ГАВРИКОВ А. В. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО ПРОТЕСТА 2017-2020 ГОДОВ (ПОЛИТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2022. № 3. С. 34–43. DOI: 10.15393/j12.art.2022.3846


Выпуск № 3 (2022)

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

pdf-версия статьи

УДК 316

ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО ПРОТЕСТА 2017-2020 ГОДОВ (ПОЛИТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

ГАВРИКОВ
   АНДРЕЙ
   ВАЛЕРЬЕВИЧ
аспирант,
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Отдел политической социологии и социологии права,
Минск, Республика Беларусь, gavrikov.1990@inbox.ru
Ключевые слова:
Общественное мнение
акции прямого действия
политическое участие
политический протест
политические технологии
Аннотация: Целью статьи является анализ политического раскола населения Республики Беларусь и связанных с ним проблем и перспектив преодоления электорального кризиса. Актуализация данной проблематики обусловлена стремительными социально-политическими изменениями общественного мнения в 2017‒2020 годах. На основе вторичного анализа эмпирических данных информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, Института социологии НАН Беларуси, ЦИСПИ БГУ, а также Социологической лаборатории ГГТУ им. П. О. Сухого проведен мониторинг политического намерения участия населения в политической жизни страны в 2017‒2020 годов, а также отношения населения к важнейшим политическими событиям 2017‒2020 годов. Отмечен быстрый уровень политизации населения. В рамках исследования выявлена применимость теории рационального выбора к политической трансформации белорусского общества, исследованы тенденции политического поведения при советующих ответных действиях правительства на акции прямого действия.

© Петрозаводский государственный университет


Реальная практика реформирования постсоветских и постсоциалистических государств наглядно продемонстрировала, что простой выход за пределы устаревших политических норм для того, чтобы стать такими же, как развитые демократии, весьма сложен и находится по многим позициям в состоянии политического антагонизма в постсоветских странах. Как заметили белорусские социологи В. В. Кириенко и В. В. Клейман, «В результате наступает такое несоответствие между предполагаемыми социальными целями и полученными результатами. В таком случае не отдельный человек, а общество в целом вынуждено жить в двух мирах: в одном – „правильном“, но нереальном, и во втором – „неправильном“, но реальном» [1, с. 102].

Уровень политического участия населения в политическом поле Республики Беларусь между избирательными кампаниями в 20152019 годах, несмотря на некоторые всплески гиперактивности части населения, был не высок на уровне 35 %, что в соответствии с концепцией английского социолога Г. Бэнга (использующейся зарубежными социологами для замера политической активности населения) для страны с населением 810 млн является не большим.

Важными фактором роста политического напряжения стали политические протесты, изначально выражавшие интересы локальных групп, а затем перешедшие на национальный масштаб.

У политического протеста есть множество определений, нами использовалось определение, данное российским политологом Е. В. Ефановой: «протест – это политическое поведение, форма участия личности и/или общности в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов через действие или бездействие» [2, с. 32].

Украинский социолог Е. В. Лисеенко рассматривает политический протест в ракурсе того, что участие в политическом протесте населения имеет различные формы, которые проявляются как на вербально-эмоциональном, так и на инструментальном уровнях. «На вербально-эмоциональном уровне политическое участие характеризуется, прежде всего, определенной степенью общего интереса граждан к происходящим в стране политическим событиям, степенью и характером политической информированности и политической компетентности. Инструментальный уровень представляет собой другую сторону политического участия, связанную с активной политической деятельностью граждан. К формам проявления этого вида политического участия относятся такие действия граждан, как участие в выборах, участие в акциях протеста/поддержки (демонстрациях, митингах, забастовках, голодовках), членство в политических и общественных организациях, обращение в различные государственные и общественные инстанции и т. д.» [3, с. 282].

За основу нами было взята классификация польского социолога Е. Вятра:

1) Активисты – «субьекты сильно заинтересованы в политике, их политическая активность осуществляется на разных уровнях и в разных сферах».

2) Наблюдатели – «субъекты, заинтересованые в политике, активно изучают новости, однако не принимают прямого участия в политической жизни».

