ВАСИЛЬЕВА С. В., ЯКОВЛЕВА К. А. ПРОБЛЕМА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА В ТВОРЧЕСТВЕ У. С. МОЭМА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА «НЕПОКОРЕННАЯ») // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2023. № 1. С. 33–42. DOI: 10.15393/j12.art.2023.3941


Выпуск № 1 (2023)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

pdf-версия статьи

УДК 141.3

ПРОБЛЕМА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА В ТВОРЧЕСТВЕ У. С. МОЭМА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА «НЕПОКОРЕННАЯ»)

ВАСИЛЬЕВА
   СВЕТЛАНА
   ВЛАДИМИРОВНА
Кандидат философских наук,
доцент кафедры германской филологии и скандинавистики,
Петрозаводский государственный университет, Институт филологии,
Петрозаводск, Российская Федерация, milorada07@mail.ru
ЯКОВЛЕВА
   КСЕНИЯ
   АЛЕКСЕЕВНА
Магистрант Института филологии,
Петрозаводский государственный университет, Институт филологии,
Петрозаводск, Российская Федерация, aleksalay@gmail.com
Ключевые слова:
выбор
экзистенциализм
мораль
У. С. Моэм
«Непокоренная».
Аннотация: в статье подробно рассматривается проблема выбора ‒ с позиций философии экзистенциализма, морали и психологии, анализируются определения, предлагаемые различными исследователями данной проблематики. Под выбором понимается принятие решения, которое способно повлиять на дальнейшую экзистенцию, при этом решение может быть принято под воздействием различных факторов, которые оказывают давление на индивида при обдумывании решения. Среди факторов нередко выступает общественное мнение, которое способно навязывать укоренившиеся ценности, наиболее благоприятные для функционирования общества, и определенные модели поведения, прививаемые индивиду в детстве при общении с родителями, чьи отношения являются образцом поведения, используемым индивидуумом для снятия с себя ответственности за сделанный выбор. При этом причиной такого поведения служит недостаточная самостоятельность, возможный страх навредить себе и своему близкому окружению. Приводятся примеры литературных произведений, в которых главные герои оказываются в ситуации принятия решения, оцениваются причины того или иного выбора, в том числе в рассказе английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма «Непокоренная», в котором главная героиня сталкивается с ситуацией выбора.

© Петрозаводский государственный университет


Введение

Проблема выбора является одной из центральных антропологических проблем, нашедших свое отражение, прежде всего, в философии экзистенциализма, а кроме того, в психологии, социологии и, конечно, в литературе. Наша статья посвящена проблеме выбора в литературных произведениях известного английского писателя XX столетия Уильяма Сомерсета Моэма и исходящей из нее проблеме ответственности.

Для начала обратимся к предмету экзистенциальной философии. Экзистенциализм можно представить в качестве способа осознать изменения, происходившие на территории Европы в начале XX столетия. Наиболее известными представителями данного направления во Франции выступали Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, в России ‒ Николай Александрович Бердяев, в Италии ‒ Никола Аббаньяно, в Германии ‒ Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер. При этом в качестве своих предшественников мыслители данного направления выделяли Фридриха Ницше и Сёрена Кьеркегора. По мнению исследователя А. Г. Зарубина, в качестве бытия экзистенциалисты понимают некоторую непосредственную нерасчлененную «целостность субъекта и объекта, человека и мира» [6]. Соответственно, подлинным бытием является «само переживание человеком своего “бытия-в-мире”» [6]. Бытие есть человеческое существование, которое нельзя познать «ни научными, ни рационалистически-философскими средствами» [6]. Постичь собственную экзистенцию человек способен в кризисных ситуациях ‒  например, оказавшись перед лицом смерти. По своей природе человеческая экзистенция является конечной, поэтому человек должен ценить то, что представляет собой земную суету, и помнить о собственной смертности. Альбер Камю размышлял о вопросах конечности человеческого существования и считал его абсурдным ввиду того, что человек осознает конечность собственной жизни, однако осознание данной истины должно пробуждать в нем «мужественное достоинство продолжать жить вопреки всему…» [6], т. е., по мнению философа, человеку необходимо вступить в бой с жизнью и бунтовать против абсурда вместо того, чтобы сбежать от абсурда – совершить суицид [6].

Выбор с позиций философии экзистенциализма

Рассмотрим понятие выбора с точки зрения философии экзистенциализма. С позиций данного направления экзистенциальный выбор представляет собой любой выбор, который осуществляется человеком в процессе своего существования. Так, в течение жизни человек постоянно совершает выбор, который определяет характер его дальнейшей экзистенции [2; 178].

Представитель данного направления во французской философии Жан-Поль Сартр дает такую трактовку фундаментального экзистенциального выбора человека: «…это выбор своего жизненного проекта, выбор себя, сопряженный с проявлением экзистенциальной ответственности (ответственности за человечество в целом), принятием неопределенности и переживанием тревоги…» [8; 14].

