Рожнева С. С. Национальная идея в программах политических партий: федеральный и региональный уровень (на материалах Республики Карелия) // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2015. № 2. С. 34–42.


Выпуск № 2 (2015)

ПОЛИТОЛОГИЯ

pdf-версия статьи

УДК 329

Национальная идея в программах политических партий: федеральный и региональный уровень (на материалах Республики Карелия)

Рожнева
   Светлана
   Сергеевна
кандидат политических наук, доцент,
кафедра зарубежной истории, политологии и международных отношений, Институт истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет,
Петрозаводск, Россия, rozhneva@mail.ru
Ключевые слова:
Национальная идея
нация
патриотизм
единство
сильное государство
политические партии
партийная система
Карелия.
Аннотация: В статье представлен анализ текстового массива количественных данных программ политических партий современной России по числу упоминаний дискурса национальной идеи. Используется методика case-study при изучении единичного случая Республики Карелия. Выбор Карелии обусловлен спецификой региона, его приграничным характером в отношении Севера Европы, что позволяет наблюдать конфликт авторитарных и демократических ценностей. В работе проводится логический анализ партийных программ с использованием методики контент-анализа. Ставится цель выявить количество тех партий, в программах которых предлагается мифологема национальной идеи как основы единства российского народа и поддержания легитимности партийных сил в стране. В статье сформулированы две группы гипотез, одна из которых связана с непосредственным упоминанием в программах партий словосочетания «национальная идея», а другая охватывает все партийные программы за счет акцентирования внимания на близком смысловом значении феномена «национальной идеи» и частоты упоминаний дефиниций. В результате проведенного исследования автор делает выводы, что национальная идея не является доминирующей ценностью общественного сознания россиян, а становится лишь средством воздействия политической элиты на их мнение. Акторы, которые время от времени заявляют о ней, по большей части, мотивируются популизмом ради достижения своих целей. Мифологичность национальной идеи усиливается ее прагматизмом для политических сил. Партии, которые обладают реальным весом в политической системе страны, как на федеральном, так и на региональном уровнях, дискурс национальной идеи используют в популяризации его значения для граждан государства. При этом данный феномен хотя и влияет на уровень их легитимности, но выступает далеко не единственным и даже не доминирующим показателем. В связи с этим анализ программ политических партий с использованием только дискурса национальной идеи не дает возможности установить роль и значение партий в политическом процессе как страны, так и отдельно взятого субъекта Российской Федерации, Республики Карелия.

© Петрозаводский государственный университет


Либерализация партийного законодательства, ослабление требований для регистрации политических партий, привели к тому, что на сегодняшний день1 по данным Министерства юстиции РФ в стране существуют 76 политических партий [2]. Увеличение количества партий более чем в 10 раз специфическим образом отражается на современной партийной системе страны. Названия некоторых партий комичны, какие-то из них  являются типичными партиями-спойлерами. Плюралистичный характер системы формален и адаптирован к существующему законодательству. «Новые» партии (к таким можно отнести тех акторов, которые стали регистрироваться с2012 г.) не имеют устойчивой социальной опоры,  и не являются достойными конкурентами «старых» партий.

 

Партийное строительство до конца не разрешает политический кризис внутри страны, лишь поворачивая его в другое русло. Символизация политического пространства неизбежна. Она конструируется под воздействием многих факторов, имеет разные формы проявления, в том числе, и в программных положениях партий. Национальная идея выступает важным ориентиром, способным интегрировать общество и нивелировать его конфликтность, особенно в такой большой многонациональной стране, каковой является Россия.

В представленной работе проводится логический анализ программ политических партий современной России с использованием методики контент-анализа. Также исследуется партийное представительство в одном из субъектов Российской Федерации, в Республике Карелия, как показательного примера в североевропейской части России и того, как в республике отражается проводимая федеральная политика. Выбор Карелии в качестве объекта исследования обусловлен ее  приграничным расположением. В данном регионе можно наблюдать конфликт ценностей. С одной стороны, здесь сильны авторитарные традиции, проявляющиеся в последовательности реализации федеральной политики, в исполнении требований, поступающих из федерального центра, а, с другой ― демократические тенденции, выражающиеся  в противоречиях между региональной и местной администрациями, зачастую иллюстрирующих принадлежность к разным политических силам.  

