Черненкова Е. И. ОБ ИТОГАХ МОНИТОРИНГА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ В 2015—2017 ГГ. // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2018. № 1. С. 10–15.


Выпуск № 1 (2018)

ПОЛИТОЛОГИЯ

pdf-версия статьи

УДК 323.213

ОБ ИТОГАХ МОНИТОРИНГА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ В 2015—2017 ГГ.

Черненкова
   Елена
   Ивановна
кандидат исторических наук,,
доцент,
Петрозаводский государственный университет, Институт истории, политических и соци-альных наук, кафедра зарубежной истории, политологии и международных отношений,
Петрозаводск, Россия, chernenkova_lena@mail.ru
Ключевые слова:
Республика Карелия
мониторинг
индикаторы
социальный проект
президентские гранты
Аннотация: В статье показаны результаты исследования одного из направлений анализа практик общественно-властной коммуникации, которое осуществлялось в рамках проектов Института Североевропейских исследований в 2015—2018 годах и было связано с экспертным сопровождением проектной деятельности общественных организаций Республики Карелия. На примере мониторинга участия социально ориентированных организаций в конкурсах президентских грантов показывается система индикаторов, определенных для оценки направленности, результативности и проблемных зон их проектной деятельности. Результаты мониторинга рассматриваются с точки зрения трансляции получаемых данных в научное сообщество и публичное пространство региона. Как перспективное направление подчеркиваются возможности совмещения тематических линий научных проектов, исследующих опыт общественных организаций и проектов по исследованию гражданского общества, реализуемых самими общественными организациями.

© Петрозаводский государственный университет


В общественную повестку дня вопрос о характере, направленности  и масштабах государственной поддержки социально ориентированных организаций был поставлен в 2011—2013 годах. В этот период, с одной стороны, был законодательно (ФЗ № 40-ФЗ от 5 апреля 2010 г.) [1] закреплен статус социально ориентированных организаций (далее —  СО НКО) как организаций, осуществляющих социально значимые виды деятельности, определены виды и направления их деятельности, обеспеченные различными формами государственного поощрения.  С другой стороны, именно с этого периода значительно увеличивается объем денежных средств, направляемых государством на поддержку некоммерческого сектора. Однако механизмы и инструменты их распределения оказались в фокусе критики как со стороны самих общественных организаций [2], так и со стороны экcпертно-аналитического сообщества [3]. Эксперты и исследователи, обращавшиеся к анализу итогов распределения государственных средств, указывали, что недостаточная транспарентность системы распределения государственных финансов оборачивается ростом таких рисков, как преимущественная поддержка аффилированных организаций, неотрегулированность потенциального конфликта интересов, нецелевое и неоптимальное  использование бюджетных средств. Это, по мнению исследователей,  «может наложить ограничения на активность некоммерческого сообщества и привести к снижению качества межсекторного партнерства в публичной сфере» [4; 37].

С 2015 года основной диалоговой площадкой, определяющей характер дискуссий о состоянии некоммерческого сектора и специфики его взаимодействия с властными институтами, стала Общественная палата РФ, инициировавшая организацию форумов «Сообщество», которые ежегодно проходят во всех федеральных округах РФ. В рамках форумов 2015 года была  артикулирована позиция представителей межсекторного диалога и разработаны ключевые предложения по оптимизации деятельности государственных институтов в их взаимодействии с «третьим сектором», в том числе, и по повышению открытости и прозрачности в системе государственного субсидирования и грантовой поддержки СО НКО. Так, во время проведения форума в Северо-Западном федеральном округе в мае 2015 года в итоговом докладе были зафиксированы следующие предложения: «Имеется потребность в создании прозрачной конкурсной процедуры распределения грантов. Предлагается распределять гранты по номинациям, учитывающим, во-первых, всё множество общественных интересов и проблем и, во-вторых, разнообразие организаций третьего сектора. Надо сделать гранты доступными не только для крупных организаций, но и для небольших НКО» [5].

