СКОРОПАДСКАЯ А. А., ЕФРЕМОВ Н. Д. ПРОБЛЕМА НЕХВАТКИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ: ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2020. № 4. С. 41–43. DOI: 10.15393/j12.art.2020.3666


Выпуск № 4 (2020)

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

pdf-версия статьи

УДК 316.4

ПРОБЛЕМА НЕХВАТКИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ: ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

СКОРОПАДСКАЯ
   АННА
   АЛЕКСАНДРОВНА
Кандидат филологических наук,
Доцент,
Петрозаводский государственный университет, Институт филологии, кафедра классической филологии, русской литературы и журналистики,
Петрозаводск, Российская Федерация, san19770@mail.ru
ЕФРЕМОВ
   НИКИТА
   ДМИТРИЕВИЧ
Студент,
Петрозаводский государственный университет, Институт филологии,
Петрозаводск, Российская Федерация, nick_efrem@mail.ru
Ключевые слова:
Республика Карелия
рынок труда
высшее профессиональное образование
кадровый дефицит
профориентация
Аннотация: В статье поднимается актуальный вопрос о нехватке учительских кадров в Республике Карелия. Несмотря на то, что сфера образования традиционно является для республики одной из основных по доле занятых работников, потребность в педагогических кадрах остается высокой. На федеральном и республиканском уровнях предпринимается ряд социально-экономических мер для выравнивания ситуации: стимулирующие выплаты и различного рода надбавки педагогам (в том числе начинающим), льготы, федеральные программы. Авторы статьи предлагают взглянуть на кадровую проблему с позиции привлекательности профессии учителя для абитуриентов и студентов. Проведенные в рамках исследования статистические опросы среди обучающихся Петрозаводского государственного университета по направлениям подготовки, связанным с педагогикой, показали недостаточную заинтересованность студентов в будущем трудоустройстве по изучаемой специальности. Это во многом коррелируется с другими существующими исследованиями. Основываясь на выявленном факте, что интерес к профессии педагога зарождается у будущих студентов в период их обучения в школе, авторы приходят к выводу, что одним из путей закрепления этого интереса является продуманная профориентационная работа, которая должна проводится не только со школьниками, но и со студентами.

© Петрозаводский государственный университет


ВВЕДЕНИЕ

Сфера образования в социально-экономическом портрете Республики Карелия традиционно является основной сферой трудовой занятости. Так, ежегодно публикуемые официальные статистические данные1, показывают, что по доле занятых работников образованию уступают такие лидеры рынка труда, как торговля и обрабатывающее производство:

Таблица 1

Ведущие отрасли экономики по среднесписочной численности работников

(тысяч человек)

Table 1. Leading sectors of the economy by the average number of employees

(thousands of people)

Экономическая деятельность организации 2017 2018 2019
образование 24,6 23,8 22,8
обрабатывающие производства 21,2 22,3 22,3
торговля оптовая и розничная 22,0 21,9 21,6

 

Приводимые статистические данные за последние 3 года показывают сокращение количества работников сферы образования на 1,8 тысяч человек. Если же говорить непосредственно о школьном образовании, то по данным Федеральной службы государственной статистики2, наблюдается устойчивая динамика сокращения количества учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования:

Таблица 2

Численность учителей (на 20 сентября; тысяч человек)

Table 2. Number of teachers (as of September 20; thousand people)

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017 2018
Республика Карелия

5,6

5,4

5,5 5,5 5,5 5,5 5,4 5,3 5,2

 

На фоне сокращения количества учителей в образовании отмечается кадровый голод: в Карелии, как и во всей России, наблюдается рост нехватки педагогов, который фиксируется различными опросами3 и исследованиями [3]. Проблема дефицита педагогических кадров в Карелии имеет давнюю историю [2], [6], но в разные исторические периоды она обусловлена разными факторами.

Так или иначе, нехватка педагогов подтверждается на федеральном и республиканском уровнях. Так, министр образования Республики Карелия не раз открыто заявлял о большом количестве вакансий учителей, в 2019 году называя цифры от 1514 до 3005. В банке вакансий Интерактивного портала Управления труда и занятости Республики Карелия в декабре (это середина учебного года) 2020 года фиксируется 23 педагогические вакансии6, а, например, в Общероссийской базе вакансий «Работа в России»  –  112 вакансий7.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Среди основных причин растущего кадрового дефицита исследователи указывают «общее старение педагогических кадров, обусловливающее их объективное выбытие. Более четверти педагогов в России старше 55 лет, а доля молодых кадров в последние годы не увеличивается» [3: 16]. Существующая потребность в учительских кадрах привела к тому, что в последние годы стало увеличиваться количество бюджетных мест на педагогических направлениях вузов. Однако, на примере статистики приема в Петрозаводский государственный университет (далее – ПетрГУ), ведущее в Карелии учреждение высшего образования по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, на фоне увеличения бюджетных мест показывает снижение конкурса по некоторым образовательным программам педагогического направления подготовки, что видно из Табл. 3:

Таблица 3

Статистика приема ПетрГУ на педагогическое направление8

Table 3. PetrSU admission statistics for the pedagogical direction

Образовательная программа

Количество бюджетных мест

Конкурс заявлений

2017

2018

2019

2020

44.03.01 Образование в предметной области (Физическая культура) Общий конкурс: 17 Особая квота: 3 Целевая квота: 5 5,2 4,2 4,8 6,7
44.03.01 Начальное образование Общий конкурс: 14 Особая квота: 2 Целевая квота: 4 5,4 6,7 6,4 7,9
44.03.05 Образование в предметных областях (ИЗО и МХК) Общий конкурс: 10 Особая квота: 2 Целевая квота: 3 3,7 2,4 3,6 2,7
44.03.05 Образование в предметных областях (Английский и Немецкий языки) Общий конкурс: 14 Особая квота: 2 Целевая квота: 4 9,7 9,6 8,3 12
44.03.05 Образование в предметных областях (Биология и Химия) Общий конкурс: 7 Особая квота: 1 Целевая квота: 2 2,2 3,1 2,7

44.03.05 Образование в предметных областях (История и Обществознание) Общий конкурс: 10 Особая квота: 2 Целевая квота: 3 8,5 6,3 6,9 4,5
44.03.05 Начальное образование и образование в предметной области Английский язык Общий конкурс: 14 Особая квота: 2 Целевая квота: 4 6,8 5,1 4,9 4
44.03.05 Образование в предметных областях (Физика и Информатика) Общий конкурс: 7 Особая квота: 1 Целевая квота: 2 2,4 3,8 3,4

44.03.05 Образование в предметных областях (Математика и Информатика) Общий конкурс: 10 Особая квота: 2 Целевая квота: 3 3,4 5,7 4,3 5,5
44.03.05 Образование в предметных областях (География и Английский язык) (до 2020 года «География и экономика») Общий конкурс: 10 Особая квота: 2 Целевая квота: 3 5,2 7,3 4,9 3,4  
44.03.05 Образование в предметной области (Технология и дополнительное образование в области инженерно-технического творчества) Общий конкурс: 7 Особая квота: 1 Целевая квота: 2 2,4 2,1 3,2 2,8
44.03.05 Образование в предметных областях (Английский и французский языки) Общий конкурс: 14 Особая квота: 2 Целевая квота: 4 10 8,3 8 8,8
44.03.05 Образование в предметных областях (Безопасность жизнедеятельности и физическая культура) Общий конкурс: 12 Особая квота: 2 Целевая квота: 4 8,5 7,5 6,2 9,4
44.03.05 Образование в предметных областях (Немецкий и английский языки) Общий конкурс: 14 Особая квота: 2 Целевая квота: 4 6,4 7,4 6 5,9
44.03.05 Образование в предметных областях (Русский язык и литература) Общий конкурс: 10 Особая квота: 2 Целевая квота: 3 5,9 5,9 5 5,3
44.03.05 Образование в предметной области (Технология и дополнительное образование в области декоративно-прикладного творчества) Общий конкурс: 7 Особая квота: 1 Целевая квота: 2

3,1 3,3 3,7

 

Из приведенных данных видно снижение конкурса на педагогические специальности в области истории, географии, ИЗО и МХК, преподавания французского и немецкого языков, начального образования с английским языком. В 2020 году не состоялся конкурс по биологическим и физико-техническим специальностям педагогического направления.

Острым остается вопрос о трудоустройстве по специальности выпускников педагогических направлений – заканчивая вуз, выпускники неохотно идут в учительскую профессию. Хотя, согласно предоставленным нам данным от Центра карьеры ПетрГУ, можно говорить о наметившейся положительной динамике (см. Табл. 4):

Таблица 4

Трудоустройство выпускников ПетрГУ

Table 4. Employment of graduates of PetrSU

Показатель 2018 2019 2020
Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек %
всего выпускников 287 100 275 100 242 100
трудоустроены * 251 87,4 249 90,5 211 87,19
трудоустроены по специальности ** 159 63,3 170 68,2 154 72,9

 

* доля трудоустроенных от общего кол-ва выпускников

** доля трудоустроенных по специальности от кол-ва трудоустроенных

Среднее значение трудоустроенных по специальности  – 68,1

 

В рамках подготовки к Медиафоруму Общероссийского народного фронта, представляющему публичную оценку решения вопросов, поступивших на «Прямую линию с Владимиром Путиным» в 2019 году, команда студентов и преподавателей Института филологии провела социологический опрос обучающихся на педагогических направлениях ПетрГУ. Была использована методика опросного листа с возможностью нескольких ответов на некоторые вопросы.