Данное определение указывает на то, что выбор человека всегда тесно связан не только c проявлением ответственности, направленной в отношении человека, который данное решение принимает, но и в отношении тех, на кого оно может повлиять в будущем.

В философии Альбера Камю проблема экзистенциального выбора является одной из сквозных тем. При этом экзистенциальный выбор рассматривается философом не столько в качестве интеллектуальной задачи, сколько в качестве проблемы морально-этического, философского, психологического и социального характера. Так, «на передний план его понимания выступает внерациональный подход к выбору как к непосредственному переживанию человеком своего “бытия-в-мире” в актах заботы, страха, тревоги, любви, ненависти, решимости, раскаяния, отчаяния, надежды» [4; 127].

Никола Аббаньяно, итальянский философ-экзистенциалист, рассматривает выбор в качестве экзистенциального акта, который включает «в себя неопределенность и риск»; это «соединение будущей ситуации и прошлого в решении настоящего» [8; 15]. Неопределенность при принятии решения оказывает значительное эмоциональное давление на принимающего решение субъекта, ведь, делая выбор, он рискует лишиться того, что уже имеет, но, по-видимому, что не является для него удовлетворительным. Таким образом, можно предвидеть ситуацию, при которой субъект, оставшись без того, что составляло определенную часть его самого, становится только несчастнее от одной мысли возможного лишения, не зная наверняка, каков будет исход выбранного пути развития событий.

Таким образом, экзистенциальный выбор является главным в ряду возможностей выбора, так как он напрямую связан с бытием человека в мире, с его сущим, в котором реализуется его жизненный проект. Помимо понятия экзистенциального выбора необходимо обратиться к понятиям морального и психологического выбора.

Выбор с позиций морали

Исследователь А. А. Косорукова определяет моральный выбор как «выбор между добром и злом, добродетелями и пороками, но и как выбор чего-либо как должного принципа поведения» [7; 324] Так, на основании данного определения можно сделать предположение, что совершая моральный выбор, человек так или иначе руководствуется представлениями общества о хорошем и плохом. Для того, чтобы соответствовать общепринятым нормам и принципу должного поведения, индивид способен принять решение, противоречащее его собственным интересам или выгоде, таким образом оставаясь «пригодным» субъектом, чье поведение в определенной ситуации будет одобрено общественным мнением.

Кроме того, будучи существом биосоциальным, человек не может полностью отстраниться от общественного мнения. Соответственно, делая выбор в пользу скорее порицаемого обществом варианта поведения, нежели одобряемого, он может в дальнейшем испытывать внутренние переживания (укоры совести), вызванные собственным поступком.

Для датского мыслителя Сёрена Кьеркегора, рассматривавшего человеческую экзистенцию с позиции веры в Бога, моральный выбор есть «феномен, через который проявляется идея свободы и абсолютного долга (долга перед Абсолютом). Сделав выбор, душа остается наедине с собой, уединяется от всего мира и созерцает Бога» [7; 324]. Данное определение показывает, что, совершая моральный выбор, человек оказывается ответственным не только перед обществом, но и перед Богом, который наблюдает за действиями своего творения. Таким образом, человек может испытывать страх получить порицание не только со стороны своего окружения, но и Бога как сурового судьи, способного наказать.

По мнению русского религиозного и политического философа Николая Бердяева, любой индивид всегда стоит перед моральным выбором. Философ наделяет нравственность творческим характером, который побуждает индивида к самосовершенствованию и преобразованию окружающего мира [11; 68], так как «борьба со злом может происходить через творческое осуществление добра и преображение зла в добро (благо), приближая богочеловеческий идеал» [11; 67]. Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что поведение, соответствующее моральным нормам, всегда носит положительный характер как для индивидуума, так и для общества. При этом трудно не отметить тот факт, что человек вынужден соответствовать представлениям, которые укоренились в обществе и являются незыблемыми, даже если принятое решение будет неприемлемым для самого человека, он вынужден соответствовать нормам морали, чтобы не испытывать стыд и страх перед Богом и общественным мнением.

В этой связи нельзя не упомянуть Фридриха Ницше, который в качестве основной задачи своей философии рассматривает «пробуждение человечества от созданных им иллюзий в изложении уникального способа бытия на пути к формированию нового общества» [3; 40]. Немецкий философ видит в морали «нечто проблематичное», так как «ни одна система ценностей не отвечает действительным потребностям человека» [3; 40]. С данным утверждением сложно не согласиться, так как при принятии решения человек, опирающийся на нормы морали, выбирает менее приемлемый для себя вариант развития событий, который будет удобен для общества. Для того чтобы избавиться от морали, которая выступает в качестве механизма, сдерживающего развитие общества, философ предлагает избавиться от религии, которая так или иначе возлагает на человека верующего обязанность соблюдать моральные нормы и не преступать закон Божий. Можно предположить, что избавление от религиозного давления способно качественно повлиять на индивида. Оно дает возможность принимать решение в свою пользу, т. е. развивает самостоятельность в выборе, тем самым способствует формированию нового общества.

