ДЬЯЧКОВА И. Н., НЕФЕДОВА В. Д. КОНЦЕПТОСФЕРА СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ* // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2022. № 2. С. 40–47. DOI: 10.15393/j12.art.2022.3825


Выпуск № 2 (2022)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

pdf-версия статьи

УДК 8

КОНЦЕПТОСФЕРА СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ*

ДЬЯЧКОВА
   ИРИНА
   НИКОЛАЕВНА
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка,
Петрозаводский государственный университет, Институт филологии,
Петрозаводск, Российская Федерация, gyla4@yandex.ru
НЕФЕДОВА
   ВЛАДА
   ДЕНИСОВНА
Магистрант Института филологии,
Петрозаводский государственный университет, Институт филологии,
Петрозаводск, Российская Федерация, solowyowa.vlada@yandex.ru
Ключевые слова:
учебник
русский язык
концептосфера
концепт
народность
ценности
языковая картина мира
Аннотация: Работа посвящена реализации воспитательной функции школьных учебников русского языка для 5-х классов с помощью концептосфер «семья», «дружба», «Родина», «природа», «культура», «жизнь», а также формированию на их основе лингвокультуроведческой компетенции учащихся, обозначенной во ФГОС. В статье рассмотрены подходы К. Д. Ушинского, А. А. Потебни к изучению языка, а также принцип народности, связанный с основными концептами, которые формируют мировоззрение школьников. Показана преемственность в отношении этих взглядов в современной методике преподавания родного языка на примере лингвоконцептоцентрического подхода, разрабатываемого Н. Л. Мишатиной. В работе проанализирована роль концептосфер в учебной литературе, дано сравнение подходов разных авторов-составителей. Рассмотрены три учебника из федерального перечня для обучающихся 5-х классов, а именно учебники под редакциями Е. А. Быстровой, М. М. Разумовской и П. А. Леканта, А. Д. Шмелёва. Автор статьи приходит к выводу, что наиболее обширный ряд концептов представлен в учебнике под редакцией А. Д. Шмелёва. Эта книга в большей степени реализует воспитательную функцию, которая раскрыта в категориях: добро, зло, правда, совесть, любовь и др. В работе предложен ряд заданий с привлечением концептов «семья», «дружба», «Родина», «нравственность», «культура», «природа», «жизнь».

© Петрозаводский государственный университет


В своей работе «Концептосфера русского языка»  Д. С. Лихачёв продолжил рассуждения  С. А. Аскольдова. В статье «Концепт и слово» Аскольдов пишет о концепте как о «весьма загадочной величине», о «чем-то мелькающем», отмечает, что он выполняет заместительную функцию, поскольку замещает в мыслительном процессе множество однородных предметов, заменяет некоторые стороны этих объектов, интеллектуальные операции или реальные действия [1, 32].  

Д. С. Лихачёв полагает, что концепт существует для каждого основного значения слова отдельно и является «алгебраическим выражением», которое мы используем в письменной и устной речи. Концепт помогает в процессе общения преодолевать различия в понимании слов. Он выступает как следствие столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека. Концепт напрямую зависит от человека: чем шире и богаче культурный опыт человека, тем больше возможностей у концепта [2, 150].

Между концептами существует связь, которая определяется уровнем культуры человека, его индивидуальностью и принадлежностью к определенному кругу лиц. Концепты объединяются в концептосферу ‒ «совокупность концептов нации, которая образуется через все потенции и комплексы концептов носителей языка» [10, 226]. Одна концептосфера может соединяться с другой, каждая последующая сужает и расширяет предыдущую. Поэтому богатство или бедность концептосферы национального языка зависит от культуры нации, которая соотносится со всем историческим опытом и религией. Отдельных вариантов концептосферы национального языка много, они объединяются и неодинаково себя проявляют. Таким образом, каждый концепт, обладающий богатыми возможностями и выполняющий роль заместителя, может быть расшифрован по-разному в зависимости от контекста и культурного опыта носителя концепта [2, 152]. 

