Карелия в 2015 г. вошла в число самых неблагополучных регионов Северо-Запада по соотношению убыточных и прибыльных предприятий. На 1 сентября доля убыточных предприятий в республике составила 48%. Несмотря на столь неблагоприятные результаты экономического развития, есть надежда на улучшение сложившейся ситуации. С 2016 г. начинается реализация федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года", которая предусматривает 52 мероприятия в сфере развития промышленности и экономической инфраструктуры региона с объемом инвестиций 134 889,3 млн. руб. Губернатор ведет активную работу по привлечению в экономику новых крупных инвесторов, в том числе иностранных. Упорная и непрерывная работа властей по улучшению инвестиционного климата в регионе может обеспечить перспективы устойчивого развития республики.
В текущем 2015 г. были опубликованы результаты исследований ученых Высшей школы экономики по проблемам финансирования социальных расходов за счет федерального и региональных бюджетов. Авторами было выделено пять групп регионов в зависимости от индикаторов бюджетной обеспеченности по итогам 2014 г. В качестве таковых были приняты душевые доходы бюджета, суммарный долг регионов и муниципалитетов в процентах к налоговым и неналоговым доходам бюджета, дефицит бюджета. Учитывались также дотационность региональных бюджетов и структура долга. Республика Карелия вошла в четвертую группу со статусом «Дефолт». К этому типу эксперты отнесли 20 регионов с пониженной бюджетной обеспеченностью, высоким и сверхвысоким уровнем долговой нагрузки, средним и большим дефицитом бюджета [1; 42—43]. В таблице 1 для сравнения представлены некоторые результаты исследований ученых ВШЭ [1; 60—62].
Таблица 1
Показатели бюджетной обеспеченности и состояния бюджетов отдельных регионов России за 2014 г.
Показатели | Доходы на душу, тыс. руб. | Дефицит к доходам, % | Долг к налоговым и неналоговым доходам, % | Доля кредитов коммерческим банкам в долге, % | Доля трансфертов в доходах, % |
В среднем по регионам | 61 | -5,1 | 33,5 | 45 | 18 |
Тип 1 «Богатые». Высокая бюджетная обеспеченность, низкий долг, профицит или минимальный дефицит (9 регионов) | |||||
Москва | 130 | -3,5 | 10,7 | 17 | 2 |
Санкт-Петербург | 86 | -3,4 | 3,6 | 0 | 7 |
Ленинградская обл. | 70 | 10,9 | 11,8 | 59 | 11 |
Тип 2 «Более ответственные». Пониженная бюджетная обеспеченность, небольшой долг, средний и большой дефицит (12 регионов) | |||||
Пермский край | 46 | -9,3 | 12,5 | 83 | 16 |
Владимирская обл. | 38 | -3,2 | 15,3 | 32 | 23 |
Тульская обл. | 49 | -3,5 | 30,1 | 49 | 16 |
Тип 3 «Середина». Пониженная и средняя бюджетная обеспеченность, средний долг, средний и сильный дефицит (33 региона) | |||||
Воронежская обл. | 40 | -14,0 | 58,0 | 33 | 23 |
Мурманская обл. | 74 | -17 | 46,5 | 74 | 14 |
Респ. Коми | 75 | -16,6 | 52,3 | 47 | 11 |
Архангельская обл. | 63 | -9,8 | 62,0 | 67 | 23 |
Тип 4 «Дефолт». Пониженная бюджетная обеспеченность, большой долг, в основном большой дефицит (20 регионов) | |||||
Респ. Карелия | 54 | -10,9 | 96,3 | 32 | 34 |
Псковская обл. | 45 | -7,8 | 72,4 | 54 | 41 |
Новгородская обл. | 45 | -16,1 | 74,3 | 57 | 19 |
Вологодская обл. | 47 | -7,6 | 82,0 | 42 | 18 |
Тип 5 «Высокодотационные». Небольшой объем долга при высокой долговой нагрузке, в основном небольшой или средний дефицит (9 регионов) | |||||
Респ. Калмыкия | 38 | -5,9 | 42,4 | 23 | 53 |
Чеченская Респ. | 53 | -3,0 | 48,9 | 0 | 82 |
Респ. Тыва | 73 | -4,4 | 49,1 | 11 | 78 |
Респ. Дагестан | 31 | -2,9 | 60,6 | 32 | 70 |
Данные таблицы демонстрируют весьма сложное положение Карельского бюджета — в сравнении со средними показателями по России дефицит больше в два раза, уровень долга выше в три раза, доля трансфертов в доходах выше почти в два раза.