Следует отметить, что в целом политическое мифотворчество играет важную роль в процессе объединения общества. Традиционно эту функцию выполняют государственные институты в лице публичных акторов политики. В большинстве своем активность негосударственных организаций, таких как политические партии, проявляется в электоральный период в фазе агитации. Однако и в том и в другом случае общество подвергается широкому воздействию различного рода мифологем, как позитивно, так и негативно маркированных. Одной из наиболее ярких, позитивно окрашенных мифологем нашей страны продолжает оставаться национальная идея, рассматриваемая как идеологическая практика трансформирующейся современной политики, нацеленной на сохранение и поддержание системных характеристик государства. По замечанию В. А. Кулинченко и Н. А. Коровниковой, «одной из основных задач, стоящих перед государством, является поддержание единого смыслового (идеологического) пространства» [1; 17]. Следовательно, разнообразные мифологемы непосредственно воздействуют на общественное сознание, по большей части направляя его в нужном для власти ключе в рамках политической системы.

Популярность мифологемы национальной идеи в России проявляется, как правило, в кризисные периоды в самом широком их значении (социально-экономические кризисы, политические от международных до внутренних, вплоть до смены власти путем выборов, и т.п.). Одним из возможных путей сохранения системы становится реанимация поиска государственной идеи для страны с целью сплочения нации. Упоминание ведущими политическими силами  необходимости национальной идеи для государства может расцениваться и как своеобразный проект государственной власти, направленный на поддержание ее легитимности, и как одно из средств воздействия политических партий на общественное мнение с целью создания социальной опоры и возможного прихода к власти.

Политические партии играют большую роль в представительстве интересов, их артикуляции и агрегировании. Поэтому ценности, доминирующие в обществе, так или иначе должны быть закреплены в программных документах политических сил. В связи с этим было интересно проанализировать, каким образом национальная идея отражается в программах существующих партий в современной России и какие из них имеют региональные отделения в Республике Карелия.

Для реализации данной задачи использовалась методика контент-анализа программ всех политических партий. Ставилась цель выявить количество тех партий, в программах которых предлагается мифологема национальной идеи как основы единства российского народа, чтобы  тем самым определить  реальный вес этих партий в политической системе страны. В качестве единиц анализа использовались слова и смысловые фрагменты, отражающие по нашему мнению интегративную сущность национальной идеи. Наряду с самим словосочетанием «национальная идея» (которое надо признать, в чистом виде встречается очень редко в программах партий) использовались такие дефиниции и образуемые на их основе однокоренные слова и лингвистические конструкции как «нация», «патриотизм», «единство», «согласие» «стабильность», «порядок», «сильное государство», «держава». Расширение диапазона смыслового анализа, использование дополнительных количественных единиц стало необходимой базой для более детального исследования программ партий, затрагиваемой в них национальной проблематики, интегрирующей силы и суверенной мощи страны. Анализ результатов опросов общественного мнения ведущих информационных центров страны (ФОМ, ВЦИОМ и т.п.), с одной стороны позволил выявить единицы для анализа информационного массива программ политических партий современной России из-за эпизодического использования в них словосочетания «национальная идея», а, с другой ― сформулировать две группы исследовательских гипотез.

Первая группа связана с непосредственным упоминанием в программах партий словосочетания «национальная идея» как на федеральном, так и на региональном уровне в практике Республики Карелия, что выразилось в таких гипотезах, как:

- политические партии, которые в своих программах заявляют о национальной идее, являются реальными силами, способными оказывать непосредственное влияние на политическую систему России. При этом данная тенденция отражается в опыте функционирования партий в Карелии;

- политические партии, которые в своих программах заявляют о национальной идее, не оказывают никакого воздействия на публичное политическое пространство страны в целом и Республики Карелия, в частности;

- невозможно установить ни прямую, ни обратно пропорциональную зависимость между программным заявлением партии о национальной идее и ее ролью в политическом процессе на федеральном и  региональном уровнях.

Вторая группа гипотез позволила охватить все программы партий, т.к. акцентировалось внимание на близком смысловом значении феномена «национальная идея» и частоте упоминаний. В связи с этим были сформулированы следующие гипотезы:

- «национальная идея» выступает как нейтрально окрашенная мифологема, партия акцентирует внимание на решении  иных задач, напрямую не связанных с поиском национальной интегрирующей идеи для страны;

- «национальная идея» ― позитивно маркированная мифологема. Партия предстает как реальная сила в политической системе страны и региона, оказывающая непосредственное влияние на принимаемые политические решения;

- невозможность установить зависимость роли и значения партии в политическом процессе страны и отдельно взятого субъекта РФ от частоты упоминаний в программах смыслов, связанных с  «национальной идеей».

