Особым инструментом государственного финансирования инвестиционного характера является реализация федеральных целевых программ. Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом финансового обеспечения инвестиционных проектов и представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Порядок разработки и реализации названных программ регламентируется законодательно [6]. Федеральные целевые программы могут финансироваться за счет федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств бюджетов субъектов РФ.
По ряду объективных причин бюджетные инвестиции, выделяемые на реализацию целевых программ, все в большей степени направляются на развитие инфраструктуры и социальной сферы. В условиях ограниченности ресурсов у государства нет возможностей для широкомасштабной поддержки реального сектора экономики, и главным направлением оживления инвестиционной активности в этих сферах остается стимулирование частных инвестиций. В то же время негосударственный сектор экономики проявляет склонность к инвестированию лишь тех проектов, которые способны обеспечить быстрый возврат вложенных средств. Финансирование развития социальной сферы в разрезе прошедших экспертизу целевых программ очевидно не сулит мгновенной отдачи, а ожидаемый эффект зачастую невозможно выразить в стоимостном измерении.
Важно также, чтобы выделяемые ресурсы осваивались в отечественном инвестиционном комплексе, способствуя получению мультипликативного эффекта от бюджетных инвестиций. Объекты, включенные в федеральные целевые программы, финансируются из бюджета в рамках ежегодно утверждаемой Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), аналоги которой есть и в большинстве российских регионов. Несомненна роль данных программ (как целевых, так и адресных инвестиционных) как важнейшего инструмента решения социальных проблем.
В настоящее время улучшение качества жизни населения в Российской Федерации связано с реализацией ряда программ, касающихся основных проблемных сфер жизнедеятельности: здравоохранение, образование и жилищное строительство. Сектор жилищного строительства играет особую роль в процессе формирования качества жизни населения. Являясь одним из базовых элементов макроэкономической системы государства, он выполняет целый ряд функций, в том числе и социальную. На фоне достаточно низких российских показателей (уровень обеспеченности населения жилой площадью, количество комнат, которые занимает среднестатистическая семья, благоустройство и степени изношенности жилищного фонда) в сравнении с развитыми странами степень отставания становится все более внушительной, отдельное внимание привлекает финансовая возможность среднестатистической российской семьи приобрести жилье.
На сегодняшний день на федеральном уровне действуют 2 федеральные целевые программы и 5 подпрограмм, в части которых реализуется государственное финансирование обеспечения жильем населения. Наибольший объем средств выделяется в рамках Программы «Жилище», за 5 лет на федеральном уровне планируется потратить около 600 млрд рублей, а на республиканском уровне — 15 млрд. рублей. В Карелии на сегодняшний день действуют 3 региональные программы.
Рассмотрим цели, задачи, источники финансирования и ожидаемые результаты данных региональных программ более подробно.
Долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2011—2015 гг.
Цель — создание условий для увеличения объемов жилищного строительства и повышения средней обеспеченности жильем на одного проживающего в Республике Карелия.
Задачи:
- государственная поддержка населения в улучшении жилищных условий;
- создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса.
Подпрограммы:
- «Обеспечение жильем молодых семей»;
- «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;
- «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия».
Объем финансирования: за счет всех источников финансирования — 15,5 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 2,8 млрд. руб. (18,06%), за счет средств бюджета Республики Карелия — 1,4 млрд. руб. (9,03%), за счет средств внебюджетных источников — 11,3 млрд. руб. (72,90%). Объем и структура финансирования долгосрочной целевой программы (ДЦП) в 2011—2015 гг. показаны соответственно в рис. 1.
Рис. 1. Объем финансирования подпрограммы ДЦП «Жилище» в 2011—2015 гг.
Ожидаемые результаты реализации:
- увеличение годового объема ввода жилья;
- улучшение жилищных условий граждан (рост жилищной обеспеченности);
- повышение доступности приобретения жилья;
- увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств.
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»
Цель — государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий.
Задачи:
- предоставление молодым семьям-участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Объем финансирования: за счет всех источников финансирования — 4,4 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 1,0 млрд. руб. (22,72%), за счет средств бюджета Республики Карелия — 0,4 млрд. руб. (9,09%), за счет средств внебюджетных источников — 3,0 млрд. руб. (68,18%). Объем и структура финансирования подпрограммы в 2011—2015 гг. показаны соответственно в рис. 2 и 3.
