СУВОРОВА И. М. МЕДИЙНЫЕ МИФЫ О КАЛЕВАЛЕ И РЕАЛЬНОСТЬ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2021. № 2. С. 33–37. DOI: 10.15393/j12.art.2021.3724


Выпуск № 2 (2021)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

pdf-версия статьи

УДК 7.046.1

МЕДИЙНЫЕ МИФЫ О КАЛЕВАЛЕ И РЕАЛЬНОСТЬ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

СУВОРОВА
   ИРИНА
   МИХАЙЛОВНА
доктор культурологии,
профессор кафедры философии и культурологии,
Петрозаводский государственный университет,
Петрозаводск, Российская Федерация, suvormih@list.ru
Ключевые слова:
миф
массмедиа
Калевала
экспедиция
социологический опрос
Аннотация: В статье рассматривается проблема истинности современных медийных мифов на примере конкретных информационных материалов о Калевале – родине классической карельской мифологии. Исследование проводилось в два этапа: эмпирический этап осуществлялся в ходе комплексной научной экспедиции Гуманитарного инновационного парка Петрозаводского государственного университета на территории Калевальского национального района Карелии; второй этап реализовывался в ходе камеральной обработки полученных данных. В качестве методов использовался социологический опрос, глубинное интервью, а также анализ и сопоставление медийных и классических мифов. На основе второго этапа исследования были сделаны обобщения и выводы. В результате исследования были выявлены сущностные функции, которые выполняют медийные мифы в современной культуре; верифицированы шесть медийных мифов о Калевале; проанализировано содержание каждого мифа и его отражение в реальности. Особое внимание уделено трансформации классического карельского мифа о Сампо в современный медийный миф, который верифицируется в данном исследовании. Представлены выводы о соответствии современных медийных мифов положениям мифологической теории А. Ф. Лосева, а также сделано обобщение относительно культуротворческой функции современной медийной мифологии.

© Петрозаводский государственный университет


Введение

Современное медийное пространство все чаще претендует на создание новой культурной среды, «едва ли не более реальной, чем реальность “природная”, “естественная”» [7: 4]. Эта претензия на статус новой культурной реальности является предметом изучения гуманитаристики в области философии, культурологии, искусствоведения, психологии и социологии. Так, по мнению Кирилловой, медиапространство – это «среда, где производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды» [2: 11], оказывающая значимое влияние на индивидуальное и общественное сознание и формирующая ментальность современного общества. Особенностью такого влияния еще сто лет назад Липпман называл формирование «псевдо-окружающей среды вокруг человека» [8], а Маркузе отмечал создание «ложного сознания, снабженного иммунитетом от собственной ложности» [5: 16]. В XXI веке медиапространство характеризуется, с одной стороны, позитивными возможностями всеохватности, информативности, массовости и быстрой реакцией на происходящие события, но, с другой стороны, массмедиа способны манипулировать сознанием человека, изменять его ценностные предпочтения на основе искажений реальной действительности. Подобная противоречивость медийного пространства подвигает ученых исследовать не только разные его аспекты, но и верифицировать конкретные формы представления медийной информации, в частности – медийные мифы.

Целью данного исследования является верификация и анализ медийных мифов о родине карельской мифологии – Калевале, что с культурологической точки зрения дает основание для сопоставления двух типов мифов – классического и медийного.

Методология исследования

Эмпирический этап исследования проводился в июне 2021 года в ходе комплексной научной экспедиции Гуманитарного инновационного парка ПетрГУ по теме «Способы сохранения человеческого капитала как актуальная проблема Карелии в контексте гуманитарной методологии».  В качестве респондентов социологического исследования были задействованы 293 жителя Калевальского национального района (при общей численности населения района 6 489 человек). Респондентам были предложены опросники по теме «Медийные мифы о Калевале и реальность», а также были организованы глубинные интервью по этой же теме. Камеральный этап обработки полученных результатов позволил сделать сравнение, анализ и выводы относительно истинности самых популярных медийных мифов о Калевале.

