проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в сфере лесозаготовок и деревообработки. Одним из самых серьезных ограничений, сдерживающих развитие бизнеса, является нехватка сырья (пиловочника). Причины сложившейся ситуации различны. Арендаторы лесных участков часто передают их в субаренду, так как собственных средств для освоения выделенной лесосеки недостаточно. Существующие механизмы контроля за освоением лесных ресурсов не позволяют обеспечить их эффективное использование. В результате возникают так называемые черные товарные и финансовые потоки, которые выводят на рынок часть сырья мелких производителей и повышают издержки лесозаготовителей и цены на лесоматериалы. Дефицит сырья также обусловлен сезонностью заготовок. Зимой затраты производителя существенно снижаются, так как вывоз леса с труднодоступных делянок осуществляется с использованием дорог, получивших название «зимники» или «ледянки». Их строительство относительно дешево по сравнению со строительством лесовозных дорог в другое время года. Следует также отметить, что у предприятий ЛПК Карелии нет приоритета по обеспечению сырьем. Существенная его часть продается за пределы республики, а местные производители вынуждены закупать сырье в других регионах. Конечно, это повышает издержки производителей.
Дефицит сырья в Карелии формирует рынок продавца. Устанавливаются высокие цены на сырье, имеют место случаи неэтичного поведения продавцов, когда срываются поставки при предложении другим покупателем более высокой цены. В результате лесозаготовители не имеют мотива наращивать объемы деятельности. Достаточно повышать цены, чтобы получить желаемый доход. Отсутствие координации политики закупок у деревообрабатывающих предприятий республики также способствует развитию сложившейся ситуации.
В итоге перерабатывающие предприятия вынуждены формировать излишние запасы сырья и отвлекать на эти цели существенные оборотные средства. Как правило, собственного капитала на формирование зимой страховых запасов на весенне-летний период не хватает. Долговое финансирование обходится дорого. Известно, что процентные ставки по кредитам в нашей стране высоки. На практике в зимний период, когда предложение сырья растет, предприятие вынуждено до 80 % выручки вкладывать в накопление сырьевых запасов. В таких условиях очень сложно эффективно управлять денежными потоками и планировать развитие предприятия.
На вопрос о перспективах развития бизнеса В. В. Копычев ответил, что, несмотря на все трудности, планируется закупка оборудования для более углубленной переработки сырья с целью повышения добавленной стоимости, создаваемой предприятием. Внутренний рынок сегодня предоставляет такие возможности. Развивается частное домостроение, что обуславливает рост спроса на строганные пиломатериалы, клееный брус, деревянные конструкции. В настоящее время предприятия республики не удовлетворяют потребности внутреннего рынка. Так, например, строганные пиломатериалы завозятся в торговые точки преимущественно из соседних регионов. Конечно, возмещение НДС по экспортной деятельности тормозит переориентацию производителей на внутренний рынок, поскольку в сложившихся сложных финансовых условиях ведения бизнеса сложно принять решение о дополнительной налоговой нагрузке. Но при внедрении новых технологий, высоком спросе и профессиональном менеджменте углубление переработки должно приносить выгоду.
Надо сказать, что проблемы, отмеченные директором ООО «КЛЭЗ-Астар», известны властям республики. Так, ситуацию с нехваткой сырья для предприятий деревопереработки Карелии отмечал и министр природопользования и экологии Республики Карелия С. Штрахов. В одном из интервью были приведены следующие цифры: ежегодный объем потребления древесного сырья целлюлозно-бумажными предприятиями республики составляет 3,6 млн м3, а карельские лесозаготовительные предприятия, исходя из имеющихся ресурсов, могут обеспечить комбинаты сырьем только на 45 % от потребности. Недостающие объемы древесины восполняют за счет поставок из других регионов, в основном субъектов Северо-Западного федерального округа. С учетом того что в соседних регионах также ведется работа по увеличению объемов переработки древесины, возможности поставок древесного сырья не из республики с каждым годом будут ограничиваться [4].
В региональной программе РК «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2013—1015 годы» определены «основные факторы возникновения системных проблем в развитии лесного комплекса. В сфере лесного хозяйства к ним относятся: истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта; недостаточная точность учета лесных ресурсов; невысокое качество лесовосстановления, низкий технический уровень лесохозяйственных работ; слабо развитая дорожная инфраструктура в лесах» [1]. В Программе отмечается и неравномерность развития сети лесных дорог: «К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве, низкий уровень развития лесной транспортной инфраструктуры» [1].
