ЧУХАРЕВА А. Г., САЧУК Д. И. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКУРСНИКА УНИВЕРСИТЕТА // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2024. № 2. С. 43–48. DOI: 10.15393/j12.art.2024.4065


Выпуск № 2 (2024)

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

pdf-версия статьи

УДК 378

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКУРСНИКА УНИВЕРСИТЕТА

ЧУХАРЕВА
   АЛИСА
   ГЕННАДЬЕВНА
социолог Лаборатории социологических исследований,
Петрозаводский государственный университет, институт истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, Российская Федерация, alisatchuhareva@yandex.ru
САЧУК
   ДЕНИС
   ИГОРЕВИЧ
старший преподаватель кафедры политических и социальных наук,
Петрозаводский государственный университет, институт истории, политических и социальных наук,
Петрозаводск, Российская Федерация, sachuk_ptz@mail.ru
Ключевые слова:
абитуриент
первокурсник
социальный портрет
социологический мониторинг
образование
университет
Аннотация: В статье представлен сравнительный анализ результатов социологического мониторинга «Изучение качественного состава абитуриентов и их мотивации к поступлению в Петрозаводский государственный университет», который был проведен в 2013–2023 годах в Петрозаводском государственном университете. Данный социологический мониторинг осуществляется в Петрозаводском государственном университете ежегодно с 2011 года. Организаторами данного социологического мониторинга являются Лаборатория социологических исследований и Управление довузовской и профориентационной работы. Целью социологического мониторинга выступает определение качественных характеристик абитуриентов и выявление доминирующих мотивов абитуриентов для поступления в ПетрГУ. Объектом данного исследования являются студенты 1 курса, принятые на обучение в университет. Предметом исследования выступает качественный состав первокурсников и их мотивация к поступлению в ПетрГУ. В результате анализа данных социологического мониторинга за 2013–2023 годы были выявлены основные социальные характеристики первокурсников университета, определены тенденции в качественном составе студентов 1 курса, а также составлен обобщенный социальный портрет первокурсника университета. Результаты социологического мониторинга позволяют университету проводить целенаправленную профориентационную работу, повышать качественный состав абитуриентов и первокурсников и адекватно реагировать на запросы современного рынка труда.

© Петрозаводский государственный университет


Современный российский рынок труда находится в фазе активной трансформации, продиктованной как объективными трендами, так и конъюнктурными факторами, связанными с актуальными вызовами, стоящими в настоящее время перед всем российским обществом. Значимым компонентом указанной трансформации является становление нового типа работников в динамично меняющихся отраслях рынка труда [3: 62]. Одним из ключевых требований к новому типу работников становится необходимость соответствовать тренду «поляризации квалификации» [1: 165], который подразумевает расширение гибкости компетенций молодых специалистов, нацеленных на первичный сектор современного российского рынка труда.

Работодатели, в свою очередь, вынуждены активно менять схемы взаимодействия с работниками нового типа, к примеру, используя технологию геймификации как инструмент максимально плодотворного сотрудничества и увеличения производительности труда в современных организациях [2: 212]. Определенные вызовы подобные тренды ставят и перед образовательными учреждениями, которые готовят новых специалистов для рынка труда и вынуждены начинать работу с абитуриентами нового типа. По этой причине особенно важно для современного вуза максимально четко представлять меняющийся портрет первокурсников для адаптации и оптимизации образовательных программ.

Начиная с 2011 года в Петрозаводском государственном университете каждый год проводится опрос студентов 1 курса «Изучение качественного состава абитуриентов и их мотивации к поступлению в Петрозаводский государственный университет». Организаторами и исполнителями этого социологического мониторинга являются Лаборатория социологических исследований и Управление довузовской и профориентационной работы ПетрГУ. Объектом данного исследования являются студенты 1 курса, которые еще недавно были абитуриентами. Предметом исследования выступает качественный состав первокурсников и их мотивация к поступлению в ПетрГУ. Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить основные мотивы абитуриентов к поступлению в Петрозаводский государственный университет, а также определить качественный состав студентов 1 курса. В качестве метода исследования используется анкетирование, в качестве метода формирования выборочной совокупности – метод доступной выборки. Полученные количественные данные обработаны и проанализированы в программе SPSS. 