В своем интервью ТАСС руководитель республики А. П. Худилайнен заявил, что дефолта не будет, а рост долга во многом есть следствие трудной экономической ситуации в стране, и власти работают над улучшением структуры долга [4].
В чем же причины сложившегося положения и каковы перспективы его развития? Доходы регионального бюджета, прежде всего, формируются за счет налоговых поступлений, и в свою очередь зависят от деловой активности предпринимательских структур. Масштабы экономической деятельности во многом есть функция общего состояния экономики, благоприятного инвестиционного климата в регионе и благоприятной институциональной среды. Попробуем проанализировать эти аспекты. В таблице 2 показана динамика валового регионального продукта Республики Карелия с 2009 г.
Таблица 2
Показатели экономического развития РК*
Показатели | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Валовой региональный продукт в текущих основных ценах, млн. руб. | 105 924,1 | 120 511,3 | 154 953,7 | 160 841,5 | 175 975,0 |
Индекс ВРП в текущих ценах, % | 113,7 | 128,6 | 103,8 | 109,4 | |
Индекс физического объема ВРП, % | 87,6 | 104,4 | 102,2 | 101,5 | 100,7 |
ВРП на душу населения, руб. | 162 649,3 | 186 651,2 | 241 688,0 | 251 981,4 | 276 835,1 |
Индекс ВРП на душу, % | 114,7 | 129,4 | 104,3 | 109,9 |
*Составлена авторами по данным Карелиястат [18].
Данные таблицы демонстрируют сокращение масштабов экономической деятельности и сокращение численности населения, что также подтверждается официальными статистическими данными. Не секрет, что в последние годы из республики уезжают молодые люди в поисках работы по специальности и с более высоким уровнем оплаты труда.
В таблице 3 приведены индексы потребительских цен в Карелии по сравнению со средним российским показателем, в том числе по основным группам продуктов питания. Они были рассчитаны на основе месячных данных Росстата и характеризуют изменение уровня жизни населения в республике. Так, например, по данным Карелиястата в 2011 г. индекс среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составил 110,6 % [18]. При этом индекс цен на продовольственные товары составил 113,9 %, а на молоко и молочную продукцию — 115,5 % [19]. В 2014 г. ситуация повторяется: зарплата индексируется на 6,8 % при среднем росте цен на 15,5 %, а по мясу и птице — на 24,9 %. В отдельные годы ситуация выглядит более стабильно, но такие резкие ценовые скачки не компенсируются благоприятными тенденциями довольно длительное время. Возникает резонный вопрос: есть ли у местных властей рычаги регулирования этих проблем. Примеры других регионов показывают, что рычаги имеются. Это и корректное определение минимально допустимого уровня зарплаты, контроль над бизнес-структурами в сфере соблюдения трудового законодательства, диалог с предпринимателями, работающими на территории Республики Карелия и другие.
Таблица 3
Индексы потребительских цен на товары, услуги в % к предыдущему периоду*
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Базовый индекс потребительских цен по Российской Федерации | 108,0 | 108,1 | 113,7 | 112,1 | 105,5 | 107,6 | 105,5 | 105,6 | 107,5 | 116,6 |
Базовый индекс потребительских цен по Республике Карелия | 107,9 | 109,0 | 114,3 | 112,5 | 105,2 | 107,5 | 105,1 | 104,8 | 106,7 | 115,5 |
Индекс потребительских цен на продовольственные товары по Республике Карелия | 109,7 | 108,9 | 118,8 | 112,1 | 106,1 | 113,9 | 100,3 | 108,4 | 109,2 | 121,4 |
Индекс потребительских цен на мясо и птицу по Республике Карелия | 109,5 | 107,4 | 110,5 | 118,4 | 101,8 | 108,9 | 103,7 | 104,8 | 105,0 | 124,9 |
Индекс потребительских цен на молоко и молочную продукцию по Республике Карелия | 107,9 | 112,8 | 138,5 | 101,1 | 106,6 | 115,5 | 103,7 | 103,3 | 116,7 | 114,9 |
*Рассчитано авторами по данным Росстата [19].
