В современном быстроменяющемся мире проблема миграции стоит очень остро. Факторами развития данной проблемы могут служить политическая нестабильность, экономические санкции, социальные и культурные изменения, которые происходят в обществе.
Если обратиться к статистике, то, согласно данным Росстата, в 2023 году на территорию России прибыло 15 477 848 человек. По сравнению с 2022 годом этот показатель вырос на 1 358 660 человек [1]. Среди целей миграции выделяются: служебная, работа, туризм, частная, учеба, транзит, регистрация ПМЖ, работа по обслуживанию транспортных средств.
Одним из наиболее активно развивающихся миграционных потоков является образовательная миграция. В целях учебной миграции в 2023 году на территорию нашей страны прибыло 523 860 человек, что на 121 388 человек больше, чем в 2022 году [1].
В Республику Карелия по данным за 2023 год в рамках международной образовательной миграции прибыло 854 человека. По сравнению с 2022 годом этот показатель сократился на 727 человек. Страны, из которых более всего мигрантов: Таджикистан, Азербайджан, Армения, Украина, Беларусь и др. [2].
В карельских высших учебных заведениях ежегодно активно идет набор иностранных абитуриентов, а Министерство науки и высшего образования РФ регулярно выделяет квоты для иностранных граждан. В системе высшего образования предусмотрено поступление граждан, подтвердивших статус соотечественников, на общих основаниях на бюджетные места. Согласно аналитической записке о деятельности УВМ МВД по РК, с целью обучения на территорию Республики Карелия въехали студенты из таких стран как Китайская Народная Республика (23 %), Индия (17 %), Таджикистан (13 %), Иордания (9 %), Туркменистан (9 %). Большинство мигрантов проходит обучение в Петрозаводском Государственном университете (ПетрГУ) и в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова.
Стоит отметить, что в российской системе образования реализуется стратегия интернационализации образования. Так, согласно Указу «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» от 31 октября 2018 года, подписанному президентом РФ, образовательная миграция является важнейшим элементом развития общественного потенциала страны. В 24 пункте Указа основными направлениями миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников являются: «повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях; […] совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские образовательные организации в пределах выделяемых квот» [3].
Что немаловажно, благодаря грамотной миграционной политике в области образования становится возможным обмен опытом и распространение инновационного потенциала среди молодежи и профессорско-преподавательского состава. Учебная миграция является источником дохода для вуза, поскольку предоставление образовательных услуг происходит на контрактной основе [4]. Студенты, приезжающие с образовательными целями в регионы, стимулируют культурный обмен между странами. С точки зрения демографической ситуации, данный вид миграции является способом увеличения численности населения региона. Иностранные студенты в будущем являются и трудовым потенциалом [5: 4].
В целом, хорошо адаптированные, способные, высококвалифицированные иностранные студенты в перспективе способны пополнить численность трудоспособного населения, стимулировать рождаемость в регионе и положительно влиять на все сферы жизни общества [6: 123]. Однако для получения положительных итогов необходимо вовремя отслеживать настроения иностранных студентов, их самочувствие в вузе, уровень их успеваемости и адаптированности в принимающем университете и регионе.
Целью данной работы является составление портрета социальных страхов иностранных студентов как одного из факторов, влияющих на социальное самочувствие и степень адаптированности и интегрированности студента-мигранта к жизни в незнакомой стране.
Базой для проведения исследования стал Петрозаводский государственный университет. Основными методами были: опросный метод и анализ данных.
Начать следует с описания с генеральной и выборочной совокупностей исследования. Так, согласно официальным данным, в Петрозаводском государственном университете обучается 663 иностранных студента (по состоянию на январь 2023 года). Выборочная совокупность нашего исследования составила 102 иностранных студента, проходящих обучение в Петрозаводском государственном университете. 53,9 % выборочной совокупности составили молодые люди и 46,1 % – девушки. По возрастным категориям в выборку попали студенты в возрасте 18–24 лет, которые составили 85,3 % и студенты в возрасте 25–34, которые составили 14,7 %. Что вполне логично, поскольку именно на этот возраст приходится обучение в университете. Подтверждает это и распределение по курсам. Первый курс составляет 32,4 %, второй курс – 25,5 %, 3 курс – 19,6 %, старшие курсы суммарно составляют 15,7 %. Более половины опрошенных составляют студенты из Индии – 54,9 %. Также в выборку попали студенты из Туркменистана – 12,7 %, Иордании – 6,9 %, Китая – 4,9 %, Узбекистана – 2 %, Таджикистана – 2 %. В категорию «другая страна происхождения» себя отнесли 16,6 % респондентов.
