РОЖНЕВА С. С., РОДИОН И. В. АКЦИОНИЗМ КАК КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПОЛИТИКЕ // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2023. № 4. С. 46–52. DOI: 10.15393/j12.art.2023.4027


Выпуск № 4 (2023)

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

pdf-версия статьи

УДК 7.011

АКЦИОНИЗМ КАК КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПОЛИТИКЕ

РОЖНЕВА
   СВЕТЛАНА
   СЕРГЕЕВНА
кандидат политических наук,
доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений,
Петрозаводский государственный университет, Института истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, Российская Федерация, rozhneva@mail.ru
РОДИОН
   ИННА
   ВЛДИМИРОВНА
магистрант Института истории, политических и социальных наук,
Петрозаводский государственный университет, Института истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, Российская Федерация, irodion@petrsu.ru
Ключевые слова:
акционизм
постмодернизм
искусство
перформанс
политика
политический режим.
Аннотация: Статья отражает историю возникновения акционизма и его связь с политикой. Авторы обозначают основные характеристики акционистской деятельности, а также особенности использования акционизма в политической сфере. Выявлены ключевые отличия акционистских политических перформансов от митингов, акций эстетического характера и актов вандализма. Определены условия успешности проведения политических перформансов.

© Петрозаводский государственный университет


Введение

Граждане Российской Федерации могут выражать свое мнение относительно действующей политической ситуации различными способами: голосование на выборах, участие в электронном голосовании, проведение митингов или демонстраций, организация протестов и прочее. Особым способом выражения отношения к действующему политическому режиму является политический акционизм, активное использование которого в истории России пришлось на вторую половину ХХ столетия. Данный вид протеста имеет специфический характер, одновременно сочетающий в себе черты искусства и политики, а также привлекающий к себе пристальное внимание как российских граждан, так и государственных деятелей. Политические акционисты проводят акции, имеющие скрытый смысл, демонстрирующий недовольство теми или иными событиями в государстве.

В современной России феномен политического акционизма в силу развития нонконформистских видов современного политического искусства не утратил свою силу. Периодически акционисты совершают различного рода перформансы, привлекающие внимание публики и провоцирующие множество вопросов со стороны граждан Российской Федерации. Деятельность акционистов вызывает далеко не однозначную оценку, разделяющую российское общество на поддерживающих и осуждающих проведение подобных политических акций. Кроме того, не все граждане замечают политический подтекст театрализованных протестов и не могут понять, что хотят донести до публики акционисты.

В настоящее время степень научной изученности политического акционизма в России невысока. Основная информация о деятельности политических акционистов в Российской Федерации содержится в интервью и новостях, освещающих события по теме политического акционизма в России ХХ‒XXI веков. Попытки изучить феномен политического акционизма наблюдаются в некоторых научных работах российских и зарубежных исследователей, посвященных данной теме.

Так, анализ акционизма как постмодернистской ценности содержится в трудах В. Бычкова [1], Е. В. Верхотура [2], В. О. Петрова [3]. О формировании нового типа культурной альтернативы, располагающегося по ту сторону конфронтации и прямого протеста, писала К. О. Смола [4]. Проблемам сущности акционизма и его связи с политикой посвящены научные работы Ю. А. Акуниной [5], В. Д. Григоряна [6], Я. Г. Гимельштейна, Н. А. Долоцкой и Д. А. Щукина [7]. Политический акционизм как феномен, сочетающий в себе черты художественного перформанса и политического протеста, рассмотрен в исследованиях В. Н. Бавыкиной [8], В. А. Блиничевой [9], А. В. Москальцова [10].

Тем не менее, имеющегося количества научных работ, посвященных изучению феномена политического акционизма как культурологической ценности, недостаточно, чтобы в полной мере познакомиться с научной точки зрения с таким относительно новым в России явлением как акционизм, осмысливая его историю и ключевые характеристики.

Исходящая из выявленных научных достижений и пробелов в данной области актуальность предлагаемого исследования заключается в необходимости изучения феномена политического акционизма, используемого для выражения своих политических настроений гражданами Российской Федерации.

Целью работы является изучение теоретических аспектов акционизма как культурного явления в политике.