Таким образом, подводя итоги размышлениям о моральном выборе человека, можно отметить, что, совершая моральный выбор, индивид руководствуется моральными нормами, укоренившимися в определенном обществе в определенный момент времени. При этом в случае выбора в пользу одобряемого, человек способствует самосовершенствованию и оказывает влияние на положительное развитие общества. Неприемлемый выбор вызывает чувство страха и стыда, с одной стороны, перед обществом, которое способно отвергнуть индивида ввиду неповиновения устоявшимся нормам, и, с другой стороны, перед Богом (если индивид является верующим) как перед судьей, наблюдающим за действиями человека, кроме того, способным должным образом его наказать за несоблюдение строгих правил морали. 

Выбор с позиций психологии

Перейдем к рассмотрению вопроса совершения выбора с позиций психологии. Говоря о психологическом выборе, необходимо отметить, что в зарубежной и отечественной психологии понятие выбора рассматривается с позиций различных подходов и направлений.

Так, австрийский психолог Зигмунд Фрейд отмечает связь особенностей выбора с характером психосексуального развития, а также с характером взаимоотношений с родителями, защитных механизмов и способности к сублимации [5; 48].

Любой совершаемый человеком выбор является результатом его отношений с родителями с самых ранних этапов его жизни. Родители выстраивают фундамент, на который опирается индивид в течение жизни. Соответственно, основательный фундамент наделяет человека способностью принимать взвешенные и обдуманные рациональные решения, положительно сказывающиеся на его дальнейшем существовании. Проблемы во взаимоотношениях с родителями лишают человека серьезной опоры, помогающей быть ответственным перед собой и теми, на кого повлияет данное решение. Кроме того, способность к сублимации помогает человеку оставаться приемлемым членом общества, т. е. помогает индивидууму подавлять запретные желания и трансформировать их в одобряемые общественные занятия. Неспособность преобразовать потаенные желания оказывает влияние на поведение человека, а также на принятие им решений, которые могут пагубно сказаться на нем и на его окружении.

Обратимся к вопросу выбора с позиции индивидуальной психологии Альфреда Адлера, который обуславливает выбор «балансом неполноценности-превосходства, уровнем социальной адаптации, порядком рождения и способностью к кооперации» [5; 49]. Так, социально неадаптированный индивид склонен к развитию чувства неполноценности, которое может быть преодолено только в случае появления комплекса превосходства. Можно предположить, что чувство неполноценности оказывает значительное влияние на принятие решения индивидуумом. Так, испытывая чувство ущербности и полагая, что окружающие по определенным характеристикам его превосходят, он способен делать выбор не в свою пользу, считая, что он не имеет права принять выгодное для себя решение, так как он по определенным причинам недостоин этого.

Абрахам Маслоу понимает выбор как необходимый элемент здорового развития личности [5; 50]. С данным представлением сложно не согласиться, так как, принимая решение, индивид вынужден перебрать все возможные варианты развития событий, т. е. максимально задействовать мыслительную активность, более того, оценить возможный ущерб в случае принятия неправильного решения, а также взять на себя ответственность, если принятое решение может повлиять не только на него самого. Таким образом, каждый совершенный выбор может быть представлен в виде сложной математической задачи, даже если решение окажется не совсем верным, в будущем индивид будет осознавать то, как необходимо поступать в той или иной ситуации, соотносимой с аналогичным сценарием. 

Не менее интересна цитата: в каждый момент своей жизни человек пребывает в состоянии выбора, «будучи вынужден выбирать между безопасностью и развитием» [5; 50]. Анализируя данную мысль, можно предположить, что при совершении любого выбора индивид ставит перед собой вопрос: принять решение с позиции собственной безопасности и остаться в зоне комфорта или пойти на определенный риск, который может в будущем повлиять на развитие его личности, привнести новый опыт, который будет использован в дальнейшем для принятия решений.

В то же время сценарная теория Эрика Берна говорит о том, что любой выбор, совершаемый человеком, базируется на определенном сценарии, который был бессознательно передан родителями своим детям в возрасте 5‒6 лет в виде «жестко закрепленных образцов поведения» [5; 51]. Наличие определенного образца поведения несколько облегчает задачу при принятии решения, ведь индивид уже обладает определенным набором действий в конкретной ситуации, что снимает трудность при обдумывании решения. Однако человек, бессознательно следующий поведенческому паттерну, ограничивает себя в собственных действиях. Он становится заложником поведения, которое кажется приемлемым и общественно одобряемым, что вновь возвращает нас к определению морального выбора, где ценности создаются и впоследствии активно поддерживаются обществом.