По информации регистрационно-визового отдела ПетрГУ, иностранные студенты обучаются практически во всех институтах. Большая часть иностранных студентов обучается в Медицинском институте (МИ) имени профессора А. П. Зильбера (на конец 2024 года в составе студентов МИ обучалось 688 человек). Также иностранные студенты проходят обучение в Институте педагогики и психологии (16 человек), в Институте лесных, горных и строительных наук (12 человек), в Институте физической культуры, спорта и туризма (10 человек), в Институте биологии, экологии и агротехнических наук (8 человек) и др.
По семейному положению 78,4 % – холостые, 20,6 % находятся в отношениях.
Практически все опрошенные являются верующими – 89,1 %, что вполне объясняется культурой тех стран, из которых они приехали. Преобладающими религиями являются буддизм, ислам.
Более половины опрошенных оценили свое финансовое положение как благополучное «нет никаких материальных затруднений» – 51,5 %, среднее – 31,3 %, ниже среднего – 5,1 %. «Затрудняюсь ответить» – 12,1 %
При разработке программы исследования авторами была составлена факторная интерпретация, согласно которой на появление страхов у иностранных студентов могут влиять: настроение и эмоциональное состояние опрашиваемого, политическая ситуация в родной стране, семейное положение, верования, материальное положение.
В инструментарии исследования был включен вводный вопрос «Что бы Вы могли сказать о своем настроении в последние дни?», который позволял плавно подвести к главному вопросу исследования и также проверить один из факторов – влияние настроения и эмоционального состояния респондента на степень выраженности страхов.
Так, 52 % опрошенных оценили свое состояние как нормальное, ровное. 22,5 % оценили как прекрасное настроение. И 19,6 % отметили, что испытывают напряжение, раздражение. 3,9 % испытывали страх, тоску в момент опроса.
Следующий вопрос, который задавался студентам в рамках исследования был: «Что для Вас страх? Что Вы понимаете под словом “страх”?».
На основании этого вопроса было выявлено, что практически половина опрошенных понимает под словом «страх» ситуации, когда нарушается привычный уклад жизни человека, он испытывает дискомфорт и напряжение – 47,1 %. Однако, также существенную долю – 24,5 % занимает и вариант ответа «Отрицательная эмоция вследствие потенциальной опасности (реальной или воображаемой)», что говорит об эмоциональной составляющей данного феномена. События, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса – 21,6 %.
В категорию «другое» были отнесены следующие ответы (6,8 %): «Страха нет», «I don't fear anything, i fear God only», «Nothing like that», «Overthinking and imperfections and taunts etc.», «Fear is nothing for me», «Being alone».
Основным вопросом всего исследования являлся вопрос о выраженности того или иного страха в жизни респондентов. Вопрос звучал следующим образом: «Есть ли какие-либо страхи в Вашей жизни? Насколько сильно они выражены?». Респондентам предлагалось оценить от 0 до 5 баллов степень выраженности того или иного страха в их жизни.
Так, при анализе полученных данных, было проведено ранжирование социальных страхов, на основание которого была построена классификация в зависимости от степени выраженности страхов по среднему баллу. Исходя из системы оценивания можно было выделить 3 ранга: сильно выраженные – средняя оценка 3.0–5.0 баллов, средне выраженные – от 2.,99 до 2.0 баллов, слабо выраженные – от 1,99 до 0.0.
В категорию сильно выраженных страхов не был отнесен ни один страх, что говорит о достаточно среднем и низком уровнях тревожности у иностранных студентов.
В категорию средне выраженных страхов, были отнесены следующие:
- Страх за близких (их болезни, неудачи…) – средняя оценка 2,5 балла.
- Отчисление из университета – средняя оценка 2,3 балла.
- Конфликты в семье, разрыв с близкими людьми – средняя оценка 2,2 балла.