Объектом исследования является политический акционизм как форма протеста. Предметом –  культурологические аспекты акционизма в политике.

 

Теоретические аспекты зарождения и формирования акционизма

Во второй половине ХХ века в западноевропейских странах начинает развиваться постмодернизм как борьба с исторически сформировавшимися канонами искусства, отход от которых ранее был неприемлем  в культурной среде. Изначально термин «постмодернизм» носил исключительно искусствоведческий и эстетический характер, но со временем постмодернистские принципы распространились и во многие другие сферы, среди которых и политика.

Э. Гидденс описывает эпоху постмодерна следующими чертами: 1) изменения бытия происходят в контексте разрывов в познании; 2) социальные трансформации обретают центробежный и беспорядочный характер; 3) личность индивида подвергается разрывам, расчлененности в результате того, что жизненный опыт носит фрагментарный характер; 4) истина обретает контекстуальный характер; 5) ощущается теоретическая беспомощность перед лицом глобальных тенденций; 6) возникает «опустошение» повседневной жизни как результат вторжения в нее абстрактных систем; 7) координация политических усилий лишена благоприятных возможностей из-за возрастания роли локального фактора и дисперсии [11: 150].

Как считает Ю. В. Ирхин, к формированию постмодернизма привели именно качественные изменения и сдвиги в обществе, связанные с преодолением прежнего социального порядка [12: 136]. Для данного феномена характерна установка на плюрализм, предотвращающий абсолютизацию совершенно любых явлений. Н. Л. Новикова и И. В. Тремаскина отмечают, что постмодернисты стремятся к «антиавторитарности» [13: 21]. «В то время как модернизм создавал свои собственные формы художественного авторитета именно потому, что центра больше нет, постмодернизм развивался в сторону художественной анархии – в соответствии с глубинным процессом распада мира вещей – или поп-искусства» [14: 59].

Н. Н. Белякович связывает возникновение постмодернизма в качестве нового общественного явления и исследовательского направления в политической науке с протестными демократическими молодежными движениями во Франции в 1968 году [15]. На тот момент во французских университетах сложился антидемократический режим, который выражался в полном контроле властей над образованием [16]. Демографический взлет послевоенных лет спровоцировал резкий рост числа желающих получить высшее образование, с чем не всегда справлялось правительство во главе с генералом де Голлем. С целью урегулировать возникшие проблемы государство усилило контроль над образовательной сферой (и не только по финансовой части), что вызвало недовольство со стороны студентов. Так, к примеру, запрещалось общение вне учебных занятий между молодыми людьми и девушками: во всех общежитиях университетов Франции не пропускали студентов противоположного пола. Кроме того, во время визитов официальных лиц во французское государство студенческое сообщество массово подвергалось контролю со стороны местной полиции, что также провоцировало рост ненависти молодежи к действующему правительству, которая была массово выражена 8 января 1968 года в одном из учебных заведений Нантера. Основными требованиями протестующих были обозначены: улучшение условий обучения, свободный доступ в университеты, личная и политическая свобода, а также освобождение ранее арестованных студентов [16].

Эпоха постмодерна породила новые формы искусства, характеризующиеся процессуальностью, провокационностью, эпатажностью, интеграцией различных видов искусства и другими признаками. Внутренние протесты художников ХХ века по отношению к любым внешним факторам спровоцировали «антиповедение», которое привело к формированию и утверждению акционизма как одной из ведущих форм борьбы за свободу и независимость современного плюралистического концептуального искусства [17: 53].

Акционизм – это некое действо, которое совершают художники различных направлений искусства, преследующие в процессе проведения акции какой-либо концепт (идею, цель), имеющий будь то личный или всеобщий исторический характер, где в основе произведения лежит современная жизнь со всей ее спонтанностью, беспорядочностью и сиюминутностью.

Художник отказывается от привычных возвышенных идеалов искусства, а также от тех идеалов, к которым стремится отдельный индивид или все общество в целом. В эпоху постмодерна основными доминантами искусства становятся плюрализм, фрагментарность, ирония, неопределенность, утрата индивидуальности, игровой принцип, поверхностность и эпатажность.