Понятие концептосферы помогает понять, что национальный язык является концентратом народной культуры, ее основным «архиватором» и «мироистолкователем». Этот факт подтверждают слова Г. Штейнталя, который в книге «Грамматика, логика и психология» (1855) писал, что язык является «самосознанием, мировоззрением и логикой духа народа» [3, 127]. Из этого следует, что словарное богатство языка лежит на уровне зависящих от носителя языка концептов и концептосферы. Концепты тесно связаны с литературой и устным народным творчеством: художественные и фольклорные тексты отражают особенности их понимания и эволюции на  протяжении времени, обеспечивают «диалог» концептуальных полей в рамках общего национального культурно-языкового пространства, поэтому концептосфера постоянно обогащается и развивается, если у нации есть достойная литература и культурный опыт.

Например, церковнославянский язык, который в церкви до сих пор используется наряду с национальными языками, обогащал концептосферу русского языка, внес в ее восприятие религиозно-христианскую систему оценок. Неслучайно в современных учебниках русского языка для 5-х классов представлены такие темы, как «Языки-предки русского языка», «Происхождение русского языка», «Изучение письменных памятников», рассказывающие о роли церковнославянского языка.  Данные тексты можно рассматривать как начально-ознакомительный этап (вербально-семантический, по  Ю. Н. Караулову) для дальнейшего диалога с учащимися о влиянии церковнославянского языка  и текстов на  мировоззрение  и  мировосприятие русского человека.

          А. А. Потебня в своей работе «Язык и народность» писал о преобразующей роли воспитания, которое непосредственно связано с «путем осознания эстетических и нравственных идеалов», то есть с языком. Язык, в свою очередь, является одной из определяющих сторон народности. Народность, по мнению Потебни, ‒ это  «то, чем один народ отличается от другого». Он придерживался мнения В. фон Гумбольдта, что «никакой народ не мог бы оживить и оплодотворить чужого языка своим духом, без того, чтобы не преобразовать этого языка в другой», поскольку в «языке уже заложено все разнообразие национального видения мира» [8, 221].   

          Обучение русскому языку в современной школе продолжает осуществляться с помощью учебников. Впервые их предложил использовать в образовательном процессе К. Д. Ушинский. Свою систему обучения он назвал дидахографией. Учебная литература является важным объектом исследования, поскольку на сегодняшний день учебник остается основным средством обучения и к нему предъявляются повышенные требования.

Стоит отметить, что составители современных учебников русского языка для 5-х классов придерживаются взглядов А. А. Потебни и К. Д. Ушинского на язык как на основу для обучения и воспитания. Так, по мнению К. Д. Ушинского, такие разновидности воспитания как умственное, нравственное, эстетическое и физическое должны основываться на принципе народности. Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, важнее, чем теоретическое. Он считает, что в первую очередь необходимо воспитать в детях стремление к добру, патриотизм, трудолюбие, чувство общественного долга и сплоченности, гуманность, дисциплинированность, твердость характера, силу духа и воли. Педагог настаивает, что в процессе нравственного воспитания детям стоит научиться преодолевать упрямство, апатию, тоску, лицемерие, корыстолюбие, злость [7, 332].

В том же русле рассуждает о приоритетах в обучении и воспитании родному языку и современная методика. При этом воспитательная составляющая, по мнению исследователей,  в ней еще более востребована, поскольку усиление технократического компонента в сегодняшнем образовании требует выработки у человека XXI века такой системы ценностей, которая «сможет остановить его на пути дальнейшего самоуничтожения – и в экологическом конфликте с природой, и в социальных конфликтах с себе подобными, и в психологических конфликтах с самим собою» [Цит. по: 26, 77].

Как отмечает создатель методической лингвоконцептологии Н. Л. Мишатина, «перед школой третьего тысячелетия стоит действительно глобальная задача – создание “человека культуры” и его “выращивание” предполагает сопряжение образования и воспитания, то есть формирования его ценностного сознания, определяемого Н. С. Розовым как “соблюдение минимального общего круга ценностей и правил поведения для сохранения каждым свободы жить по-своему”» [26, 78].