После выдвинутого предположения логично было бы представить выбор с позиции психологической концепции Карена Хорни, рассматривающего выбор невротика [5; 49]. В данном случае выбор может быть обусловлен различными способами преодоления тревожности, например, с помощью подчинения мнению других индивидуумов. Такой вариант снимает ответственность с личности при принятии решения, значительно облегчает процесс обдумывания, ведь есть тот, кто способен дать готовый и правильный (по его личному мнению) вариант. Кроме того, Карен Хорни полагает, что выбор зависим от пола, так значительные достижения мужчин в общественной и профессиональной деятельности могут быть объяснены «завистью к материнству» [5; 49].

Подводя итоги рассмотрению вопроса выбора с позиций психологии, можно сказать, что выбор индивидуума может быть обусловлен различными факторами, в числе которых могут быть установки, бессознательно закладываемые в детском возрасте, взаимоотношения с родителями, комплексы, которые постепенно развиваясь, создают определенные модели поведения человека в той или иной критической ситуации, требующей принятия решения.

Проблема выбора в литературных произведениях

Что касается художественной литературы, то на протяжении всего ХХ века писатели обращались к темам, напрямую связанным с упомянутой проблематикой. В своих произведениях они рассматривали вопрос выбора, который совершали герои произведений в различных ситуациях.

Вопросы экзистенциального выбора затрагивал в своих произведениях американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд в романе «Великий Гэтсби». Нельзя не отметить рассуждения Ника Кэроуэя и оценку, выносимую действиям Дейзи и ее супруга Тома Бьюкенена:  «Я не мог простить или полюбить его, но я видел, что то, что он сделал, было для него полностью оправдано. Его поступок был безответственным и сумбурным. Они были беспечными людьми, Том и Дэйзи ‒ они крушили вещи и существ, а затем возвращались к своим деньгам, или к своей безграничной легкомысленности, или к тому, что удерживало их вместе, и позволяли другим людям убирать беспорядок, который они устроили...» [11; 175].

После смерти любовницы Тома Бьюкенена, которая была сбита его супругой, Дэйзи Бьюкенен принимает решение остаться со своим мужем, который долгое время изменял ей, и избежать ответственности за содеянное. Таким образом, виновником трагического события становится Джей Гэтсби, который и принимает на себя гнев мужа убитой в виде выстрела. Герои романа скрываются, уходят в тень, сбегают, чтобы продолжить жить так, словно они никогда и не знали имени Гэтсби. Говоря о решении Дэйзи, нельзя не задаться вопросом, почему девушка предпочитает остаться в роли несчастной супруги, живущей с мужчиной, который не уважает ее, изменяя ей, чей буйный характер значительно отличается от ее нежной и чувственной натуры? Можно предположить, что данное положение кажется ей наиболее приемлемым. Возможно, ключевую роль в ее решении играет страх перед супругом, который не отдал бы ее своему сопернику, или же безмерное счастье кажется ей неправильным, и она делает выбор в пользу страдания.

Проблему экзистенциального выбора затрагивает и скандинавский прозаик Вильхельм Муберг в произведении «Мужняя жена», где перед главной героиней Мэрит встает непростой выбор: остаться жить обеспеченно вместе со своим мужем Повелем, к которому она не испытывает ни любви, ни симпатии, и который видит в ней лишь часть домашнего хозяйства, или уйти от общества в леса вместе с Хоканом, мужчиной, близким ей по духу.

В предисловии к книге И. П. Куприянова отмечает, что «…то положение “двоемужницы”, в которое ставит Мэрит страх людского суда и стремление сохранить материальное благосостояние, противно природе, а следовательно, и аморально. Предвестием нравственного краха, угрожающего героям, становится в повести поступок Мэрит, убивающей своего нерожденного ребенка и тем самым посягающей на вечные законы природы» [1; 10].

Героиня повести совершает выбор, отказавшись от нерожденного ребенка, а вскоре навсегда распрощавшись с сытой и спокойной жизнью рядом с нелюбимым человеком. Мэрит принимает рискованное решение, которое в будущем несомненно скажется на ее репутации, но будет ли ей до этого дело, если она будет рядом с тем, с кем действительно счастлива? Таким образом, ее решение есть экзистенциальный акт, который включает в себя неопределенность и риск.

Нельзя не обратиться и к творчеству немецкого писателя Германа Гессе и его произведению «Степной волк», в котором главный герой обладает двойственной натурой, сочетая в себе характер человека и степного волка, натуры, стремящейся к страданию и к смерти как логическому завершению земных страданий. Так, перед Гарри Галлером встает выбор наложить на себя руки и навеки избавиться от мучения вести одинокий образ жизни или же продолжать быть вне общества, тяготясь собственной экзистенцией. Когда наступает важный момент принятия решения навсегда распрощаться с жизнью, главный герой романа испытывает страх перед свершением давно задуманного. Он заходит в ресторан, в котором знакомится с девушкой Герминой, относящейся к нему с материнской заботой. Она объясняет ему, что он не знает жизни, не умеет получать удовольствие от простых вещей, которые и делают человека счастливым. Так, они начинают свое общение, постепенно она учит его танцевать, сближает его со своей знакомой и вводит его в яркое и бурное общество, которое прежде было таким далеким для главного героя. Однако резкая смена стиля жизни не единственный фактор, который способен повлиять на принятие решения прервать собственное существование и избавить себя от страданий. В конце романа герой познает себя с помощью транса, в котором он оказывается. Так, он видит эпизоды из своей жизни, переживает прежде упущенные возможности и пробует жизнь на вкус. Таким образом, можно предположить, что на принятие решения свести счеты с жизнью может в определенной степени повлиять самоанализ.