- Экономическая нестабильность (кризисы, повышение цен, снижение доходов, потеря сбережений и т. д.) – средняя оценка 2,1 балла.
- Депортация из страны – средняя оценка 2,1 балла.
- Международная напряженность, военные действия – средняя оценка 2,0 балла.
В категорию слабо выраженных попали следующие страхи:
- Преступность, криминальная обстановка – средняя оценка 1,9 балла.
- Безработица, потеря работы, не найти работу – средняя оценка 1,9 балла.
- Бедность, нищета – средняя оценка 1,9 балла.
- Беспорядки, конфликты внутри страны – средняя оценка 1,8 балла.
- Бюрократические трудности в обучении (проблемы с документами) – средняя оценка 1,8 балла.
- Страх ошибки – средняя оценка 1,7 балла.
- Стихийные бедствия (наводнение, землетрясение, цунами и т. д.) – средняя оценка 1,6 балла.
- Религиозные страхи (страх Божьей кары, греха и т. д.) – средняя оценка 1,6 балла.
- Страхи, связанные с жестоким обращением со стороны родных, окружающих – средняя оценка 1,5 балла.
- Страх потери чего-либо (вещи, работы, лишиться красоты) – средняя оценка 1,5 балла.
- Страх публично проявлять свои чувства (высказывать, обозначать потребности, предъявлять требования, сказать «нет») – средняя оценка 1,4 балла.
- Страх быть отвергнутым (получить отказ, быть непризнанным) – средняя оценка 1,4 балла.
- Страх одиночества (не найти «своего человека», оказаться брошенным своим партнером, страх развода) – средняя оценка 1,4 балла.
- Страх осуждения, порицания со стороны окружающих – средняя оценка 1,2 балла.
- Боязнь смерти – средняя оценка 1,1 балла.
- Страх принять самостоятельное решение (взять на себя ответственность, нежелание рисковать, что-либо сделать впервые) – средняя оценка 0,9 балла.
- Боязнь старости – средняя оценка 0,9 балла.
- Потусторонние силы (привидения, инопланетяне и т. д.) – средняя оценка 0,8 балла.
Помимо классификации социальных страхов иностранных студентов в зависимости от ранга, были также выделены категории страхов на основе факторного анализа (КМО = 0,909. Критерий Бартлетта p = 0,000, доля объясненной дисперсии 71 %).
Согласно факторному анализу было выделено 7 групп социальных страхов иностранных студентов:
1) Личностные страхи – страх принять самостоятельное решение (взять на себя ответственность, нежелание рисковать и т. д.) (0,795); страх ошибки (0,78); страх осуждения, порицания со стороны окружающих (0,684); страх публично проявлять свои чувства (высказывать, обозначать потребности и т. д) (0,679); страх быть отвергнутым (получить отказ, быть непризнанным) (0,608); страх потери чего-либо (вещи, работы, лишиться красоты) (0,577).
Личностные страхи характерны для каждого человека, их выраженность зависит от уверенности человека в себе, от его социальной вовлеченности, самооценки и т. д. Эта категория страхов носит индивидуальный характер. У иностранных студентов проявление этих страхов более активно в обычной жизни, что может быть связано с тем, что они находятся в чужой стране, приходится рассчитывать только на себя, есть языковой барьер и т. д. Поэтому в таких условиях страхи самостоятельно принимать решение, брать на себя ответственность, потерять что-либо обостряются.
2) Страхи, связанные с учебной деятельностью – отчисление из университета (0,805); депортация из страны (0,782).
Данные страхи выделяются в отдельную категорию и являются сильновыраженными, поскольку от них напрямую зависит пребывание студентов в России. У студентов есть ряд обязанностей, связанных со своевременным предоставлением документов в университет, прилежным обучением, успешной сдачей сессии и т. д.
3) Глобальные страхи – международная напряженность, военные действия (0,874); стихийные бедствия (наводнение, землетрясение, цунами и т. д.) (0,8); преступность, криминальная обстановка (0,798); беспорядки, конфликты внутри страны (0,737).