Н. Л. Мишатина отмечает, что формирование концептуальной системы современного ученика должно быть целенаправленным, а применение лингвоконцептоцентрической стратегии, объединяющей системно-структурный, коммуникативный и когнитивный  подходы, может быть успешно  реализовано в практике развития речи, работе с различными текстами на уроках русского языка.

Таким образом, лингвоконцептоцентрическая методика еще раз доказывает необходимость не только специальной  работы по формированию и расширению концептуальной картины мира ученика в процессе его обучения родному языку, но и выработки у него устойчивых ценностных мировоззренческих ориентиров [26, 80-81].

Для реализации соответствующих воспитательных функций современные авторы учебников используют следующие концептосферы: «семья», «дружба», «Родина», «труд», «культура», «природа», «жизнь», «душа», «истина». На страницах учебных книг они раскрыты в категориях: добро, зло, совесть, любовь, уважение, преданность, верность, нравственность, воля и др.

К отечественной культуре обучающиеся приобщаются следующим образом: на страницах учебников под редакциями Е. А. Быстровой и М. М. Разумовской, П. А. Леканта они могут познакомиться с описанием деятельности отечественных ученых и лингвистов, таких как Д. С. Лихачёв, Р. И. Аванесов, Я. К.  Грот, В. И. Даль, С. И. Ожегов, М. В. Ломоносов. Это формирует культуроведческую компетенцию, а также актуализирует в сознании школьников такие концептуальные поля, как «наука», «труд». Деятельность известных ученых в этих текстах представлена в традиционных для русской культуры категориях, таких как «дело», «служение» (не  «карьера»!), см. словосочетания «посвятил жизнь», «всю жизнь работал», «много сделал / трудился», где образ жизни   настоящего ученого показан как путь подвижника, самоотречения во имя науки. Кроме того, в материалах учебника под редакцией Е. А. Быстровой  часто высказываются и другие умозаключения, сделанные авторами книги. Например, рассказывая о М. В. Ломоносове и его научной деятельности, составители пособия приводят цитату, принадлежащую перу ученого: «Все науки в грамматике нужду имеют», ‒ а затем резюмируют: ‒ «И он был прав. Чтобы правильно и грамотно изложить мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи». Концепт «родная речь» обладает важным значением в обучении не только языку, но и другим дисциплинам. Осмысление этих выводов позволяет школьникам сформировать концептосферы «наука», «речь», «мысль», а также понять, что наука не так далека от них, как может показаться на первый взгляд, что все подвластно их пониманию. Таким образом, углубление работы над концептами при знакомстве с соответствующими учебными  текстами  предполагает, что учитель обратится к системе оценок, которая в них заложена, поможет школьникам выявить общечеловеческий и национальный компонент в этих оценках.

 Составители всех анализируемых книг предлагают пятиклассникам работать с большим количеством произведений русских писателей, таких как  И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой,  И. А. Бунин, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, М. Горький и др. Работа с этими текстами позволяет расширить кругозор учащихся, развить навыки анализа текста, воспитать чувство прекрасного путем приобщения учеников к осмысленному и выразительному чтению, привить обучающимся чувство любви к Родине. Возможно, пока недостаточно осознанно, но учащиеся получают представление о ключевых именах, определяющих в нашем сознании концептуальное поле «русская литература», видят, какие темы и идеи близки русским авторам, анализируют   систему оценок, связанную с выражением обсуждаемых тем и идей, имеют   возможность высказать собственное мнение по этому поводу.

   Интеллектуальные и творческие способности обучающихся развиваются, когда им предлагаются задания следующих формулировок:  докажите правильность суждения;  подумайте, как бы вы поступили на месте героя;  оцените работу ученика;  найдите сходства и различия в рассуждениях;  продолжите ряд;  напишите сочинение;  составьте схему; продолжите фразы;  оцените свою работу и т. д. 