Вопросы экзистенциального выбора поднимал в своих произведениях и английский писатель Уильям Сомерсет Моэм. Прежде чем рассмотреть данный вопрос, обратимся к его биографическим данным.

У. С. Моэм: краткие биографические сведения

«Я неудачник… Каких только ошибок я не совершал в жизни! Жизнь у меня получилась никудышная, у меня все валилось из рук… Те немногие, кто хорошо меня знал, в конце концов, начинали меня ненавидеть» [9; 5].

Данную цитату решает поместить переводчик Александр Яковлевич Ливергант на первой странице в книге «Сомерсет Моэм», являющейся одним из выпусков серии биографий «Жизнь замечательных людей». С помощью цитаты из беседы  писателя с Робином Моэмом, племянником, он будто заранее готовит читателя к отношению автора не только к себе как личности, но и непосредственно к своему творчеству.

Несмотря на тот факт, что Сомерсет Моэм являлся одним из наиболее преуспевающих английских писателей XX столетия, в автобиографических заметках «Подводя итоги» он в качестве своего недостатка называет отсутствие воображения: «Но хотя выдумка у меня богатая – что неудивительно, поскольку мир так богат разнообразными людьми, – большой силой воображения я не наделен… Я неспособен на долгий полет, не уношусь на могучих крыльях в надзвездные сферы. Фантазию мою, от природы умеренную, всегда сдерживает мысль о жизненной достоверности. Мое дело – станковая живопись, а не фрески» [10; 424].

На это высказывание опирается и Теодор Спенсер в статье, опубликованной в 1947 году в журнале The English Journal: «У Моэма хорошая проза, однако в ней автор не достигает возвышенности. Его истории ограничены во времени и пространстве, у них нет четвертого измерения.  Без сомнения, именно на этот недостаток ссылается Моэм, когда говорит, что у него было “небогатое воображение”. Его изображение художника в романе “Луна и грош” и прозаика в романе “Пироги и пиво” являются изображениями определенных личностей в определенных ситуациях, а не образом творческого человека в целом; в его представлении мы упускаем глубокую проницательность в качестве завершающего штриха, которая открывает общее при помощи частного». [14; 526].

При всем том, что Моэм занимался самокритикой по поводу отсутствия у себя воображения, мы не можем согласиться с этим. Все дело в том, что его произведения точно ‒ без прикрас ‒ отображают простую, иногда рутинную, человеческую жизнь, но сюжеты его коротких новелл и рассказов всегда оставляют глубокий след в душе читателя. Они касаются всех и каждого, те перипетии, которые происходят с героем, могут случиться с каждым ‒ при определенном повороте в жизни ‒ и именно поэтому они так ценны и не нуждаются в приукрашивании сюжета. Об этом пишет исследователь Вудбёрн О. Росс: «И, конечно, я не имел дела с некоторыми превосходными качествами, которые проявляет Моэм – необыкновенной прямотой, простотой высказывания и выдающейся способностью четко формулировать части сюжета и доводить их до драматической кульминации». [15; 122].

В своем предисловии к избранным произведениям писателя В. А. Скороденко пишет: «Писатель неизменно выступал против нарочитой усложненности формы, заведомой неясности выражения мысли, особенно в тех случаях, когда непонятность ... рядится в одежды аристократизма» [10; 9].

Таким образом, стиль английского автора характеризуется простотой, ясностью и лаконичностью, однако несмотря на легкость изложения, писатель без труда представлял читателям жизненные сложности, с которыми сталкивались персонажи его произведений, а также оказывались в ситуациях выбора.

Рассказ «Непокоренная»

Для того чтобы подробнее изучить вопрос выбора, который совершают персонажи Сомерсета Моэма, проанализируем рассказ «Непокоренная». Действие рассказа разворачивается в годы Второй мировой войны в Суассоне, Франция. Действующими лицами являются молодая француженка Аннет и немецкий солдат Ганс, который вместе со своим приятелем, находясь на территории Франции, сбивается с пути и решает обратиться за помощью к фермерской семье. Французы принимают их гостеприимно и угощают двумя бутылками вина. Выпив вина, Ганс подмечает, что фермерская дочь наделена присущей французским девушкам изящностью, которой лишены немки. Ганс решает на прощание поцеловать девушку, так как она начинает настаивать на том, чтобы немецкие солдаты поскорее покинули их дом. В результате ее сопротивления и стремления родителей защитить дочь, Ганс в порыве ярости ударяет старика, грубо отпихивает старуху, бросившуюся ее выручать, и насилует молодую девушку.