В настоящее время в республике происходит реализация нескольких инвестиционных проектов по строительству новых и модернизации действующих производств, техническому перевооружению, приобретению лесозаготовительной и лесовозной техники. К приоритетным проектам относят проект ДОК «Калевала» по строительству первого в России завода по производству плит OSB. Он рассчитан на период с 2010 по 2024 г. Еще одним приоритетным проектом является создание полностью сбалансированного производства по заготовке и переработке древесины ООО «Костомукшская строительная компания», а также проект углубленной переработки древесины «Белый медведь», реализуемый ОАО «Сегежский ЦБК» [14]. Реализация инвестиционных проектов, на фоне ухудшающейся ситуации в лесной отрасли, проходит не совсем гладко. Особое внимание хочется уделить проекту «Белый медведь», который стал на слуху у всех еще в 2008 г. и поселил в сердцах жителей Сегежского района надежду на светлое будущее.
Проблемы у «Сегежского ЦБК» начались еще в 2006 г., когда правительство отменило пошлины на ввоз цемента, что привело к сокращению его производства в России, следствием чего стало значительное сокращение спроса на карельские бумажные мешки внутри страны, а ЦБК пришлось законсервировать часть производственных мощностей. Для повышения качества своей продукции и освоения новых видов продукции было запланировано провести модернизацию всего целлюлозно-бумажного производства. Однако все оказалось не так просто. Сегежский ЦБК и еще несколько предприятий лесной промышленности Карелии принадлежат «Инвестлеспрому» — крупному российскому лесопромышленному холдингу, 100 % акций которого принадлежало Банку Москвы. Кризисное положение дел банка в 2011 г. привело к покупке его акций группой ВТБ. Длительный период кризиса, смена руководства не позволили проекту «Белый медведь» начать свою реализацию до настоящего времени. В последние годы ВТБ продает все недавно приобретенные активы «Инвестлеспрома», перешедшие от Банка Москвы. Новым собственником Сегежского ЦБК стала финансовая корпорация АФК «Система». Сделка была проведена в начале 2014 г. Руководство данной компании считает лесопромышленный комплекс очень привлекательным бизнесом для инвестиций. При выборе предприятий для покупки компания решила приобрести только самые привлекательные объекты «Инвестлеспрома» — мешки и деревообработку [8]. Таким образом, кроме Сегежского ЦБК, компания приобрела Сегежский ЛДК и «Карелия ДСП».
Существуют проблемы и у ОАО «Кондопога», в отношении которого в марте 2013 г. была введена процедура наблюдения, применяемая в деле о банкротстве, а в июне этого же года Арбитражный суд Карелии ввел процедуру внешнего управления. Многолетняя убыточность комбината связана с высокими процентами по кредитам, а также с ростом цен на сырье. Банкротство предприятия приведет к социальным проблемам, так как оно является градообразующим для Кондопоги. В начале 2014 г. было подписано стратегическое соглашение с инвестором, в роли которого выступит банк «Санкт-Петербург».
Еще один объект дела о банкротстве в 2012 г. — ОАО «Целлюлозный завод “Питкяранта”». В апреле 2013 г. в отношении него была введена процедура конкурсного производства. Как сообщает сайт Правительства Республики Карелия, по итогам 2013 г. предприятию удалось достичь роста объемов производства товарной целлюлозы по сравнению с 2012 г. [14].
Дальнейшее ухудшение дел в лесной промышленности может быть спровоцировано увеличением стоимости кредитов для предприятий, что также может привести к приостановке некоторых инвестиционных проектов. Как сообщает интерактивный лесопромышленный портал Лесной клуб FORESTEC, со ссылкой на РБК, аналитиков и представителей банковского сектора, стоимость кредитов для предприятий и населения может вырасти на 0,5—2 процентных пункта. С начала 2014 г. Банк России постепенно повышает ключевую процентную ставку с 5,5 до 8 % [10]. Невозможность привлечения кредитов на выгодных условиях повлечет отсутствие средств на проведение модернизации производства и достижение зарубежного уровня технического оснащения лесной промышлености. Высокие затраты на производство, неконкурентоспособность российской продукции на внешнем рынке приведут к дальнейшему ухудшению дел в отрасли.
Для решения основных проблем лесной отрасли правительство республики планирует использовать средства федерального бюджета в размере 520,9 млн руб., средства бюджета Республики Карелия в размере 61,1 млн руб., а также внебюджетные источники в размере 2635,5 млн руб. в рамках региональной программы «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2013—2015 годы». В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса Стратегия предусматривает необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышения вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса [1].
