СУВОРОВА И. М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНИХ ШКОЛ ВЕПССКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2022. № 1. С. 38–47. DOI: 10.15393/j12.art.2022.3805


Выпуск № 1 (2022)

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

pdf-версия статьи

УДК 7.046.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНИХ ШКОЛ ВЕПССКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

СУВОРОВА
   ИРИНА
   МИХАЙЛОВНА
доктор культурологии,
профессор кафедры философии и культурологии,
Петрозаводский государственный университет, Институт истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, Российская Федерация, suvormih@list.ru
Ключевые слова:
выпускники
образование
профессия
социокультурная ситуация
выбор
человеческий капитал.
Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема образовательного и профессионального выбора одиннадцатиклассников Шелтозерской и Шокшинской средних школ, находящихся на территории вепсских сельских национальных поселений. Целью статьи является подробный анализ влияния демографического, экономического, исторического и географического факторов современной социокультурной ситуации на формирование жизненных предпочтений выпускников в плане получения образования и профессии. Эмпирический этап исследования осуществлялся в ходе комплексной научной экспедиции Гуманитарного инновационного парка ПетрГУ по теме проекта «Способы сохранения человеческого капитала как актуальная проблема Республики Карелия». На этапе эмпирического исследования использовалась комплексная методология, включающая интервью, опрос и анкетирование респондентов. Камеральный этап работы включал обработку результатов интервью, опроса и анкетирования, а также анализ полученных результатов. В итоге были сделаны выводы о предпочтениях выпускников относительно ведущих способов их подготовки к поступлению в вуз и техникум, относительно типа учебного учреждения, выбора специальности. Общий вывод по исследованию выявил, что ресурсов местной социокультурной инфраструктуры явно недостаточно для обеспечения образовательных потребностей выпускников средних школ, что сказывается на определении их профессиональной и жизненной стратегий.

© Петрозаводский государственный университет


Исследование образовательных предпочтений выпускников средних школ является актуальным с точки зрения гуманитаристики по профориентационному, экономическому и прогностическому аспектам. Однако в большинстве случаев самими выпускниками средних школ образование расценивается как вполне определенный социальный лифт, который помогает выстроить жизненную траекторию личности. С культурологической точки зрения на формирование образовательных и профессиональных амбиций выпускников значимо влияет социокультурная ситуация, в которой они развиваются. Поэтому целью данной статьи является выявление наиболее важных факторов социокультурной ситуации вепсских сельских поселений, которые определили образовательный и профессиональный выбор выпускников.

Материалы и методы

Основой для исследования являются материалы, полученные в ходе комплексной научно-исследовательской экспедиции Гуманитарного инновационного парка Петрозаводского государственного университета в сентябре 2020 года в рамках проекта «Способы сохранения человеческого капитала как актуальная проблема Республики Карелия». В качестве методологии использовался комплексный подход, включающий интервью, анкетирование и опрос выпускников Шелтозерской и Шокшинской средних школ.

Результаты

В ходе реализации многолетнего проекта опорного вуза республики «Способы сохранения человеческого капитала как актуальная проблема Республики Карелия» впервые научно-исследовательская экспедиция Гуманитарного парка состоялась на территории компактного проживания коренного малочисленного народа Карелии – вепсов (несмотря на большое представительство вепсов в самой столице республики).  Подобный выбор был обусловлен несколькими факторами: необходимостью проводить исследование на исконной территории проживания этноса (по данным администраций вепсских поселений 40 % проживающих на данной территории в 2020 году относили себя к вепсской национальности), возможностью своеобразного культурного «погружения» в современную социокультурную ситуацию, вероятностью установления конструктивной коммуникации научного сообщества с местным населением. Полученные в ходе комплексной научной экспедиции материалы после камеральной обработки позволили описать социокультурную ситуацию в вепсских национальных поселениях с точки зрения действия различных факторов.

В первую очередь – на уровне факторов внутреннего порядка (демографическая ситуация, экономическая модель развития), во вторую очередь – на уровне исторических и географических факторов, в третью очередь – на уровне фактора влияния глобальных процессов, в том числе и влияния пандемии.