Рис. 2. Объем финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2011 – 2015 гг.
Рис. 3. Структура финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2011 – 2015 гг. (%).
Ожидаемые результаты реализации:
- обеспечение жильем молодых семей, признанных участниками подпрограммы;
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных средств граждан;
- увеличение объема выдаваемых ипотечных жилищных кредитов.
Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011—2015 гг.
Цель — оказание государственной поддержки населению в улучшении жилищных условий в части обеспечения жилыми помещениями граждан РФ, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ.
Задачи:
- предоставление социальных выплат гражданам РФ, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ;
- обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
Объем финансирования — 1,8 млрд. руб. за счет средств федерального бюджета. установленных федеральным законодательством» в 2011—2015 гг. Объем финансирования подпрограммы в 2011—2015 гг. показан в рис. 4.
Рис. 4. Объем финансирования подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан
Ожидаемые результаты реализации:
- обеспечение жилыми помещениями всех граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц;
- обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, посредством механизма государственных жилищных сертификатов.
Подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия» на 2011—2015 гг.
Цель — государственная поддержка населения в улучшении жилищных условий.
Задачи:
- обеспечение организационного механизма государственной поддержки развития жилищного и ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия;
- развитие одноуровневой системы жилищного и ипотечного жилищного кредитования за счет вовлечения ресурсов банков, действующих на территории республики, и двухуровневой системы ипотечного жилищного кредитования за счет продажи ипотечных жилищных кредитов (займов) специализированным ипотечным агентствам в целях привлечения долгосрочных кредитных ресурсов и оптимизации распределения рисков;
- обеспечение становления и устойчивого развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов).
Объем финансирования:
в рамках реализации подпрограммы планируется привлечение средств в объеме 8 325 млн. руб. за счет следующих источников:
- средств граждан-участников подпрограммы, используемых для частичной оплаты стоимости приобретаемого или строящегося жилья;
- средств уполномоченных банков, предоставляющих гражданам-участникам подпрограммы ипотечные жилищные кредиты (займы);
- средств бюджета Республики Карелия, направляемых на реализацию механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов) и оказание государственной поддержки региональному оператору в целях обеспечения его деятельности.
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия на 2011—2015 гг. составит 1 011,1 млн. руб. Объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия в 2011—2015 гг. показан в рис. 5.
Рис. 5. Объем финансирования подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия» за счет средств бюджета Республики Карелия в 2011—2015 гг.
Ожидаемые результаты реализации:
- улучшение жилищных условий граждан (рост жилищной обеспеченности);
- повышение доступности приобретения жилья;
- увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств;
- увеличение количества жителей в Республике Карелия, улучшивших жилищные условия с помощью ипотечных жилищных кредитов (займов).
Здесь стоит отметить, что действие данной подпрограммы было приостановлено в 2015 г. в части включения граждан в число участников подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия» на 2011—2015 гг., которым оказывается поддержка в виде компенсаций процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам).
Региональная программа стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011—2015 гг.
Цель — повышение доступности жилья для населения путем строительства жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности, а также ценовой доступности, в том числе достижение установленных для Республики Карелия контрольных значений целевого показателя по вводу жилья.
Задачи:
- обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья;
- создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;
- государственная поддержка граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий;
- создание условий для повышения доступности ипотечного жилищного кредитования для граждан республики и внедрение новых ипотечных программных продуктов, реализуемых ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;
- обеспечение устойчивого развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов);
- создание условий для обеспечения земельных участков, предназначенных под жилищное строительство социальной, коммунальной и дорожной инфраструктурой;
- увеличение доли строительства жилья экономического класса, включая создание фонда жилья социального найма, доходных домов.
Объем финансирования:
за счет всех источников финансирования составит — 34,0 млрд. руб., в том числе 1,8 млрд. рублей (5,00%) — средства федерального бюджета, 25,2 млрд. руб. (74,12%) — средства бюджета Республики Карелия, 7,1 млрд. руб. (20,88%) — средства местных бюджетов. Объем и структура финансирования программы в 2011 – 2015 гг. показаны соответственно в рис. 6 и 7.