Но одним восстановлением лесов помочь лесному комплексу Карелии невозможно. Необходимо повышать эффективность программ поддержки лесопромышленников Карелии. На федеральном уровне поддержка заключается в отсрочке повышения ставок вывозных таможенных пошлин на круглые необработанные лесоматериалы; сохранении размера ставок платы за использование лесов; предоставлении государственных гарантий на получение банковских кредитов; возмещении из федерального бюджета российским экспортерам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях; предоставление субсидий из федерального бюджета на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива; принятие решения о выделении регионам субвенций из федерального бюджета на строительство лесных дорог [4].
На республиканском уровне это участие предприятий лесного комплекса в Региональной программе поддержки занятости населения в Республике Карелия; предоставление дополнительных налоговых льгот предприятиям лесного комплекса; осуществление господдержки предприятий-инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Карелия (субсидирование процентов по инвестиционным кредитам, предоставление государственных гарантий Республики Карелия); заключение соглашений о социально-экономическом партнерстве между республиканским правительством и крупными предприятиями ЛПК [4].
Но на деле все выглядит не так радужно. По заявлениям уже бывшего главы Республики Карелия Сергея Катанандова, реализация программ поддержки лесопромышленности «трудновыполнима, потому что требует и дополнительных ресурсов, и дополнительных решений. Непросто идет ее реализация. Ну, например, надо выделять деньги на межсезонные запасы древесины, чтобы лесозаготовители могли зимой работать, а потом, возвращая кредиты, спокойно готовиться к очередному сезону. Но фактически очень мало тех, кто смог получить кредиты на работу в зимних условиях. И так далее…» [5].
На наш взгляд, очень важно довести информацию до предпринимателей, работающих в сфере ЛПК. Право на получение поддержки должны иметь не только крупные конъюнктурные проекты. Малый и средний бизнес нуждается в ней еще в большей степени.
Республика Карелия имеет много возможностей, чтобы вывести лесную промышленность на новый уровень, но непродуманная политика правительства в этой области, разрыв во времени с возникновением проблем в отрасли и началом процедур решения данных проблем приводят лишь к разговорам о перспективном и светлом будущем данной отрасли в республике. На деле требуется решить много проблем и проделать большую работу в данной области.
Список литературы
- Об утверждении региональной программы РК «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2013—2015 годы» : постановление Правительства РК от 14.03.2013 № 84-П / Карелия официальная [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html?lid=9430, свободный (дата обращения: 30.09.2014).
- Бобылева А. ЛПК Карелии: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]. URL: http://pv.karelia.ru/files/archive/107_14-17.pdf, свободный (дата обращения: 02.10.2014).
- Чабак Е. Секрет Карельского леса [Электронный ресурс]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/2192, свободный. (Дата обращения 28.09.2014).
- Чабак Е. Леса много не бывает [Электронный ресурс]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/2194, свободный (дата обращения: 28.09.2014).
- Чабак Е. ЛПК Карелии: до прежних высот далеко [Электронный ресурс]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/1219, свободный (дата обращения: 30.09.2014).
- Шишулина З. И. Развитие лесопромышленного комплекса Республики Карелия: тенденции и перспективы // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. 2008. № 3 (3). С. 32—39.
- Мониторинг инвестиционных проектов СЗФО за 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_126.html, свободный (дата обращения: 29.09.2014).
- Новым собственником Сегежского ЦБК и предприятия «Деревообработка-проект» стала АФК «Система» [Электронный ресурс]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_125.html, свободный (дата обращения: 29.09.2014).
- Показатели работы ЛПК Республики Карелия : итоги 2013 года, отчет о работе в первые два месяца 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_111.html, свободный (дата обращения: 29.09.2014).
- Реализация инвестиционных проектов в России может оказаться под вопросом вследствие увеличения стоимости кредитов для бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/news/news_3287.html, свободный (дата обращения: 29.09.2014).
- Республика Карелия в цифрах, 2014 : краткий статистический сборник / Карелиястат. Петрозаводск, 2014. 48 с.
- Республика Карелия, 2013 : статистический ежегодник / Карелиястат. Петрозаводск, 2013. 348 с.
- Сравнительный анализ ЛПК Карелии и Финляндии [Электронный ресурс]. URL: http://pv.karelia.ru/files/archive/107_14-17.pdf, свободный (дата обращения: 02.10.2014).