Следующая встреча двух главных героев происходит спустя три месяца после вышеуказанных событий. Ганс решает выступить в роли доброго парня и в качестве подарка решает привезти девушке шелковые чулки для того, чтобы она поняла, что он не держит на нее зла, ведь это она спровоцировала его поведение своим неповиновением поцеловать его. Девушка пытается прогнать его, но Ганс, узнав о нуждах, которые испытывает фермерская семья, решает помочь им и привезти еду. Визиты Ганса на ферму становятся привычным делом, за правило он принимает не являться на ферму с пустыми руками. Со временем ему удается наладить отношения с родителями Аннет, однако девушка не становится от этого более расположенной к нему. В один из его визитов он затевает разговор и предлагает девушке образумиться, как сделали ее родители, именно тогда он и узнает, что она беременна от него. Новость о том, что Аннет вынашивает его ребенка, приводит его к мысли, что он любит ее, от этого его охватывает чувство счастья, и вскоре он начинает строить планы о предстоящей женитьбе.

Аннет в свою очередь воспринимала беременность как бремя. Она предпринимала попытку избавиться от нежеланного ребенка, но один из врачей, будучи ревностным католиком, не позволил проводить процедуру аборта, объяснив это тем, что девушка не одинока в подобном деле. Другой врач оказался арестован захватчиками. Лекарство, предложенное акушеркой для прерывания беременности, оказало губительное влияние на здоровье девушки, но не избавило ее от тяжелой ноши.

Несмотря на тот факт, что у Аннет был жених, с которым они планировали обручиться после войны, родители соглашаются отдать дочь замуж за Ганса, привлеченные тем, что он будет помогать им на ферме.

Наступает кульминационный момент рассказа – Аннет рожает мальчика. Ганс приезжает на ферму, чтобы отпраздновать радостное событие, увидеть свою возлюбленную и своего сына. Однако девушка исчезает вместе с ребенком, а вскоре появляется вымокшая и смертельно бледная в ночной сорочке и тонком халатике. На вопрос матери: где ребенок? Аннет медленно подводит присутствующих к тяжелой развязке – она сделала то, что велел ей долг, а именно избавилась от ребенка захватчика, опустив его в ручей и продержав его под водой до того момента, пока он не захлебнулся.

Таким образом, главная героиня делает свой выбор – она остается непокоренной. Она решает сопротивляться захватчикам, не подстраиваться под условия, которые диктуют новые хозяева, уподобившись родителям, которые предпочли закрыть глаза на поступок Ганса, не держать на него зла, ведь после смерти их сына им необходимы мужские руки на ферме, которые будут помогать вести хозяйство и обеспечивать их едой. Возникает естественный вопрос: делает ли героиня такой выбор, потому что она должна поступать подобным образом, т. е. умертвить собственного ребенка? Отсутствует ли у нее выбор? Героиня делает осознанный и смелый, хоть и бесспорно аморальной поступок, лишив жизни невинное существо. Однако, если вернуться к поступку, который совершает Ганс в самом начале рассказа, можно ли назвать поступок героини безнравственным и жестоким? Не было ли жестоким поведение солдата в отношении людей, которые отнеслись к нему доброжелательно? Получается, что героиня делает осознанный выбор отомстить тому, кто неоправданно жестоко отнесся к ней и ее семье.

Любовь, которую испытывает Ганс к девушке, когда он узнает, что она беременна, не кажется искренней и правдоподобной. Его желание понравиться ей и ее семье не способствует созданию положительного образа персонажа. Важным моментом рассказа является и то, что непокоренным существом остается и старая дворняжка, которая прожила на ферме много лет. Она свирепо лает на него, несмотря на то, что он несколько месяцев пытался приручить ее. В ответ на поведение собаки Ганс грубо отшвырнул ее сильным пинком, что вновь подтверждает жестокость его натуры.

Выбор главной героини может быть проанализирован с различных теоретических позиций понимания вопроса выбора. Говоря о моральном выборе, нельзя не отметить тот факт, что девушка будто не испытывает угрызений совести во время свершения акта детоубийства, ее слова звучат сухо, в них нет эмоций и переживаний. Однако когда она падает в кресло и начинает рыдать, возможно, она начинает постепенно выходить из шокового состояния, и ее начинают мучать угрызения совести за смерть собственного ребенка. Данный поступок кажется аморальным ввиду жестокости в отношении невинного существа, но в то же время нельзя не отметить, что главная героиня действует согласно долгу перед собственной родиной. Она не хочет воспитывать ребенка, зачатого насильственным путем солдатом, напавшим на ее родной дом и ее страну. С позиций психологии можно предположить, что данное решение – это выбор сформировавшейся личности, которая приняла решение не в пользу собственной безопасности (т. е. воспитывать ребенка и жить с Гансом), не опираясь на определенные паттерны поведения, закладываемые родителями в детстве, она действует решительно, не тратя время на раздумья, чтобы не струсить и довести дело до конца. Она не руководствуется мнением родителей (не советуется с ними), так как считает их поведение весьма опрометчивым, когда они соглашаются на брачный союз молодых людей, тем самым выражая свою покорность перед захватчиком. Они попросту пытаются адаптироваться к новым условиям жизни, что может казаться девушке неправильным.

