ПИВОЕВ В. М. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ВРЕМЕНИ // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2025. № 2. С. 12–15. DOI: 10.15393/j12.art.2025.4222


Выпуск № 2 (2025)

ФИЛОСОФИЯ

pdf-версия статьи

УДК 118; 141.154

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ВРЕМЕНИ

ПИВОЕВ
   ВАСИЛИЙ
   МИХАЙЛОВИЧ
доктор философских наук,
профессор кафедры cоциально-экономических, гуманитарных и специальных дисциплин,
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста РФ),
Петрозаводск, Российская Федерация, pivoev@mail.ru
Ключевые слова:
время объективное и субъективное
изменение
духовная и психическая энергия
вечность
бытие и небытие
вихревой тороид.
Аннотация: Любое событие в объективной реальности возникает и происходит по причине энергии, которая провоцирует его и продолжается до тех пор, пока не исчерпан потенциал имеющейся энергии. Когда энергия израсходована, событие прекращается, переходит в стадию покоя (или энтропийного хаоса). Следовательно, длительность события, его время, определяется потенциалом энергии, служащей источником и «питанием» движения. Тем самым мы можем утверждать, что природа времени – это энергия, тот энергетический ресурс, который вовлечен в событие. Душа и тело живут в разных временных измерениях (темпоральностях). Тело тратит много энергии, поэтому его время течет быстро. Душа, «обитающая» в связи с телом (не «факт», что в теле), тратит получаемой от тела (и из эфира) энергии гораздо меньше, поэтому время души течет медленнее. На этом основан феномен рассогласованности возрастной самоидентичности, когда человеку с возрастом кажется, что он моложе, чем есть на самом деле. Время амбивалентно, поскольку энергия «течет» в двух «направлениях: 1) «стрела времени», энтропийная трата физической энергии от полученного, накопленного потенциала к хаосу; 2) созидательная биоэнергия организации жизни, усложняющегося упорядочивания мира согласно спирали «золотого сечения» направлена в противоположную сторону. Следовательно, время обратимо.

© Петрозаводский государственный университет


Введение

Проблема времени является одной из наиболее соблазнительных актуальных тем в течение более чем двух тысячелетий истории науки. Сегодня тысячи пытливых умов размышляют и спорят о сущности времени в нескольких научных центрах России с точек зрения физики, биологии, космологии, психологии, философии. Можно назвать центры в Санкт-Петербурге, Москве, Новочеркасске и др. Трудно перечислить все опубликованные об этом книги и статьи [См.: 2; 29; 32; 33; 15; 25 и др.] Можно ли сказать о времени что-либо новое? Автор осмеливается утверждать, что такое возможно. Насколько плодотворны его идеи, пусть судят читатели.

Естественные науки в качестве важнейших критериев истинности и научности опираются на объективность и эмпирическую проверяемость. Но есть немало феноменов реальности, на которые не удается распространить эти критерии. Это, например, такие: время, свобода, воля, совесть.

Как мы воспринимаем и осознаем время? Как связаны пространство и время? Какова природа временной реальности? Имеет ли время форму? Можно ли управлять временем? Мир вокруг нас ежедневно меняется, и мы получаем с помощью ощущений и восприятия информацию об этих изменениях и их темпе. Но и сами мы меняемся. Что же вызывает эти изменения? И как оценивать эти реальные изменения? Почему в сознании европейцев время считается чем-то вроде физической, материальной субстанции?

По справедливому замечанию Э. Кассирера, необходимо различать два «измерения» времени – вещное (или физическое) и чистое переживание времени (время субъективное) [ 14: 135]. Об этом же писал К. Г. Юнг:

 

«Физические явления могут быть рассмотрены двумя способами: с механистической и энергетической точек зрения. Механистическая точка зрения является чисто каузальной: она понимает событие как следствие некой причины в том смысле, что неизменяющиеся субстанции изменяют свои отношения друг к другу согласно твердо установленным законам. Энергетическая точка зрения, в сущности, является финалистской; событие прослеживают от следствия к причине, исходя из предположения, что некоего рода энергия лежит в основе изменений в объектах, что она сохраняется в качестве величины постоянной на всем протяжении этих изменений и в конечном счете приводит к энтропии – состоянию общего равновесия. Поток энергии имеет определенное направление (цель), поскольку он в известном смысле следует градиенту потенциала, который нельзя изменить на противоположный. Идея энергии отлична от идеи субстанции, приводимой в движение в пространстве – это понятие, извлекаемое из отношений движения» [35: 11].

 

Причем «преобладание одной или другой точки зрения зависит не столько от объективного поведения самих вещей, сколько от психологической установки исследователя или мыслителя. Эмпатия ведет к механистическому взгляду, абстракция – к энергетическому» [35: 12]. Нужно уточнить только, что термин «финалистский» Юнг употребляет вместо «телеологический», противопоставляя каузальности.