Реакцией со стороны властных институтов стали серьезные изменения в порядке организации конкурсов для НКО по выделению средств государственного бюджета. Изменения затронули  в первую очередь порядок организации конкурсов единым грантооператором —  Фондом президентских грантов, обеспечившим увеличение публичности и прозрачности, а также упрощение процедур подготовки заявок и предоставления отчетности.  Существенным образом были обновлены нормативная и методическая база, организация, инструменты и порядок выделения президентских грантов для СО НКО. Организация конкурсов осуществляется на основе ежегодных распоряжений Президента РФ  и Положений о конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, принимаемых в канун каждого из конкурсных отборов [6].

Повышение эффективности обновленной системы государственной поддержки НКО, обеспечивающей за счет конкурсов развитие системы социального проектирования институтов «третьего сектора», деятельность которых реально превращается в важнейший инструмент социальной политики,  фиксируется в большинстве исследований. При этом авторы указывают на необходимость выработки релевантного инструментария оценки социальных эффектов реализуемых на средства государственного бюджета проектов СО НКО [7].

В современных исследованиях анализ воздействия  государственной поддержки на проектную деятельность СО НКО сосредоточен либо на уровне региональных практик, либо на отдельных направлениях этой поддержки. Это вполне оправдано уникальностью формирующихся практик участия СО НКО в конструировании социального пространства локальных сообществ. Обращение к опыту проектной деятельности социально ориентированных организаций Республики Карелии на примере их участия в конкурсах Президентских грантов, актуализируется тем, что существует вполне сложившаяся традиция активной подачи заявок на участие в конкурсных отборах и вполне очевидные результаты, социальные эффекты которых требуют обобщения и анализа. С 2015 года, помимо ведомственной аналитики, ведущейся Министерством национальной и региональной политики, а также Общественной палатой республики, в рамках проектов, реализуемых в соответствии с Программой стратегического развития (далее  ПСР) ПетрГУ, (а с 2017 года — Программой развития опорного вуза),  анализ участия СО НКО республики в конкурсных отборах ведется в форме постоянного мониторинга. В качестве  индикаторов были определены количество поданных заявок/выигранных грантов; соотношение поданных заявок/выигранных грантов из Петрозаводска и муниципальных районов; соотношение поданных заявок/выигранных грантов по грантовым направлениям; количество заявок соответствующих/несоответствующих формальным требованиям; активность грантозаявителей — НКО различной организационно-правовой формы; адресные группы проектов, поддержанных грантами; информационное сопровождение деятельности грантозаявителей и грантополучателей в Интернет-пространстве; наличие публичных отчетов. 

Исследование было направлено на определение интенсивности, направленности и потенциальных возможностей проектной деятельности общественных организаций в реализации республиканской социальной политики. Определялся уровень активности и результативности проектной деятельности СО НКО; выявлялись проблемные зоны и зоны роста, влияющие на конкурентоспособность региональных общественных организаций в конкурсных отборах; обобщались данные по тематической направленности проектной деятельности, анализировалась представленность СО НКО в информационном поле.

Анализ данных, получаемых в ходе мониторинга, с 2015 представлен  в форме научных статей, опубликованных в журналах «Самоуправление» [8], «Политика и общество» [9], «Университетское управление: практика и анализ» (в соавторстве с В. А. Иноземцевой) [10]. Кроме того, данные мониторинга были обобщены в статье, вошедшей в коллективный сборник, подготовленный международным авторским коллективом и  опубликованный в издательстве Nomos (ФРГ) [11].

Вместе с тем, на сегодняшний день существует возможность сравнения итогов участия СО НКО республики в конкурсах, проводившихся как по первоначально обозначенным на основе ФЗ № 40-ФЗ формам (2013—2016 годы), так и по изменившимся с 2017 года условиям.  В связи с этим, в данной статье представлено подведение итогов по участию республиканских организаций в конкурсах 2017—2018 года и сравнение с  результатами 2013—2016 года по общим показателям. 