С возникновением акционизма значительно повышается и роль субъектов искусства, в первостепенные задачи которых теперь входит не просто пассивное восприятие произведения и эмоциональное реагирование, но и внутреннее проектирование авторской концепции, а также обдумывание смыслов, которые хотел передать художник. «Акционистские произведения, как правило, лишены точности, представляют собой широкое поле для всевозможных трактовок живописи» [18: 21]. Любая акция, совершаемая художниками, композиторами или другими деятелями искусств и имеющая в своей основе какой-либо концепт, в обязательном порядке должна заставить субъекта произведения задуматься о том или ином явлении, волнующем акциониста.

Стоит отметить, что акция также представляет собой безграничное поле свободы, так как запланированные идейность, значимость и эпатажность акционистского действия могут по-разному не только осуществляться, восприниматься или задумываться, но и трактоваться.

Акционисты проводят акции, часто имеющие идеологическую или социальную окраску, и направленные на достижение какой-либо значимой для художника цели. Совершение такого рода действия, как правило, выступает в качестве самоцели и основного содержания художественного высказывания акции. «Акционист не всегда может предположить, как пройдет его акция, но он всегда знает, какого эффекта (результата) хочет достичь» [19: 389]. Таким образом, основными признаками акционизма являются: наличие цели; запланированность действа; первичность концепта; публичность; креативность; экстремальность.

Среди основных видов акционизма выделяются хэппенинги и перформансы. Первые представляют собой форму действий или поступков, где художники стремятся завлечь публику в хитроумную игру, сценарий которой имеет приблизительные контуры. Ключевая цель хэппенинга – вовлечение в совершаемое действо зрителей, случайным образом оказавшихся на месте проведения акции (площадь, улица, набережная, сквер или парк). Перформансы же, в отличие от хэппенингов, организуются исполнителями на большой дистанции от публики и по заранее заготовленному сценарию, в специальных помещениях или на открытом воздухе. Художники, исполняющие перформанс, преследуют цель выражения какой-либо идеи с помощью жеста, костюма, тела или вещи. Кроме того, перформанс имеет тесную связь с политическим дискурсом и является неким синтезом театральной деятельности и события в сфере политики, порождая тем самым новый и неожиданный феномен – политический акционизм.

 

Акционизм в политике

Изначально акционизм, понимаемый как одна из форм искусства, не включал в свое содержание определенную политическую ориентацию, но, тем не менее, довольно часто обращался к различным философским и острым социальным проблемам (психологическая подоплека человеческих поступков и действий; взаимоотношения автора и аудитории; потенциал разума и др.).

В настоящее время акционизм является не только специфической художественной практикой, но и механизмом политической коммуникации. По мнению Я. Г. Гимельштейна, данный феномен преимущественно оценивается именно в политических терминах, что объясняется нечеткостью границ между акционизмом как направлением искусства и как видом политического действия. Захватывая внимание публики и, тем самым, становясь предметом для всеобщего обсуждения, где требует занять по отношению к себе определенную позицию, акция политизирует ситуацию [20].

Особую роль в становлении политического акционизма сыграла группа венских художников (Гюнтер Брус, Отто Мюль и Герман Нитч), которые в 1960-е годы в послевоенной Вене начали проводить эпатажные и шокирующие публику перформансы, направленные на борьбу с политической пассивностью местных граждан, забывших о недавнем трагическом прошлом Австрии времен Второй мировой войны [21: 242].

Акционистская деятельность в сфере политики близко связана с протестной культурой и по природе своей имеет асоциальный характер, выходя за установленные в обществе рамки правил институциональной игры. В связи с чем акционисты довольно часто переступают черту, установленную законом и подводящую итог соотношения сил общества, государства, политических и экономических групп, а также сложившихся практик судов и полиции.

Все творчество современных отечественных художников-акционистов и арт-групп относится к искусству политическому, протестному и радикальному. Для перформанса, совершаемого в сфере политики, важен момент зрелищности, он должен выступать в качестве яркого запоминающегося события (иногда даже шокирующего).

В качестве средства завлечения как можно большего числа потенциальных зрителей в процессе проведения акции художники используют эпатаж, который за счет эффекта зрелищности и телесного радикализма позволяет публике на интуитивном уровне стать ближе к акционисту, передающему ту или иную политическую идею.