Результаты исследования

С философской точки зрения миф – это  «язык описания, оказавшийся, благодаря своей исконной символичности, удобным для выражения вечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законов социального и культурно космоса» [6: 241]. По Барту, классический миф всегда является преувеличением реальности: «схема может значить гораздо больше, чем рисунок, копия – больше, чем оригинал, карикатура – больше, чем портрет» [1: 73], но в то же самое время «мифическое сообщение формируется из материала, уже обработанного для целей определенной коммуникации [1:77]. Для классической мифологии охват коммуникации был предельно локален и ограничен, для медийной  мифологии он оказался безграничным и всеохватным, что можно считать определенным преимуществом. Помимо коммуникативной функции медийный миф выполняет целый ряд других: культуротворческую (создает основу культуры), моделирующую (моделирует образы и картину мира), психологическую (воздействует на психику человека), аксиологическую (транслирует ценности). В зависимости от значимости выполняемой функции современный медийный миф имеет определенный уровень востребованности и популярности. В нашем исследовании из всех медийных мифов о Калевале были выбраны самые популярные по принципу частотности запроса в интернете на момент организации экспедиции.

Самыми популярными медийными мифами оказались следующие: «В Калевале живут приветливые люди со своими былинами, сказками, рунами и песнями» (источник «Kalevala – welt.ru»[1]); «Все жителя Калевалы, включая детей, – заядлые рыбаки» (источник – тот же); «“Сосна Леннрота” – это не столько памятное место, сколько раскрученный туристический бренд» (источник – «Карелия, туристский портал»[2]); «Кантеле – самый популярный музыкальный инструмент и сегодня в Калевале» (источник – тот же); «Издание «Калевалы» Леннротом помогло формированию нации карел» (источник – «Независимая газета» от 26.02.2020.[3]); «В советское время образ сказочной мельницы Сампо из Калевалы соотносился с советской действительностью» (источник – Интернет-журнал «Лицей» от 28.02.19[4]). Анализ содержания данных медийных мифов показывает, что большинство из них (5 из 6) связан с мифологической «Калевалой» – карело-финским эпосом и лишь один из мифов указывает на хозяйственную традицию местных жителей – рыбалку.

Анализ опросников по теме показал, что местные жители категорически не согласны с мифом о «Сосне Леннрота»: две трети респондентов высказались против, считая, что «Сосна Леннрота» – действительно памятное место, связанное с историей Карелии и Финляндии. В ходе интервью калевальцы продемонстрировали знание истории этого памятника с указанием дат и фактов, а также назвали многочисленные мероприятия, проводимые у памятника, включенного современную культурную жизнь Калевалы вне зависимости от туристической деятельности.

Спорным оказался и медийный миф о формировании нации карел за счет издания Леннротом «Калевалы»: половина респондентов миф поддержала, половина опровергла.  В интервью противники данного мифа отстаивали позицию независимого (от издания эпоса) формирования карельского этноса задолго до XIX века. Подтверждение этому мнению можно найти в исторических источниках [3], указывающих на эпоху средневековья как время формирования карельского этноса. Сторонники данного медийного мифа в интервью признали, что благодаря изданию Леннрота информация о карелах как этносе (а не нации, как гласит газетный миф) стала известна всему читающему миру, что содействовало популяризации духовного наследия карелов и финнов.

Остальные четыре медийных мифа получили от респондентов поддержку в виде подавляющего числа голосов, что позволяет признать их истинность и справедливость по отношению к современной социокультурной ситуации в Калевале.

По поводу мифа о «приветливых людях со своими былинами, сказками, рунами и песнями» современные калевальцы признавали свою приверженность фольклорным традициям, что подтверждается работой многочисленных творческих коллективов (вокальных групп, национального хора, народного оркестра, национального театра), а также проведением многочисленных народных праздников на территории всего Калевальского района.

В защиту медийного мифа о кантеле также высказалось абсолютное большинство респондентов, отметив, что в Калевале по сей день изготавливают этот музыкальный инструмент, обучают игре на кантеле детей и взрослых, гордятся разновозрастным ансамблем кантелистов.

С точки зрения культурологического сравнения классического и медийного мифа наибольший интерес представляет миф о сопоставлении Сампо с советской действительностью. По сути, в содержание современного медийного мифа включен феномен чуда из классического мифа, конкретно – сказочной мельницы Сампо. По отдельным психологическим аспектам действительно можно обнаружить определенное сходство в восприятии феномена чуда из карело-финского эпоса и советского идеализированного прошлого: «знамения, как бы пророчества, раскрытия, а не бытия самих фактов, не наступления самих событий» [4: 551]. Таким образом, чудо обладает в основе своей характером извещения, проявления, удивительного благоденствия, которое может произвести чудесная мельница и советская мечта о всеобщем рае на земле. И общим психологическим моментом здесь является ожидание чуда, надежда на светлое будущее, а также борьба людей за обладание этим чудом во имя светлого будущего. Важным объединяющим данные мифы аспектом является глубокий символизм чудесной мельницы Сампо как символа достатка, который ожидался в советском будущем. Данный пример показывает, что на конкретной основе (в данном случае психологической) классический миф трансформируется в медийный. Следует отметить, что в данном случае энергетика символа мельницы используется для создания стереотипа о советской жизни с целью упрощения восприятия самого медийного мифа. Сложно определить, как к подобному мифу относились бы собственно советские жители Калевалы, но их потомки верифицируют этот миф положительно.