В данной статье будет представлен сравнительный анализ результатов социологического мониторинга за 2013–2023 годы. Полученные в ходе анкетирования данные позволили составить обобщенный социальный портрет первокурсника, описать качественные характеристики, а также определить некоторые тенденции за последнее десятилетие.

В ходе социологического исследования в 2013 году были опрошены 1413 студентов 1 курса обучения очного отделения на 14 факультетах/институтах университета. В 2023 году в исследовании приняли участие 1331  первокурсник,  из 11 институтов ПетрГУ.

Какими же социальными характеристиками и качествами обладают студенты 1 курса, которые еще совсем недавно были абитуриентами университета? Какие изменения произошли в социальном портрете первокурсника в период с 2013 по 2023 год?

Большинство первокурсников (63 %) в 2023 году поступили в университет после окончания средней общеобразовательной школы. При этом интересно отметить, что в 2013 году таких первокурсников было значительно больше – 72,4 %. Возможно, что снижение числа поступивших студентов из средней общеобразовательной школы связано с тем, что за последние годы в 5 раз возросла численность первокурсников, поступивших из учреждений среднего профессионального образования (колледж, техникум). Так, в 2013 году только 2,2 % первокурсников поступили в университет после учреждения СПО (колледж, техникум), а в 2023 году уже каждый девятый первокурсник (11,5 %)  окончил учреждения СПО. При этом важно отметить, что резкий рост студентов, поступивших в университет из учреждений СПО, стал наблюдаться с 2023 года. Так, еще в 2022 году количество первокурсников из учреждений СПО составляло 6,5 %. Также каждый четвертый первокурсник (24 %) в 2023 году перед поступлением в вуз окончил общеобразовательный лицей или гимназию, а в 2013 году таких первокурсников было 23,2 %, а в 2018 году – 24,9 %.

Соотношение юношей и девушек, поступивших на 1 курс университета, на протяжении десятилетия остается неизменным и составляет 44 % к 56 % соответственно.

В университет преимущественно поступают лица в возрасте 18 лет.  Так средний возраст первокурсника в 2023 году составил 18,4. Минимальный возраст поступивших составляет 16 лет, и, как правило, из года в год таких первокурсников всего 1–2 человека на весь университет. Интересно отметить, что за 10 лет значительно повысился максимальный возраст первокурсника. Так, в 2013 году максимальный возраст студента 1 курса составил 27 лет, в 2018 году 38 лет, а в 2023 году 54 года.

Половина первокурсников (50 %), которые поступили в университет в 2023 году, проживают в городе Петрозаводске. Количество первокурсников из Петрозаводска немного возросло, так как 2013 году количество таких студентов составляло 42,4 %. Важно, что с 2013 года произошло резкое снижение количества первокурсников из других городов или поселков Карелии. Так, в 2013 году в университет на 1 курс из других городов (поселков) Карелии поступило 42 % абитуриентов, в 2018 году – 35,9 %, а в 2023 году 27 %. 

Каждый шестой первокурсник (17,4 %), поступивший в университет в 2023 году, до поступления проживал за пределами Карелии. Количество таких студентов изменяется волнообразно. Так, например, в 2013 году таких первокурсников было 15,4 % от всех поступивших студентов в университет, в 2018 году первокурсников из других регионов России стало равно 22,8 %, а в 2023 году вновь случилось снижение до 17,4 %.