Анализ факторов внутреннего порядка показывает, что современные жители вепсских национальных поселений Карелии находятся в особых условиях государственного устройства, так как и Шелтозерскому, и Шокшинскому поселениям присвоен статус национальных, что дает определенный ряд преференций жителям (правовых и экономических: выход на пенсию с 50 лет женщинам и 55 лет мужчинам, право получения земельного участка для лодочного гаража на побережье и др.).  Конечно, сложно представить современного выпускника, который сегодня задумывается о своей пенсии, но все же данная правовая преференция вполне может влиять на выбор жизненных планов в области тех профессий, которые востребованы в вепсских поселениях.

В области государственной национальной политики по отношению к вепсам можно отметить ряд позитивных моментов, имевших место в последние 30 лет. Во-первых, это государственная поддержка вепсского языка (преподавание в университете – ПетрГУ – с 1993 года, в школе; издание учебников, книг и журналов; выпуск теле-радиопередач ГТРК «Карелия»). Во-вторых, это поддержка Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия местных жителей в деятельности многочисленных некоммерческих организаций и партнерств на территории вепсских поселений. В-третьих, это возможность реализации многочисленных муниципальных целевых программ в пределах национального поселения по развитию культуры, благоустройству территории, строительству и содержанию автомобильных дорог и мостов, развитию физической культуры и спорта, обеспечению пожарной безопасности и других. В своих интервью выпускники отмечали богатый опыт участия в культурной жизни вепсских поселений, а также реализованную возможность использовать вепсский язык не только за школьной партой, но и в реальной коммуникации во время фольклорных праздников и общественных мероприятий.

Анализ демографической ситуации в Шелтозерском и Шокшинском вепсских поселениях показывает колеблющуюся стабильность за последние десятилетия. Так, по данным главы администрации Шелтозерского вепсского поселения (одно село и пять деревень), за период с 2010 по 2020 год прибыль составила 198 человек  (с 980 до 1178), хотя в промежутке с 2015 по 2020 год убыль составляла 30 человек (с 1208 до 1178). В Шокшинском поселении (одно село, один поселок и одна деревня) за десять лет (с 2009 по 2019 год) убыль населения составила 169 человек (с 1079 до 910 человек). Таким образом, можно сделать вывод о медленно развивающейся негативной демографической тенденции, которая совпадает с общероссийской: снижение числа сельских жителей на фоне увеличения населения мегаполисов.

Важным фактором, сдерживающим убыль населения вепсских сел и деревень, является относительная экономическая стабильность, создавшаяся на фоне постоянно работающих горнодобывающих и камнеобрабатывающих производств. Так, например, в администрации Шелтозерского вепсского поселения с общей численностью жителей в 1178 человек зарегистрировано в 2020 году 11 горных, 4 торговых предприятия и 5 филиалов производств дорожной, телекоммуникационной и других отраслей. На территории Шокшинского вепсского поселения функционирует целый ряд горнодобывающих и камнеобрабатывающих производств, которые также создают рабочие места для местных жителей. И в этом факте прослеживается веками сложившаяся традиция. Как свидетельствует И. Ю. Винокурова, «вепсы Шокши и Рыбреки славились своим каменотесным мастерством: они изготавливали надгробные плиты, памятники, жернова, обтесывали камень для фундаментов домов и ступеней» [2:  27].

Очевидно, что в современной экономической ситуации богатые недра вепсской земли позволяют местным жителям избежать безработицы и достойно обеспечить свою жизнь (при средней заработной плате в Карелии в 2019 году в 38 000 рублей заработная плата в горнодобывающей промышленности составила в среднем 61 000 рублей [6]). Следовательно, экономический фактор является стабилизирующим в процессе сохранения человеческого капитала местного населения.

Одним из значимых факторов, влияющих на мобильность и коммуникации местных жителей, является собственно географическое положение вепсских поселений Карелии, а конкретно – относительная близость к столице Карелии (84 км), что позволяет вепсам активно участвовать в жизни республики. Однако в ходе опроса выпускников обнаружилась довольно-таки низкая мобильность с целью повышения своего культурно-образовательного уровня.  Негативным фактором, сдерживающим мобильность выпускников в 2020 году, стала пандемия, осложнившая сам образовательно-воспитательный процесс в школе и подготовку школьников к ЕГЭ, что, по их мнению, значительно снизило шансы на поступление по выбранной специальности.

