Азимов Э. М., Катина Е. В., Виршиева Д. Ю. ИММИГРАЦИЯ И МИГРАЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ФИНЛЯНДИИ // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2018. № 1. С. 25–30.


Выпуск № 1 (2018)

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

pdf-версия статьи

УДК 314.174(571.6)

ИММИГРАЦИЯ И МИГРАЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ФИНЛЯНДИИ

Азимов
   Эльдар
   Мехтиярович
преподаватель,
Петрозаводский государственный университет, Институт экономики и права, кафедра уголовного права и процесса,
Петрозаводск, Россия, aem333@yandex.ru
Катина
   Елизавета
   Владимировна
студент 4 курса,
Петрозаводский государственный университет, Институт экономики и права,
Петрозаводск, Россия, aem333@yandex.ru
Виршиева
   Диана
   Юрьевна
студент 4 курса,
Петрозаводский государственный университет, Институт экономики и права,
Петрозаводск, Россия, aem333@yandex.ru
Ключевые слова:
трудящийся-мигрант
иммиграция в Финляндию
вид на жительство
нарушение миграционного и уголовного законодательства
Аннотация: Миграционные процессы, как и любые социальные явления, отличаются сложностью и неоднозначностью. С одной стороны, необходимо отметить полезность миграции, но с другой, ее относят к одной из самых острых и трудноразрешимых проблем современности. Целью статьи является обзор основных документов, регламентирующих основания выдачи разрешения на пребывание, а также ответственности за нарушение миграционного и уголовного законодательства на сравнительном примере Финляндии и России. Рассматриваются некоторые аспекты, связанные с пребыванием иностранных граждан в Финляндии, приводится обзор статистики преступлений, совершаемых иммигрантами в этой стране.

© Петрозаводский государственный университет


Безопасность, высокий уровень жизни и доходов населения, бесплатное образование, а также развитая система социальной защиты – основные факторы, обуславливающие   привлекательность Финляндии для мигрантов. Для мигрантов из России, особенно из Карелии, дополнительным фактором является и географическая близость этой страны.

В 2013 году Европейским институтом по предупреждению преступности и борьбе с ней, аффилированным  с Организацией Объединенных Наций, было проведено исследование, в котором как опрошенные эксперты, так и опрошенные мигранты в Финляндии подчеркнули, что экономические причины являются важным основанием для поиска работы именно в Финляндии. Трудящиеся-мигранты рассматривают работу в Финляндии как возможность улучшить свое материальное положение и многие из них готовы пойти на компромисс в отношении занятости и условий осуществления трудовой деятельности [2; 43].  

С 1 мая 2004 года в Финляндии начал действовать закон «Об иностранных гражданах» (Ulkomaalaislaki 301/2004), регламентирующий процессуальные нормы и порядок рассмотрения заявлений на получение вида на жительство, механизмы обжалований решений и прочие аспекты.

Термин «трудящийся-мигрант» охватывает множество людей с различными местами жительства, статусами и разрешениями [1]. Законными основаниями для иммиграции в Финляндию являются трудоустройство (разрешение на  трудовую деятельность), предпринимательство, обучение, воссоединение семьи, международная защита (статус беженца и просителя убежища). 

Вид на жительство в Финляндии (oleskelulupaa) может быть 3 видов.

Временный вид на жительство зависит от продолжительности пребывания (обычно до 1 года) и действует в течение определенного периода. По истечении срока действия и при наличии объективных оснований он может быть продлен, но не более чем на 1 год за один раз. Непрерывный вид на жительство, как правило, совпадает по продолжительности с проездным документом (загранпаспортом). Продлить его можно на период не более 4 лет за один раз. Постоянный вид на жительство иностранец имеет право получить при проживании в Финляндии в течение 4 лет по непрерывному виду на жительство [3].

Если лицо постоянно проживает в Финляндии, основные члены его семьи также имеют право получить вид на жительство на основании семейных связей. Ими могут быть муж или жена, гражданский муж или гражданская жена, зарегистрированный сожитель (сожительница), не состоящий в браке ребенок младше 18 лет, если его родитель или опекун проживает в Финляндии. Член семьи финского гражданина использует для въезда в Финляндию обычную визу, оформляет заявление на получение разрешения в местном отделении полиции по месту нахождения и ожидает результата в Финляндии. Заявление формы «UVI 101» и документ, подтверждающий семейные связи для члена семьи иностранца, постоянно проживающего в Финляндии, подаются в финское консульство до прибытия в Финляндию [3]. Иногда член семьи может подать заявление на получение вида на жительство после въезда в Финляндию, если за границей имела место семейная жизнь и совместное проживание не менее 2-х лет. Финским гражданам, в отличие от иностранцев, постоянно проживающих в Финляндии, для воссоединения семьи не нужно подтверждать свою финансовую независимость.