В этом же в учебнике обучающиеся могут найти фрагменты статей из энциклопедий, таких как «Я познаю мир», «Что такое? Кто такой?», «Языкознание для всех», «Что есть что?», «Живая Древняя Русь», «Биология. Растения». Здесь важно, помимо конкретного анализа, обращать внимание на общие идеи, которые объединяют данные тексты: в них выражается живой интерес ко всему, что нас окружает, к самым разным  направлениям интеллектуального поиска, к тому, что обыкновенные вещи при  пристальном взгляде могут открыть необыкновенные качества, а потому все достойно, чтобы существовать, и все достойно внимания исследователя. Таким образом,  использование всей представленной выше информации в процессе обучения родному языку благотворно влияет на формирование гуманной концептосферы школьников, пополняет их словарный запас, развивает критическое мышление обучающихся.

Авторы учебника под редакцией А. Д. Шмелёва не предлагают обучающимся познакомиться с биографией и исследовательской деятельностью русских ученых-лингвистов, а только приводят примеры их высказываний в некоторых упражнениях (например, цитаты из трудов Ф. И. Буслаева, В. И. Даля, Д. Н. Шмелёва, Д. С. Лихачёва), используют отрывки из монографий и статей исследователей (В. Е. Гольдин «Речь и этикет», В. А. Плунгян «Почему языки такие разные», труды М. А. Кронгауза). Знакомство с такими фрагментами помогает формировать у обучающихся внимательное отношение к слову, выделять концепты и чувствовать их значимость в формировании мировоззрения и самоидентичности.

В учебнике под редакцией Е. А. Быстровой авторы предлагают пятиклассникам прочитать советы Л. Н. Толстого, в которых писатель говорит о значимости слова в жизни людей и о том, как важно контролировать себя и «удерживаться от злых дел, мыслей и разговоров», то есть школьники учатся рассуждать о таких категориях, как добро и зло. Книга «На теплой земле» И. Соколова-Микитова рассказывает школьникам об особенностях русской природы, тем самым помогает обучающимся формировать концептосферы «природа» и «Родина».

          В учебниках под редакциями А. Д. Шмелёва и М. М. Разумовской,  П. А. Леканта широко представлены малые фольклорные жанры. Например, в книге под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта встречаются пословицы и поговорки, прибаутки, народные приметы, загадки, считалки. Авторы предлагают пятиклассникам сочинить собственные загадки. В учебнике под редакцией А. Д. Шмелёва можно найти пословицы, обрядовые песни ‒ веснянки, скороговорки. Приведенные примеры малых фольклорных жанров раскрывают значимые для обучения подрастающего поколения концепты, такие как «дело», «ум», «слово». Пословица «Живое слово дороже мертвой буквы» содержит несколько взаимосвязанных концептосфер: «жизнь», «смерть», «слово». К тому же словосочетание «живое слово» отсылает нас к учебнику «Родное слово», изданному К. Д. Ушинским в 1864 году. Эта книга была адресована не только школе, но и семье. Учебник учил любви к русскому языку, вводил в мир русского слова как раз таки с помощью пословиц, поговорок, загадок. Мы считаем, что обращение к фольклорным текстам не только приобщает к русской культуре, но и развивает память обучающихся, так как подобные формы легко запоминаются, тем самым делая процесс обучения проще, интереснее, веселее. Ведь всегда приятно увидеть знакомые явления природы и жизни, описанные в книге родным и понятным языком. Также малые фольклорные жанры учат выражать мысли емко и красноречиво, что влияет на развитие речи обучающихся. Именно малые фольклорные жанры, а также русские народные сказки помогают детям видеть красоту, богатство и мудрость родного языка и русской литературы.

            Для отражения народного духа в учебной литературе используется коллективная форма работы. Групповая работа помогает обучающимся организовать себя и других, решить коммуникативные задачи, оказать помощь друг другу при выполнении заданий, совместно определить и осмыслить основные нравственные категории, такие как «добро», «зло», «достоинство», «мораль», «долг», «справедливость», «честь», «совесть», «понимание», «уважение». Упражнения, связанные с этими понятиями, представлены в учебнике под редакцией А. Д. Шмелёва. Составители этой учебной книги предлагают в устной форме развивать речь учащихся, оперируя этими категориями, обращаясь к ним в разделах: «О языке и речи», «Текст», «Язык и культура. Культура речи». Обучающимся предлагают различные формы работы: исправление ошибок в сочинениях одноклассников, составление инструкций, написание свободного изложения и статей, подбор речевых ситуаций под пословицы и устойчивые выражения, проведение интервью, чтение скороговорок, запись вопросного плана и т. п. Многие задания имеют творческий характер, а также широко представлены традиционные формы работы с текстом: определение темы, основной мысли, подбор заголовка, ответы на вопросы по содержанию, выражение своей позиции, формулирование собственного высказывания. Все эти упражнения формируют концептосферы «жизнь», «семья», «труд», «творчество», «природа», «Родина», «истина», «душа», развивают бережное отношение к слову с помощью введения в речь этикетных слов, составления диалогов, обсуждения вопросов проблемного характера, общения в различных речевых ситуациях, выступлений перед классом или учениками младшей школы.