Рис. 6. Объем финансирования региональной программы стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011—2015 гг.
Рис. 7. Структура финансирования региональной программы стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011—2015 гг., %%
Ожидаемые результаты реализации:
- рост годового объема ввода жилья;
- увеличение доли годового ввода жилья экономического класса и малоэтажного жилья;
- рост обеспеченности населения жильем;
- создание фонда жилья социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда;
- формирование условий для строительства доходных домов на жилищном рынке;
- ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств.
Программа "Жилье для российской семьи"
Приказом Минстроя России от 3 сентября 2014 г. № 521/пР Республика Карелия включена в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых будет осуществлена реализация программы «Жилье для российской семьи». В 2014 г. было заключено соглашение об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках Программы между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительством Республики Карелия и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». В 2015 г. идут подготовительные работы, в том числе проводится отбор земельных участков, находящихся в частной собственности или в аренде у застройщиков, отбор таких застройщиков и проектов жилищного строительства на указанных земельных участках для участия в реализации «Жилье для российской семьи».
В результате реализации Программы будет осуществлен ввод объектов жилищного строительства в объеме 25 тыс. кв. метров жилья экономического класса.
Долгосрочная инвестиционная программа Республики Карелия на 2012—2015 гг. (в части жилищного строительства)
Предполагает:
- завершение строительства 60 квартирного жилого дома в пос. Вяртсиля сметной стоимостью 60 млн. руб. (2012—2013 гг.): объем капитальных вложений за счет средств бюджета Республики Карелия — 10 млн. руб., внебюджетных источников — 50 млн. руб.;
- строительство 60 квартирного жилого дома в г. Петрозаводске сметной стоимостью 140 млн. руб. (2014—2015 гг.): объем капитальных вложений за счет средств бюджета Республики Карелия — 70 млн. руб., муниципального бюджета Петрозаводского городского округа — 70 млн. руб.
Объем финансирования:
за счет всех источников финансирования — 200 млн. руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия — 80 млн. руб. (40,00%), муниципального бюджета Петрозаводского городского округа — 70 млн. руб. (35,00%), средств внебюджетных источников — 50 млн. руб. (25,00%). Структура финансирования программы показана в рис. 8.
Рис. 8. Структура финансирования Долгосрочной инвестиционной программы Республики Карелия на 2012—2015 гг. (в части жилищного строительства).
Для формирования в республике рынка доступного жилья предполагается создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу, а также механизмов поддержки развития и функционирования этого рынка и повышения доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке. Создание эффективного сегмента невозможно без поддержки со стороны государства, в том числе инвестиционной. Меры должны быть проработаны в действенной жилищной политике.
Таким образом, достижение стратегических целей государственной жилищно-инвестиционной политики должно основывается на разделении задач государственного управления жилищной сферой и профессионального участия государства в рыночной деятельности, в рамках выделяемых приоритетных направлениях, в условиях полноценного финансового обеспечения.
Работа выполнена при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012―2016 гг.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем»: Постановление Правительства РФ» от 15 апреля 2014 г. № 323 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 06.09.2015).
- «Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011—2015 годы»: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 01.09.2015).
- «О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 404 (ред. от 28.09.2015) " // Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства строительства РФ. [Электронный ресурс]. URL http://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishnaya–politika/5/. (Дата обращения 23.10.2015).
- «Долгосрочная инвестиционная программа Республики Карелия на 2012—2015 годы»: Распоряжение Правительства Республики Карелия от 18 октября 2011 г. № 599 р–П // КонсультантПлюс справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 02.09.2015).
- «Региональная программа стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011—2015 гг.»: Распоряжение Правительства Республики Карелия от 8 июля 2011 г. № 347р–П» /// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.10.2015).
- Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 01.10.2015).
- Алпацкая И. Е. Совершенствование инвестиционной политики в сфере жилищного строительства в условиях социально ориентированной экономики: автореф. дис. канд. экон. наук. М.: МГАКХиС, 2012. 26 с.