Исторические факторы, сформировавшие современный вепсский этнос, подробно изучены во множестве источников и не требуют детального пересказа. Достаточно указать, что первые летописные сведения о вепсах относятся к хронике раннего средневековья Иордана «О происхождении и деянии готов Getica» VI века н. э., археологические находки свидетельствуют о бытовавшей здесь древневепсской культуре X–XI веков н. э. Известны также многочисленные описания борьбы других этносов за данную территорию. Однако среди всех исторических ситуаций, повлиявших на сокращение вепсского этноса, самым негативным можно назвать государственную политику СССР по ассимиляции малых народов с целью формирования единой общности – советского народа в ущерб национальным интересам этих народов, в том числе и вепсов. Именно по причине намеренного советского административного разделения вепсский этнос до сих пор остается раздробленным в разных субъектах Российской Федерации (Ленинградской, Вологодской областях и Республике Карелия). И, хотя с 1988 года государственная политика в отношении малочисленных народов России изменилась (стали возрождаться язык, фольклор, нематериальные традиции), значимого роста численности вепсов в Карелии не наблюдается. По сути, данный исторический фактор явился определяющим в драматичной судьбе вепсского народа.

Древняя история вепсской культуры нашла свое отражение в сохранившихся 111 памятниках истории, археологии и архитектуры [4], в ежегодном традиционном вепсском празднике «Древо жизни», в деятельности Вепсского национального музея (Шелтозеро) и многочисленных фольклорных коллективов. И в современных условиях информатизации и глобализации местные жители с гордостью представляют свою национальную культуру как своеобразный бренд, который позволяет ей сохраняться среди множества других национальных культур. Так, в медийном пространстве созданы сайты о вепсской культуре и уже много лет (с 2012 года) развивается Википедия на вепсском языке, где представлено «на 22 ноября 2020 года 6616 статей. Вепсская Википедия является одним из первых вики-разделов, написанных на языке одной из малых коренных народностей России, а также первым „российским“ разделом, использующим латинскую графику в качестве основной» [1]. Таким образом, можно констатировать факт, что процессы глобализации и информатизации позволяют вепсам не только сохранять, но и популяризировать свою национальную культуру в медийном пространстве, что способствует, в том числе, и сохранению человеческого капитала.

Все опрошенные выпускники Шокшинской и Шелтозерской средних школ также отметили позитивную роль глобальной информатизации образовательного процесса как возможность получения дополнительной помощи при подготовке к итоговой аттестации и поступлению в вуз. В личных интервью также единодушно выпускники оценили образование как ценный багаж знаний, умений и навыков, который позволяющий человеку реализовывать свои профессиональные амбиции.

По сути, выпускники оценили значимость своего образования как составную часть человеческого капитала, что совпадает с позицией ученых: «человеческий капитал – это накопленные знания, умения и навыки, полученные человеком в процессе обучения и практической деятельности и позволяющие ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность» [5:  4]. Станет ли полученное в средней школе образование для выпускников вепсских поселений той базой, которая позволит получить выбранную профессию, успешно построить свою жизненную стратегию на родной земле или профессиональный выбор выпускников не связан с перспективой родных мест? Ответы на данные вопросы мы получили как в ходе персональных интервью, так и в результате проведенного анкетирования.

В анкетировании были задействованы все 100 % учеников 11 классов Шокшинской и Шелтозерской средних школ – всего 13 человек, из них: 16 лет – 4 респондента, 17 лет – 9 респондентов, женского пола – 7 респондентов, мужского – 6 респондентов, 11 человек – из полных семей, 2 человека – из неполных семей, 4 человека – из многодетных семей. Респондентам была предложена анкета (см. Приложение), составленная на основе проведенного ВШЭ комплексного исследования «Мониторинг экономики образования» [3].

По результатам камеральной обработки анкет выяснилось, что 45 % респондентов не знают уровня образования и не имеют сведений о работе своих родителей, что свидетельствует об отсутствии интереса выпускников к профессиональному и образовательному багажу собственных родителей.

В разделе анкеты об обеспечении образовательной деятельности 50 % респондентов указали, что постоянно пользуются домашней библиотекой, в то время как у 15 % респондентов дома нет книг; 100 % респондентов имеют для обучения и развлечения домашние компьютеры и ноутбуки, а также смартфоны с выходом в интернет, что говорит о типичном для современного школьника способе получения информации.