Вторая группа гипотез была сформулирована исходя из количественного анализа исследуемой информации. Взяв в качестве контрольной отметки 100 единиц, удалось выявить трехуровневое проявление признака использования  партиями в своих программах дискурсов национальной идеи с тем, чтобы определить их статус, роль и значение в политической системе страны,  возможности выполнения своих функций и трансляции идей в массовое сознание.

Следует также отметить, что, по нашему мнению, не имело смысла выделять в качестве отдельной группы гипотезы, непосредственно описывающие ситуацию в Карелии. Во многом это было обусловлено стремлением показать проявление существующих федеральных политических тенденций на региональном уровне.

Согласно данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия по состоянию на 12 января 2015 г. [3] в РК имеются  региональные отделения 32 политических партий из 76 возможных[2] (см. диаграмма 1).

 

Диаграмма 1.


 

Как видно на диаграмме, почти половина зарегистрированных в России партий имеют свое представительство в Карелии. Из этого следует, что республика активно участвует в процессе партийного строительства. В регионе отражаются те изменения, которые происходят на федеральном уровне, в частности, увеличение количества региональных отделений партий и расширение партийного колорита в этом субъекте федерации.

Анализ программ политических партий показал, что из 76 только в 19 из них заявляется о национальной идее, что составляет 25% от общего числа партий. На региональном уровне из 32 партий только 4 используют в программах словосочетание «национальная идея», что соответствует 12,5% (см. диаграмма 2).

 

Диаграмма 2. Политические партии, в программах которых используется словосочетание «национальная идея».

 

 

Сравнение долей использования понятия «национальная идея» в программах партий показывает, что на федеральном уровне их почти в два раза больше, чем на республиканском. Анализируя данные, можно отметить, что выраженность консервативных ценностей национальной идеи на региональном уровне проявляется слабее, чем на уровне государства в целом. Это подтверждает специфику протекания политического процесса в Карелии, считающейся одним из либеральных по характеру изменений субъектом федерации.

Также было интересно проанализировать соотношение «старых» (дата регистрации до2012 г.) и «новых» (дата регистрации с2012 г.) партий, напрямую заявляющих о необходимости национальной идеи. Так на федеральном уровне из 19 партий только две, «Патриоты России» и «Справедливая Россия», относятся к  «старым» партиям, что составляет всего 11%. В  Республике Карелия было выявлено процентное соотношение 40% / 60%.  «Справедливая Россия» и «Патриоты России», как  и на федеральном уровне, относятся к «старым» партиям, к  «новым» три партии:  «Партия социальной защиты», «Российская социалистическая партия», «Партия духовного преображения России» (см. диаграмма 3).

 

Диаграмма 3. Соотношение «старых» и «новых» партий, в программах которых встречается словосочетание «национальная идея».


Хотя в Карелии, как и в России, партии, содержащие в своих программах словосочетание «национальная идея» в основном представлены «новыми» партиями,  их соотношение со «старыми» явно отличается от федерального уровня. Несмотря на очевидное преобладание «новых» партий, показатели в Республике Карелия по сравнению с общероссийскими напрямую зависят от количества зарегистрированных партийных региональных отделений на ее территории. Общая же тенденция обусловлена, как представляется, тем, что, не имея должной социальной опоры, «новые» партии ищут те идеи и программные положения, которые бы «цепляли» общественность. В таком контексте усиливается мифологичность национальной идеи, проявляющейся в утилитарности ее ценностных смыслов.

Учитывая это, следует признать, что новые политические силы не оказывают серьезного воздействия на процесс принятия решений, на современные политические практики. Расширяя плюрализм политического пространства, данные партии выступают некими статистическими единицами в политической системе. Как представляется, используемая мифологема национальной идеи новыми партиями интерпретируется прагматически. Не имея опыта электоральной борьбы, они ее могут применять как одно из средств для создания хотя бы какой-то политической платформы своей деятельности.

Выявляя доказуемость поставленных гипотез первой группы на основе анализируемых данных, можно подтвердить лишь то, что нельзя выявить закономерность между программными заявлениями партий о национальной идее и их ролью в политическом процессе ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Это может быть обусловлено недостаточностью переменных данных, с одной стороны, а с другой тем, что национальная идея не является традиционной ценностью россиян, не находит отклика в массовом сознании, а  ее вбрасывание политическими силами в публичное пространство является по большей части одним из инструментов поддержания их легитимации.