3) Критики. «От наблюдателей отличаются критики, обладающие высокой осведомленностью о политических реалиях, однако также активно обсуждающие, критикующие проводимый властью курс».

4) Пассивные участники. «Данные субъекты политики обычно не выражают активного интереса к политической жизни, не участвуют в политических акциях, однако могут участвовать в качестве избирателей в выборах, а также выражать недовольство, если политика власти будет активно противоречить их интересам и влиять на уровень жизни».

5) Аполитичные. «В отличие от пассивных участников, аполитичные субъекты могут активно выражать свою позицию против политики, дистанцироваться от нее, чтобы не принимать в ней никакого участия». [4, с. 331]

Согласно последним социологическим данным ИАЦ при Администрации Президента Республики Беларусь, касающихся исследования социально-политических институтов и политического участия населения, уровень доверия политическим институтам был достаточно высок, однако практически никак не был проявлен в реальном участии населения в деятельности этих институтов, которые, как показали последующие события, не имели практически никакого влияния на политические изменения в национальном масштабе, и население было представлено в большинстве наблюдателями, критиками, пассивными участниками и аполитичными.

В 2017 году:

– 47 % респондентов выразило доверие политическим партиям, поддерживающим правительство;

– 10 % оппозиционным партиям;

– профсоюзам, входящим в ФПБ 51 %, не входящим в ФПБ – 20 %,

– БРСМ – 50,5 %, и РОО «Белая Русь» – 34 % (1).

По данным ИАЦ при Администрации Президента Республики Беларусь (выборка 1414 человек) в 2017 году респондентами были поддержаны следующие не согласованные с властью акции протеста прямого действия:

 

Исследуя несанкционированные публичные мероприятия февраля-марта 2017 года, направленные против Декрета Президента Республики Беларусь № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», ЦСПИ БГУ проанализирована выборочная совокупность 2500 респондентов (1500 весенний замер и 1000 осенний), охватившая 94 населенных пункта. Ошибка репрезентативности 2,2 % весной и 2,55 % осенью, показатель недостижимости составил 19 %.

Распределение ответов на вопрос: «Как вы относитесь к акциям протеста, которые проходили в городах Беларуси в марте 2017 года?» в (%)

Переменная Процент
Положительно 12,0
Скорее положительно 22,4
Скорее отрицательно 17,5
Отрицательно 27,0
Безразлично 18,3
Нет ответа 2,8

 Такой разброс мнений показывал потенциальный рост поддержки акций прямого действия в дальнейшем, минуя участие в институциональной политической борьбе (в политических партиях, общественных объединениях организациях), что нашло свое отражение в событиях после 9 августа 2020 года в массовых акциях протеста.

 Политическое поле страны 20172019 годов находилось в состоянии умеренной стабильности, в которой никакого внимания не привлекли к себе выборы в местные советы депутатов 2018 года. В такой ситуации в 2019 году главным политическим событием являлись парламентские выборы. По данным мониторинга 2019 года, выборка 1188 человек ГНУ Институт социологии НАНБ показала: 34 % респондентов считали эти выборы важным или скорее важным событием в стране, в то время как 42 % не считало данное событие важным, что показывает приоритет президентских выборов как главного политического события 20172020 годов, которому уделяло наибольшее внимание население, и каких-либо политических изменений в трансформацию политического поля парламентская кампания не привнесла (2). Подтверждением того, что большинство граждан уделяло больше внимания президентской кампании, является то, что большинство респондентов по социологическим исследованиям ГНУ Института социологии 2019 года не знало своего депутата 93 % и 89 % населения не могло оценить его работу, что вызывает высокий уровень неопределенности политического поведения: 89 % респондентов не смогли ответить на вопрос, будут ли они голосовать за действующего депутата в предстоящей парламентской кампании (3).

В Гомельской области для защиты нарушенных политических прав респонденты выбрали в основном легальные методы отстаивания своих интересов. Акции прямого действия в несанкционированных демонстрациях, митингах, пикетах – в качестве безусловной меры ‒ выбрал 1% респондентов и 19 % – в зависимости от обстоятельств (4).