Что касается инвестиционного климата в республике, то на вопрос о его привлекательности в 2015 г. ответило Агентство стратегических инициатив, составившее Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Оценка регионов проводилась на основе 50 показателей по четырем направлениям: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства». Все регионы в рейтинге разделены на 5 групп. В лидерах (1 группа) оказались 5 субъектов: Республика Татарстан, Калужская область, Белгородская область, Тамбовская область и Ульяновская область. Республика Карелия экспертами была отнесена в 3 группу, в которую вошли еще 20 регионов. По направлению «Регуляторная среда» РК находится на втором месте из пяти возможных, по направлению «Институты для бизнеса» — на третьем месте. Оценка показателей в категории «Инфраструктура и ресурсы» отвела нашей республике четвертое место, а в направлении «Поддержка малого предпринимательства» — третье месте [8]. Из этих оценок в итоге сложился интегральный показатель, характеризующий не самый привлекательный уровень инвестиционного климата в регионе. Может быть нам пора учиться у лидеров и пытаться перенимать успешный опыт?
По мнению директора Института экономики КарНЦ РАН Ю. В. Савельева, экономика республики имеет такие структурные проблемы как структура промышленного производства и доступность производственных мощностей. На протяжении последних десяти лет наблюдается рост доли сырьевых секторов в структуре промышленного производства в Карелии при снижении доли обрабатывающих производств. В то же время в обрабатывающих секторах средний уровень использования производственных мощностей — менее 50% [2]. Данные таблицы 4 демонстрируют увеличение доли добычи полезных ископаемых в ВРП Республики Карелия в 2,6 раза за период с 2009 по 2013 г.
Таблица 4
Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности, %*
Вид экономической деятельности | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 4,76 | 4,92 | 4,31 | 3,59 | 2,20 |
Рыболовство, рыбоводство | 1,07 | 1,08 | 1,56 | 1,29 | 1,42 |
Добыча полезных ископаемых | 4,79 | 12,76 | 14,26 | 13,63 | 12,36 |
Обрабатывающие производства | 14,15 | 17,43 | 14,11 | 12,70 | 14,45 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 5,15 | 5,74 | 4,55 | 4,25 | 5,08 |
Строительство | 4,65 | 5,23 | 5,83 | 3,96 | 5,94 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 11,74 | 11,32 | 11,06 | 12,84 | 11,02 |
Гостиницы и рестораны | 0,86 | 0,74 | 0,90 | 0,87 | 0,76 |
Транспорт и связь | 17,64 | 8,50 | 12,58 | 11,93 | 11,09 |
Финансовая деятельность | 0,24 | 0,30 | 0,39 | 0,49 | 0,31 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 7,04 | 6,92 | 7,77 | 8,96 | 8,53 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование | 13,24 | 11,99 | 10,33 | 11,83 | 12,03 |
Образование | 5,39 | 4,72 | 4,15 | 4,51 | 4,97 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 7,72 | 7,07 | 7,00 | 7,82 | 8,22 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 1,56 | 1,28 | 1,20 | 1,34 | 1,63 |
Валовой региональный продукт (добавленная стоимость) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
*Составлено авторами по данным Карелиястат [18].
Косвенно, проблемы, существующие в обрабатывающей промышленности региона, подтверждают данные таблиц 5 и 6 [19]. В первой представлена задолженность по заработной плате в Республике Карелия в сравнении с другими регионами Северо-Западного федерального округа. Во второй таблице — доминирующее положение в совокупной задолженности по заработной плате обрабатывающих производств Республики Карелия. Показатели таблицы 6 говорят о том, что эта ситуация не является характерной для всего Северо-Западного округа.
Таблица 5
Суммарная задолженность по заработной плате по субъектам Российской Федерации на 1 октября 2015 г.