Следовательно, во-первых, когда мы говорим о времени, мы неосознанно говорим о двух разных темах: о физической реальности и о субъективной реальности. Во-вторых, многочисленные попытки понять сущность времени опираются на чрезмерное доверие к результатам зрительного восприятия, которые по традиции европейского менталитета считаются вполне достоверными и истинными. При этом не задумываются о том, что зрение предоставляет одностороннюю информацию о форме объекта на основе случайно избранной точки зрения, – такая информация чревата поверхностным, одномерным пониманием сущности и смысла ситуации. На этой почве сформировался европейский рационализм в качестве фундамента научного миропонимания мира.

«Время физическое» (или вещное) является фундаментом детерминистского естествознания. Когда Д. Юм попытался усомнится в теории причинности, он заложил «бомбу», грозившую разрушить фундамент естественных наук. Вслед за ним зададимся вопросами: действительно ли время является основой причинных отношений? Не разумнее ли переключить внимание на энергию, которая на самом деле служит источником и причиной движения и изменений в физическом мире? А время является лишь характеристикой энергетических процессов?

В основе идеи времени легко обнаружить память о повторяющихся событиях в жизни человека и природных процессах. Появление этой идеи в сознании человека стало результатом освоения мира. Сначала осваивается пространство среды существования человека, позднее осваивается длительность и порядок, последовательность событий. Ритм – универсальный, объективный закон Космоса. Поначалу такая последовательность понималась как движение в пространстве по прямой линии (на Востоке предпочитали говорить о круге). Поэтому время считали одномерным, равномерным, непрерывным и объективным. Позднее столкнулись с неравномерностью, ускорением и многомерностью временных процессов. Основные характеристики времени: 1) изменчивость, 2) последовательность, 3) длительность, 4) неостановимость (пока есть энергия), 5) непрерывность, 6) необратимость.

В последнее время наиболее универсальным пространственным образом движение все чаще стали представлять в виде спирали или вихревого тороида. И тогда возникает вопрос: что определяет длительность и скорость (темп) изменения событий?

И. В. Блауберг и Э. Г. Юдин обратили внимание на неоднородность времени в различных системах [8: 139-141]. Это очень верное замечание. Из него может следовать предположение, что время зависит от источника энергии, т. е. каждый такой источник «создает» свое время.

С нашей точки зрения, время – это трата (расходование) энергии, оно не является отдельной субстанцией, но лишь мерой изменения Космоса, которое имеет одновременно субъективный смысл (поскольку ученые договариваются между собой о величине этой меры) и объективный (поскольку изменения подтверждаются практической проверкой и могут быть измерены). Однако, время в Космосе изменяется не равномерно, ибо зависит от энергии той сферы, в которой эта энергия проявляет себя. Можно это показать на бытии человека. Жизнь тела человека обусловлена той энергией, которую оно получает от пищи, из кислорода, от Солнца и эфира.

Но есть еще феномен психической энергии, с которым связано переживание времени. Достаточно давно стали догадываться об источнике этого и говорить о силе или энергии действующего актора, однако трудность осмысления субъективной реальности связана с тем, что ее нелегко перепроверить и измерить, чтобы установить достоверность.

 

Объективное время

В фундаменте физических представлений о времени лежат возникшие в Античной Греции представления о времени (Хронос) и вечности (Айон). Эти идеи получили в трудах Ньютона оформление в форме бесконечного, непрерывного, необратимого, одномерного «движения» в пространстве.

Важную роль в осмыслении объективной реальности играет время. По определению Платона, время – это есть лишь «движущийся образ вечности». По мнению Аристотеля, время есть движение, а двигаться может лишь то, что является чувственно воспринимаемой (материальной) субстанцией, тем более что скорость движения физических тел нужно и можно измерить. Это и приводит к уподоблению времени пространственным феноменам. Однако такое представление о времени как одномерном движении в пространстве, возникшее в Древней Греции и приобретшее статус фундаментальной опоры классической научной картины мира, – нелепость. На ее основе в физике возникла странная гипотеза о Большом взрыве, положившем начало Космосу (Вселенной) из некой сингулярной точки. Время – это свойство, характеристика траты энергии, которая распределена в Космосе неравномерно. У каждого источника энергии (звезды) складывается свое время. По аналогии можно утверждать, что у каждого субъекта сознания – свое время, время его физического существования в данном теле. Причем можно говорить о двух видах времени человека: объективном (физическом) и субъективном (духовном). У М. М. Бахтина введены термины «Большое время» и «хронотоп». Первый из них указывает на крупные исторические события, определяющие глобальные изменения в жизни человечества. Второй термин обозначает отражение этих или более частных событий жизни человека, описанные в художественной реальности, переосмысленной силой художественного воображения для большей яркости, наглядности и поучительности. Физическое время человека течет быстрее, чем духовное, поскольку для существования тела требуется много энергии. Духовный мир человека менее энергозатратен, поэтому это время течет медленнее. Хотя бывают исключения из правил. Есть люди, которых Л. Н. Гумилев называл пассионариями. Они обладают повышенным потенциалом энергии, честолюбивой воли и энтузиазма. Именно они являются героическими субъектами Истории. Когда энергетическая программа, обусловленная ДНК человека, выполнена, то сознание уходит из тела в Иной мир. Этот процесс занимает, как правило, сорок дней. После этого начинается существование человека в духовном времени (Вечности). Слово вечность имеет относительный характер, энергия субъекта рано или поздно кончается, уходит к другому источнику.