Художник, исполняющий перформанс, берет на себя роль провокатора, где фокусирует внимание зрителей на явных или скрытых для их обыденного взгляда проблемы, существующие в обществе. Акционисту важно, чтобы в той или иной степени была обеспечена коммуникация с аудиторией, до которой он доносит свое отношение к происходящему.  

Наиболее активным зрителем политических перформансов является молодежь, характеризующаяся по причине своих социально-психологических и возрастных особенностей более острым восприятием жизни и событий, происходящих в обществе. Данная социальная категория граждан стремится привнести изменения в общество, а также заявить о различных политических проблемах в государстве, требующих незамедлительного решения.

В отличие от митингов, демонстраций, пикетов и других привычных форм выражения протеста, политический акционизм, за счет своей театрализованной составляющей, выступает как более яркое, зрелищное, а соответственно, и запоминающееся, активно привлекающее внимание зрителей событие.

От акций эстетического характера акционизм в сфере политики отличает установка в центр внимания акционистского проекта жизни не какого-либо конкретного человека, а всего сообщества в целом в логике публичного «сожительства».

От акта вандализма или хулиганства политический акционизм отличается метафоричностью, где вне контекста и вне смыслового поля, заранее установленных художником, невозможно обозначить границу между политическим искусством и хулиганской деятельностью.

Успех проведения акции в сфере политики, определяющийся степенью массовости и публичности перформанса, напрямую зависит от развитости СМИ и Интернета, которые позволяют обеспечить трансляцию информации об исполненных художниками политических акциях, демонстрирующих позиции и настроения акционистов. Чем более развиты средства массовой информации и Интернет-платформы, тем большее число потенциальных зрителей способен охватить перформанс, приобретающий таким образом более массовый и публичный характер.

Кроме того, эффективность достижения целей проводимой политической акции зависит и от ряда других важных характеристик перформанса: 1) развитие действия во временной последовательности; 2) эмоциональность разворачивающегося акта; 3) игровой момент действия; 4) наличие сценария; 5) присутствие конечных целей акции; 6) актуальность действия; 7) протестный характер акта; 8) определенная эстетичность и эпатажность; 9) доступность донесения смысла акции до аудитории; 10) фиксация на материальных носителях и т. д. При успешном использовании политического перформанса его следствием могут стать формирование новых социально-политических взаимоотношений; поиск политических единомышленников; косвенное подтверждение имеющихся существенных расхождений во взглядах или четкое определение политических оппонентов.

 

Заключение

Итак, во второй половине ХХ века в знак протеста против традиционных канонов искусства зарождается постмодернизм. Изначально он имел исключительно искусствоведческий и эстетический характер, но в последующем распространился и в другие сферы общества, среди которых в том числе и политика. Постмодернизм породил ряд новых форм современного искусства, где одним из них выступил акционизм, по природе своей имеющий асоциальный и протестный характер. К основным видам акционизма относятся хэппенинги и перформанс, где последний имеет тесную связь с политическим дискурсом, формируя тем самым акционизм в политике. Политический акционизм относится к протестной культуре и стремится путем эпатажных театрализованных представлений донести до публики политические позиции и настроения, вызванные теми или иными событиями в обществе. Успех таких акций напрямую зависит от степени их массовости и публичности, обеспеченных развитыми СМИ и Интернетом.


Список литературы

Список литературы

1. Бычков В. Феноменология искусства. Акционизм / В. Бычков // Культурология. 2012. № 3 (62). С. 102-105.

2. Верхотуров Е.В. Феномен акционизма в оптике современных эстетических подходов / Е.В. Верхотуров // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3 (101). С. 128-134.

3. Петров В.О. Акционизм в искусстве ХХ века : монография / В.О. Петров. Саратов : Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2019. 180 с.

4. Смола К.О. От акционизма к интеракционизму: практики вненаходимости современного российского искусства / К.О. Смола // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2018. № 5 (121). С. 130-142.

5. Акунина Ю.А. Арт-активизм как актуальная форма протеста: социокультурный анализ / Ю.А. Акунина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 79-85.

6. Григорян В.Д. Протестный акционизм как технология управления социокультурной рефлексией / В.Д. Григорян // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 6. С. 392-394.