Всего, млн.руб. | Уд. вес в % (регионы в отношении СЗФО) | |
Российская Федерация | 3466 | 100 |
Северо-Западный федеральный округ | 701,5 | 20,2 |
Республика Карелия | 47,3 | 6,7 |
Республика Коми | 105,5 | 15,0 |
Архангельская область | 44,5 | 6,3 |
Вологодская область | 105,7 | 15,1 |
Калининградская область | 16,5 | 2,4 |
Ленинградская область | 79,8 | 11,4 |
Мурманская область | 166,9 | 23,8 |
Новгородская область | 34 | 4,8 |
Псковская область | 17,4 | 2,5 |
г.Санкт-Петербург | 83,9 | 12,0 |
Таблица 6
Задолженность по заработной плате в обрабатывающих производствах по Северо-Западному федеральному округу и Республике Карелия на 1 октября 2015 г.
Показатели | Всего, млн. руб. | Удельный вес в общем объеме задолженности в % |
Задолженность по зарплате в обрабатывающих производствах в СЗФО | 261,3 | 37,2 |
Задолженность по зарплате в обрабатывающих производствах в РК | 30,2 | 63,8 |
Хочется также обратить внимание на следующий факт. Развитие туризма в Республике Карелия является одним из приоритетных направлений. Однако, по данным Карелиястат не удается проследить результаты экономической деятельности в данной сфере. Исходя из имеющейся информации, делать вывод о сколько-нибудь значимой роли предоставления туристических услуг в экономике региона говорить пока не приходится. Республика явно недостаточно использует свой потенциал в этой сфере, хотя такая задача декларируется уже много лет. И в настоящее время складывается благоприятная ситуация для ее решения.
Очень серьезной проблемой для Карельского бюджета является выпадание налогов, которые раньше поступали в казну от крупных предприятий региона. С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный Закон от 16.11.2011 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». В соответствии с ним в компаниях, создавших консолидированные группы, налоги уплачивает ответственный налогоплательщик по месту своей регистрации (как правило, это материнская компания). При этом все финансовые результаты бизнес группы консолидируются, а затем производится расчет налоговых платежей, причитающихся регионам, в которых расположены предприятия группы. Действующая методика расчета налоговых платежей может приводить как к «выигрышу», так и к «проигрышу». Нам не удалось найти полный перечень консолидированных групп, так как налоговые органы неохотно раскрывают эту информацию. Однако, известно, что в 2012 г. были созданы и действовали 11 консолидированных групп налогоплательщиков, с 1 января 2013 г. к ним присоединились еще 4 группы. Известно, что среди этих 15 компаний Газпром, Лукойл, Татнефть, Северсталь, Росатом и другие. В 2014 г. к списку консолидированных налогоплательщиков добавилось еще 5 корпораций: ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат», ЗАО «Тандер», Банк ВТБ 24 (ЗАО), ЗАО «Сибинтертелеком», ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» [17]. Таким образом, как минимум 19 компаний платят налоги только в том регионе, где зарегистрирован ответственный налогоплательщик группы. В Карелии из перечисленных выше бизнес групп совершенно точно присутствуют компании Тандер, Банк ВТБ 24, Ростелеком, Северсталь, Росатом. По словам министра А. Максимова в 2014 г. уже 28 карельских предприятий состояло в консолидированных группах [15].
В таблице 7 наглядно представлена отрицательная динамика налоговых поступлений в региональный бюджет. В 2013 г. произошло резкое снижение суммы поступившего налога на прибыль с 5,3 млрд. рублей до 2,2 млрд. рублей. В результате доля налога на прибыль в доходах регионального бюджета снизилась с 16 % до 7 %.
Таблица 7
Доля налоговых доходов по налогу на прибыль в доходах бюджета Республики Карелия*
Год | Доходы всего | Налог на прибыль | |||
организаций | физических лиц | ||||
тыс. руб. | доля в доходах бюджета, % | тыс. руб. | доля в доходах бюджета, % | ||
2011 | 35 935 356 | 6 262 562 | 17,43 | 8 449 951 | 23,51 |
2012 | 33 150 931 | 5 279 888 | 15,93 | 9 230 786 | 27,84 |
2013 | 30 576 683 | 2 200 022 | 7,20 | 10 112 983 | 33,07 |
2014 | 34 117 736 | 1 837 840 | 5,39 | 10 463 557 | 30,67 |
2015(янв.-сент.) | 24 412 229 | 2 403 868 | 9,85 | 7 074 363 | 28,98 |
Составлено авторами по материалам Министерства финансов РК [9].