В опросе приняли участие 165 студентов разных курсов и разных специальностей. Целью опроса было выявить причины, по которым студенты выбрали педагогическое направление, и их видение себя в педагогической профессии. Данные опроса приведены в диаграммах (см. Рис. 1, Рис. 2, Рис. 3).

 

Рис. 1. Причины получения высшего образования

Figure 1. Reasons for obtaining higher education

Как видно из приведенных в диаграмме данных, причинами получения высшего образования для респондентов были причины социокультурного характера, а также желание получить интересную и перспективную профессию. Карьерные и финансовые аспекты учитываются студентами, но не находятся в приоритете. Только двое человек из опрашиваемых указали в качестве причины поступления в вуз свою мечту стать педагогом.

 

Рис. 2. Причины выбора специальности

Figure 2. Reasons for choosing a specialty

Выявление причин выбора педагогической специальности (Рис. 2) показало, что для студентов приоритетом явилось желание работать именно в этой сфере. Также на выбор обучающихся повлияли наличие спроса на профессию и невысокий конкурс при поступлении. Только 16 % педагогическая профессия кажется престижной и лишь 10 % видят в ней возможность хорошо зарабатывать.

Профессиональные планы студентов после окончания вуза представлены в диаграмме на Рис. 3.

 

Рис. 3. Планы после окончания университета

Figure 3. Plans after graduation

Планируют работать 42 %  в своем родном городе/поселке и 23 % намерены искать работу в другом городе. Значительная часть студентов собирается продолжать учебу в магистратуре, 20 % задумываются о бизнесе. Почти треть (30 %) не определились, чем займутся.

Таким образом, зафиксированный опросом высокий процент студентов, поступивших на педагогическую специальность в связи с желанием работать в этой сфере, вступает в некоторое противоречие с более низким процентом студентов, окончательно не готовых выбрать педагогическую профессию.

Привлечение молодых кадров в профессию непосредственно связано с многофакторной профориентационной работой, проводимой с потенциальными абитуриентами. Исследование Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ в результате диагностического анкетирования старшеклассников выявило основные факторы выбора школьниками будущей профессии. Среди них оказались: личный интерес  – 79,2%, высокая зарплата – 57,4%, престиж профессии – 32,1%, наличие вакансий – 19,5%, советы родителей и друзей – 14,0% [5]. Как видно из этих данных, востребованность профессии на рынке труда не является для школьников определяющим фактором – подавляющее большинство руководствуются своими личными предпочтениями.

Схожие результаты дал и наш опрос. Зависимость от наличия вакансий отмечена исследователями Высшей школы экономики при анализе доли молодых кадров в школьном образовании. «Доля молодых педагогов выше в регионах с более высокой безработицей среди молодежи и людей в возрасте до 40 лет» [3: 16]. На основании этих наблюдений возникает необходимость в дополнительном анализе зависимости выбора педагогической профессии обучающимися от наличия педагогических вакансий на рынке труда: большое количество вакансий трактуется молодыми людьми как непрестижность профессии или же то, что молодые люди по другим причинам не идут в учительскую профессию, делает ее малопрестижной и порождает вакансии. Для школьников, задумывающихся о выборе будущей профессии, главенствующим является их личный интерес. Педагогическая профессия предоставляет обширнейшее поле для интеллектуального и творческого развития, отличается широтой и глубиной решаемых задач, поэтому она может привлекать к себе мотивированных на профессию учителя выпускников школ. Однако исследования показывают, что начиная с 3-го курса у обучающихся на педагогических направлениях происходит определенная переоценка сделанного ими выбора: «К 3-му курсу значимо снижается число тех, кто связывает свою жизненную перспективу с работой по педагогической специальности. На этапе 5-го года обучения зафиксированные тенденции усиливаются, и это дает основания к предположению о том, что значительная часть пятикурсников разочаровывается в своем профессиональном выборе» [1: 24–25].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для привлечения на педагогические направления подготовки талантливых абитуриентов и сохранения мотивации к трудоустройству по специальности у студентов, на наш взгляд, необходима разработка разнообразной и эффективной профориентационной работы. Чаще всего под профориентацией понимается работа со школьниками, но приведенные нами данные исследований свидетельствуют о том, что и обучающиеся в вузе нуждаются в «выявлении и развитии профессиональных интересов, формировании профессионального самоопределения» [4: 143]. Учитывая общероссийский масштаб проблемы нехватки учителей, нужно использовать целый комплекс мер по ее решению. Значимость и престиж учительской профессии должны формироваться не только и не столько в стенах вуза, сколько в масштабах всего государства. Сочетание социально-экономических (достойная оплата труда, меры социальной поддержки), материально-технических (строительство новых школ, оснащение учебного процесса современными техническими средствами), административно-методических (снижение бюрократизации учительского труда) факторов, а также активная популяризация роли учителя в кинематографе и СМИ произведут самый действенный профориентационный эффект и привлекут в профессию талантливую молодежь.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Республика Карелия в цифрах. 2020: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат). Петрозаводск, 2020. С. 18–19.