Вторая группа гипотез выстраивалась на основе всего массива количественных данных в программах партий. Была расширена дефиниция национальной идеи с целью охвата программ всех зарегистрированных партий за счет увеличения ее понятийного осмысления. Таким образом, по количеству упоминаний в программах о национальной идее как сплачивающей российское общество в терминах национальной идентичности, единства, порядка, государственной мощи, державности и т.п. удалось выявить трехуровневое проявление этого признака:

- от 0 до 35 упоминаний ― отсутствует или используется на крайне низком уровне дефиниция «национальная идея»;

- от 36 до 70 упоминаний ― показывает средние параметры, в программах партий наблюдается охват широкого круга проблем, в том числе и вопросов, связанных с национальной идеей, ее поиском и проявлением в политическое системе;

- более 71 упоминаний демонстрируют устойчивое проявление признака, данные партии либо обладают реальным весом в политическом процессе, либо используют понятие национальной идеи в прагматическом контексте для достижения своих целей (см. диаграмма 4).

 

Диаграмма 4. Анализ информационного массива дискурса «национальная идея» в программах политических партий в современной России и  Карелии.

 Симптоматично, что в отрицательном контексте «национальная идея» не используется в программах партий, что вызвано, как представляется, традиционной исторической сущностью самого феномена, направленного как на достижение сплочения многонационального народа, так и на  внедрение в массовое сознание сверху властвующими структурами, по большей части использующими ее как популистскую идею.

Исследование полученных данных показывает схожесть проявления общероссийских тенденций на уровне отдельно взятого субъекта федерации, Республики Карелии. По большому счету в партийных программах национальная идея используется нейтрально, что свидетельствует, скорее всего, об акцентировании внимания партий на решение иных задач, напрямую не связанных с интегративной сущностью национальной идеи для страны.

В связи с тем, что реальными акторами политики выступают те политические партии, которые имеют представительство в законодательном органе власти,  была проанализирована партийная принадлежность депутатов Государственной Думы РФ VI созыва и Законодательного Собрания РК V созыва. Данная информация была необходима для определения реального веса партийных сил в политической системе на федеральном и региональном уровнях и то, с какой целью они могут использовать дискурс национальной идеи в своих программах. Состав Государственной Думы представлен депутатами от четырех политических партий: «Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России». Состав Законодательного Собрания Республики Карелия расширен за счет депутатов от партии «Яблоко» и самовыдвиженцев3 (см. диаграмма 5).

 

Диаграмма 5. Дискурс «национальная идея» в программах политических партий, имеющих представительство в законодательном органе власти.

 В целом видно, что ведущие политические силы страны акцентируют внимание на вопросах национального характера, сплоченности народа и сохранения величия страны. При этом интересным является то, что партия «Единая Россия», имеющая явное превосходство по количеству депутатских мандатов4 в законодательных органах власти, в своей программе лишь в 20 случаях использует дискурс национальной идеи. Это подтверждает тот факт, что легитимность ведущей партии страны держится на иных основах, напрямую не связанных с проявлением национальной идеи. Анализ единичного регионального случая Карелии иллюстрирует отличную от федеральной тенденцию, вызванную тем, что в состав Законодательного Собрания РК входят депутаты от партии «Яблоко». В программе «Яблоко» количество упоминаний, связанных с проявлением феномена национальной идеи равно 41. Полученные данные в очередной раз свидетельствует  о специфике северо-западного региона страны, в политике которого сочетаются как авторитарные, так и демократические тенденции.

Наряду с этим был проведен анализ количества упоминаний дискурса «национальная идея» в программах «старых» и «новых» партий России, в целом, и Карелии, в частности (см. диаграмма 6). Из 76 партий по стране 8 являются «старыми»  и 68  «новыми». На уровне региона насчитывается  6 «старых» партий и 26 «новых».

 

Диаграмма 6. Процентное соотношение количества упоминаний в программах «старых» и «новых» партий дискурса национальной идеи.

 

 

Полученные данные обращают на себя внимание. Так,  в Карелии по первым двум показателям наблюдается следование общероссийским тенденциям. Но в республике прослеживается иное долевое соотношении количества упоминаний в программах партий в значениях более 71. По сравнению с федеральным уровнем, мы, по сути, видим «зеркальное» отражение признака в регионе. Как представляется, это вызвано дефицитом в Карелии региональных отделений «новых» партий, что свидетельствует об их недостаточном весе в политической системе страны. Также в республике сохраняются традиционные политические силы, которые, пользуясь своей легитимностью и информированностью жителей Карелии об их существовании, продолжают оказывать непосредственное воздействие на политический процесс в отдельно взятом регионе.