С позиции экзистенциальной философии главная героиня стояла перед выбором своего жизненного пути. С одной стороны, она могла стать супругой Ганса и растить вместе с ним ребенка, покорившись его воле и простив ему жестокость и унижение. Была бы она довольна своей жизнью? Не тяготилась бы она в таком случае собственным существованием? Возможно, будь главная героиня менее решительной и более слабохарактерной, она бы никогда не пошла на подобный риск. Но поступок, совершенный главной героиней, есть своего рода месть, которая становится еще более жестокой, так как жертвой мести становится невинное существо. Однако говоря о невинности ребенка, нельзя не отметить тот факт, что она и ее родители не совершали никакого зла немецким солдатам, когда они зашли в их дом с просьбой показать дорогу, напротив, они оказали им гостеприимный прием. Почему они были вынуждены стать жертвами жестокости, а затем принять человека, совершившего данный поступок в свою семью и жить, словно его пребывание естественно для них?

Заключение

Таким образом, в ходе изучения проблемы выбора в рассказе Сомерсета Моэма «Непокоренная» с позиций философии, психологии и морали удалось сделать вывод, что выбор как таковой представляет собой достаточно сложный акт принятия решения, которое может оказать значительное влияние на бытие личности в будущем. Это способность личности сделать шаг навстречу неизвестному и пойти на риск с целью получения опыта и осуществления своего жизненного проекта. На принятие решения могут повлиять различные факторы, которые связаны с окружением человека и ценностями, которые были сформированы и продолжают поддерживаться обществом, в котором индивид существует. Важными факторами являются взаимоотношения на ранних этапах жизни с родителями, их поведение в процессе воспитания ребенка, способное в дальнейшем перерасти в комплексы, затрудняющие процесс принятия решения. Аннет, героиня рассказа, своим решением показывает, что она способна преодолеть в себе страх перед общественным мнением и перед судьей в лице Бога. Она действует, не опираясь на общепринятые ценностные установки, тем самым показывая, что данный вариант осуществления своего жизненного проекта оказывается более предпочтительным для нее.


Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Банг Г., Муберг В., Стиген Т. Скандинавские повести: Пер. с датск., шведск., норвежск. / Сост. Ю. Я. Яхниной; Предисл. И. П. Куприяновой; Ил. А. П. Мелик-Саркисяна. — М.: Правда, 1982. — 432 с.

2) Буланов В.В. Феномен экзистенциального выбора // Вестник ТвГУ. Серия «Философия» – 2018. – №4 – С. 178-181. – URL: http://eprints.tversu.ru/8655/ (дата обращения: 25.02.23)

3) Дадашова С.Н. Фридрих Ницше: по ту сторону религии и морали // История философии. – 2020. – Т. 25. - №1. – С. 39-48. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fridrih-nitsshe-po-tu-storonu-religii-i-morali/viewer (дата обращения: 25.02.23)

4) Демидова С.А. Человек перед «Лицом» абсурда: проблема экзистенциального выбора в философии Альбера Камю // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке – 2016. - №3. – С. 127-133. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-pered-litsom-absurda-problema-ekzistentsialnogo-vybora-v-filosofii-albera-kamyu/viewer (дата обращения: 25.02.23)

5) Зайцева Л.А. Понятие выбора в современной психологической науке // Российский психологический журнал. – 2018. - №8. – С. 48-56. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vybora-v-sovremennoy-psihologicheskoy-nauke/viewer (дата обращения: 25.02.23)

6) Зарубин А.Г. Философия экзистенциализма (проблема времени) / А.Г. Зарубин. – Текст: электронный. – URL: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/zarubin_philos_eczisten.htm (дата обращения: 25.02.2023).

7) Косорукова А.А. Моральный выбор как основа понимания морали (на примере идей С. Кьеркегора и Ф. Ницше) // Вестник РУДН. Серия «Философия». – 2017. – № 21(3). – С. 323–329. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moralnyy-vybor-kak-osnova-ponimaniya-morali-na-primere-idey-s-kierkegora-i-f-nitsshe/viewer (дата обращения: 25.02.23)

8) Леонтьев, Д.А. Психология выбора [Текст]: монография / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Овчинникова, Е.И. Рассказова, А.Х. Фам. – НПФ «Смысл», 2015. – 610 с.

9) Ливергант А. Я. Сомерсет Моэм. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 283 с.