В апреле 2020 года, по данным ГНУ Института социологии, ситуация в стране оценивалась респондентами как напряженная 12,9 % и скорее напряженная, в то время как стабильную или скорее стабильную ее характеризовало 30 % респондентов (5).

Электоральное ожидание от избирательной кампании было весьма скептическим: ожидалось, что она существенно или скорее улучшит ситуацию в стране 6,6 % и 22,7 % ожидало скорее ее ухудшения или существенного ухудшения, и 47 % респондентов не могло ответить на этот вопрос. На фоне такой политической обстановки 53 % ощущало или скорее ощущало социальную напряженность в стране (6).

Уже в мае 2020 года в Беларуси начались акции протеста в связи с президентской кампанией. По данным ГНУ Института социологии НАН отрицательно к досрочным выборам относилось 23,9 % и безразлично 25,2 %, в то время как положительно 15,4 % и скорее положительно 7,2 % (7).

С 9 августа 2020 года ситуация в стране характеризуется как политически неустойчивая. Впервые за долгое время политические вопросы в ответах респондентов превалируют над экономическими, социальными, культурными и др. Вопрос личной безопасности себя и близких волнует 39,2 %, внешняя угроза целостности Республики Беларусь 23,7 %, Применение непропорционально жестоких мер в отношении митингующих и задержанных 40,4 % Разделение общества на своих и чужих 34,7 %, в то время как эпидемиологическая ситуация в стране волнует 30,2 %, угроза потери работы 8,8 %, характер взаимоотношений в семье 7,9 % (8).

Несмотря на то, что доминирующее количество респондентов не допускало участия в акциях прямого действия, 10,2 % были готовы участвовать в санкционированных властью демонстрациях и митингах, не допускали 75,6 % и 14,1 % не могли ответить. Результат в значительной степени не оправдал социологические ожидания, чему могут быть подтверждениями события 1625 августа 2020 года (9).

В несанкционированных акциях прямого действиях свое участи допускало лишь 3,8 %, 84 % не допускало своего участия в несанкционированных акциях, при этом в апреле 2020 года 34 % респондентов ответили, что не интересуются политикой (10).

Последние события показывают, что сегодня Беларусь находится в сложной поствыборной ситуации, требующей безотлагательной реализации мер по разработке и реализации политической и социально-экономической стратегии, способной дать мощный импульс развитию общества и государства. Все большее количество граждан начинает осознавать, что без серьезных экономических и политических реформ страна вряд ли выйдет на траекторию устойчивого экономического и политического развития. В результате требование умеренной стабильности сменилось требованием прорывных изменений, которые затронут не только социально-экономическую, но и политическую сферу: 55,5 % респондентов интересует именно внутренняя политика страны, в то время как внешняя политика страны волнует 23 % респондентов (11).

Так, например, 27 % населения видят страну в статусе нейтральной державы, 18,5 % членом в ЕС и 15,7 % членом в ЕАЭС, что также делает вопрос внешней политики важным для нивелирования политической ситуации внутри страны (12).

В период 20102020 годов в Республике Беларусь заметно активизировалась политическая коммуникация через интернет между различными политическими силами страны. С 2000 года постепенно происходит виртуализация политической активности электората в стране и смещение ее с традиционных форм (участие в выборах, митинги, дебаты, пикеты, публичные выступления и др.) к виртуальным формам (создание групп в социальных сетях, интернет-сайтов, создание тематических каналов и политических форумов, а также политический блогинг).

Стоит заметить, что традиционное политическое поле модернизируется. Тенденции роста интереса к интернету и социальным сетям заключается в том, что пользователей в сети интернет становится все больше, и их социально-политическая активность в интернете увеличивается практически у всех возрастных категорий (особенно у молодежи).

Современная публичная политика также становится все более и более медиатизированной и виртуальной. СМИ становятся воплощением четвертой ветви власти и практически монополизируют функцию поставщика информации об объективной реальности, в результате чего СМИ самостоятельно начинают формировать модели представления об окружающем мире и модели отношения к нему реальности.