          На наш взгляд, во всех рассмотренных учебниках мало заданий для развития письменной речи. Например, составители учебных книг могли бы предложить учащимся развивать письменную речь посредством привлечения концептосфер. На наш взгляд, ученикам были бы интересны следующие задания: 1. Составить опорный конспект по прочитанному фрагменту; 2. Написать сочинение на тему «Что такое добро?», «Как я проявляю заботу», «Как распознать ложь?», «Что такое совесть?», «Любовь к близким людям» и так далее; 3. Подумать о том, что такое «нравственность», «отзывчивость», «корысть», «правда», «воля», сравнить свои рассуждения с толковым словарем, записать найденные определения в тетрадь; 4. Подготовить доклад «Языковая картина мира»; 5. Составить план текста для подготовки к пересказу; 6. Подготовить список пословиц и поговорок о труде, добре, слове, дружбе, Родине, семье; 7. Написать сказку; 8. Составить учебный словарь концептов чувств.

Мысль о том, что в  работе над концептами нужен особый, «тонкий» инструментарий высказывается и в работах современных исследователей. Так, Н. Л. Мишатиной в работе над концептами были предложены и апробированы такие приемы обучения, как: «1) создание словарного портрета слова – имени концепта, направленного на определение базовых когнитивных признаков концепта (по лексикографическим и энциклопедическим источникам); 2) создание контекстуально-метафорического портрета слова – имени концепта (слово на уровне словосочетания и микротекста, включая русские паремии и фразеологизмы), направленного на выявление культурного содержания концепта через анализ сочетаемостных свойств его имени и представляющего контекстуально-метафорическое моделирование; 3) создание словесного портрета концепта (слово на уровне лингвоконцептоцентрического текста и в диалоге культур) как отражение коммуникативного потенциала слова и уточнения актуального значения имени концепта через его представленность в текстах разных стилей и жанров» [26, 83].  В связи с поставленной задачей Н. Л. Мишатина также предлагает в системе использовать такие жанры творческих работ учащихся, как концептоцентрическое эссе и метафорический портрет слова (построение метафорического образа концепта на основе соединения его когнитивного и визуального восприятия) [подробнее см. 27, 174-218].

Выполнение таких упражнений поможет обучающимся усвоить понятия «концепт» и «концептосфера», сформировать устойчивое понимание категорий «добро», «зло», «честь», «вера», «любовь», «надежда», «счастье», «скромность», понять, что «смысл слова неисчерпаем» [11, 346], так же как «национальное бесконечно богато» [25, 8], развить умение выделять основную информацию и ключевые слова для быстрого и продуктивного запоминания, анализировать текст, четко формулировать мысли и отстаивать свою позицию. Все эти приобретаемые школьниками в процессе обучения умения и навыки направлены на реализацию образовательных и воспитательных целей, которые ставятся на каждом уроке и должны быть достигнуты.

          Таким образом, концептосферы формируют личность учащихся, выполняют образовательную и воспитательную функции. Чем богаче концептосфера  обучающихся, тем шире и глубже их мировоззрение. В рассмотренных учебниках концептов больше, чем концептосфер, но все они тесно связаны и направлены на формирование таких важных нравственных категорий, как «добро», «зло», «честь», «достоинство», «вера», «любовь», «надежда», «скромность», «справедливость», «совесть», «понимание» и «уважение», которые необходимы каждому ребенку для целостного и правильного понимания мира.