Круг образовательных интересов в рамках школьной программы у данных респондентов оказался весьма специфичным: 55 % назвали своим любимым предметом физическую культуру, 38 % – русский язык и литературу, 31 % – математику и обществознание, остальные школьные предметы оказались не приоритетными для данных выпускников. Вне школы 70 % респондентов не занимались нигде, что свидетельствует об очень низких возможностях социокультурной инфраструктуры, предназначенной именно для старшеклассников; 31 % респондентов занимались на курсах по подготовке к ЕГЭ дистанционно, 15 % – с репетиторами и 15 % – в спортивных секциях. Тем не менее, за последние два года в школе 87 % выпускников имели награды за участие в предметных олимпиадах, были награждены за хорошую учебу, побеждали в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях.

В разделе анкеты о перспективах своего образования 54 % выпускников отметили, что намерены поступать в вуз, 23 % – в колледж и 23 % - не определились с выбором. При этом 45 % выпускников намерены учиться и работать одновременно, хотя 77 % респондентов намерены учиться очно на дневном отделении  в вузе 54 %

Профессиональный выбор выпускников разнообразен: образование, здравоохранение, экономика, культура, информационные технологии и строительство. По окончании вуза у 50 % нынешних выпускников нет планов на будущее, хотя некоторые из них заявили о перспективе работать в государственных учреждениях, в коммерции, основать свое дело.  В качестве самой важной характеристики будущей профессии респонденты указали возможность заниматься любимым делом, на втором месте – возможность продвинуться по карьерной лестнице и на третьем – хороший заработок. Этот выбор нынешних выпускников можно расценить как желание самореализации и самопрезентации в достижении профессионального успеха.

Относительно отдаленных жизненных планов, касающихся возможности переезда, 100 % респондентов не рассматривают перспективу отъезда за рубеж на постоянное место жительства. Однако 62 % выпускников заявили, что планируют уехать из родного села на постоянное место жительства в другой город/поселок России, что, безусловно, будет только усугублять демографическую ситуацию в вепсских сельских поселениях Карелии.

Обсуждение и заключение

 На основании анализа результатов камеральной обработки данных можно сделать следующие выводы по исследованию:

  1. Географическое положение вепсских поселений не играет сколько-нибудь значимой роли в формировании образовательных и профессиональных предпочтений выпускников средних школ в условиях пандемии, поскольку свой познавательный интерес они свободно удовлетворяют в информационном пространстве интернета.
  2. Экономическая стабильность поселений за счет горнодобывающих и камнеобрабатывающих производств также не влияет на образовательный и профессиональный выбор выпускников (никто не заявил о выборе профессии в области горного дела).
  3. Наличие правовых преференций и социальных льгот для большинства (62 %) выпускников не являются привлекательными для постоянного места жительства.

Таким образом, современную социокультурную ситуацию на территории локального проживания вепсов можно оценить как развивающуюся и содействующую сохранению вепсских традиций среди населения. Однако ресурсов местной социокультурной инфраструктуры явно недостаточно для обеспечения образовательных потребностей выпускников средних школ, что, в свою очередь, требует консолидации усилий специалистов в области педагогики, психологии и профориентации.

 

Приложение

Анкета для выпускников

Петрозаводский государственный университет обращается к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов. В каждом вопросе выберите (обведите кружком) номера вариантов ответов, которые более всего соответствуют Вашему мнению. Опрос анонимный, фамилию указывать не нужно. Материалы опроса будут использованы только в обобщенном виде.

 

Ваш пол:

Женский

Мужской

 

  • Ваш возраст ____
  • В каком классе вы обучаетесь ____

 

Кто проживает вместе с Вами в одной квартире (доме) (исключая соседей)

  • Мать
  • Отец
  • Мачеха, отчим
  • Бабушка, дедушка
  • Братья, сестры
  • Другие родственники
  • Другие лица – не родственники

 

Расскажите, пожалуйста, об образовании Ваших родителей

 

У Вашей мамы:

  • Среднее общее образование
  • Среднее профессионально-техническое
  • Среднее специальное образование
  • Неоконченное высшее
  • Высшее
  • Не знаю
  • Нет этого родителя

 

У Вашего отца

  • Среднее общее образование
  • Среднее профессионально-техническое
  • Среднее специальное образование
  • Неоконченное высшее
  • Высшее
  • Не знаю
  • Нет этого родителя.