 

Время

Вечность

Одномерно, унивалентно Мультивалентна, многомерна
Последовательно Синхронна
Дискретно, делится на части, циклично Континуальна, непрерывна
Имеет волновой характер Имеет волновую природу
Необратимо Обратима
Обусловлено энергией Связана с энергией
Энергия времени конечна, расходуется, энтропия возрастает Энергия бесконечна
Темпоральные объекты длятся, но погибают Объекты вечности неуничтожимы, но не длятся
Связано с материальным миром Связана с духовной субстанцией
Темпоральность имеет начало и конец Вечность не имеет ни начала, ни конца

 

Важнейшим средством выражения временной реальности является звук (голос) и музыка. Существенной характеристикой физических объектов является температура, это характеристика энергетической динамики, которую можно измерить в сравнении с другими объектами по условным мерам (градусам). Низкотемпературная энергия характерна для планет, вещества, материального мира. Высокая температура является важной характеристикой мощных источников, генераторов энергии, таких как звезды, галактики. Человеческое тело создано Комосом (Богом) как низкотемпературный «генератор» химической, электрической и психической энергий. Специфической особенностью человека является способность использовать психическую (духовную) энергию воли для управления другими видами энергии, направляя их силу для преобразования вещественной (материальной) природы, преодолевая действие второго закона термодинамики, упорядочивая неорганизованную энтропийным процессом природу. Следует оговориться, что он способен также к деструктивной деятельности, которая требует меньших затрат энергии и может быть реализована с большой скоростью. Созидание и творчество нуждается в значительном потенциале энергии и времени, а разрушение и уничтожение происходит с существенно меньшими затратами энергии и времени.

Центр сознания получает сигналы от рецепторов, обрабатывает их и принимает решения (сверяя с имеющимся в памяти опытом), а затем эти принятые решения трансформирует в команды, которые в виде электрохимических сигналов идут к эндокринным органам, и после этого выработанные ими гормоны преобразуются в различных частях тела в физическую энергию действия.

Возможна ли обратимость времени? Как писал Сади Карно,

«повсюду, где имеется разность температур, может происходить возникновение движущей силы. Обратно, повсюду, где можно затратить эту силу, возможно образовать разность температур, возможно нарушить равновесие теплорода. Удар, трение тел, разве это не суть средства поднять их температуру, привести их в более теплое состояние, чем окружающие предметы, нарушить равновесие теплорода там, где это равновесие прежде существовало?» [13: 12].

При этом, разумеется, нужно затратить энергию, чтобы повысить температуру выше той, которой обладал исходный объект, первоначальный источник тепла.

Для многих астрофизиков считается вполне убедительной гипотеза Н. Козырева, что время является источником энергии космоса. Такая гипотеза возникла на основе материалистической догматики, провозглашающей аксиому о том, что все существующее – материально, и что кроме материи ничего в космосе быть не может. Мне она представляется совершенно неверной, поскольку я исхожу из убеждения, что все как раз наоборот: время порождается энергией. Гипотеза Козырева поддерживает иллюзию субстанциональности времени, которая имеет право на существование, но является односторонней. Противоположную, но также одностороннюю точку зрения о субъективности времени обосновывал И. Кант, а затем его концепцию продолжил рассматривать А. Шопенгауэр [34] и Н. Я. Грот.

Важно при этом пересмотреть отношение энергии и времени, опираясь на концепцию Вильгельма Оствальда об энергии как единственной субстанции Вселенной, имеющей две формы – полевую и плотно-вещественную (которую многие по привычке называют материей), причем, как известно астрофизикам, первая захватывает примерно 75 % Космоса, а вторая – лишь оставшиеся 25 % (из которых более 20 % – это «темная материя», сведения о которой подтверждаются лишь косвенными данными). Поэтому логичным представляется понимание, что мы живем не в материальном мир, а в энергетическом. Этот мир представляет собой объективную (чувственно воспринимаемую) реальность, тогда как наше сознание является субъективной (умопостигаемой) реальностью. Объединяет эти две сферы реальности единая природа – энергия.

Проблема энергии является фундаментальной проблемой существования человека и любой формы жизни. Аристотель в числе первых начал осмысливать ее значение. Большинство трактовок энергии определяют ее как способность производить работу. При всей гениальности Аристотеля мы можем сегодня уличить его в серьезных ошибках, которые оказывают негативное влияние на философию и науку вплоть до наших дней. Это, во-первых, преувеличение роли зрительного восприятия в осмыслении мира, что привело к пониманию времени как движения в пространстве; во-вторых, рассматривание целевой мотивации в качестве причины; в-третьих, отрицание реальности бесконечного и др.