Первое, на что следует обратить внимание, это существенное увеличение в 2017—2018 годах количества и организаций — грантозаявителей, и организаций —грантополучателей. Сравнение данных по количеству участвующих в конкурсах организаций и результатов этого участия представлено в нижеследующей диаграмме  (Рис.1).

 

 

 

 Рис.1. Количество грантозаявителей и грантополучателей в конкурсах 2013—2018 гг. 

Результаты, отраженные в диаграмме, достаточно очевидно показывают значительный рост интереса СО НКО республики к участию в конкурсных отборах; готовность представлять свои проекты на конкурсы увеличивается и у организаций, зарегистрированных в муниципальных районах. При этом следует отметить следующую особенность реагирования грантодателей на проекты, подаваемые организациями из муниципальных районов республики. Как в период 2013—2016 гг., так и в 2017—2018 годах соотношение поданных заявок и полученных грантов муниципальными организациями было выше, чем общереспубликанские показатели. Так, в период 2013—2016 гг. соотношение поданных/одобренных заявок, представленных СО НКО из районов республики,  составило 38%, в то время как общий показатель по республике составлял 25,5%. В 2017—2018 годах тенденция сохраняется, но само соотношение выглядит уже следующим образом: 40% участвующих в конкурсах СО НКО из районов стали  грантополучателями, в то время как общереспубликанский показатель достиг 33,4%.  Таким образом, нельзя говорить об отсутствии внимания к  заявкам, поступавшим от небольших организаций муниципальных районов со стороны фондов, которые в 2013—2016 годах были операторами конкурсов президентских грантов. В последние два года произошли существенные изменения, дающие основания полагать, что в республике, в том числе и в муниципальных районах, сложился пул эффективно действующих и вполне конкурентоспособных  организаций, чья проектная деятельность существенным образом формирует  контуры социального пространства региона.    

Многие из этих организаций неоднократно становились грантополучателями: в 2013—2016 годах четыре организации дважды становились грантополучателями (две из них  — из муниципальных районов),   две — трижды (одна — из муниципального района) и одна организация  — Карельская республиканская общественная организация по поиску и увековечению памяти погибших при защите Отечества «Союз поисковых отрядов Карелии» — 4 гранта.  Эта ситуация характерна и для четырех конкурсов 2017—2018 года, когда одиннадцать организаций получили по два гранта, из них две организации из районов, две организации получили по три гранта.  

Помимо увеличения численности организаций, участвующих в конкурсах и получающих гранты, о существенном наращивании результатов, свидетельствуют данные о количестве полученных грантов (Рис.2)  и  объемах получаемой поддержки (Рис.3).

 

Рис.2. Количество проектов, поддержанных грантооператорами президентских конкурсов в 2013—2018 гг.

Таким образом, в 12 конкурсах, проведенных в период 2013—2016 гг., было поддержано 38 проектов, в четырех конкурсах 2017—2018 гг. — 94 проекта. Можно говорить о почти трехкратном превышении результатов предшествующего периода. Средние значения выделяемых грантов в рамках одного конкурсного отбора также существенным образом различаются. Если в период 2013—2016 гг. в среднем, в рамках одного конкурса,  поддерживались около 3 проектов, то в период 2017—2018 среднее значение превысило показатель 23 проекта. Т.е. можно наблюдать семикратное превышение средних значений в конкурсах последнего периода.

Такую же тенденцию можно наблюдать и при анализе средств, выделяемых на реализацию проектов.

 

Рис.3. Объемы грантовой поддержки  в руб. в 2013—2018 гг. 

Если сравнить объемы грантовых средств, выделенных на реализацию одобренных грантооператорами проектов, то результаты выглядят следующим образом: в период с 2013 по 2016 гг. сумма выделенных средств составила около 42,5 млн. руб, в 2017—2018 — более 142 млн. руб. Всего за время, рассматриваемое в исследовании, грантовая поддержка проектов СО НКО республики была оказана в размере 184, 5 млн. руб.