В данной категории страхов расположились страхи, которые напрямую от человека не зависят. Однако если мы сравним эти страхи с предыдущей классификацией, то можно отметить, что иностранных студентов волнуют данные страхи выше среднего. В странах ближнего зарубежья, гражданами которых являются опрошенные студенты, время от времени происходят политические потрясения, военные конфликты, различного рода беспорядки внутри страны. Поэтому студенты опасаются и испытывают напряжение от этих страхов.
4) Страхи экономического характера – бедность, нищета (0,839); экономическая нестабильность (кризисы, повышение цен и т. д.) (0,732).
В целом, если посмотреть на описание выборочной совокупности в начале статьи, то бросается в глаза, что половина опрошенных абсолютно не испытывают финансовых трудностей. Связано это с переводом валюты иностранных студентов в рубли и разницей в ценообразовании. Однако, проблемы бедности и экономической нестабильности все равно волнуют студентов.
5) Страхи, связанные с сверхъестественными силами – религиозные страхи (страх Божьей кары, греха и т. д.) (0,624); потусторонние силы (привидения, инопланетяне и т. д.) (0,51).
Данные страхи менее выражены среди иностранных студентов. Страху потусторонних сил они подвержены в меньшей степени, а к Божьей каре относятся с почтением, ведь в основном живут, как велит им вера.
6) Здоровье и страхи, с ним связанные – боязнь смерти (0,746); боязнь старости (0,724).
Страхи смерти и старости также под воздействием религиозного фактора выражены менее всего, об этом свидетельствуют открытые ответы студентов.
7) Страхи, связанные с окружением человека, – страхи, связанные с жестоким обращением со стороны родных, окружающих (0,724); страх за близких (их болезни, неудачи…) (0,658); страх одиночества (не найти «своего человека», страх развода) (0,65); конфликты в семье, разрыв с близкими людьми (0,548).
Страхи, связанные с окружением и родными людьми, волнуют любого человека. Однако, когда ты находишься на обучении в другой стране, вдали от семьи и родного дома, они обостряются.
После основного вопроса про страхи шел вопрос про то, борются ли иностранные студенты со своими страхами или нет. Как оказалось, 57,8 % опрошенных не предпринимают никаких мер по борьбе со страхами, и всего 42,2 % стараются их преодолеть. Всего было получено 52 варианта ответа, как можно преодолевать страхи.
Были выделены следующие группы методов борьбы со страхами (написание и грамматика сохранены):
- «Сохраняю спокойствие, отсутствие мыслей о страхах» (12 ответов): «I just forgetting the things about which I feel fear»; «Nothing»; «By keeping calm»; «Keeping mind calm by long inhale and exhale...»; «Stay claim»; «It just passes and I besr it it and get over it»; «fear nothing.»; «Fear means nothing to me»; «Не думаю о них»; «Никак»; «Просто, забывать про них»; «Игнорирую, никак».
- «Борьба со страхом, поиск способов решения» (12 ответов): «By facing them»; «By showing strength»; «Face it»; «Work on it»; «By facing the fear by going through it»; «Confidently»; «Я стараюсь понимать три языка, чтобы хотя бы найти работу здесь или моя стране, или, может быть, вернуться в свою страну, но со знанием русского языка, чтобы служить иностранцам в своей родной стране»; «По плану как надо»; «Я стараюсь понять их, а не отвергать или рационализировать»; «я себя возьму на руку и постараюсь не паниковать и смотря какие проблемы такие же решения!»; «я готовлюсь к трудностям»; «лучший способ избавиться от своих страхов – встретиться с ними лицом к лицу».
- «Позитивный настрой» (9 ответов): «All will be well»; «Just Chilling»; «Always stay positive and tell yourself whatever God does its always for our betterment»; «With calm and positivity»; «By taking proper actions/by making myself calm and to think positively on the situation»; «By staying away from that specific things I get fear of. And try being in safer side.»; «Я стараюсь мыслить позитивно»; «Стараюсь не думать о плохом и настроиться на положительное»; «Я всегда стараюсь смотреть на положительные стороны».
- «Рефлексия, психологические методы, молитвы, медитации» (6 ответов): «I think that God is with me . And nothing can harm me if God is with me .»; «Read bible»; «Meditationes»; «Take time with myself, I usually pray about it and avoid overthinking it; «Cry. Praying to allah. Making strong by remembering parents struggle»; «I don’t have any type of fear just saying my god name»; «Я напоминаю себе, что все, что произошло и еще произойдет, – это воля Божья».