Волны энергии пронизывают космический вакуум, ее потенциал неисчерпаем и бесконечен. Эта энергия имеет разные формы и виды. Во-первых, она может быть положительной (созидательной) и отрицательной (разрушительной); во-вторых, векторы направления энергии могут иметь правую и левую ориентацию; в-третьих, существуют различные частотные характеристики, связанные с различными параметрами реальности, в том числе возможно наложение частот (частотная модуляция); в-четвертых, воздействуя на различные уровни материальной реальности, энергия приобретает формы химической, физической, тепловой, механической, социальной, ядерной и др.; в-пятых, энергия может переходить (трансформироваться) из одной формы в другую; в-шестых, она может накапливаться и расходоваться, то есть, будучи вечной, она имеет темпоральные формы; в-седьмых, энергия имеет информационную организацию (равномерная или импульсная, пульсирующейая).

Идея энергетизма, как полагал В. Оствальд, связана с опубликованной в 1842 году статьей Юлиуса Роберта Майера «Заметки о силах неодушевленной природы», в которой он впервые указал на то, что, кроме материи, существуют и другие реальности, подобно ей, и еще в более широком смысле, чем она, несозидаемые и неуничтожаемые [20: 118].

Как писал В. Оствальд, «все содержание нашей жизни в конечном счете сводится к добыванию и целесообразному преобразованию свободной энергии, которую окружающая среде доставляет нам в “сыром”, т. е. неприспособленном для человеческих целей виде» [21: 125]. Главным источником химической энергии тела является кислород атмосферы, который в человеческом организме трансформируется в клетках в процессе окисления в теплоту для поддержания температуры тела и подпитывает возможность тела осуществлять физическую активность. Вторым источником можно считать поглощаемую пищу, а третьим – воспринимаемую кожей энергию окружающей среды и Солнца.

Любое живое существо, как справедливо полагал В. Оствальд, которое по какой-либо причине «не делает всего необходимого для сохранения жизни (в индивидуальном и видовом смысле) и не умеет или не в состоянии избегать вредных и опасных для жизни случайностей, – не может обладать устойчивым существованием, если даже оно какому-нибудь случаю будет обязано мимолетной жизнью» [21: 97]. Поэтому в «рептильном мозге» человека заложена программа инстинктивных рефлексов по обеспечению безопасности и сохранению жизни вверенного ему тела: «…Живое существо представляет собою сложный комплекс, в котором происходит потребление свободной энергии для целей сохранения (включая размножение). Поэтому добывание свободной энергии есть жизненная необходимость» [21: 97]. Он полагал возможным уподоблять любое живое существо машине, какому-либо приспособлению или организации во всей области целесообразной человеческой деятельности и задать вопрос: как велика доля свободной энергии, которую переводит в целесообразную форму этот организм, машина или приспособление? Ответ на данный вопрос дает нам числовое выражение высоты или качества, ценности или степени развития данной вещи [21: 136].

Каждый вид энергии имеет определенную частоту, соответственно, «каждый орган человека работает на своей резонансной частоте и имеет собственный ритм и свою энергетику. Если орган здоров, он получает и отдает энергетику беспрепятственно, лишь перерабатывая свою энергию определенного качества и отдавая также энергию определенного, но другого качества» [27: 188].

Любое событие в объективной реальности возникает и происходит по причине энергии, которая провоцирует его и продолжается до тех пора, пока не исчерпан потенциал имеющейся энергии. Когда энергия израсходована, событие прекращается, переходит в стадию покоя (или энтропийного хаоса). Следовательно длительность события, его время, определяется потенциалом энергии, служащей источником и «питанием» движения. Тем самым мы можем утверждать, что природа времени – это энергия, тот энергетический ресурс, который вовлечен в событие.

По убеждению В. Оствальда,

«энергия есть самая общая субстанция, ибо она есть существующая во времени и пространстве, и она же есть самая общая акциденция, ибо она есть различимое во времени и пространстве. <…> Одна только энергия присуща всем известным явлениям природы без исключения; или, иными словами, все явления природы могут быть подчинены понятию энергии» [20: 106-110].

Итак, временем объективным называют ритм, скорость и последовательность энергетических изменений и любых событий энергетических полей. Можно ли управлять временем? Все зависит от наличного потенциала энергии. Чем больше энергии, тем быстрее можно решать имеющиеся проблемы, быстрее двигаться в пространстве и изменять физическую реальность. Открытый в термодинамике физиками закон рассеивания энергии определяет односторонность вектора (или «стрелы») времени, ведущего к «тепловой смерти». «Со времени выдающихся открытий Сади Карно, Роберта Майера, Джемса Джуля, Германа Гельмгольца и Вильяма Томсона твердо установлен тот общий факт, что в известном там мире количество свободной энергии постоянно убывает» [21: 98-99]. В то же время все больше обнаруживается фактов, которые если не противоречат второму закону термодинамики, то, по крайней мере, требуют отказаться от его примитивной трактовки. Речь идет о процессах самоорганизации и самосовершенствования в биосфере и в сфере духовной деятельности человечества. Этим, по мнению Оствальда, обусловлена ценность «времени жизни». Поэтому целью культурной деятельности человека является не только торможение процесса рассеивания энергии, но и противодействие ему с целью организации, упорядочения и концентрации энергии человечества на повышении условий для благополучного существования жизни на планете.