Для занятий некоторыми видами деятельности в Финляндии, например, частного промысла или работы по найму, нужно получить разрешение. Оно выдается на основе приглашения на работу от определенного работодателя или если по результатам проведенной экспертизы выявлена необходимость приглашения иностранца для осуществления трудовой деятельности [3]. Если работа длится меньше 3 месяцев, разрешение требуется не во всех случаях. Иностранный гражданин может свободно работать или заниматься промыслом без специального разрешения, если основой непрерывного вида на жительство не является работа, или он имеет постоянный вид на жительство. И работодатель, и работник могут заявлять ходатайства о разрешении на работу.

Имея зарегистрированную в Финляндии компанию или положительное заключение от "Business Finland"  о бизнес-идее (стартапе), можно получить вид на жительство по категории «Предпринимательство» [3]. Предпринимателями могут быть стартап-предприниматель; индивидуальный частный предприниматель; партнёр в открытой компании (avoin yhtiö); член товарищества с ограниченной ответственностью (kommandiittiyhtiö); член кооператива (osuuskunta) с неограниченной ответственностью; акционер на руководящей должности (директор или член правления) в акционерном обществе (osakeyhtiö); руководитель в другом типе компании с личными 30 процентами акций или 30 процентами голосов.

При продолжительности учебы свыше 3 месяцев студенту требуется разрешение на пребывание в Финляндии [3]. Оно выдается для учебы со сдачей экзаменов в высших учебных заведениях и профессиональных учебных заведениях. Также разрешение может быть выдано студентам, обучающимся по утвержденным программам обмена. Для этого им необходимо подтвердить наличие достаточного количества материальных средств на период учебы, а для продления разрешения студент  обязан показать положительные результаты уже пройденного обучения. Студенты, имеющие разрешение, также могут работать в режиме ограниченного времени.

Пересечение границы гражданами между Финляндией и Россией происходит в 8 пунктах пропуска (МАПП). Основная часть пересечений границы происходит в  пунктах пропуска в юго-восточной части Финляндии. Большое количество пересечений границы  приходится на жителей Москвы и Санкт-Петербурга. В северной части Финляндии значительное количество путешественников прибывает из Мурманска и Мурманской области. [1; 38]  

Иностранные граждане, иммигрирующие в Финляндию и другие страны, могут скрывать настоящую цель своего визита. Таких людей можно разделить на несколько групп.

Первая группа – это граждане других стран, которые отправляются в Финляндию для осуществления трудовой деятельности без законных на то оснований (разрешений).

Вторая большая по численности группа определена как злоупотребляющая статусом ищущего убежища. Представители данной группы злоупотребляют финской системой социального обеспечения и длительное время находятся в поиске убежища для того, чтобы получать необоснованную суточную поддержку и совершать преступления против собственности в Финляндии, ожидая при этом решения о предоставлении убежища. Существует мнение о том, что эти лица, приехавшие из стран СНГ, в том числе России, направляяются в эту страну группами организованной преступности.

Третья группа включает лиц, участвующих в контрабанде. Объем контрабанды из России в Финляндию, по выявленным показателям, считается небольшим. Одним из примеров контрабанды был случай, когда группу тамилов  доставили в Финляндию в автобусе, оборудованном  специальными отсеками. Часто иммигранты этой группы предоставляют неверные данные, поддельные приглашения, указывают заведомо ложные цели поездки, использует поддельные паспорта [2; 30].

В целом, на долю иностранцев в Финляндии приходится сравнительно небольшое число преступлений. Об этом свидетельствуют показатели преступности за 2016—2017 гг., опубликованные Бюро Статистики Финляндии.

В 2017 году число подозреваемых, задержанных в Финляндии полицией, таможней и пограничниками, составило 297 800 человек, из которых 33 500 были иностранными гражданами. На долю иностранцев приходилось 11,2% всех подозреваемых правонарушителей. Доля предыдущего года составила 10,8%. Доля подозреваемых иностранцев, постоянно проживающих в Финляндии, составила 6,3%. На долю иностранных граждан пришлось 4,5%. В 2017 году наиболее многочисленной группой иностранцев, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, были эстонцы (8400 человек) и русские (5000). По сравнению с предыдущим годом количество преступлений, совершенных эстонцами, сократилось на 2,8 %, а русских — на 11,3%. В понятие «русские» также включаются жители республик бывшего Советского Союза. Далее следуют такие страны как Ирак (3250), Швеция (1600), Румыния (1500) и Сомали (1200) [4].