Если говорить о направлениях проектной деятельности СО НКО республики, поддержанной грантами, то особых различий в выделяемых периодах не отмечается, наиболее масштабная поддержка осуществляется по направлениям социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;  охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; сохранение исторической памяти. Более подробный анализ этой специфики представлен в предыдущей публикации [9; 78].

Поскольку проведение мониторинга осуществлялось в рамках проектов Института Североевропейских исследований, реализующего приоритетное направление ПСР ПетрГУ «Комплексные североевропейские исследования, подготовка кадров для развития социальной сферы региона, развития межрегионального и международного сотрудничества на  Севере Европы»:  «Взаимодействие власти и общества: современные федеральные и региональные практики» (2015), «Публично-властное взаимодействие в управлении социально-политическими процессами (Федеральная повестка дня и опыт Республики Карелия)» (2016),  «Публично-властное взаимодействие как ресурс развития муниципальных сообществ Республики Карелия» (2017), его результаты были использованы как для обновления практик координационного взаимодействия в системе профессиональной, научной коллаборации, так и в мероприятиях, организуемых властными и общественными институтами республики.

Данные о представлении материалов мониторинга на научных мероприятиях отражены в Табл.1.

Табл.1 Трансляция результатов мониторинга участия СО НКО РК в конкурсах президентских грантов в научное сообщество

№ п/п

Дата Организация Мероприятие Тема доклада
  1.  
19—21.11.2015

Российская ассоциация политической науки (далее – РАПН)

VII Всероссийский конгресс политологов Инструменты общественного участия в системе публично-властного управления в Республике Карелия
  1.  
28—29.11.2015

КФ РАНХиГС Региональная научно-практическая конференция «Гармония Севера: Гражданская Ответственность». Механизмы государственной поддержки социально-ориентированных НКО
  1.  
20—22.10 2016

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Департамент прикладной политологии

Международная конференция Октябрьские чтения-2016 «Развитие России в контексте мировой политики» О проблемах реализации модели открытого государственного управления в практиках региональной власти (На примере Республики Карелия)
  1.  
24—27.10.2016

Администрация Петрозаводского ГО, Администрация г. Тюбингена, Университет г.Тюбингена, ФГОБУ "Петрозаводский государственный университет Международный семинар «Власть, государство и общество – исследования в социологии и политологии»

Механизмы государственной поддержки социально-ориентированных НКО муниципальных образований Республики Карелия
  1.  
25—26.11.2016

РАПН Всероссийская научная конференция  «Россия в условиях новой политической реальности: стратегия и методы развития» Информационное сопровождение взаимодействия властных структур и общественных организаций в Республике Карелия
  1.  
9.06.2017 Институт экономики КарНЦ РАН   Научно-практическая конференция с международным участием
«Перспективы социально-экономического развития
приграничных регионов»

 

Модель «открытого правительства» в практиках управлениях социальными  процессами в Республике Карелия
  1.  
11—12.10.2017

Карельский филиал РАНХиГС Международная научно-практическая конференция «Современные вызовы развития муниципальных образований: социальные, экономические, правовые аспекты» Проектная деятельность СО НКО Карелии как ресурс развития локальных сообществ  (по итогам участия общественных организаций республики в конкурсах президентских грантов)  
  1.  
18—21.10.2017

НИУ ВШЭ-СПб Октябрьские чтения-2017 «Чему еще нас не научили революции? Россия в глобальном политическом времени и пространстве» Организатор панельной дискуссии, выступление с докладом: Формы и механизмы взаимодействия государственных и общественных институтов в Республике Карелия (в соавторстве с В.А.Иноземцевой)  
  1.  
2—3.11.2017

Администрация Петрозаводского городского округа, Министерство экономического развития Карелии, ПетрГУ, КарНЦ РАН, Корпорация развития республики Международный семинар «Россия и Финляндия: опыт и возможности приграничного сотрудничества» Общественное участие в развитии муниципалитетов: опыт Карелии
  1.  
24—25.11.2017