 

 

Расскажите, пожалуйста, о работе Ваших родителей

 

Ваша мама:

  • Не работает
  • Не работает, но ищет работу
  • Пенсионерка и не работает
  • Учится и не работает
  • Рабочая, с/х рабочая
  • Служащая средней квалификации
  • Имеет свой мелкий бизнес, оказывает частные услуги, самозанятая
  • Специалист высокой квалификации
  • Руководитель подразделения
  • Руководитель, заместитель руководителя предприятия
  • Предприниматель, собственник фирмы
  • Другая должность
  • Не знаю, кем работает

 

Ваш отец:

  • Не работает
  • Не работает, но ищет работу
  • Пенсионер и не работает
  • Учится и не работает
  • Рабочий, с/х рабочий
  • Служащий средней квалификации
  • Имеет свой мелкий бизнес, оказывает частные услуги, самозанятый
  • Специалист высокой квалификации
  • Руководитель подразделения
  • Руководитель, заместитель руководителя предприятия
  • Предприниматель, собственник фирмы
  • Другая должность
  • Не знаю, кем работает

 

Сколько у Вас братьев и сестер?

  • Нет
  • 1
  • 2
  • 3 и больше

 

Есть ли у Вас дома следующие книги (изданные на бумаге)

  • художественная литература
  • книги, альбомы по искусству
  • энциклопедии, справочники
  • книги по истории, философии
  • научная литература
  • книги на иностранных языках
  • нет ничего из перечисленного

 

Есть ли у Вас дома следующие устройства, которыми Вы можете пользоваться (в том числе вместе с другими членами семьи)

  • стационарный компьютер
  • лэптоп (ноутбук, переносной компьютер)
  • планшетный компьютер (типа iPad)
  • ридер для электронных книг
  • мобильный телефон с выходом в Интернет
  • приставка для видеоигр
  • нет ничего из перечисленного

 

 

Что из перечисленного ниже Вы делали/получали за последние два года?

  • Участвовали в предметных олимпиадах любого уровня (школьного, районного и т. д.)
  • Участвовали в дополнительных занятиях (в школе или в другом учреждении), где даются задания повышенной сложности по какому-либо предмету
  • Были награждены за успехи в учебе (грамотой, медалью и т. д.)
  • Отправляли свои работы на конкурс (художественный, научный и т. д.)
  • Изучали еще один иностранный язык
  • Занимали призовые места на спортивных соревнованиях (лично Вы или Ваша команда)
  • Имели награды или поощрения в связи с занятиями музыкой, художественным

творчеством, танцами и т. д. (лично Вы или Ваш коллектив)

  • Другие виды достижений
  • Не было ничего из перечисленного

 

Какие Ваши самые любимые предметы в школе?

  • Русский язык
  • Литература
  • История
  • География
  • Обществознание (экономика, социология)
  • Математика (алгебра, геометрия)
  • Физика
  • Химия
  • Биология
  • Иностранный язык
  • Физическая культура
  • Другой
  • Никакие предметы не нравятся

 

Посещаете ли Вы сейчас (или собираетесь посещать) в этом году дополнительно, помимо учебы в школе, какие-либо занятия, кружки, секции, и если да, то какие именно?

  • С репетитором для подтягивания по предмету
  • С репетитором для подготовки выпускному экзамену за 9-й класс (только для учащихся 9-го класса)
  • С репетитором для подготовки к ЕГЭ
  • На курсах подготовки к ЕГЭ
  • С репетитором для подготовки к поступлению в училище, техникум или вуз
  • На курсах для подготовки к поступлению в училище, техникум или вуз
  • В научных кружках, клубах
  • В творческих кружках, студиях или школе (театр, музыка, танцы и т. д.)
  • В спортивных кружках, секциях, школе, клубе
  • На курсах иностранного языка
  • На компьютерных курсах
  • На профессиональных курсах (обучение профессии бухгалтера, парикмахера, водителя и т. д.)
  • Другие кружки, секции, курсы
  • Нигде помимо школы дополнительно не занимаюсь и не собираюсь заниматься
  • Занимаюсь или собираюсь заниматься

 

Что Вы планируете делать после окончания школы (9-го или 11-го класса)?

  • Учиться в учреждении профессионального образования
  • Учиться и работать
  • Сначала работать, а потом учиться
  • Пойду в армию, а потом учиться
  • Работать
  • Пойду в армию, а потом работать
  • Не буду ни работать, ни учиться
  • Не знаю, еще не решил(а)

 

В какие учебные заведения Вы собираетесь поступать после школы, после армии или после того, как поработаете?

