В современной практике финансирования основных фондов предприятий, наряду с банковским кредитом, важное место занимает лизинг. При этом приобретение имущества в лизинг имеет ряд преимуществ по сравнению с получением кредита:
- Объем документов и срок рассмотрения заявки на получение одобрения по лизингу меньше, чем при кредитовании.
- Предприятию проще получить имущество в лизинг, чем кредит на его приобретение, так как лизинговое имущество обычно выступает в качестве залога и дополнительного обеспечения не требуется.
- Лизинговое соглашение более гибкое, обеим сторонам предоставляется возможность выработать удобную схему выплат, которая может изменяться в течение действия договора по согласованию сторон.
- Уплата лизинговых платежей начинается с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
- При лизинге возможно применение ускоренной амортизации.
- Лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции лизингополучателя в полном объеме и, соответственно, снижают налогооблагаемую прибыль.
- Лизингополучатель может предъявить к возмещению НДС, рассчитанный со всей суммы лизинговых платежей.
- Лизинговое имущество свободно от претензий кредиторов лизингополучателя.
- В лизинг можно получить имущество, бывшее в употреблении.
- Организационные вопросы по сделке решаются лизинговой компанией.
На сегодняшний день можно говорить о том, что российские организации и индивидуальные предприниматели оценили преимущества лизинга, его привлекательность как инструмента обновления основных фондов, и этот рынок достаточно развит в России. Государство, со своей стороны, также заинтересовано в развитии лизингового финансирования, так как это стимулирует инвестиционную активность и, в итоге, положительно влияет на общий уровень экономического развития. Однако ситуация в регионах России существенно различается. В частности, в Республике Карелия, несмотря на потребность в модернизации основных фондов, практически не применяются меры стимулирования инвестиций через поддержку лизинговых сделок.
Цель данной статьи — на основе анализа состояния российского рынка лизинга, его проблем и тенденций определить ключевые факторы, которые могут способствовать более широкому использованию лизинговых сделок в деятельности хозяйствующих субъектов Республики Карелия. Проанализируем современную ситуацию на лизинговом рынке России.
В соответствии с отчетом Европейской лизинговой ассоциации (Leaseurope), РФ занимала пятое место в 2012 г. и чевертое место в 2013 г. в Европе по новому продукту после Германии, Великобритании и Франции [7]. Доля лизинга в ВВП РФ в 2013 г. составила 1,9 % [6], что соответствует уровню развитых европейских государств. Однако необходимость повсеместной модернизации основных фондов, в связи с высокой степенью их изношенности (см. рис. 1), позволяет предполагать, что рынок лизинга в России имеет большой потенциал роста.
Рис. 1. Динамика степени износа основных фондов [2]
Как известно, лизинговый рынок чутко реагирует на изменение основных макроэкономических параметров, в частности ВВП. Мировой финансовый кризис серьезно понизил все показатели рынка в 2009 г., но уже в 2010 г. негативные тенденции были преодолены и рынок практически вышел на докризисный уровень. Активный рост продолжился в 2011 г. и несколько замедлился в 2012 и 2013 гг. Таблица 1Индикаторы развития рынка лизинга в 2007—2013 гг. [6]
Таблица 1
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Объем нового бизнеса, млрд руб. | 997,5 | 720 | 315 | 725 | 1300 | 1320 | 1300 |
Темпы прироста, % | 149,6 | -27,8 | -56,3 | 130,2 | 79,3 | 1,5 | -1,5 |
Совокупный лизинговый портфель, млрд руб. | 1 202 | 1 390 | 960 | 1 180 | 1 860 | 2 530 | 2 900 |
Темпы прироста, % | 126,8 | 15,6 | -30,9 | 22,9 | 57,6 | 36 | 14,6 |
Стоимость предметов лизинга по новым заключенным сделкам без НДС, млрд руб. | - | 430 | 180 | 450 | 741 | 770 | 783 |
Темпы прироста, % | - | - | -58,1 | 150 | 64,6 | 3,9 | 1,7 |
Рис. 2. Динамика темпов роста номинального ВВП, инвестиций в основной капитал
и объемов нового бизнеса рынка лизинга
На рис. 2 видно, что за рассматриваемый период темпы роста ВВП и инвестиций в основной капитал практически совпадали. При этом тенденции изменения объема нового бизнеса рынка лизинга аналогичны, но более ярко выражены, что, на наш взгляд, еще раз доказывает чувствительность данного рынка к макроэкономическим изменениям.