7. Гимельштейн Я.Г. Этика акционизма: художественная практика и политический жест : статья в сборнике / Я.Г. Гимельштейн, Н.А. Долоцкая, Д.А. Щукин // Историческая ответственность: от мифов прошлого к стратегиям будущего. Санкт-Петербург, 2016. С. 155-162.

8. Бавыкина В.Н. Феномен политического акционизма в современном обществе / В.Н. Бавыкина // ГРАНI. 2016. № 9 (137). С. 67-73.

9. Блиничева В.А. Между ними тает лед: акционизм политический и художественный. Текст : электронный / В.А. Блиничева // Актуальные комментарии. URL: https://actualcomment.ru/mezhdu-nimi-taet-led-aktsionizm-politicheskiy-i-khudozhestvennyy-1705171058.html?PAGEN_1=7 (дата обращения: 27.11.2021).

10. Москальцов А.В. Молодёжный политический акционизм как проявление эстетизации современной политики / А.В. Москальцов // Новые контуры социальной реальности. Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. С. 178-181.

11. Giddens A. The Consequency of Modernity / A. Giddens. Cambridge : Polity Press, 1990. 186 p.

12. Ирхин Ю.В. Социум и политика в постмодернистском зазеркалье: взгляды, подходы, анализ / Ю.В. Ирхин // Полития: анализ, хроника, прогноз. 2005. № 4. С. 136-160.

13. Новикова Н.Л. Модернизм и постмодернизм: к проблеме соотношения / Н.Л. Новикова, И.В. Тремаскина // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2. С. 19-25.

14. Hassan I. Paracriticism: Seven speculations of the times / I. Hassan. Urbana : [?], 1975. P. 25–60.

15. Белякович Н.Н. Политический постмодернизм в научном дискурсе. Текст : электронный / Н.Н. Белякович // Электронная библиотека Белорусского государственного университета. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/19853/1/3_%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.pdf (дата обращения: 27.03.2022).

16. Сошников А.Е. Студенческие волнения во Франции в 1968: предпосылки, эскалация и итоги. Текст : электронный / А.Е. Сошников, А.С. Никитина // Электронный научно-практический журнал «История и археология». URL: https://history.snauka.ru/2015/06/2184 (дата обращения: 29.03.2022).

17. Петров В.О. О проявлении акционизма в искусстве ХХ столетия / В.О. Петров // Ученые записки российской академии музыка им. Гнесиных. 2018. № 2 (25). С. 53-62.

18. Захарова Е.В. Хеппенинг, перформанс, энвайромент – становление новой концепции искусства второй половины ХХ в. / Е.В. Захарова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4 (12). С. 21-25.

19. Станиславская Е.И. Хэппенинг как действенно-зрелищная форма искусства ХХ в. / Е.И. Станиславская // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2011. № 1. С. 387-394.

20. Митенко П. Как действовать на виду у всех? (Московский акционизм и политика сообщества). Текст : электронный / П. Митенко // Журнальный клуб Интелрос. URL: http://www.intelros.ru/readroom/nlo/124-2013/22172-kak-deystvovat-na-vidu-u-vseh-moskovskiy-akcionizm-i-politika-soobschestva.html (дата обращения: 27.03.2022).

21. Кузина К.А. Искусство катарсиса «венских акционистов» / К.А. Кузина и Н.Е. Прокофьева // Наука, культура, искусство: актуальные проблемы теории и практики. Белгород : Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022. С. 241-248.

References

1. Bychkov V. Phenomenology of Art. Actionism / V. Bychkov // Cultural Studies. 2012. No. 3 (62). P. 102-105. (In Russ.)

2. Verhoturov E.V. The Phenomenon of Actionism in the Optics of Modern Aesthetic Approaches / E.V. Verhoturov // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2021. No. 3 (101). P. 128-134. (In Russ.)

3. Petrov V.O. Actionism in the Art of the 20th Century / V.O. Petrov. Saratov : Saratov State Conservatoire, 2019. 180 p. (In Russ.)

4. Smola K.O. From Actionism to Interactionism: Practices of Non-Findability of Contemporary Russian Art / K.O. Smola // Undisturbed Reserve. Debates about Politics and Culture. 2018. No. 5 (121). P. 130-142. (In Russ.)