  • Сначала в учреждение среднего профессионального образования (училище, техникум), а потом в вуз
  • Только в учреждение среднего профессионального образования (училище, техникум)
  • Только в вуз
  • Не знаю, еще не решил(а)

 

Вы будете поступать на дневное, вечернее или заочное обучение?

  • Дневная форма обучения
  • Вечерняя (очно-заочная) форма обучения
  • Заочная форма обучения
  • Не знаю, еще не решил(а)

 

На каком предприятии, в учреждении Вы хотели бы работать после окончания учебы (в школе, техникуме, вузе и т. д.)?

  • Государственном, бюджетном
  • Совместном, в иностранной фирме
  • Частном, акционерном
  • Открыть собственное дело
  • Другое
  • Все равно

 

В перспективе хотели бы Вы уехать из Вашего города, поселка в другой город России?

  • Да, на учебу
  • Да, на работу на 1–3 года
  • Да, на постоянное место жительства
  • Нет
  • Нет ответа

 

В перспективе хотели бы Вы уехать из Вашего города, поселка за рубеж?

  • Да, на учебу
  • Да, на работу на 1–3 года
  • Да, на постоянное место жительства
  • Нет
  • Нет ответа

 

Вы собираетесь после школы продолжить образование:

  • В Карелии
  • За пределами Карелии
  • За рубежом

 

Если вы определились с выбором будущей профессии, укажите, пожалуйста, ее сферу:

  • Еще не определился
  • Здравоохранение
  • Экономика и бухучет
  • Право
  • Сфера обслуживания
  • Сельское хозяйство
  • Промышленность
  • Силовые структуры, армия, правоохранительные органы
  • Строительство
  • Информационные технологии
  • Наука
  • Образование
  • Торговля
  • Культура
  • Другое

 

Что, по Вашему мнению, наиболее важно для будущей профессии:

Оцените по пятибалльной шкале, где цифра 1 означает, что эта характеристика совсем не важна для работы, а цифра 5 означает, что эта характеристика работы будет решающим элементом для Вас. В промежутке может быть выбрано любое цифровое выражение, отражаемое значимость позиции. (Отметьте по каждому пункту).

№ п/п

Характеристика 1 2 3 4 5
1 Хороший заработок          
2 Полезность и необходимость обществу          
3 Возможность творчества, поиск нестандартных решений          
4 Она нетрудна, привычна для меня          
5 Рядом хорошие интересные люди          
6 Возможность продвинуться по карьерной лестнице          
7 Возможность быть на виду          
8 Напряжение мысли, интеллектуальная нацеленность          
9 Возможность заниматься любимым делом.          

Список литературы

Список литературы

1. Вепсская Википедия

URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BF%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F(дата обращения: 28.08.2020)

2. Винокурова И. Обычаи, ритуалы и праздники в традиционной культуре вепсов. Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 2011. 205 с.

3. Образовательные стратегии школьников старших классов в 2013 г. Информационный бюллетень. – Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. 56 с.

4. Официальный портал Республики Карелия URL:https://web.archive.org/web/20131023060904/http://gov.karelia.ru/gov/Regions/Info/prioneg_nac.htm (дата обращения: 22.08.2020)

5. Крутий И. А., Красина О. В. Человеческий капитал: эволюция представлений // Социс. 2007. № 8. С. 127–130.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31557.do (дата обращения: 18.08.2020).

References

1. Vepsskaja Vikipedija URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BF%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F(accessed August, 28 2020) (In Russian)

2. Vinokurova I. Customs, rituals and holidays in the traditional culture of veps. Petrozavodsk : Karelian Research Center, 2011. 205 р. (In Russian)

3. Educational Strategies for High School Students in 2013. Newsletter. – Moscow : National Research University «Higher School of Economics», 2015. 56 р. (In Russian)

4. Official portal of the Republic of Karelia URL:https://web.archive.org/web/20131023060904/http://gov.karelia.ru/gov/Regions/Info/prioneg_nac.htm (accessed August, 22 2020) (In Russian)

5. Krutiy I., Krasina O. Human capital: the evolution of ideas. Soсis, 2007, no. 8, pp. 127–130. (In Russian)

6. The territorial authority of the Federal State Statistics Service for the Republic of Karelia URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31557.do (accessed August, 18 2020) (In Russian)


Просмотров: 396; Скачиваний: 130;