- Поиск поддержки у семьи, друзей (4 ответа): «Talking to my family and friends»; «With Family and friends support»; «discussing with friends»; «i communicate about it with my partner as he knows about of insecurities and fears. then we come to a conclusion or understanding about fighting that fear».
- «Отвлекаюсь на другие вещи» (9 ответов): «Don't know»; «Sleeping»; «They r many reasons!»; «Doing things that allivate mood of fear»; «It's simple, trying to figure out where I'm lacking to get out of it and trying to improvise myself on those areas physically and mentally and starting to accept the reality is not my cup of tea, changing the reality accordingly to our strategy is the best way to come out of fear.»; «Работаю и пытаюсь не обращать внимания»; «Я все время стараюсь делать разные вещи, выхожу из зоны комфорта»; «С спортом и читаю»; «Слушать музыку».
В рамках данной статьи мы приходим к выводу, что учебная миграция является эффективным инструментом в развитии системы образования и ее финансировании, играет важную роль в демографическом развитии региона и увеличении его трудового потенциала. Однако, большую роль в привлечении студентов и их сохранении на территории региона на протяжении всего периода обучения и после его окончания играет социальное и психологическое состояние иностранных студентов. Необходимо регулярно контролировать уровень социальной напряженности среди студентов, отслеживать степень выраженности страхов студентов, уровень их адаптированности и вовлеченности в учебный процесс.
Согласно данным, полученным в рамках исследования, мы можем сказать, что в структуре страхов иностранных студентов Петрозаводского государственного университета преобладают страхи, связанные с семьей и близким окружением; страхи, связанные с обучением как возможностью остаться и построить себе будущее в России, а также страхи, связанные международной напряженностью и экономической нестабильностью. Последняя группа страхов, вероятнее всего, имеет прямое отношение к родной стране студента-мигранта, и лишь вскользь к стране пребывания.
Менее всего выраженными страхами являются страхи, которые напрямую связаны с личностью человека, которые зависят от его характера, знаний, уверенности в себе и социальной вовлеченности студента. Также сюда относятся страхи перед потусторонними силами, что объясняется религиозной принадлежностью студентов.
В целом, иностранные студенты отличаются низким уровнем тревожности, что говорит о качественно выстроенных механизмах взаимодействия и вовлечения студентов-мигрантов в образовательный процесс в Петрозаводском государственном университете.
Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283 (дата обращения: 20.09.2024)
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия [Электронный ресурс]. URL: https://10.rosstat.gov.ru/Nas (дата обращения: 20.09.2024)
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/58986 (дата обращения: 22.10.2024).
4. Учебная миграция в Российскую Федерацию: региональная дифференциация и вклад в социально-экономическое развитие регионов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Номер статьи: 6506. Дата публикации: 22.01.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6506/
5. Письменная, Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования). Дисс. …д-ра социол. наук по спец-ти 22.00.03 – Экономическая социология и демография. – М.: ИСПИ РАН, 2009. – С. 4
6. Митин, Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. Серия «Политология». — № 3, 2010. — С. 123.
REFERENCES
1. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283 (date of reference: 20.09.2024)
2. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Karelia [Electronic resource]. URL: https://10.rosstat.gov.ru/Nas (date of reference: 20.09.2024)
3. Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for the period up to 2025 [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/58986 (date of reference: 22.10.2024).
4. Educational migration to the Russian federation: regional differentiation and contribution to the socio-economic development of regions// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Art. #6506. Date issued: 22.01.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6506/
5. Pismennaya, Ye.Ye. Social consequences of educational immigration to Russia (questions of theory and research methodology) [Sotsial’nyye posledstviya uchebnoy immigratsii v Rossiyu (voprosy teorii i metodiki issledovaniya)]. Diss. … Dr. Sociol. special sciences 22.00.03 — Economic sociology and demography. — M .: ISPI RAN, 2009 .— 4
6. Mitin, D.N. Educational (educational) migration: concept, problems and solutions [Obrazovatel’naya (uchebnaya) migratsiya: ponyatiye, problemy i puti resheniya]// Bulletin of RUDN. Series «Political Science». — No. 3, 2010. — P. 123.