Типичными преступлениями, совершенными иностранцами, проживающими в Финляндии, являются кражи, нападения и преступления, связанные с наркотиками, угоны транспортных средств. По статистике полиции Финляндии, одно и то же лицо могло совершить несколько преступлений, что говорит о довольно высоком уровне рецидива.

Определенный интерес вызывает виктимологический аспект преступности, связанной с мигрантами. В случаях, когда преступление осталось не раскрытым, а преступник не был определен, потерпевший был финского происхождения в 91,1% случаев, а иностранцем — 8,9%. В 2017 году в Финляндии было 90,7 % жертв-финнов, а иностранцев — 9,3 %. В случае преступлений, совершенных несовершеннолетними, жертва была финского происхождения в 92,4% случаев.  

В 2017 в преступлениях, жертвой которых являлся иностранец, в 52,3% случаев подозреваемыми были также иностранцы. В 2016 году соответствующий показатель составил 58,8%. Когда жертва была финского происхождения, финны были подозреваемыми в 91,3% случаев. В 2016 году этот показатель составлял 91,0%. В случае сексуальных преступлений подозреваемый в отношении жертвы, родившейся в Финляндии, был иностранцем в 26,1% случаев [4]. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основная масса преступлений, совершаемых мигрантами направлена также на мигрантов. Происходит определенная локализация преступности мигрантов внутри своих общин. Кроме того, стоит особо отметить высокие показатели преступности половой направленности, совершаемой мигрантами. На наш взгляд это может быть связано, в том числе, с низким уровнем полового воспитания мигрантов и определенными сложностями их интеграции в современное европейское общество. 

В законодательстве России и Финляндии установлена различная уголовная ответственность за преступления одного вида, при этом в РФ предусмотрены, как правило, более строгие наказания.

В разделе 185 Закона Финляндии «Об иностранцах» 2004 года указано, что иностранные граждане, которые намеренно пребывают в стране без требуемого документа, визы или вида на жительство или не зарегистрировали его/ее место жительства или не подали заявление на получение вида на жительство; занимаются оплачиваемой деятельностью или торговлей без получения разрешения; преднамеренно не предоставляют государственным органам информацию о месте своего проживания; преднамеренно осуществляют въезд в страну, несмотря на действующий запрет, подлежат наказанию в виде штрафа. Размер штрафа в законе прямо не определяется. Ответственности в виде штрафа также подлежит работодатель или его представитель, который принимает на работу иностранца, не имеющего права на работу, предоставляет государственным органам неправильную или вводящую в заблуждение информацию об условиях найма иностранцев и их обязанностях (раздел 186 Закона «Об иностранцах») [5].

Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ, либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, согласно ст. 322 УК РФ, а также пересечение Государственной границы РФ при въезде в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством РФ наказывается штрафом, либо принудительными работами, либо лишением свободы на тот же срок [6]. Лицо, которое без соответствующего разрешения импортирует или экспортирует любые товары, импорт или экспорт которых запрещен или требует специального разрешения или проверки публичного органа, может быть приговорен за контрабанду к штрафу или тюремному заключению на срок не более двух лет (глава 46, раздел 4, 5 УК Финляндии) [8].

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и/или транспортных средств международной перевозки в РФ влечет наложение административного штрафа с конфискацией либо без таковой [6]. Вместе с тем, за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, в РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы от трех до двадцати лет со штрафом и ограничением свободы либо без такового, либо пожизненным лишением свободы (ст. 29.1 УК РФ); контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов наказывается лишением свободы от трех до двенадцати лет со штрафом и ограничением свободы либо без такового (ст. 22.1 УК РФ) [6].

Торговля людьми в Финляндии наказывается лишением свободы на срок от четырех месяцев до десяти лет (раздел 3 УК Финляндии) [8]. В РФ купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение (ст. 127.1 УК РФ), а также использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг) наказываются принудительными работами, либо лишением свободы на срок до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового и с ограничением свободы либо без такового (ст. 127.2 УК РФ) [6].

В заключении следует отметить, что в Финляндии настороженно относятся к иностранцам, желающим переехать в их страну на постоянное место жительства и получить гражданство. Для этого необходимы серьезные причины, определяющие цели и статус мигрантов, а также сроки рассмотрения государственными органами заявлений о получении разрешения на проживание. Высокий уровень контроля позволяет сократить частые злоупотребления предоставляемыми правами. Вместе с тем число преступлений, совершаемых иностранцами, в том числе российскими гражданами, в Финляндии сравнительно небольшое, несмотря на то, что в России за них предусмотрены, как правило, более строгие наказания. Это может свидетельствовать о том, что строгость наказания, в отрыве от иных мер интеграционного характера, не обеспечивает низкий уровень преступности. 