По результатам 2013 финансового года функционирование консолидированных групп налогоплательщиков в Российской Федерации привело к следующим изменениям: 63 региона (76 %) получили рост поступлений налога на прибыль организаций в размере 47,4 млрд. руб.; у 20 регионов (24 %) произошло снижение поступлений налога на прибыль организаций в размере 63,8 млрд. руб. При этом анализ показал, что 74,0% уменьшений поступлений (47,2 млрд. руб.) приходится на 4 субъекта Российской Федерации [11]. По словам А. Максимова, из всех российских регионов Карелия имеет самый большой объем выпадающих доходов по налогу на прибыль от предприятий, перешедших в консолидированные группы налогоплательщиков. Республика подготовила законодательную инициативу о необходимости доступа региональных органов власти к информации о декларировании прибыли предприятиями, входящими в состав консолидированных групп налогоплательщиков. Наличие осведомленности властей позволит им эффективнее отстаивать финансовые интересы региона [15].
Еще одной причиной осложняющей социально-экономическую ситуацию в Республике Карелия является значительное количество убыточных предприятий. По данным деловой Интернет-газеты «Вести Карелии» Карелия в 2015 г. попала в число самых неблагополучных регионов Северо-Запада по соотношению убыточных и прибыльных предприятий. На 1 сентября доля убыточных предприятий в республике составила 48%. Высокой также является и доля просроченной кредиторской задолженности карельских предприятий — 16,4%, что также является максимальным показателем по СЗФО [3].
В начале ноября 2015 г. был опубликован очередной Национальный рейтинг губернаторов России. Для нашего региона, к сожалению, он не принес хороших новостей. Губернатор Республики Карелия А. П. Худилайнен занимает в рейтинге последнее 85 место. Такой низкий результат, по мнению экспертов, частично обусловлен экономическими факторами — ростом цен на услуги ЖКХ и их низким качеством, высоким уровнем безработицы и отсутствием «изменений к лучшему». Но во многом это есть следствие сложившегося в республике противостояния политических сил [7].
Есть ли у региона перспективы выхода из сложившейся ситуации? Вероятно да, но при условии высокой степени заинтересованности властей в развитии региона, активной работе с федеральным центром, создания более привлекательных условий для инвесторов и предпринимателей.
По данным Интернет-газеты «Столица на Онего» в Карелии с начала года создано почти 1,3 тысячи новых организаций. Это главным образом предприятия розничной торговли, ремонтные мастерские самых разных направлений, агентства по операциям с недвижимостью. Увеличилось число организаций занятых в строительстве, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, гостиничном и ресторанном бизнесе и других сферах деятельности. 731 организация за этот же период была ликвидирована [10].
Нельзя не отметить активную личную деятельность губернатора по привлечению в нашу республику инвесторов. Построено и запущено в работу крупнейшее в своей сфере в России предприятие ДОК «Калевала»; недавно в Карелию пришла АФК «Система», к которой перешли активы ЗАО «Инвестлеспром»; введен в строй судостроительный завод, ведутся переговоры с иностранными инвесторами о его дальнейшем развитии. В настоящее время завод обеспечен госзаказом до первой половины 2016 г. объемом 1,2 млрд. рублей [16]. Текущий год также отмечен проведением активных переговоров с китайскими деловыми партнерами — 23 апреля состоялась встреча Главы республики с представителями одной из крупнейших китайских компаний ООО «24-е бюро китайской железнодорожной строительной корпорации». Она проявила интерес к проектам российской компании «Норд Гидро» [5]. 29 октября прошла встреча с руководителями китайской камнедобывающей компании «Чун Хуэй», которая намерена организовать добычу каменных блоков и наладить полный цикл их обработки в Карелии. Готовый продукт будет использоваться в отделке зданий в Китае. [5].