Проведенный анализ всего массива информационных данных, полученных из программ политических партий современной России, позволяет сделать выводы, что гипотезы второй группы частично подтверждаются. Национальная идея в партийных программах предстает как нейтральная или позитивно окрашенная мифологема. Несмотря на то, что данная идея может быть использована как интегрирующая ценность для страны, в программах политических партий она в подобном формате представлена слабо. Как правило, партии акцентируют внимание на решение иных задач, не связанных с поиском единственной объединяющей государственной идеи.

В целом, проведенное исследование показывает, что национальная идея не является доминирующей ценностью общественного сознания россиян, а становится лишь средством воздействия политической элиты на их мнение. Акторы, которые время от времени заявляют о ней по большей части мотивируются популизмом ради достижения своих целей. Таким образом, мифологичность национальной идеи усиливается ее прагматизмом для политических сил. Те партии, которые обладают реальным весом в политической системе страны, как на федеральном, так и на региональном уровнях, дискурс национальной идеи используют в популяризации его значения для граждан государства. При этом данный феномен хотя и влияет на их уровень легитимности, но выступает далеко не единственным и даже не доминирующим показателем. В связи с этим  анализ программ политических партий с использованием только дискурса национальной идеи не дает возможности установить зависимость роли и значения партий в политическом процессе как страны, так и отдельно взятого субъекта Российской Федерации.

Наряду с этим следует упомянуть и специфику политических программ партий. Самым действенным способом заявить о своих идеях любая партия может лишь в период избирательных кампаний. И даже в этом случае население потребляет лишь ту информацию, которая внедряется в массы посредством политической рекламы в ее самом широком понимании. Избиратели, как правило, знакомятся с программами на парламентских выборах и лишь с той частью конкретной программы, которую политтехнологи считают наиболее сильной, чтобы привлечь внимание общественности и заручиться поддержкой электората. Наряду с этим, на предстоящих в2016 г. выборах депутатов Государственной Думы, как представляется, далеко не все политические партии, которые на данный момент зарегистрированы (а процесс появления новых партий продолжается) смогут стать кандидатами для участия в избирательной гонке. Таким образом, у данных партий не будет возможности репрезентовать свои программы широким массам общественности. Однако думается, что есть шанс найти какую-то иную,  более продуктивную форму взаимодействия между «старыми» и «новыми» партийными силами, что найдет отражение в феномене национальной идеи для страны, ее необходимости или в определении других интегрирующих смыслов российской политики.

В завершении следует отметить, что редукционизм выбранной методики исследования, анализ единственного фактора  ― «национальной идеи» ― в контексте партийной системы (что само по себе тоже упрощено), выбор только Республики Карелия во многом повлияли на итоговые выводы. Исследования в данном ключе могут быть продолжены путем увеличения формата переменных и базы данных.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012―2016 гг.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кулинченко В.А., Коровникова Н.А. Национальная идея как «легитимная идеология» современной России // Власть.  2008.  № 11.  С. 14—18.
  2. Список зарегистрированных политических партий // Министерство юстиции РФ (официальный сайт). [Электронный ресурс].  URL: http://minjust.ru/ru/node/40472, свободный. (Дата обращения: 10.05.2015).
  3. Список региональных отделений политических партий Республики Карелия, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». [Электронный ресурс].  URL: karel.izbirkom.ru/etc/ropp20150112.doc, свободный. (Дата обращения: 22.05.2015).

 

REFERENCES

  1. Kulinchenko V. A., Korovnikova N. A. Nation Idea as «Legitimacy Ideology» of Modern Russia [Natsional'naya ideya kak «legitimnaya ideologiya» sovremennoy Rossii]. Vlast' [Power], 2008. № 11. P. 14—18.
  2. The List of Registered Political Parties // The Ministry of Justice of the Russian Federation (Official Website)  [Electronic resource]. URL:  http://minjust.ru/ru/node/40472 (accessed 10.05.2015).
  3. A list of Regional Branches of Political Parties of the Republic of Karelia, Registered In Accordance With the Federal Law «On Political Parties»  [Electronic resource]. URL:  karel.izbirkom.ru/etc/ropp20150112.doc (accessed 22.05.2015).

 



Просмотров: 3309; Скачиваний: 939;