Большинство первокурсников поступают в университет в рамках общего конкурсного отбора. Спустя годы этот показатель остаться практически на одном уровне, так, в 2013 году по общему конкурсу поступило 75,1 % первокурсников, а в 2023 году 74,6 % первокурсников. Важно отметить, что за десять лет количество первокурсников, поступающих в университет по целевому направлению, увеличилось в 2 раза. Так, в 2013 году таких студентов было 4,7 %, а в 2023 году – 9,3 %. Интересно, что первокурсников, которые поступили сверх плана приема с оплатой обучения, с каждым годом становиться все меньше. Если в 2013 году на платное обучение поступили 16,7 % абитуриентов, в 2018 году – 14,7 %, то в 2023 году только 10 % первокурсников поступили на такой основе в университет.

За десятилетие немного повысился средний балл по ЕГЭ. В 2023 году средний балл по ЕГЭ, с которым абитуриенты поступали в университет, составил 201,9 баллов. Средний балл ЕГЭ в 2013 году по университету составил 197 баллов. Но в этой положительной тенденции есть проблема, которая заключается в том, что средние цифры оказываются весьма «лукавыми», так как баллы ЕГЭ очень существенно разнятся по институтам: от 139 до 290 в 2013 году, от 66 до 297 в 2023 году.

По успеваемости в школе серьезных изменений за 10 лет не произошло, и основные показатели практически не изменились. В 2023 году каждый десятый первокурсник (10,6 %) окончил школу с медалью, половина первокурсников (53,2 %) учились на пятерки и четверки, каждый третий (33,1 %) получал разные оценки, в том числе и тройки. Немного снизилось количество первокурсников, которые в аттестате имеют разные оценки, но у них преобладают тройки, так в 2013 году их было 4,6 % от общего числа первокурсников, а в 2023 году только 2,1 %.

В данном исследовании первокурсникам было предложено оценить по десятибалльной шкале степень владения иностранными языками. В результате в 2023 году первокурсники оценили свой уровень владения иностранным языком на 4,99 балла (среднее значение). Интересно отметить, что в 2013 году ситуация была практически такая же, тогда первокурсники оценили уровень владения иностранным языком на 5,2 балла (среднее значение). Такую же оценку первокурсникам надо было сделать и в отношении навыков работы с информационными технологиями, интернетом. В 2023 году первокурсники оценили свои навыки работы с информационными технологиями, интернетом на 7,03 балла (среднее значение), а в 2013 году на 6,8 балла (среднее значение). Важно отметить, что навыки работы с информационными технологиями оцениваются первокурсниками значительно выше, чем навыки владения иностранными языками. Но за последние 10 лет навыки владения иностранными языками и навыки работы с информационными технологиями, интернетом, у первокурсников, только что поступивших в университет,  остаются на прежнем уровне.

Важно отметить, что уровень образования родителей первокурсников претерпел некоторые изменения за последние годы.  Значительно выросло количество родителей, которые имеют высшее образование, особенно это касается матерей первокурсников. Так, в 2013 году с высшим образованием было 46,6 % матерей первокурсников и 33,1 % отцов. В 2023 году уже 56,3 % матерей имели высшее образование и 37,5% отцов. При этом интересно, что уровень? число родителей, имеющих среднее профессиональне образование (техникум, колледж), снизился. В 2013 году 38,9 % матерей первокурсников имели среднее профессиональное образование и 40,7 % отцов первокурсников. А в 2023 году 29,6 % матерей окончили колледж или техникум и 34,6 % отцов. Следовательно, все большее количество детей, чьи родители имеют высшее образование, поступают в университет.

За последнее десятилетие измелилось в лучшую сторону материальное положение семей первокурсников. В 2023 году практически не испытывают никаких материальных трудностей 19,3 % семей первокурсников. В 2013 году таких семей было 11,6 %.  Значительно выросло «хорошее» материальное положение семей первокурсников. Так, в 2013 году таких семей было 36,6 %, а в 2023 году стало 49,8 %. Но важно отметить, что при росте уровня дохода значительно снизился процент семей, которые имеют «неплохое» материальное положение, с 32 % в 2013 году до 13,3 % в 2023 году. Средний уровень дохода семей первокурсников практически не изменился. В 2023 году семей со средним уровнем дохода было 6 %, а в 2013 году 6,9 %.