При освещении акций протеста в Белоруссии была заметна поляризация СМИ в зависимости от принятия или непринятия официальной позиции белорусских властей. 29 августа 2020 года МИД Беларуси лишил аккредитации корреспондентов «Би-би-си», «Радио Свобода», ARD, «Франс пресс», «Рейтер» и «Ассошиэйтед пресс», Deutsche Welle и RFI. Это подтолкнуло значительную часть населения к получению альтернативной информации из сети Интернет.

В Беларуси в сети Интернет широко практикуют политические активисты (преимущественно из молодежной среды), которые используют интернет-пространство для:

– создания и тиражирования политической информации в рамках персонального контента (блоги, чаты, форумы, сайты) и рассылки ее политическим сторонникам, СМК, в адрес политических партий и органов государственной власти;

 – участия в блогах, чатах, форумах и конференциях политических партий, некоммерческих организаций (в части политических вопросов), представителей государственной власти, политических лидеров, депутатов;

– участия в подписях петиций;

– участия в выработке политических программ, законодательных инициатив, проектов политических решений и других;

– участия в виртуальных съездах партий;

– организации действий своих сторонников для реализации в виде реальных политических действий (митинг протеста или поддержки, подача петиций, забастовки, политические акции).

На наш взгляд, рост политической коммуникации в интернете обусловлен:

– отсутствием государственного регулирования деятельности в сети Интернет на законодательном уровне;

– легкодоступностью для индивида входа и выхода в это поле;

– возможностью легкого сопоставления политических событий в стране и их обозрения с альтернативных позиций на разных интернет-ресурсах и высказывания своего мнения;

– относительной безопасностью при участии в политической борьбе при использовании сети Интернет;

– повсеместное внедрение сети Интернет позволяет вынести на новый уровень взаимодействие государства и общества, мобилизацию людей для решения существующих проблем (внедрения системы «активный гражданин», подпись петиции, интернет-правительства, электронная демократия, информационное общество и др.)

По последним социологическим исследованиям происходит тенденция виртуализации политической коммуникации, которой способствуют:

– приход политических лидеров в соцсети, общественных политических движений и организаций;

– развитие политического блогинга как нового вида политической коммуникации;

– в Беларуси активно развивается политический блогинг в социальных сетях и видеохостингах (на данный момент в стране около 15 блогеров, имеющих не менее 50 тыс, подписчиков);

– популярность социальных сетей среди молодежи;

– развитие мобильного интернета.

Часто страницы политических лидеров партий, общественных объединений и движений, а также публичных людей имеют от 1 тыс. до максимального количества подписчиков по возможности соцсети.

В Беларуси доминирующее число блогов также можно рассматривать как альтернативную СМИ систему. Белорусский Интернет поляризирован, но нельзя отрицать факт особого влияния блогосферы на формирование общественного мнения. Имеются многочисленные примеры, когда сообщения в блогах становились следствием серьезных процессов, происходящих в обществе, или следствием возникшего резонанса по актуальной проблеме. В качестве примера можно привести последние политические события, которые отражались в блогах и социальных сетях и способствовали росту активного участия как оппозиционного настроенного, так и провластного электората.

Блоги – серьезный инструмент для развития связей с общественностью. Вместе с тем, блогосфера не может гарантировать качество информации, достоверность фактов. Блоги – это новая платформа для коммуникации и диалога, для создания собственных PR-проектов в Сети, «умного» СМИ (13).

Корреляция по возрасту молодежи Республики Беларусь, получающей информацию из сети Интернет, по данным опроса 2019 года ГНУ Института социологии НАН (выборка 1300 чел.) выглядит так:

– до 20 лет – 94,1 %,      

– от 20‒29 – 92,5 %     

– от 30‒39 лет – 86,2 % (14).

По данным социологического исследования ГНУ Института социологии в сентябре 2020 года, социальные сети и мессенджеры занимают уверенно вторую (среди респондентов до 40 лет первую) позицию источников, из которых респонденты получают политическую информацию – уступая только телевидению ‒ 40,4 % [6]. 