РАПН Всероссийская научная конференция РАПН с международным участием «Время больших перемен: политика и политики». О динамике участия некоммерческих организаций Республики Карелия в конкурсах на предоставление президентских грантов (2013-2017)  
  1.  
18.10.2018. ПетрГУ, Институт Североевропейских исследований Семинар «Практики трехстороннего взаимодействия в регионе Карелия»    «Мониторинг проектной деятельности социально ориентированных общественных организаций РК»
  1.  
31.10.2018 ПетрГУ Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Качество жизни: современные вызовы и векторы развития»   Роль проектной деятельности социально - ориентированных организаций Республики Карелия в конструировании креативного социального пространства    

Как видно из таблицы, с 2015 по 2017 год результаты мониторинга были представлены в докладах на 12 конференциях. При этом, материалы пяти выступлений были опубликованы. Таким образом, на данном этапе результаты мониторинга с учетом публикаций в научной периодики отражены в девяти научных публикациях.

Ведение мониторинга оказалось актуальным  для органов власти и управления республики и общественных организаций. Данные о представлении материалов мониторинга в публичном пространстве Республики Карелия  отражены в Табл.2.

Табл.2 Трансляция результатов мониторинга участия СО НКО РК в конкурсах президентских грантов в публичное пространство

№п/п

Дата Организация Мероприятие Тема доклада
  1.  
29.05.2015 Общественная палата РФ Общероссийский научно-практический Форум Общественной палаты РФ «Сообщество» Участие в экспертной дискуссии «Общественный контроль»
  1.  
22.03.2016 Общественная палата РК Информационно-методический семинар для некоммерческих неправительственных организаций по вопросам осуществления проектной деятельности и участия в конкурсах грантов для ННО, проводимых в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации Об участии НКО Республики Карелия в Президентских конкурсах
по выделению грантов некоммерческим неправительственным
организациям
 (2013—2015 годы)

  1.  
19.05.2016 Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями (ныне - Министерство национальной и региональной политики РК) Информационно-методический семинар для представителей социально ориентированных некоммерческих организаций по организации проектной деятельности   Особенности проектной деятельности СО НКО
  1.  
30.11.2016 Администрация Главы РК, Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями, Совет при Главе Республики Карелия по содействию развитию гражданского общества и правам человека Расширенное заседание Совета при Главе Республики Карелия по содействию развитию гражданского общества и правам человека Об исследовании состояния социально ориентированных организаций Карелии в рамках реализации проекта «Гражданское общество многонационального региона»
  1.  
29 .07.2017 Администрация Главы РК, Министерство национальной и региональной политики Совет при Главе Республики Карелия по содействию развитию гражданского общества и правам человека О проектной деятельности Петрозаводского государственного университета и перспективах взаимодействия с некоммерческим сектором
  1.  
17.08.2017 Администрация Главы РК, Министерство национальной и региональной политики, Общественная палата РК Встреча Главы Республики Карелия с некоммерческими организациями – победителями и участниками первого конкурсного отбора на предоставление Президентских грантов в 2017 году

«Об анализе участия некоммерческих организаций Республики Карелия в конкурсах на предоставление Президентских грантов»
  1.  
6.10.2017 Министерство национальной и региональной политики Информационно-методический семинар для некоммерческих организаций по участию в конкурсе публичных годовых отчетов СО НКО, реализующих проекты в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Роль публичной отчетности в деятельности НКО
  1.  
7.11.2017—12.11.2017

Общество Запад-Восток, г. Тюбинген, Администрация Петрозаводского городского округа, Администрация г. Тюбингена Международный семинар Столетие революции в России 1917-2917» (ФРГ, г.Тюбинген) Институты гражданского общества в  общественно-политическом процессе современной России
  1.  
21.11.2017 Общественная палата РК, Администрация Главы РК   Открытое Пленарное заседание Общественной палаты Республики Карелия Проектная деятельность
социально ориентированных
некоммерческих организаций
(по материалам федеральных
и региональных субсидий
и грантов Президента РФ)