Следовательно, время «течет» в двух «направлениях»: 1) «стрела времени», энтропийная трата физической энергии от полученного, накопленного потенциала к хаосу; 2) созидательная биоэнергия организации жизни, усложняющегося упорядочивания мира согласно спирали «золотого сечения».

Как подчеркивал Эрнст Кассирер,

«само время, правда, не преходит – перемены затрагивают не его само, но только содержание происходящего, только следующие друг за другом явления. Но тем самым мы полагаем сущее, субстанциональное целое, которое не собирается из своих не-сущих частей. Ведь прошлого “уже нет”, а будущего “еще нет”. От времени остается тогда лишь одно настоящее, как посредник между “уже не” и “еще не” существующим» [14: 133].

 Реальность времени воплощена именно в моменте настоящего, включающем память о прошлом и прогноз о будущем. И это настоящее не может быть остановлено в объективной реальности, но лишь в субъективном осознании этого момента. Вот этот преходящий момент не может быть познан рационально, но лишь иррационально прочувствован, эмоционально пережит. Как это прочувствовал мальчик, осознавший, что он «живой». Не случайно в библейской теологии одно из имен Бога означает «Я есть». Из этого мы можем заключить, что время не обладает качеством «движения», равно как и нельзя утверждать неподвижность времени. Или, говоря иначе, объективное время выражается в непрерывной изменчивости, а с субъективной стороны время может быть остановлено и стать объектом осмысления и переживания его изменчивости. Западная концепция времени может быть обозначена метафорически прямой линией (одномерность), а восточная – кругом (двухмерность). Более плодотворна такая пространственная метафора – спираль, соединение вращения и трансформации (четырехмерность).

Замечательный российский авиаконструктор итальянского происхождения Бартини предлагал шестимерную модель Космоса, включающую три пространственных измерения и три временных (прошлое, настоящее и будущее; положение, скорость и ускорение), «вложенных друг в друга». Причем временные измерения представлены в ортогональном («иномерном», независимом, дополнительном) отношении к пространственным [3: 53].

Концепция длительности А. Бергсона в противовес протяженности впервые была изложена в диссертации «Непосредственные данные сознания», которую он защитил в 1889 году. Исследуя апории Зенона Элейского, он пришел к проблеме переживания длительности, которую рассматривал в контексте характера интенсивности переживаний, тогда как обычно длительность отождествляют с протяженностью: «Длительность это непрерывный прогресс прошлого, пожирающего будущее и растущего по мере движения вперед. Если же прошлое непрерывно растет, то оно и бесконечно сохраняется». В понятии «длительность» Бергсон подчеркивал единство целостности и незавершенности, может быть правильнее перевести durée как «дление». По словам Бергсона, грехопадение Адама – это «падение души во время» [6: 284].

Длительность он описывал с помощью такой метафоры.

«Представим... себе... бесконечно малую резину, сжатую, если бы это было возможно, в математическую точку. Будем вытягивать ее постепенно таким образом, чтобы из точки заставить выходить линию, которая будет все удлиняться. Сосредоточим наше внимание не на линии, как линии, но на действии, которое ее чертит. Будем считать, что действие, вопреки его длительности, неделимо, если предположить, что оно выполняется безостановочно; что если в него входит остановка, то из него делается два действия вместо одного, и каждое из этих действий будет таким неделимым, о котором мы говорим; что делимым является не само движущееся действие, но неподвижная линия, которую оно отлагает под собою, как след в пространстве. Освободимся наконец от пространства, стягивающего движение, чтобы считаться только с самим движением, с актом напряжения или протяжения, словом, с чистой подвижностью. На этот раз у нас будет более верный образ развития “я” в длительность» [5: 1178-1179].

Хотя Бергсон настаивал на интуитивном постижении времени, он допускал возможность понятийного определения, мы понимаем время как иррациональный феномен и предлагаем три дефиниции, раскрывающие существо времени в разных отношениях: 1) непространственный континуум, в котором события происходят в необратимой последовательности и развиваются от прошлого – через настоящее – к будущему; 2) форма упорядоченности энергии, выражающая отношение духовной субстанции к материальной; 3) модус (свойство) длительности, присущий «тварному» (сотворенному), конечному миру, обусловленному причинами, ибо не имеющее причины бесконечно и вневременно. Время дискретное это прерывное время события, историческое время. Время континуальное непрерывное время или вечность. Время мифологическое – представление о циклично-круговой, повторяющейся закономерности событий. С психологической точки зрения пустое, незаполненное деятельностью время течет медленнее, а время занятое течет быстрее.