10) Моэм, Сомерсет. Избранные произведения в 2-ч томах. Том 1. Романы. Пер. с англ./Составл. и Предисл. В. Скороденко. – М.: Радуга, 1985. – 560 с.

11) Руженцев С.Е. Н.А. Бердяев о морали и политике // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2018. - №4 (28). – С.65-71. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-a-berdyaev-o-morali-v-politike/viewer (дата обращения: 25.02.23)

12) F. Scott Fitzgerald. The Great Gatsby Library and Archives Canada Cataloguing in Publication, 2007. – 257 p.

13) Maugham W. Somerset Sixty-Five Short Stories. William Heinemann Limited & Octopus Books Limited, 1976. – 937p.

14) Spencer T. Somerset Maugham // The English Journal. – 1940. - №29 (7). – P. 523–532. URL: https://doi.org/10.2307/805564. (дата обращения: 27.11.22).

15) Woodburn O. Ross W. Somerset Maugham: Theme and Variations // The English Journal. – 1947. - №36 (5). – P. 219-228. URL: https://doi.org/10.2307/807777 (дата обращения: 27.11.22).

REFERENCES

1) Bang G., Muberg V., Stigen T. Scandinavian stories: Translated from Danish, Swedish, Norwegian. / Comp. by Yu. Ya. Yakhnina; Preface by I. P. Kupriyanova; Il. by A. P. Melik-Sarkisyan. — M.: Pravda, 1982. — 432 p.

2) Bulanov V.V. The phenomenon of existential choice // Bulletin of TvSU. Series "Philosophy" – 2018. – No. 4 – pp. 178-181. – URL: http://eprints.tversu.ru/8655/ (accessed: 25/02/23) (In Russ.)

3) Dadashova S.N. Friedrich Nietzsche: Beyond religion and morality // History of philosophy. – 2020. – Vol. 25. - No. 1. – pp. 39-48. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fridrih-nitsshe-po-tu-storonu-religii-i-morali/viewer (accessed: 25/02/23) (In Russ.)

4) Demidova S.A. A man in the "Face" of the absurd: the problem of existential choice in the philosophy of Albert Camus // Humanitarian studies in Eastern Siberia and the Far East – 2016. - No. 3. – pp. 127-133. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-pered-litsom-absurda-problema-ekzistentsialnogo-vybora-v-filosofii-albera-kamyu/viewer (accessed: 25/02/23) (In Russ.)

5) Fitzgerald F.S. The Great Gatsby Library and Archives Canada Cataloguing in Publication, 2007. – 257 p.

6) Kosorukova A.A. Moral choice as the basis for understanding morality (on the example of the ideas of S. Kierkegaard and F. Nietzsche) // Bulletin of the RUDN. The series "Philosophy". – 2017. – No 21(3). – Pp. 323-329. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moralnyy-vybor-kak-osnova-ponimaniya-morali-na-primere-idey-s-kierkegora-i-f-nitsshe/viewer (accessed: 25/02/23) (In Russ.)

7) Leontiev, D.A. Psychology of choice [Text]: monograph / D.A. Leontiev, E.Yu. Ovchinnikova, E.I. Rasskazova, A.H. Pham. – NPF "Sense", 2015. – 610 p.

8) Livergant A. Ya. Somerset Maugham. – M.: Molodaya gvardiya, 2012. – 283 p.

9) Maugham, Somerset. Selected works in 2 volumes. Volume 1. Novels. Translated from English./Compiled and Prefixed by V. Skorodenko. – M.: Raduga, 1985. – 560 p.

10) Maugham W. Somerset Sixty-Five Short Stories. William Heinemann Limited & Octopus Books Limited, 1976. – 937p.

11) Ruzhentsev S.E. N.A. Berdyaev on morality and politics // Humanitarian Vedomosti of Tolstoy TSPU. – 2018. – No 4 (28). – Pp.65-71. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-a-berdyaev-o-morali-v-politike/viewer (accessed: 25/02/23) (In Russ.)

12) Spencer T. Somerset Maugham // The English Journal. – 1940. - no.29 (7). – P. 523-532. URL: https://doi.org/10.2307/805564 . (accessed: 27.11.22).

13) Woodburn O. Ross. W. Somerset Maugham: Theme and Variations // The English Journal. – 1947. – No 36 (5). – P. 219-228. URL: https://doi.org/10.2307/807777 (accessed: 11/27/12).

14) Zaitseva L.A. The concept of choice in modern psychological science // Russian Psychological Journal. – 2018. - No. 8. – pp. 48-56. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vybora-v-sovremennoy-psihologicheskoy-nauke/viewer (accessed: 25/02/23) (In Russ.)

15) Zarubin A.G. Philosophy of Existentialism (the problem of time) / A.G. Zarubin. Available at: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/zarubin_philos_eczisten.htm (accessed: 02/25/2023). (In Russ.)


Просмотров: 366; Скачиваний: 238;