Структура рынка по предметам лизинга представлена на рис. 3.
Рис. 3. Доля отдельных видов сделок в новом бизнесе, % [6]
В 2013 г. по сравнению с 2012 г. существенно сократилась доля железнодорожной техники в новом бизнесе, значительно возросли доли авиализинга и автолизинга.
Прогнозы специалистов на 2014 г. в основном были осторожными. Так, например, рейтинговым агентством «Эксперт РА» рассматривались два сценария развития рынка лизинга:
— оптимистический, рассчитанный на рост реального ВВП 1—2 %, валютный курс 35—36 руб./$, сохранение ликвидности в банковском секторе;
— пессимистический, рассчитанный на нулевой рост реального ВВП либо его незначительное снижение (на 0,5 %), валютный курс 37—39 руб./$, отток капитала более 90 млрд $ [6].
При реализации оптимистического сценария предполагалось слабое снижение авиасегмента, сохранение позиций железнодорожной техники и умеренный рост автолизинга. Пессимистический сценарий означал, что сокращение рынка лизинга может составить до 15 %, а объем нового бизнеса не превысит 1,1 трлн руб.
В настоящее время очевидно, что развитие экономики России в 2014 г. пошло по второму пути, а с учетом изменений валютных курсов в октябре — ноябре сложно предположить, какими будут годовые макроэкономические показатели и насколько пагубно это скажется на состоянии рынка лизинга.
В целом к актуальным проблемам российского лизинга в 2014 г. можно отнести следующие:
— ухудшение платежной дисциплины лизингополучателей;
— сокращение банковского финансирования;
— ухудшение качества общего портфеля по рынку;
— отсутствие эффективной системы защиты интересов лизингодателей из-за разной судебной практики.
В качестве основных перспектив развития лизингового бизнеса специалисты отмечают следующие:
— интенсивный рост оперативного лизинга, начавшийся после кризиса 2008—2009 гг., будет продолжаться;
— дальнейшее освоение сегмента малого и среднего бизнеса;
— большие потенциальные возможности в сделках с физическими лицами;
— ужесточение условий банковского кредитования делает лизинговые сделки более привлекательными для клиентов. Но здесь нельзя забывать, что банковские кредиты являются источником средств для самих лизинговых компаний, следовательно, в выигрыше будут те, кто менее зависим от этого источника.
Кроме того, в связи с последними экономическими санкциями возникает вопрос импортозамещения во избежание дефицита товаров и инфляции спроса, следовательно, отечественным производителям необходимо будет произвести обновление основных фондов. Одним из способов финансирования такого обновления является лизинг.
В регионах России ситуация на рынке лизинга складывается по-разному. С одной стороны, есть постоянные лидеры, главным из которых, безусловно, является Москва, с другой — уровень развития лизинга во многих регионах остается низким. К сожалению, статистика по регионам практически отсутствует, поэтому рассмотрим структуру лизингового рынка в разрезе федеральных округов (см. рис. 4).
Рис. 4. Географическое распределение объема новых сделок в 2013 году [6]
В 2013 г. Москва сохранила безусловное лидерство на рынке лизинга. На Москву и Центральный ФО совокупно приходится примерно половина новых сделок. На втором месте С.-Петербург, доля которого по сравнению с предыдущим годом существенно возросла (с 7,4 до 12,7 %), в первую очередь за счет крупных авиасделок. При этом Северо-Западный ФО (за исключением С.-Петербурга) находится в аутсайдерах и занимает лишь 2,3 % рынка (1,6 % в 2012 г.).
Какие же факторы определяют такой географический расклад? На наш взгляд, в числе основных причин неравномерности лизингового рынка необходимо отметить:
— уровень развития экономики региона;
— отсутствие или недостаточность государственной поддержки;
— наличие административных барьеров;
— недостаточная информированность потенциальных клиентов и др.
Рассмотрим подробнее действие основных факторов на примере СЗФО и, в частности, Республики Карелия.
Рис. 5. Валовый региональный продукт по СЗФО, млн руб [2]
На рис. 5 видно, что лизинговые лидеры — С.-Петербург и Ленинградская область — являются лидерами Северо-Западного ФО и по валовому региональному продукту. Объяснение здесь следующее: высокий ВРП предполагает развитое производство, и, как следствие, развитый рынок лизинга как ответ на потребности финансирования производственной базы. Таким образом, рост объемов промышленного производства сопровождается ростом лизинговых операций. Но существует и обратная зависимость: развитие рынка лизинга стимулирует рост предпринимательства, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.