- Социально-экономическое развитие Республики Карелия, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Info/2013/eco_man_wood13.html, свободный (дата обращения: 01.10.2014).
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия [Электронный ресурс]. URL: http://krl.gks.ru, свободный (дата обращения: 30.09.2014).
- Трансграничный лесной портал Lesinfo.fi [Электронный ресурс]. URL: http://www.idanmetsatieto.info/rus/document.cfm?doc=show&doc_id=1700, свободный (дата обращения: 01.10.2014).
References
- On Approval of the Regional Program of the RK «Development of Forestry in the Republic of Karelia for 2013—2015 years»: Government Resolution of March 14, 2013 № 84-P [Ob utverzhdenii regionalnoy programmy RK «Razvitie lesnogo khozyaistva v Respublike Kareliya na 2013—2015 gody»] [Electronic resource]. URL: http://www.gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html?lid=9430 (accessed: 30.09.2014).
- Bobyleva A. TIC of Karelia: yesterday, today and tomorrow [LPK Karelii: vchera, segodnya, zavtra] [Electronic resource]. URL: http://pv.karelia.ru/files/archive/107_14-17.pdf (accessed 02.10.2014).
- Chabak E. Secret of Karelian Forest [Sekret karel’skogo lesa] [Electronic resource]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/2192 (accessed 28.09.2014).
- Chabak E. Forest Is Never Too Much [Lesa mnogo ne byvaet] [Electronic resource]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/2194 (accessed 28.09.2014).
- Chabak E. TIC of Karelia Is Far From Former Heights [LPK Karelii: do prezhnikh vysot daleko] [Electronic resource]. URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/1219 (accessed 30.09.2014).
- Shishulina Z. I. The Development of the Timber Industry Complex of the Republic of Karelia: Trends and Prospects [Razvitie lesopromyshlennogo kompleksa Respubliki Karelia: tendentsii i perspektivy] // Economic and social changes: facts, trends, forecast [Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz]. 2008. № 3 (3). P. 32—39.
- Monitoring of Investment Projects in the Northwestern Federal District in 2013 [Monitoring investitsionnykh proektov SZFO za 2013 god]. [Electronic resource]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_126.html (accessed 29.09.2014).
- The New Owner of SPPM and Enterprise «Woodworking Project» is AFK «Sistema» [Novym sobstvennikom Segezhskogo TBK i predpriyatiya «Derevoobrabotka-proekt» stala AFK «Sistema»]. [Electronic resource]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_125.html (accessed 29.09.2014).
- Indicators of TIC of the Republic of Karelia: Results of 2013, a Report on the Work in the First Two Months of 2014 [Pokazateli raboty LPK Karelii: itogi 2013 goda, otchet o rabote v pervye dva mesyatsa 2014 goda] [Electronic resource]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/analytics/analytics_111.html (accessed 29.09.2014).
- Implementation of Investment Projects in Russia Can Be Called Into Question As a Result of Increase in the Cost of Credit to Businesses [Realizatsia investitsionnykh proektov v Rossii mozhet okazatsya pod voprosom vsledstvie uvelicheniya stoimosti kreditov dlya biznesa] [Electronic resource]. URL: http://www.forestec.net/index/infocenter/news/news_3287.html (accessed 29.09.2014).
- Republic of Karelia in Figures [Respublika Karelia v tsifrakh, 2014]. Petrozavodsk, 2014. 48 p.
- The Republic of Karelia. Statistical Yearbook. 2013 [Respublika Karelia. Statisticheskii ezhegodnik, 2013]. Petrozavodsk, 2013. 348 p.
- Comparative Analysis of TIC in Karelia and Finland [Sravnitelnyi analiz LPK Karelii i Finlyandii] [Electronic resource]. URL: http://pv.karelia.ru/files/archive/107_14-17.pdf (accessed 02.10.2014).
- Socio-Economic Development of the Republic of Karelia in 2013 [Sotsial’no-ekonomicheskoe razvitie Respubliki Karelia v 2013] [Electronic resource]. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Info/2013/eco_man_wood13.html (accessed 01.10.2014).
- Territorial Branch of Federal Statistics Service in Republic of Karelia [Territorialnyi organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Kareliya] [Electronic resource]. URL: http://krl.gks.ru (accessed 30.09.2014).
- Transborder Forest Portal Lesinfo.fi [Transgranichnyi lesnoy portal Lesinfo.fi] [Electronic resource]. URL: http://www.idanmetsatieto.info/rus/document.cfm?doc=show&doc_id=1700 (accessed 01.10.2014).