5. Akunina Y.A. Art Activism as a Current Form of Protest: Sociocultural Analysis / Y.A. Akunina // Bulletin of the Moscow state University of culture and arts. 2014. No. 1 (57). P. 79-85. (In Russ.)

6. Grigoryan V.D. Protest Actionism as a Technology for Managing Sociocultural Reflection / V.D. Grigoryan // Current problems in the humanities and natural sciences. 2013. No. 6. P. 392-394. (In Russ.)

7. Gimel'shtejn Y.G. The ethics of actionism: artistic practice and political gesture / Y.G. Gimel'shtejn, N.A. Dolozkaya, D.A. SHCHukin // Historical responsibility: from myths of the past to strategies for the future. Saint Petersburg, 2016. P. 155-162. (In Russ.)

8. Bavykina V.N. The phenomenon of political actionism in modern society / V.N. Bavykina // GRANI. 2016. No. 9 (137). P. 67-73. (In Russ.)

9. Blinicheva V.A. The ice is melting between them: political and artistic actionism. Text : electronic / V.A. Blinicheva // Current comments. URL: https://actualcomment.ru/mezhdu-nimi-taet-led-aktsionizm-politicheskiy-i-khudozhestvennyy-1705171058.html?PAGEN_1=7 (access date: 27.11.2021). (In Russ.)

10. Moskal'cov A.V. Youth political actionism as a manifestation of the aestheticization of modern politics / A.V. Moskal'cov // New contours of social reality. Stavropol : North-Caucasus Federal University, 2019. P. 178-181. (In Russ).

11. Giddens A. The Consequency of Modernity / A. Giddens. Cambridge : Polity Press, 1990. 186 p.

12. Irhin Y.V. Society and politics in the postmodern looking glass: views, approaches, analysis / Y.V. Irhin // Polity: analysis, chronicle, forecast. 2005. No. 4. P. 136-160. (In Russ.)

13. Novikova N.L. Modernism and postmodernism: to the problem of correlation / N.L. Novikova, I.V. Tremaskina // Tomsk State University Journal. 2011. No. 2. P. 19-25. (In Russ.)

14. Hassan I. Paracriticism: Seven speculations of the times / I. Hassan. Urbana : [?], 1975. P. 25–60.

15. Belyakovich N.N. Political postmodernism in scientific discourse. Text : electronic / N.N. Belyakovich // Digital Library of the Belarusian State University. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/19853/1/3_%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.pdf (access date: 27.03.2022). (In Russ.)

16. Soshnikov A.E. Student unrest in France in 1968: background, escalation and results. Text : electronic / A.E. Soshnikov, A.S. Nikitina // Electronic scientific and practical journal «History and Archeology». URL https://history.snauka.ru/2015/06/2184 (access date: 29.03.2022). (In Russ.)

17. Petrov V.O. On the manifestation of actionism in the art of the 20th century / V.O. Petrov // Scientific notes of the Gnesins Russian Academy of Music. 2018. No. 2 (25). P. 53-62. (In Russ).

18. Zaharova E.V. Happening, performance, environment - the formation of a new concept of art in the second half of the 20th century / E.V. Zaharova // Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2013. No. 4 (12) P. 21-25. (In Russ.)

19. Stanislavskaya E.I. Happenings as an effective and spectacular art form of the 20th century / E.I. Stanislavskaya // Current problems of theory and history of art. 2011. No. 1. P. 387-394. (In Russ).

20. Mitenko P. How to act in front of everyone? (Moscow actionism and community politics). Text : electronic / P. Mitenko // Magazine club Intelros. URL: http://www.intelros.ru/readroom/nlo/124-2013/22172-kak-deystvovat-na-vidu-u-vseh-moskovskiy-akcionizm-i-politika-soobschestva.html (access date: 27.03.2022). (In Russ.)

21. Kuzina K.A. The art of catharsis of the «Viennese actionists» / K.A. Kuzina and N.E. Prokofieva // Science, culture, art: current problems of theory and practice. Belgorod : Belgorod State Institute of Arts and Culture, 2022. P. 241-248. (In Russ.)


Просмотров: 172; Скачиваний: 65;