Одним из главных факторов, влияющих на развитие лизингового рынка, является государственная поддержка. Особенно актуально она становится в кризисные и посткризисные периоды. Государственная поддержка может осуществляться в различных видах и быть направлена как непосредственно на поддержание лизингового бизнеса, так и на стимулирование инвестиционной активности в целом.
На сегодняшний день одной из распространенных мер государственной поддержки является субсидирование малого и среднего предпринимательства при уплате первого взноса по договору лизинга и возмещение части лизинговых платежей. Соответствующие мероприятия предусмотрены во многих региональных программах развития малого и среднего предпринимательства, причем в последние годы наблюдается стабильный рост как числа участников, так и объемов финансирования данных мероприятий (см. табл. 2). В данном случае государство решает сразу две проблемы: оказывает финансовую поддержку малому и среднему бизнесу и стимулирует обновление основных фондов через лизинговый механизм.
Таблица 2
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Число регионов, включивших в программы развития малого и среднего предпринимательства, мероприятия «лизинг», «лизинговый %» и т. п., в т. ч. СЗФО | 48 5 | 57 7 | 72 9 |
Объем средств, перечисленных из федерального бюджета на эти мероприятия, млн руб.*,
в т. ч. СЗФО |
829,9 68,0 | 1822,5 100,5 | 2489,9 232,6 |
* Таблица составлена по данным сайта http://smb.gov.ru/statistics/navy/report. В ряде случаев в расчет принимались мероприятия, включающие субсидирование затрат не только по лизинговым платежам, но и по кредитам, так как в отчете они указывались общей суммой. С другой стороны, в табл. 2 не вошли, например, такие мероприятия, как создание гарантийного фонда, поскольку в отчете не указывалось, на какие именно цели он создается.
Республика Карелия (РК) не входит в число регионов, предусмотревших в своих программах стимулирование лизинга для малого и среднего бизнеса. На наш взгляд, это неоправданно по нескольким причинам:
- Коэффициент износа основных фондов в РК в 2013 г. составил 48,9 %, что выше, чем в среднем по РФ и по СЗФО (см. рис. 1), следовательно, обновление основных фондов крайне необходимо.
- Объем инвестиций в основной капитал неуклонно снижается. В 2013 г. по РК он составлял 29979,8 млн руб., или 82,2 % в сопоставимых ценах к уровню прошлого года. В 2014 г. объемы продолжили свое падение, объем инвестиций за 1 квартал 2014 г. составил 92,7 % в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода прошлого года [3].
- Ограниченность доступа малого бизнеса к банковским кредитным ресурсам — банковское финансирование не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, высокой минимальной суммы кредита, сложной процедуры оформления кредита, отсутствия банковских филиалов или отделений в месте ведения бизнеса (проживания) [1].
В соответствии с «Основными направлениями инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011—2015 годы» предусматривалось субсидирование лизинговых платежей как одна из финансовых форм стимулирования инвестиций [1]. К сожалению, данная норма не нашла отражения ни в одном из ключевых республиканских документов:
— Законе Республики Карелия от 5.03.2013 № 1687-ЗРК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия»;
— Программе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 г., утвержденной Законом Республики Карелия от 17.10.2011 № 1532-ЗРК;
— Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 г., одобренной Распоряжением Правительства Республики Карелия от 30.10.2012 № 658р-П;
— Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г., утвержденной Постановлением Законодательного собрания Республики Карелия от 24.06.2010 № 1755-IV ЗС;
— Государственной программе Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия», утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 03.03.2014 № 49-П;
— Региональной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года», утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 21.02.2009 № 29-П.
В последнем документе в качестве одной из мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотрено создание Гарантийного фонда, основным видом деятельности которого является предоставление гарантий (поручительств) по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т. п.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры. Гарантийный фонд — это относительно новый инструмент финансовой поддержки, который интересен прежде всего средним предприятиям и малым предприятиям с относительно большой численностью рабочих [5]. Структура сектора МСП по размерам предприятий в РК выглядит следующим образом (рис. 6):
Рис. 6. Структура сектора МСП по размерам предприятий в РК в 2013 году [5]
Очевидно, что средние и малые предприятия занимают небольшой удельный вес в общем числе рассматриваемых предприятий (0,4 и 4,6 % соответственно). Из чего следует вывод, что создаваемый Гарантийный фонд, возможно, решит проблему доступа к финансовым ресурсам для меньшинства. Для ИП, микро- и малых предприятий более эффективными мерами финансовой поддержки, по мнению специалистов, являются лизинг и возмещение затрат по лизингу.