Обсуждение результатов  

Таким образом, самые популярные медийные мифы о Калевале на поверку в большей мере оказались истинными, нежели ложными. Анализируя результаты опроса и глубинных интервью, можно обратить внимание, что мифы, которые связаны с духовной культурой северных карелов, а конкретно – с карело-финским эпосом «Калевала», вызвали больший интерес у респондентов, чем миф о пристрастии к рыбалке. В ходе анализа современных медийных мифов о Калевале удалось не только их проверить на истинность, но и подтвердить основные положения теории мифа по Лосеву:

  1. «Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел, но – логически, т. е., прежде всего, диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще» [4: 457]. Каждый из рассмотренных медийных мифов имеет непосредственное отношение к реальному бытию в Калевальском районе или сознанию наших современников: конкретному месту, событиям, времени.
  2. «Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность» [4: 457]. В подтверждение этого положения можно привести пример мифа о кантеле, которое до сих пор не только символизирует культуру северных карелов, но и является широко используемым музыкальным инструментом в районе.
  3. «Миф не есть научное построение, но – живое субъект-объектное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую же истинность, достоверность» [4: 457]. Действительно, ни одна из формулировок проанализированных нами мифов не претендует на научность. Тем не менее, большинство этих самых распространенных медийных мифов о Калевале отражает, как выяснилось в ходе нашей верификации, объективную реальность, зафиксированную в фактах и цифрах, а также подтверждаются в ходе опроса общественного мнения и интервью.

Выводы

Всем этим трем тезисам А. Ф. Лосева, детализирующим понятие мифа, вполне соответствуют представленные нами современные медийные мифы о Калевале. Опыт верификации и анализ медийных мифов в нашем исследовании показал, что доступность и всеохватность медийного пространства традиционно не гарантирует истинности транслируемой информации, поскольку преследует иные цели (рекламные, коммерческие и т. п.). Подчас медийные мифы становятся инструментом идеологических игр, теряя свою культуротворческую функцию. Следовательно, пользователю медиаресурсов сегодня необходимо иметь развитое критическое мышление в оценке современного мифотворчества, чтобы уметь распознавать предлагаемые массмедиа мифологические стереотипы.


 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

[1] https://kalevala-welt.ru/kalevala/istoriya/

[2] http://www.ticrk.ru/regions/region/?ID=7506

[3] https://www.ng.ru/ng_exlibris/2020-02-26/9_1019_main.html

[4] https://gazeta-licey.ru/culture/75779-borba-za-kalevalu


Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Под ред. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

2. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: Учебное пособие. М.: Академический проект; Культура, 2008. 496 с.

3. Кочкуркина С. И. Археологические памятники корелы (V—XV вв.). Л.: Наука, 1981. 158 с.

4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655 с.

5. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. М.: REFL-book, 1994. 340 с.

6. Социальная философия. Словарь /под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2006. 624 с.

7. Челышева И.В. Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек. М: МОО «Информация для всех», 2016. 178 с.

8. Lippmann W. (1922). Public Opinion. N. Y.: MacMillan. 233р.

REFERENCES

1. Bart R. Selected Works: Semiotics. poetics. / Edited by G.K. Kosikova. M.: Progress, 1989. 616 р. (In Russ.)

2. Kirillova N. Media culture: theory, history, practice: Textbook. Moscow:Academic project, 2008. 496 p. (In Russ.)

3. Kochkurkina S. Archaeological Monuments of Korela (5-15th centuries). L.: Science, 1981. 158р. (In Russ.)

4. Losev A. Dialectic of myth. Moscow: Pravda, 1990. 655 p. (In Russ.)

5. Marcuse G. One-dimensional Man: Exploring the ideology of a developed industrial society / Per. English М.: REFL-book, 1994. 340 р. (In Russ.)

6. Social philosophy. Dictionary /ed. V.E. Kemerova, T.H. Kerimova. M.: Academic project, 2006. 624 р. (In Russ.)

7. Chelysheva I. Sociocultural field of media: reality, communication, people. Moscow, 2016, 178 p. (In Russ.)

8. Lippmann W. (1922). Public Opinion. N. Y.: MacMillan. 233 р.


Просмотров: 589; Скачиваний: 232;