По результатам сравнительного анализа данных социологического мониторинга за период 2013–2023 годов можно сделать несколько выводов. Так, прослеживаются определенные тенденции, то есть некоторые изменения в качественном составе первокурсников за 10 лет. Во-первых, возрастает количество абитуриентов, которые поступают в университет после окончания учреждений СПО. Данная ситуация, скорее всего, и влечет увеличение возраста первокурсников, так как с каждым годом максимальный возраст студентов 1 курса увеличивается. Во-вторых, в 2 раза выросло количество абитуриентов, которые поступают в университет по целевому направлению. В-третьих, улучшилось материальное положение семей первокурсников. Также отмечается рост в уровне образования родителей первокурсников, особенно матерей. Так, в 2013 году имели высшее образование 46,6 % матерей, а в 2023 году 56,3 %.  В-четвертых, значительно снизилось количество иногородних студентов, так, в 2013 году из других городов, поселений Республики Карелия поступило в университет 42 % первокурсников, а в 2023 году таких студентов 27 % от всех поступивших в университет.

В ходе анализа основных социальных характеристик  студентов 1 курса был составлен обобщенный социальный портрет первокурсника. Он представляется следующим образом: юноша/девушка в возрасте 18 лет, закончил(а) общеобразовательную школу, обучался(ась) на четверки и пятерки, поступил(а) в рамках общего конкурсного отбора в университет, свой уровень владения иностранным языком оценивает 4,99 балла, а уровень владения информационными технологиями – 7,03 балла, до поступления в университет проживал(а) в Петрозаводске, семья первокурсника находится в хорошем материальном положении, а родители имеют высшее или среднее профессиональное образование.

В целом качественный состав первокурсников разнообразен и представляется вполне удовлетворительным для требований современной образовательной организации. Мониторинг качественного состава первокурсников позволяет современной образовательной организации «держать руку на пульсе» и адекватно реагировать как на запросы динамично меняющегося рынка труда, так и на особенности молодежи, поступающей в вузы.


Список литературы

Список литературы

1. Аметова Э. И. Современные тенденции реализации компетентностного подхода в управлении персоналом организации // Компетентностный подход в управлении персоналом: теория, методология, практика / под редакцией О. С. Резниковой. Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. С. 145–171.

2. Батоврина Е.В. Геймификация как технология управления персоналом инновационных организаций [Электронный ресурс]: Государственное управление. Электронный вестник. – Электрон. ст. – 2022. – №95. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-tehnologiya-upravleniya-personalom-innovatsionnyh-organizatsiy

3. Сокерина С.В. Модель навыков и качеств сотрудника "нового типа" в условиях vuca - реальности [Электронный ресурс]: Вестник СИБИТа. – Электрон. ст. – 2022. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-navykov-i-kachestv-sotrudnika-novogo-tipa-v-usloviyah-vuca-realnosti

References

1. Ametova E. I. Modern trends in the implementation of a competence-based approach in personnel management of an organization // Competence-based approach in personnel management: theory, methodology, practice / edited by O. S. Reznikova. Simferopol: Limited Liability Company "Publishing House Printing House "Arial", 2018. pp. 145-171.

2. Batovrina E.V. Gamification as a technology of personnel management of innovative organizations [Electronic resource]: Public administration. Electronic bulletin. – The electron. art. – 2022. – No.95. –– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-tehnologiya-upravleniya-personalom-innovatsionnyh-organizatsiy

3. Sokerina S.V. A model of skills and qualities of a "new type" employee in the conditions of vuca reality [Electronic resource]: Bulletin of SIBITA. – The electron. art. – 2022. – No.1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-navykov-i-kachestv-sotrudnika-novogo-tipa-v-usloviyah-vuca-realnosti


Просмотров: 172; Скачиваний: 121;