Рационалисты сводят понимание времени в русло однозначной причинной связи. При этом теоретически допускается возможность наличия многих причин, но во всех случаях стараются обнаружить главную причину и отбросить неглавные. Однако современная синергетика показывает, что в сложных процессах главное и неглавное могут меняться местами, и если было отброшено «неглавное», то результатом будет не ожидаемый результат, а «разбитое корыто». Рационализм стремится представить исторический процесс как однозначный и одномерный. В лучшем случае она изображается как противоречивое напряжение двух тенденций, одна из которых считается прогрессивной, а вторая – регрессивной (консервативной, реакционной). Но почему нужно считать одну – главной? Достаточно ли этого? И почему рационалист стремится к такой одномерности? На то есть как минимум три причины: во-первых, физиология нервных связей в организме человека приучает к однозначности (невозможно прохождение двух сигналов по нервному каналу одновременно); во-вторых, практический опыт склоняет к однозначности выбора в ситуациях опасности – или гибель, или спасение; в-третьих, естественнонаучное познание сформировало критерии научности и среди них важнейший – рациональная однозначность как критерий истинности и эффективности. Думается, что пора пересмотреть эту позицию и найти другие, более плодотворные подходы к решению проблем гуманитарных наук, тем более что, как писал Н. А. Бердяев, «рационального начала нет без иррационального» [4: 51].

Классическая физика имела дело с обратимыми процессами, опираясь поначалу на представления о дискретном, обратимом времени, но открытие законов термодинамики обнаружило «стрелу времени», то есть была сформулирована проблема необратимости времени. Неклассическая физика пыталась «приручить» время, введя его в структуру пространства на правах четвертого измерения. Возражения А. Бергсона, полагавшего, что время является принципиально иной категорией, которую нельзя вписывать в пространственные характеристики, – не были услышаны. Почти столетие спустя И. Пригожин и И. Стенгерс в своей книге «Порядок из хаоса» задумались над вопросом: почему же вопреки закону энтропии иногда происходит спонтанное упорядочивание хаотичных структур? [24] Признать наличие в космосе разумного начала ученые не решаются. Но зачем же ходить так далеко, возьмите с полки томик стихов А. С. Пушкина. Что помогло ему создавать бессмертные строки? Муза или Духовная субстанция (т. е. Бог)?

 

Субъективное время

Г. Лейбниц в письмах к С. Кларку (а фактически к И. Ньютону) писал:

«Я неоднократно подчеркивал, что считаю пространство, так же как и время, чем-то чисто относительным: пространство – порядком существования, а время порядком последовательностей... Для опровержения мнения тех, которые считают пространство субстанцией или, по крайней мере, какой-то абсолютной сущностью, у меня имеется несколько доказательств» [16: 441].

Подобное суждение о субъективности идей пространства и времени можно найти и у И. Канта, который полагал, что пространство и время – это категории рассудка, которыми выражаются наши представления событиях объективной реальности.

Объект во времени не перемещается. Он изменяется со скоростью, зависящей от потенциала энергии. Чем энергии, питающей событие, больше, тем быстрее происходят изменения и движение в пространстве. 

Термин «психическая энергия» был введен употребление в XIX столетии. Но еще для философов XVII века этот феномен был существенной частью «духовной субстанции», при этом нередко употребляли слово «сила». Для материалистов «психическая энергия» – всего лишь метафора для обозначения физиологических процессов. Такая трактовка возникла в связи с тем, что В. Вундт пытался построить научную психологию на основе методологических критериев естественных наук. Еще дальше пошли бихевиористы, которые стал избегать любых попыток говорить о душе и метафизических проблемах.

В числе первых в конце ХIХ века писал о «психической энергии» немецкий философ Теодор Липпс. В учебном пособии «Руководство к психологии» он рассматривал ее, во-первых, как переживание величины, комплексности и ассоциативности; во-вторых, поляризованности переживания на положительное и негативное; в-третьих, энергию предрасположенности, установки; в-четвертых, реакцию на контраст знакомого и нового, неизвестного [17: 51-52]. По его представлению, психическая энергия играет решающую роль в управлении волей и аффектами. В переживании времени он указывал на роль памяти, посредством которой актуальное переживание присоединяется к предшествующему, создавая общее поле впечатления, но по мере удаления в прошлое величина его уменьшается, уступая место более яркому и важному для потребностей человека переживанию. Он различал в психической энергии 1) величину (интенсивность); 2) комплексность; 3) ассоциативность [17: 51].