2 Регионы России. Социально-экономические показатели – 2019 // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm (дата обращения: 14.12.2020).

3 Эксперты ОНФ: дефицит учителей в российских школах за год увеличился. Режим доступа: https://onf.ru/2019/06/24/eksperty-onf-deficit-uchiteley-v-rossiyskih-shkolah-za-god-uvelichilsya/ (дата обращения: 14.12.2020).

4 В Карелии не хватает 170 учителей // Республика. 2019. 2 августа. Режим доступа: http://rk.karelia.ru/social/v-karelii-ne-hvataet-170-uchitelej/ (дата обращения: 14.12.2020).

5 Национальные проекты «спасут» образование Карелии // Карелinform. 2019. 21 июля. Режим доступа: https://karelinform.ru/interview/21-07-2019/natsionalnye-proekty-spasut-obrazovanie-karelii (дата обращения: 14.12.2020).

6 Банк вакансий // Интерактивный портал Управления труда и занятости Республики Карелия. Режим доступа: https://mintrud.karelia.ru/vacancy  (дата обращения: 14.12.2020).

7 Работа в России. Общероссийская база вакансий. Режим доступа: https://trudvsem.ru/vacancy/search  (дата обращения: 14.12.2020).

8  Статистика приема // Петрозаводский государственный университет: Официальный сайт. Режим доступа: https://petrsu.ru/page/education/bakalavriat_i_spec/old_years (дата обращения: 14.12.2020).


Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белова О. В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов педагогических вузов: Автореф. дисс. канд. психол. н. М., 2013. 28 с.

2. Гуртов В. А., Мезенцев А. Г. Анализ кадрового обеспечения для системы образования Республики Карелия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://localbudget.karelia.ru/sbornik/st14.htm (дата обращения: 13.12.2020).

3. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования. 2020. № 18. С. 1–17.

4. Панина С. В, Николаева А. Ю. Довузовская профориентация на педагогические профессии // Мир науки, культуры, образования. 2019. №4 (77). С. 143–145.

5. Степусь И. С., Гуртов В. А., Симакова А. В. Эффективные инструменты профессиональной ориентации школьников (опыт разработки и реализации в Республике Карелия) // Непрерывное образование: XXI век. 2018. Вып. 2 (22). DOI: 10.15393/j5.art.2018.3964

6. Филимончик С. Н. Учительство Карелии в 1920–30-е гг. // Известия ВолгГТУ. 2010. Т. 7. № 7 (67). С. 59–63.

REFERENCES

1. Belova O. V. Social and psychological features of professional self-determination of students of pedagogical universities. Author's abstract. diss. Cand. psychol. n. M., 2013.28 p. (In Russ.)

2. Gurtov V. A., Mezentsev A. G. Analysis of staffing for the education system of the Republic of Karelia. Available at: http://localbudget.karelia.ru/sbornik/st14.htm (accessed 13.12.2020) (In Russ.)

3. Zair-Bek S. I., Mertsalova T. A., Anchikov K. M. School education personnel: opportunities and deficits // Monitoring of education economics. 2020. No. 18. Рp. 1–17. (In Russ.)

4. Panina S. V, Nikolaeva A.Yu. Pre-university career guidance on teaching professions // World of science, culture, education. 2019. No. 4 (77). Рp. 143-145. (In Russ.)

5. Stepus I. S., Gurtov V. A., Simakova A. V. Effective tools for vocational guidance of schoolchildren (experience of development and implementation in the Republic of Karelia) // Continuous education: XXI century. 2018. Issue. 2 (22). DOI: 10.15393 / j5.art.2018.3964 (In Russ.)

6. Filimonchik S. N. Teaching in Karelia in the 1920s – 30s. // Izvestia VolgSTU. 2010. Vol. 7, No. 7 (67). Рp. 59– 63. (In Russ.)


Просмотров: 1111; Скачиваний: 456;