Таким образом, видится необходимым включить в основные программы меры в виде компенсации части лизинговых платежей, что позволит сделать лизинг доступным для широкого круга хозяйствующих субъектов.
Подведем итоги.
Сегодня рынок лизинга в России переживает сложные времена в связи с непростой экономической и внешнеполитической обстановкой в целом. Однако на первый взгляд негативные факторы, такие как сокращение банковского кредитования, нестабильность внешнеполитической ситуации могут оказать положительное влияние на развитие лизинга в России при соответствующей государственной поддержке. Как уже говорилось, лизинг взаимозависим с бизнесом и на уровне страны, и на уровне региона: развитие лизинга стимулирует развитие бизнеса, и наоборот, развитие бизнеса стимулирует развитие лизинга. В этой цепочке движущей силой может стать государственная власть всех уровней. Но при этом недостаточно только документального оформления программ, нужно разрабатывать эффективные методы их реализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Об утверждении Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011—2015 годы : распоряжение Правительства Республики Карелия от 21.04.2011 № 185р-П / Республика Карелия для инвестора [Электронный ресурс]. URL: http://www.kareliainvest.ru/ru/pravovoe_regul/, свободный (дата обращения: 06.11.2014).
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru, свободный (дата обращения: 08.11.2014).
- Мониторинг инвестиционной деятельности в Республике Карелия / Республика Карелия для инвестора [Электронный ресурс]. URL: http://www.kareliainvest.ru/ru/4496, свободный (дата обращения: 09.11.2014).
- Отчеты по финансовой поддержке / Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/report/, свободный (дата обращения: 06.11.2014).
- Проект доклада о развитии МСП в 2010—2013 гг. / Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/14952.html, свободный (дата обращения: 06.11.2014).
- Рынок лизинга по итогам 2013 года: держась за воздух [Электронный ресурс]. URL: http://raexpert.ru/researches/leasing/itogi_2013/, свободный (дата обращения: 12.11.2014).
- Annual Statistical Enquiry [Электронный ресурс]. URL: http://www.leaseurope.org/index.php?page=stats-surveys#stats1, свободный (дата обращения: 2.11.2014).
REFERENCES
- Approval of the Guidelines for the investment policy of the Government of the Republic of Karelia for 2011-2015: the disposal of the Government of the Republic of Karelia from 21.04.2011 № 185r-P. [Ob utverzhdenii Osnovnykh napravleniy investitsionnoy politiki Pravitel’stva Respubliki Kareliya na 2011—2015 gody : rasporyazhenie Pravitel’stva Respubliki Kareliya ot 21.04.2011 № 185r-P] / Republic of Karelia for investors [Respublika Kareliya dlya investora]. [Electronic resource]. URL: http://www.kareliainvest.ru/ru/pravovoe_regul/ (accessed 06.11.2014).
- The official website of the Federal State Statistics Service. [Ofitsialnyi sayt Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki]. [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru (accessed 08.11.2014).
- Monitoring of investment activity in the Republic of Karelia. [Monitoring investitsionnoy deyatel’nosti v Respublike Kareliya] / Republic of Karelia for investors / [Respublika Kareliya dlya investora]. [Electronic resource]. URL: http://www.kareliainvest.ru/ru/4496 (accessed 09.11.2014).
- Reports on the financial support [Otchety po finansovoy podderzhke] / Federal portal for small and medium businesses [Federalnyi portal malogo i srednego predprinimatel’stva]. [Electronic resource]. URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/report/ (accessed 06.11.2014).
- Draft report on the development of SMEs in 2010—2013 [Proekt doklada o razvitii MSP v 2010—2013 gg.] / Federal portal for small and medium enterprise [Electronic resource]. [Federalnyi portal malogo i srednego predprinimatel’stva] URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/14952.html (accessed 06.11.2014).
- Leasing market by the end of 2013, holding the air [Rynok lizinga po itogam 2013 goda: derzhas’ za vozdukh] [Electronic resource]. URL: http://raexpert.ru/researches/leasing/itogi_2013/ (accessed 12.11.2014).
- Annual Statistical Enquiry [Electronic resource]. URL: http://www.leaseurope.org/index.php?page=stats-surveys#stats1 (accessed 02.11.2014).