Особенно активно в России эти идеи использовал и развивал Н. Я. Грот.:

«Психическая или душевная энергия есть факт, а не “измышление”; различие частных форм психических энергий есть тоже факт: – энергия поля, энергия мысли, энергия чувства, энергия восприятия, памяти, воображения и творчества, – все это различные формы психической энергии, давно отмеченные психологами сначала в учении о способностях (или силах) души, затем в учении о различных классах психических явлений» [9: 275].

И далее:

«Мы постоянно говорим о психической или душевной энергии и работе людей, об их умственной, волевой, нравственной, творческой, деятельной энергии, употребляем выражения – энергичный, не энергичный, мало энергичный человек, разумея большую или меньшую силу воли, инициативы, настойчивости и постоянства в преследовании целей, – говорим, что душевная энергия у человека ослабла или возросла, сосредоточилась на том или другом предмете и т. п.» [9:  275].

Психическая энергия является мощным мотиватором для физической активности человека, и эта мотивация имеет одновременно субъективный характер и объективные последствия. Он определял время так: «Время есть непосредственнонеобходимая субъективная и априорная форма внутреннего опыта, восприятия явлений душевных, – самих представлений о вещах, и – посредственно – необходимая же субъективная и априорная форма внешнего опыта, восприятия явлений внешних (физических)»  [10: 250].

О психической энергии размышляли многие авторы. «Энергия – это сила, стоящая позади духа. Это фундамент духовности тела» [18: 15]. Она является жизненной энергией, Лоуэн называет ее «биоэнергией» (в теософии используется термин «психическая энергия»). Но по мнению А. Лоуэна, «на Западе духовность в основном – удел веры, а на Востоке – чувств» [18: 11]. Речь идет о разных видах энергии. Особенностью понимания энергии тела является также то, что «западная мысль объясняет энергию в механистических категориях, как нечто, поддающееся измерению. Но, поскольку никакими доступными инструментами эти энергии измерить не удалось, стремящийся к точности западный ум отрицает их существование» [18: 16]. В западной медицине, как справедливо полагает Лоуэн, боль, как правило, рассматривается лишь исходя из неврологической и биохимической точек зрения, а чувством удовольствия вообще никто не занимался, несмотря на то, что оно представляет такую мощную силу нашей жизни. И хотя идея взаимовлияния друг на друга души и тела известна с древности, европейская медицина по некоторым мотивам и основаниям не уделяла ей большого внимания. Только в последние десятилетия активизировалось изучение и использование методов психосоматической медицины, предметом которой стало взаимовлияние телесной и духовной энергий. Необходимо в этой связи отметить важную роль последователя З. Фрейда Вильгельма Райха и его ученика А. Лоуэна.

Р. Авенариус подчеркивал, что «душа» действует целесообразно. Это является важным условием для самосохранения индивида.

«Организация, функционирующая целесообразно, должна не только вообще выполнять свою задачу, но выполнять ее с возможно-меньшей – при данных условиях – мерой сил, или самыми незначительными средствами. Данное решение считается тем целесообразнее, чем меньше бесполезная трата сил, – значит, чем больше сил сбережено для других функций; данная трата сил будет тем целесообразнее, чем больший результат достигнут посредством ее» [1: 7].

В «Фаусте» И. В. Гёте герой высказывает пожелание: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Но может ли время остановиться? Вероятность такой остановки связана с исчерпанием энергии, или с переходом ее из активности в состояние «потенциальности», покоя. «Рептильный мозг» догадывается, что растрата энергии без цели и смысла уменьшают защищенность, безопасность тела, сокращают его время. Энергия расходуется как на деятельность, так и на внимание. Ее (эту энергию) «крадут» у нас «энергетические вампиры», навязчиво требующие от нас совета, помощи, сочувствия и внимания. «Когда наше внимание  с о в е р ш е н н о  исчерпано, мы спим. Во сне  б е з  с н о в и д е н и й   у  нас также нет ощущения времени» [19: 219]. Об изменениях вектора времени во сне свидетельствовал П. А. Флоренский в работе «Иконостас» [30: 420-422]. Изменении течения времени под влиянием зеркал Н. А. Козырева обнаруживал в своих работах профессор В. Казначеев.

Этот принцип экономии энергии действует во многих сферах. Авенариус приводил примеры из мыслительной деятельности. Зачем каждый раз при возникновении препятствий заново разрабатывать технологию решения возникшей проблемы, не проще ли обратиться к памяти своей или обратиться за советом к другим людям, которые знакомы с подобной ситуацией? Обмен опытом и общение в группе позволяет накапливать социальный опыт и знания, обеспечивая экономию времени и энергии, а также повышение производительности труда.

Как справедливо заметили В. А. Петров и Д. Н. Воеводин, «простые системы способны существовать только в условиях высокого уровня внешней энергии. При понижении уровня внешней энергии система вынуждена вырабатывать механизмы сохранения энергии и, следовательно, усложняться» [23: 17]. Поэтому «важнейшим условием эволюции является понижение уровня энергии внешней материи, остывание ее. Повышение уровня организации и любой эволюционный прогресс связаны с сохранением энергии, связыванием ее» [23]. Символами закона сохранения энергии является спираль и пирамида (вариант спирали). Энергия и информация связаны законом обратно пропорциональной связи: больше энергии – меньше информации, меньше энергии – больше информации. Причем, вопреки мнению материалистов, «…информация о строении материи всегда первична по отношению к самой материи и является надматерией» [23: 50]. «Появление и эволюция живой материи – это реакция системы на естественное понижение энергетического уровня планеты» [23: 52].