Происходит трансформация политической коммуникации и виртуализация политического пространства. Виртуализация политических отношений ориентирует индивида участвовать в политической жизни страны ситуативно, сводя к своему политическому присутствию в сети Интернет, что в свою очередь снижает роль старых политических институтов: политические партии, политические организации, группы давления и группы интересов. В постсоветских странах медиадемократия и политическая коммуникация активно продвигается в общественном сознании политтехнологами и политическими имиджмейкерами. По сути, для достижения политических целей необходимо использовать (новые политические коммуникации) в условиях медиатизации политического пространства в качестве инструментов управления социально-политической реальностью. 

В 2020 году 70,2 % опрошенных ГНУ Институтом социологии НАН респондентов интересуются или скорее интересуются политической ситуацией в стране, что является рекордным показателем политической заинтересованности белорусского населения за 30 лет (15).

С 8 сентября власти Белоруссии разработали план выхода из кризиса – изменение Конституции и проведение новых выборов в ближайшей перспективе.

По опросам октября 2020 года в стране 70,4 % населения считают ситуацию в стране напряженной или скорее напряженной, 3,3 % надеется, что в ближайшее время она улучшится, напротив, 15 % ‒ что существенно ухудшится, при этом 57,1 % респондентов не могут ответить на вопрос улучшится или ухудшится ситуация в стране. Участие населения в социально-политических институтах находится в пределах социологической ошибки: в деятельности политических партий принимает 0,4 %, в работе органов местного самоуправления ‒ 1,1 %. По заявлениям органов власти сообщалось, что события в стране имеют сильное влияние из-за пределов страны (16).

Таким образом, перед Беларусью стоят сложные задачи, которые в любом случае должны быть решены, поскольку страна не должна выпасть из общемирового развития многопартийности и гражданского общества и общественного диалога. Сейчас наиболее важным является обеспечение прав человека, формирование эффективной и конкурентоспособной экономики, построение правового государства, создание действенной системы социальной защиты нетрудоспособных, совершенствование и адаптация к новым условиям систем образования и здравоохранения, организация решения экологических проблем и т. д. Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в органах реальной власти, которую осуществляет назначенное президентом и подотчетное ему правительство. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности играть роль посредника, соединительного звена, коммуникативного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроля над властью. Общество должно понимать, что и как нужно менять, чтобы двигаться вперед.

Примечания

  1. Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований за 2017 г. информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. Под общ. ред. А. П. Дербина. – Минск, 2018. – 119 с.
  2. Архив ГНУ «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси» за 2019 г. – Материалы респуб. мониторингов (2018, 2019 гг.).
  3.   Архив ГНУ «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси» за 2020 г. – Материалы респуб. мониторингов (2020 г. апрель-май).
  4.   Архив ГНУ «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси» за 2020 г. – Материалы респуб. мониторингов (2020 г. август-сентябрь).
  5.   Там же.
  6.   Там же.
  7.   Там же.
  8.   Там же.
  9.  Там же.
  10.   Там же.
  11.   Там же.
  12.   Там же.
  13.   См:. Смирнов А. А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского союза. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 11-58.
  14.   См:. Кармызова. Д. Д. Использование цифровых технологий в белорусском обществе. / Д. Д. Кармызова. // Традиции и перспективы развития белорусской социологии: к 30-летию Института социологии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 5-6 ноября 2020 г. / НАН Беларуси, Институт социологии; ред.кол. : Безнюк Д. К. (гл.ред.) [и др.]. – Минск: Медисонт, 2020. С. 97-100.
  15.   Архив ГНУ «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси» за 2020 г. – Материалы респуб. мониторингов (2020 г., август-сентябрь).
  16.   Там же.

 

 

 

 

 


Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кириенко, В.В, Клейман, В.В. Стратегии протестного поведения жителей гомельской области. / В.В. Кирьенко, В.В. Клейман. // Традиции и перспективы развития белорусской социологии: к 30-летию Института социологии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 5-6 ноября 2020 г. / НАН Беларуси, Институт социологии; ред.кол.: Безнюк Д. К. (гл.ред.) [и др.]. – Минск: Медисонт, 2020. – С. 102–104.