Материалы, которые представлялись для обсуждения на указанных в Табл. 2 диалоговых площадках, включались в пресс-релизы органов власти и управления и публиковались в новостном разделе портала «Карелия официальная». Кроме того, презентации, подготовленные для этих мероприятий, опубликованы на сайте «Некоммерческие организации Республики Карелия» «Гражданское общество многонационального региона» в разделе «Поддержка НКО», на сайте Общественной палаты Республики Карелия. Итоговым результатом трансляции материалов мониторинга в публичное пространство региона стало включение этих данных в ежегодные отчеты Общественной палаты РК.

Подводя итоги, можно сделать определенные выводы. Рассматривая мониторинг не в качестве цели собственно научного исследования практик взаимодействия государственных и общественных институтов, а как инструмент экспертного сопровождения этих практик, можно свидетельствовать об укреплении организационных связей экспертно-аналитического сообщества как с ведомствами, реализующими государственную поддержку  СО НКО в республике, так и с представителями третьего сектора. На сегодняшний день решены проблемы применения количественных методов сбора и обработки информации, которая может быть содержательно использована в проектной деятельности НКО. В перспективе, именно пересечение тематических линий научных проектов и проектов, реализуемых общественными организациями, с нашей точки зрения, даст возможность расширить методологию ведения мониторинга за счет применения качественных методов. Обращение к ним необходимо для подтверждения гипотезы о том, что накопление ряда количественных изменений, проявляющих себя в наращивании количества проектов, обеспеченных государственной поддержкой, в увеличении размеров этой поддержки, неизбежно влечёт за собой изменения качественного характера, определяющие эффективность реализации социальной политики в регионе. 


Список источников и литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=163542&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3041035777206901, свободный. (Дата обращения 31.10.2018).

2. Исследование информационной открытости системы распределения государственной поддержки НКО: 2012—2013» //АНО «Центр антикоррупционных исследований и

Инициатив «Трансперенси Интернешнл—Р». [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/images/docs/research/2015_Transparency_NGO_Public_Support_2012-2013.pdf, свободный. (Дата обращения 6.11.2018).

3. Смирнов В. А. Проектная деятельность российских некоммерческих организаций: ключевые проблемы и противоречия // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 62—69.

4. Никовская Л. И., Якимец В. Н. Институциональное развитие межсекторного партнерства в России // Полис. Политические исследования. 2016. № 5. C. 37—48.

5. Анализ третьего сектора в Северо-Западном федеральном округе: субъекты и взаимо-действия. [Электронный ресурс]. URL: http://форумсообщество.рф/%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA/#%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5, свободный. (Дата обращения 31.10.2018).

6. Фонд президентских грантов. Документы. [Электронный ресурс]. URL:

https://президентскиегранты.рф/public/home/documents?tagId=7, свободный. (Дата обращения 6.11.2018).

7.Белова Ю. И. Направления развития инструментария управления проектной деятельностью НКО // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 1 А. С. 77—87; Мусабаева Д. А. Оценка результативности социальных проектов некоммерческого сектора: методологические и практические проблемы //Теория и практика общественного развития. 2018. № 8 (126). С. 26—29.

8. Черненкова Е. И. О готовности муниципальной среды Республики Карелия к реализа-ции принципов общественного контроля // Самоуправление. 2015. № 1. С. 15—17.

9. Черненкова Е. И. Субсидирование социальных проектов в системе государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Каре-лия (2012—2015 годы) // Политика и общество. 2017. № 5. С. 72—87.

10. Черненкова Е. И., Иноземцева В. А. Роль опорного вуза в практиках общественного участия // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. №. 3. С. 127—140.