Всего за период с 2016 по 2020 г. в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" планируется инвестировать в экономику республики 134 889,3 млн. руб. Из них 15 000 млн. руб. (11 %) планируется получить из средств Федерального бюджета, 118 474,5 (88 %) должны составить внебюджетные источники финансирования [12]. Реализация целевой программы предусматривает 52 мероприятия в сфере развития промышленности и экономической инфраструктуры Карелии. В таблице 8 приведено количество проектов (в шт.), предусмотренное по разным направлениям модернизации экономики республики:
Таблица 8
Количество проектов по направлениям модернизации экономики Республики Карелия
Горнопромышленный комплекс | 6 | Создание промышленных (индустриальных) площадок | 8 |
Лесопромышленный комплекс | 10 | Развитие внешнеэкономической деятельности | 4 |
Развитие производства транспортных средств | 1 | Развитие транспортного комплекса и дорожного строительства | 15 |
Развитие производства нефтепродуктов | 1 | Строительство и реконструкция объектов коммунального хозяйства | 3 |
Развитие генерирующих мощностей | 1 | Развитие энергетической инфраструктуры" | 1 |
Развитие агропромышленного комплекса | 3 |
Такие инвестиционные вливания, безусловно, способны оживить экономику республики. Хочется надеяться, что заявленные масштабы инвестиций, действительно, будут вложены. Значительная доля внебюджетных источников — средства частных инвесторов. Они могут быть заморожены, если инвестиционный климат в стране и в республике не будет улучшаться. У власти есть инструменты поддержки предпринимательских структур, но всегда ли она их использует в достаточной степени активно и в полном объеме? Будем надеяться на лучшее. По крайней мере, пока прогнозы в части собственных усилий региона оптимистичны (таблица 9).
Таблица 9
Прогнозные значения доходов бюджета Республики Карелия на 2015—2017 гг., тыс. руб. [5]
Наименование доходов | Прогноз 2015 года | Прогноз 2016 года | Прогноз 2017 года |
Налоговые и неналоговые доходы, всего | 18 722 703 | 20 307 464 | 21 439 446 |
Налоговые доходы | 17 759 162 | 19 459 950 | 20 626 310 |
Однако это не снимает с повестки дня вопрос о выпадающих доходах от предприятий, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, и желании федеральной власти компенсировать эти потери. Прогнозируемая структура доходов регионального бюджета представлена в Таблице 10.
Таблица 10
Прогнозная структура доходов бюджета Республики Карелия на 2015—2017 гг., %*
Наименование доходов | Прогноз 2015 года | Прогноз 2016 года | Прогноз 2017 года |
Собственные доходы бюджета (налоговые и неналоговые) в процентах к общим доходам бюджета | 72,0 | 78,32 | 77,48 |
Налоговые доходы бюджета в процентах к собственным доходам – всего | 94,9 | 95,8 | 96,2 |
В том числе по видам налогов в процентах к собственным доходам: | |||
Налог на прибыль организаций | 15,8 | 20,1 | 20,3 |
Налог на доходы физических лиц | 41,9 | 41,7 | 42,6 |
Акцизы на пиво и алкогольную продукцию | 3,4 | 3,2 | 3,1 |
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты | 8,1 | 6,3 | 5,4 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 6,2 | 5,8 | 5,8 |
Налог на имущество организаций | 12,9 | 12,4 | 12,3 |
Транспортный налог | 3,5 | 3,7 | 4,0 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 2,9 | 2,6 | 2,6 |
в том числе | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 2,6 | 2,4 | 2,3 |
Государственная пошлина | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Неналоговые доходы в процентах к собственным доходам – всего | 5,1 | 4,2 | 3,8 |
В том числе по видам неналоговых доходов в процентах к собственным доходам: | |||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности | 0,8 | 0,7 | 0,7 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 2,1 | 1,9 | 1,9 |
в том числе | |||
Плата за использование лесов | 1,3 | 1,2 | 1,2 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 0,9 | 0,3 | 0,0 |
Административные платежи и сборы | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Штрафы, санкции, возмещения ущерба | 1,3 | 1,2 | 1,2 |
*Составлено авторами по материалам Министерства финансов РК [5].
Как мы видим, в доходах карельского бюджета по-прежнему предусмотрено более 20% трансфертов. И этого явно будет недостаточно при существующей долговой нагрузке бюджета. Так что в ближайшее время социально-экономическая ситуация в Республике Карелия, скорее всего, будет оставаться непростой. Ее улучшение требует большой непрерывной работы властей по улучшению инвестиционного климата в регионе, эффективной работы по формированию доходной части бюджета, активного взаимодействия с предпринимательскими структурами.
Работа выполнена при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012―2016 гг.