2. Ефанова Е. В. Молодежный экстремизм как форма политического протеста // Власть. 2011. № 8. С. 30-33.

3. Лисеенко Е. В. Политическое участие населения Украины: особенности, характер, формы // Методологія, теорія тапрактика соціологічного аналізу сучасного суспільства. 2010. Вып. 16. С. 281-284.

4. Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2002. – 448 с.

1. Архив ГНУ «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси» за, 2019г. – Материалы респуб. мониторингов (2018, 2019 гг.).

2. Архив ГНУ «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси» за, 2020г. – Материалы респуб. мониторингов (2020г. апрель-май).

3. Архив ГНУ «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси» за, 2020г. – Материалы респуб. мониторингов (2020г. август-сентябрь).

4. Кириенко, В.В, Клейман, В.В. Стратегии протестного поведения жителей гомельской области. / В.В. Кирьенко, В.В. Клейман. // Традиции и перспективы развития белорусской социологии: к 30-летию Института социологии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 5-6 ноября 2020 г. / НАН Беларуси, Институт социологии; ред.кол. : Безнюк Д. К. (гл.ред.) [и др.]. – Минск: Медисонт, 2020. – С. 102–104.

5. Кармызова. Д.Д. Использование цифровых технологий в белорусском обществе. / Д.Д. Кармызова. // Традиции и перспективы развития белорусской социологии: к 30-летию Института социологии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 5-6 ноября 2020 г. / НАН Беларуси, Институт социологии; ред.кол. : Безнюк Д. К. (гл.ред.) [и др.]. – Минск: Медисонт, 2020. С. 97-100.

6. Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований за 2017г. информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. Под общ. ред. А.П. Дербина. – Минск 2018г. – 119 с.

7. Современное белорусское общество: социологическое прочтение. БГУ в Государственной программе научных исследований «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества на 2016-2020гг./ А.Н. Данилов [и др.]; под общ. ред. А.Н. Данилова, Д.Г. Ротмана. – Минск: БГУ, 2018. – 111 с.

8. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского союза. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С.11-58.

REFERENCES

1. Archive SSI "Institute of sociology of the National Academy of Sciences of Belarus" for 2019. – Materials of the Republic. monitoring (2018, 2019).

2. Archive SSI "Institute of sociology of the National Academy of Sciences of Belarus" for 2020. – Materials of the Republic. monitoring (2020. April-may).

3. Archive of the National Research University "Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus" for, 2020g. - Materials of the republican monitoring (2020g. August-September).

4. Kiriyenko, V. V., Kleiman, V. V. Strategies of protest behavior of residents of the Gomel region. / Traditions and prospects for the development of Belarusian sociology: to the 30th anniversary of the Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus: proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Minsk, November 5-6, 2020 / NAS of Belarus, Institute of Sociology; ed. Col.: Beznyuk D. K. (main ed.) [et al.]. - Minsk: Medisont, 2020. - pp. 102-104.

5. Karmyzova D. D. The use of digital technologies in Belarusian society. / Traditions and prospects for the development of Belarusian sociology: to the 30th anniversary of the Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus: proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Minsk, November 5-6, 2020 / NAS of Belarus, Institute of Sociology; ed. Col.: Beznyuk D. K. (main ed.) [et al.]. - Minsk: Medisont, 2020. pp. 97-100.

6. The Republic of Belarus in the mirror of sociology: collection of materials of sociological research for 2017. information and Analytical Center under the Administration of the President of the Republic of Belarus. Under the general editorship of A. P. Derbin. – Minsk 2018. – 119 p

7. Modern Belarusian society: a sociological reading. BSU in the State Program of Scientific Research "Economy and Humanitarian development of the Belarusian Society for 2016-2020" / A. N. Danilov [et al.]; under the general editorship of A. N. Danilov, D. G. Rotman. - Minsk: BSU, 2018 – - 111 p.

8. Smirnov A. A. Ensuring information security in the conditions of virtualization of society. The experience of the European Union. Moscow: UNITY-DANA, 2015. pp. 11-58.


Просмотров: 405; Скачиваний: 135;