11. Chernenkova E. Several Directions of State Support for Socially-Oriented NGOs in the Mu-nicipalities of the Republic of Karelia // Local Politics in a Comparative Perspective. The Cases of Petrozavodsk and Tubingen. Nomos. Baden-Baden. 2017. P. 189—199.

References

1. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation for support of socially oriented nonprofit organizations: Federal Law of April 5, 2010 № 40-FL [O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosu podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsiy. Federal'nyy zakon ot 5 aprelya 2010 g. № 40-FZ] [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=163542&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3041035777206901 (assessed 31.10.2018).

2. Study of information transparency distribution system of state support for NGOs: 2012—2013 [Issledovanie informatsionnoi otkrytosti sistemy raspredeleniya gosudarstvennoi podderzh-ki NKO: 2012‐2013»] // ANO Center for Anti-Corruption Research and Initiatives «Transparency International—R» [Electronic resource]. URL: https://transparency.org.ru/images/docs/research/2015_Transparency_NGO_Public_Support_2012-2013.pdf. (assessed 6.11.2018).

3. Smirnov V. A. Project activity of Russian non-profit organizations: key problems and contra-dictions. [Proektnaya deyatel'nost' rossiyskikh nekommercheskikh organizatsiy: klyuchevye prob-lemy i protivorechiya] //Sociological Studies. 2016. № 2. P. 62—69.

4. Nikovskaya L. I., Yakimets V. N. Institutional Development of Cross-sectoral Partnership in Russia [Institutsional'noe razvitie mezhsektornogo partnerstva v Rossii]. – Polis. Political Studies. 2016. № 5. P. 37—48.

5. Analysis of the third sector in the Northwestern Federal District: the subjects and interactions. [Analiz tret'ego sektora v Severo-Zapadnom federal'nom okruge: sub’ekty i vzaimodeystviya»]. [Electronic resource]. URL: http://forumsoobshchestvo.rf/%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA/#%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5. (assessed 31.10.2018).

6. Presidential Grants Fund. Documents. [Fond prezidentskikh grantov. Dokumenty]. [Electron-ic resource]. URL: https://prezidentskiegranty.rf/public/home/documents?tagId=7. (assessed 6.11.2018).

7. Belova Yu. I. Prospect for the development of project management instrumentation activities of non-profit organizations [Napravleniya razvitiya instrumentariya upravleniya proektnoy deyatel'nost'yu NKO] //Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2017. Vol. 7. № 1 A. P. 77—87; Musabaeva D. A. Efficiency assessment of social projects in the non-profit sector: methodological and practical challenges [Otsenka rezul'tativnosti sotsial'nykh proektov nekom-mercheskogo sektora: metodologicheskie i prakticheskie problemy] // Theory and Practice of So-cial Development. 2018. № 8 (126). P. 26—29.

8. Chernenkova E. I. Regarging readiness of municipal environment of the Republic of Karelia to implement public control principles [O gotovnosti munitsipal'noy sredy Respubliki Kareliya k realizatsii printsipov obshchestvennogo kontrolya] // Samoupravlenie. 2015. № 1. P. 15—17.

9. Chernenkova E. I. Subsidization of social projects in the system of state aid of the socially oriented nonprofit organizations of the Republic of Karelia (2012—2015) [Subsidirovanie sotsial'nykh proektov v sisteme gosudarstvennoy podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsiy Respubliki Kareliya (2012—2015 gody)]// Politics and Society. 2017. № 5.

P. 72—87.

10. Chernenkova E.I., Inozemtseva V.A. Flagship university role in public participation practices [Rol' opornogo vuza v praktikakh obshchestvennogo uchastiya] //The Journal University Management: Practice and Analysis. 2018. T. 22. №. 3. P. 127—140.

11. Chernenkova E. Several Directions of State Support for Socially-Oriented NGOs in the Mu-nicipalities of the Republic of Karelia // Local Politics in a Comparative Perspective. The Cases of Petrozavodsk and Tubingen. Nomos. Baden-Baden. 2017.

P. 189—199.


Просмотров: 5492; Скачиваний: 487;