 

Примечания

* Авторы выражают особую благодарность доктору филологических наук, профессору, заведующему  кафедрой русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета В. Н. Захарову за ценные советы в процессе работы над исследованием и рекомендации по оформлению статьи.


Список литературы

Список литературы

1. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Сборники «Русская речь» под редакцией проф. Л. В. Щерба. — Л., 1928 — С. 28-44.

2. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под ред В.П. Нерознака. — М., 1997. — C. 147-165.

3. Н. Stеinthal. Grammatik, Logik und Psychologie. Ihre Prinzipien und ihr Verhältniss zu einander, Berlin, 1855. — Р. 127.

4. Кузнецова Т. В. Россия в мировом культурно-историческом контексте: парадигма народности. — М., 1999. — 151 c.

5. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // К. Д. Ушинский. Избранные труды: в 4 кн. — М. 2005. — Кн. 1. — С. 127.

6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. — М., 2004. — С. 15.

7. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. — Т. 1. — М., 1953. — С. 327–332.

8. Потебня А. А. Мысль и язык. Язык и народность. О национализме / Александр Афанасьевич Потебня. – Харьков : Типография "Мирный труд", 1913. — VII, 225 с.

9. Велижев М. Поиск русской идеи и понятие народности. — URL: https://arzamas.academy/materials/1374. (дата обращения 13.01.2022).

10.Тентимишова А. К. Концепт и концептосфера в исследованиях ученых-лингвистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 226–230. — URL: http://e-koncept.ru/2016/46223.htm. (дата обращения: 10.02.2022).

11. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. — М., 1934. — С. 346.

12. Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для учащихся. / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — С. 89-151.

13. Прохоров Ю. А. К проблеме «концепта» и «концептосферы» // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. — М.: МАКС Пресс, 2005. — Вып. 30. — C. 74-94.

14. Пискунова С. И., Хушбоков О. У. Концепт и концептосфера в современном пространстве культуры. — Саранск, 2021. — С. 10-11.

15. Тыранова С. В. Исследование концепта и концептосферы в современной отечественной лингвистике. — М., 2021. — С. 203-208.

16. Паэгле Н. В. Репрезентация концепта «семья» в современном медиадискурсе. — Армавир, 2021. — С. 131-135.

17. Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. — СПб, 2006. — С. 388-397.

18. Сухова Е. А. Концепт как феномен в лингвокультурологической картине мира. — Волгоград, 2021. — С. 30-35.

19. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. — 3-е изд. — М.: Дет. Лит., 1989. — 238 с.

20. Лихачев Д. С. Земля родная. — М.: Просвещение, 1983. — 256 с.

21. Степанов Ю. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. — М.: Языки славянских куль- тур, 2007. — 248 с.

22. Луков В. А., Луков В. А. Тезаурус как ориентационный комплекс // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 2. — С. 107–110.

23. Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — С. 51-63.

24. Лихачев Д. С. Заметки о русском. / Д.С. Лихачев. — 2-е изд., доп. — М.: Сов. Россия, 1984. — С. 7-8.

25. Мишатина Н. Л. Концептоцентрическое эссе: обретение системы личностных смыслов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. — 2011. — № 13. — С. 350-354.

26. Мишатина Н. Л. Лингвоконцептология как теоретико-прикладное направление современной методики // Университетский научный журнал. — 2012. — № 2. — С. 77-88

27. Мишатина Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход: монография. — СПб.: «Сага» – «Наука», 2009. — 264 с.

REFERENCES

1. Askoldov S. A. Concept and word. // Collections "Russian speech" edited by prof. L. V. Shcherba. - L., 1928 - P. 28-44. (In Russ.)

2. Likhachev D. S. Conceptosphere of the Russian language // Russian literature. From the theory of literature to the structure of the text: Anthology / Edited by V.P. Unrecognized. - M., 1997. - P. 147-165. (In Russ.)

3. N. Steinthal. Grammatik, Logic and Psychologie. Ihre Prinzipien und ihr Verhältniss zu einander, Berlin, 1855. - P. 127.