- Головчанская Е. Э., Водопьянова Н. А. Государственная инвестиционная политика в аспекте социально-экономической направленности. Волгоград: Волгоградский педагогический институт, 2013. 289 с.
- Шишканева В. Д. Развитие механизмов регулирования региональных рынков жилья (на примере Калининградской области): автореферат дис. канд. экон. наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2012. 22 с.
REFERENCES
- The resolution of the government of RF of 15.04.2014 N 323 "About the statement of a state program of the Russian Federation "Provide Affordable and Comfortable Housing» [Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil’yom»: Postanovlenie Pravitelstva RF» ot 15 aprelya 2014 g. № 323]. [Electronic resource]. URL: (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162177/) (accessed 06.09.2015).
- The resolution of the government of RF of 17.12.2010 N 1050 “Federal target program «Dwelling» for 2011―2015” [«Federal’naya tselevaya programma "Zhilische" na 2011—2015 gody»: Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1050)]. [Electronic resource]. URL: (http://www.consultant.ru/law/hotdocs/12013.html) (accessed 01.09.2015).
- The resolution of the government of RK of 18.11.2011 N 599r-P "About the statement of a state program of the Republic of Karelia "Long-Term Investment Program of the Republic of Karelia for 2012―2015 " [«O nekotorykh voprosakh realizatsii programmy "Zhil’yo dlya rossiyskoy sem’i" v ramkakh gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil’yom i kommunal’nymi uslugami grazhdan Rossiyskoy Federatsii»: Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 05.05.2014 N 404] [Electronic resource]. URL: (http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw9042011-11-03.html) (accessed 02.09.2015).
- The resolution of the government of RK of 08.07.2011 N 347r-P "About the statement of a state program of the Republic of Karelia "Stimulation of development of housing construction in the Republic of Karelia in 2011―2015" [«Dolgosrochnaya investitsionnaya programma Respubliki Kareliya na 2012—2015 gody»: Rasporyazhenie Pravitel’stva Respubliki Kareliya ot 18 oktyabrya 2011 g. N 599 r–P]. [Electronic resource]. URL: (http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw9042011-08-19.html) (accessed 12.10.2015).
- The resolution of the government of RK of 08.07.2011 N 347r-P "About the statement of a state program of the Republic of Karelia "Stimulation of development of housing construction in the Republic of Karelia in 2011―2015" [«Regional’naya programma stimulirovaniya razvitiya zhilischnogo stroitel’stva v Respublike Kareliya na 2011—2015 gg.»: Rasporyazhenie Pravitelstva Respubliki Kareliya ot 8 iyulya 2011 g. N 347r–P»]. [Electronic resource]. URL: (http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw9042011-08-19.html) (accessed 12.10.2015).
- Order of development and implementation of federal target programs and interstate target programs in which implementation the Russian Federation participates [Poryadok razrabotki i realizatsii federal’nykh tselevykh programm i mezhgosudarstvennykh tselevykh programm v osuschestvlenii kotorykh uchastvuet Rossiyskaya Federatsiya]. [Electronic resource]. URL: (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=185687) (accessed 24.10.2015).
- Alpatsky I. E. Improvement of investment policy in the sphere of housing construction in the conditions of socially oriented economy): avtoref. dis. Cand. of Econ. Sciences [Sovershenstvovanie investitsionnoy politiki v sfere zhilischnogo stroitel’stva v usloviyakh sotsial’no orientirovannoy ekonomiki: avtoreferat dis. kand. ekon. nauk.]. Moscow: Moscow state academy of municipal services, 2012. 26 s.
- Golovchanskaya E. E., Vodopyanova N. A. The state investment policy in aspect of a social and economic orientation [Gosudarstvennaya investitsionnaya politika v aspekte sotsial’no-ekonomicheskoy napravlennosti]. Volgograd: Volgograd pedagogical institute. 2013. 289 s.
- Shishkaneva V. D. Development of mechanisms of regulation of regional housing markets (on the example of the Kaliningrad region): avtoref. dis. Cand. of Econ. Sciences [Razvitie mehanizmov regulirovaniya regionalnykh rynkov zhil’ya (na primere Kaliningradskoy oblasti): avtoreferat dis. kand. ekon. nauk]. SPb.: St. Petersburg State University of service and economy, 2012. 22 s.