 


Список источников и литературы

1. Серия отчетов 69. Организованная преступность, коррупция и перемещение людей через границы: пример Эстонии, Финляндии и Великобритании. Джон Спенсер, Роз Броуд, Кауко Аромаа, и другие. Хельсинки, 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.heuni.fi/material/attachments/heuni/reports/6KGTExkjH/HEUNI_report_69_Final.pdf, свободный. (Дата обращения 15.11.2018).

2. Серия отчетов 75. Эксплуатация трудящихся-мигрантов в Литве, Финляндии, Швеции и Эстонии: выявление связей между вербовкой, нерегулярной практикой занятости и торговлей людьми. Наталья Оллус, Анниина Йокинен и Матти Йоутсен. Хельсинки, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.heuni.fi/material/attachments/heuni/reports/6KZycU1Lj/HEUNI_report_75_15102013.pdf, свободный. (Дата обращения 16.11.2018).

3. Всё о Финляндии. [Электронный ресурс] URL: https://www.vse.fi, свободный. (Дата обращения 18.11.2018).

4. Статистика преступлений в Финляндии [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.fi/til/rpk/2017/13/rpk_2017_13_2018-05-08_fi.pdf, свободный. (Дата обращения 17.11.2018).

5. Закон «Об иностранных гражданах в Финляндии» 301/2004. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.fi/til/rpk/2017/13/rpk_2017_13_2018-05-08_fi.pdf, свободный. (Дата обращения 17.11.2018).

6. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [принят Гос. Думой 24.05.1996 г., № 63-ФЗ от 13.06.1996 г.][Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/37e4796a6dde7b2d0186348e99888275973478bb/, свободный. (Дата обращения 17.11.2018).

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон [принят Гос. Думой 20.12.2001 г., № 195-ФЗ от 30.12.2001 г.][Электронный ресурс] //КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/08b0da28093974dce2ce6edfb76627c3b199d535/, свободный. (Дата обращения 17.11.2018).

8. Уголовный Кодекс Финляндии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1889/18890039001#L18, свободный. (Дата обращения 15.11.2018).

References

1. Series of reports 69. Organized Crime, Corruption and the Movement of People Across Borders in the New Enlarged EU: A case study of Estonia, Finland and the UK. Jon Spencer, Rose Broad, Kauko Aromaa, (eds.). Helsinki, 2011. [Electronic resource]. URL: https://www.heuni.fi/material/attachments/heuni/reports/6KGTExkjH/HEUNI_report_69_Final.pdf (accessed 15.11.2018).

2. Series of reports 75. Exploitation of Migrant Workers in Finland, Sweden, Estonia and Lithuania: Uncovering the Links Between Recruitment, Irregular Employment Practices and Labour Trafficking. Natalia Ollus, Anniina Jokinen and Matti Joutsen (eds.). Helsinki, 2013. [Electronic resource]. URL: https://www.heuni.fi/material/attachments/heuni/reports/6KZycU1Lj/HEUNI_report_75_15102013.pdf (accessed 16.11.2018).

3. All about Finland. [Electronic resource]. URL: https://www.vse.fi (accessed 18.11.2018).

4. Rikos- ja pakkokeinotilasto [Electronic resource]. URL: https://www.stat.fi/til/rpk/2017/13/rpk_2017_13_2018-05-08_fi.pdf (accessed 17.11.2018).

5. The Law on Foreign Citizens in Finland 301/2004. [Electronic resource]. URL: https://www.stat.fi/til/rpk/2017/13/rpk_2017_13_2018-05-08_fi.pdf (accessed 17.11.2018)

6. The Criminal Code of the Russian Federation: the Federal Law [adopted by the State Duma on 24.05.1996, No. 63-FZ of 13.06.1996.][ Electronic resource] // ConsultantPlus. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/37e4796a6dde7b2d0186348e99888275973478bb/ (accessed 17.11.2018).

7. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses: the Federal Law [adopted by the State Duma of 12/20/2001, No. 195-FZ of December 30, 2001][ Electronic resource] // ConsultantPlus.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/08b0da28093974dce2ce6edfb76627c3b199d535/ (accessed 17.11.2018).

8. The Criminal Code of Finland. [Electronic resource]. URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1889/18890039001#L18 (accessed 15.11.2018).


Просмотров: 1854; Скачиваний: 605;