4. Kuznetsova T. V. Russia in the world cultural and historical context: paradigm people. - M., 1999. (In Russ.) - 151 p.

5. Ushinsky K. D. About nationality in public education // K. D. Ushinsky. Selected works: in 4 books. - M. 2005. - Prince. 1. - P. 127. (In Russ.)

6. Ushinsky K. D Man as a subject of education. - M., 2004. - P. 15. (In Russ.)

7. Ushinsky K. D. Fav. ped. cit.: In 2 vols. - T. 1. - M., 1953. - P. 327-332. (In Russ.)

8. Potebnya A. A. Thought and language. Language and people. On nationalism / Alexander Afanasyevich Potebnya. - Kharkov: Printing house "Peaceful labor", 1913. - VII, 225 p. (In Russ.)

9. Velizhev M. The search for the Russian idea and the concept of nationality. — URL: https://arzamas.academy/materials/1374. (accessed 13.01.2022).

10.Tentimishova A. K. Concept and concept sphere in the research of linguists // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2016. - T. 17. - P. 226–230. — URL: http://e- koncept.ru/2016/46223.htm. (accessed 10.02.2022).

11. Vygotsky L. S. Thinking and speech. Psychological research. - M., 1934. - P. 346. (In Russ.)

12. Ushinsky K. D. Native word. Book for students. / K. D Ushinsky // Selected pedagogical works. - M .: Education, 1968. - P. 89-151. (In Russ.)

13. Prokhorov Yu. A. On the problem of "concept" and "conceptosphere" // Language, consciousness, communication: Sat. articles / Rep. ed. V. V. Krasnykh, A. I. Izotov. - M .: MAKS Press, 2005. - Issue. 30. - P. 74-94. (In Russ.)

14. Piskunova S. I., Khushbokov O. U. Concept and concept sphere in the modern space of culture. - Saransk, 2021. - P. 10-11. (In Russ.)

15. Tyranova S. V. Study of the concept and the concept sphere in modern domestic linguistics. - M., 2021. - P. 203-208. (In Russ.)

16. Paegle N. V. Representation of the concept “family” in modern media discourse. - Armavir, 2021. - P. 131-135. (In Russ.)

17. Likhachev D. S. Selected works on Russian and world culture. - St. Petersburg, 2006. - P. 388-397. (In Russ.)

18. Sukhova E. A. The concept as a phenomenon in the linguistic and cultural picture of the world. - Volgograd, 2021. - P. 30-35. (In Russ.)

19. Likhachev D. S. Letters about the good and the beautiful / Comp. and general ed. G. A. Dubrovskoy. - 3rd ed. — M.: Det. Lit., 1989. - 238 p. (In Russ.)

20. Likhachev D. S. Native land. - M .: Education, 1983. - 256 p. (In Russ.)

21. Stepanov Yu. Concepts. Thin film of civilization. - M.: Languages of Slavic cultures, 2007. - 248 p. (In Russ.)

22. Lukov V. A. and Lukov V. A., “Thesaurus as an Orientation Complex,” Znanie. Understanding. Skill. - 2013. - No. 2. - P. 107–110. (In Russ.)

23. Zaliznyak Anna A., Levontina I. B., Shmelev A. Key ideas of the Russian language picture of the world: Sat. Art. - M.: Languages of Slavic culture, 2005. - P. 51-63. (In Russ.)

24. Likhachev D. S. Notes on Russian. / D. S. Likhachev. - 2nd ed., add. — M.: Sov. Russia, 1984. - P. 7-8. (In Russ.)

25. Mishatina N. L. Concept-centric essay: the acquisition of a system of personal meanings // Actual problems of philology and pedagogical linguistics. - 2011. - No. 13. - P. 350-354. (In Russ.)

26. Mishatina N. L. Linguoconceptology as a theoretical and applied direction of modern methodology // University scientific journal. - 2012. - No. 2. - P. 77-88. (In Russ.)

27. Mishatina N. L. Methods and technology of speech development of schoolchildren: linguo- conceptocentric approach: monograph. - St. Petersburg: "Saga" - "Nauka", 2009. - 264 p. (In Russ.)


Просмотров: 754; Скачиваний: 206;