К. Г. Юнг справедливо указывал: «В отличие от сформированного греками западного образа мышления, китайский ум направлен не на погоню за деталями, как таковыми, а на создание картины, в которой любая деталь смотрится как часть целого» [36: 227]. Но следует сделать поправку: «Китайцы мыслят конкретно-символически, тогда как все другие – абстрактно-понятийно» [11: 15]. Это было обусловлено иероглифической письменностью.

Душа и тело живут в разных временных измерениях (темпоральностях). Тело тратит энергии много, поэтому его время течет быстро. Душа «обитающая» в связи с телом (не «факт», что в теле), тратит получаемой от тела (и из эфира) энергии гораздо меньше, поэтому время души течет медленнее. На этом основан феномен рассогласованности возрастной самоидентичности, когда человеку с возрастом кажется, что он моложе, чем есть на самом деле.

Буддисты, рекомендуя бесстрастие, исходят именно из этой установки – экономии духовной (психической) энергии. При это возникает опасность эгоизма, равнодушного отношения к чужим страданиям. Сопоставляя временные параметры души со временем тела, можно сказать, что душа живет вечно, хотя срок ее жизни также не бесконечен, она также может стареть и угасать. Вместе с тем говорить о «жизни после смерти» не вполне корректно, потому что под жизнью понимается жизнь человека в единстве тела, души и духа. После прекращения функционирования тела, полноценная жизнь человека прекращается и может идти речь не о жизни души и духа, а лишь об их существовании в ином мире (или ином измерении) без тела.

Время в ином мире, где оказывается душа после смерти тела, течет иначе. Можно считать, что его вовсе нет (в нашем обыденном, физическом понимании оно останавливается), или оно течет очень медленно (именно это нередко называют вечностью, хотя правильнее называть вечностью остановленное бытие/небытие). Остановленное время – это небытие, изменяющееся время – бытие. Бытие во времени определяется энергией. В ситуации опасности духовная энергия может замедлить и даже остановить время события, вывести человека из бытия, чтобы дать ему возможность спастись. Дух человека может привлечь для остановки бытия энергию эфира (Абсолютного Духа).

Почему человек не помнит о предыдущих циклах существования, если, как предполагают многие мыслители, его душа вселяется из Иного мира в тело младенца для нового существования? Память человека распределена главным образом во всем его теле (а не только в коре головного мозга), но (как логично предположить) и за пределами физического тела. Поэтому после телесной смерти его жизненный опыт, связанный с телом, не получает энергетического подкрепления и в основном рассеивается (хотя и сохраняется в останках в ДНК), другая часть его сохраняется в душе, покинувшей бренное тело. Эта память крайне редко просыпается в новом теле и позволяет вспомнить впечатления предыдущей телесной жизни. Господство зрительной формы восприятия окружающей реальности приучает к односторонности, к доминированию одной «точки зрения», которая избирается как единственная и главная, все остальные возможные основания отбрасываются как несущественные.

Согласно выводам Г. Н. Петраковича,

«все объекты “живой” и “неживой” природы, содержащие железо, являются источником мега-высокочастотных электромагнитных колебаний частотой ~ 1018 Гц, – электромагнитное поле, пронизывающее всѐ окружающее пространство и связывающее воедино все природные сущности в единое энерго-информационное пространство… <…> в каждой живой клетке, начиная от микробов, растений и кончая человеком, генерируется небывало высокой частоты (мега-высокочастотное) электромагнитное поле в неразрывном единстве с ионизирующим протонным излучением, которое в совокупности и есть настоящее биополе живой материи» [22: 2-3].

В теле каждого человека складывается уникальная энергетическая система, регулирующая энергетические процессы и временные изменения, поэтому «отличаемся мы друг от друга не столько группами крови, отпечатками пальцев – прежде всего частотами нашего собственного переменного электромагнитного поля» [22: 35]. Это поле лежит в основе психической или духовной энергии, которая в разных культурах получила названия: у индусов – «прана» или «шакти», у китайцев – «ци», у евреев – «нефеш». Бушмены Южной Африки называют ее «нум».

Большое значение этой энергии уделено в Агни-Йоге. По словам Е. И. Рерих,

«…психическая энергия называется энергией всеначальной, следовательно, она включает в себя все остальные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями. …Психическая энергия беспредельная в разнообразии своих качеств и проявлений. Она двойственна в своем аспекте, как и все сущее в проявленной Вселенной, т. е. может служить как добру, так и злу. …Все зависит от духовного развития человека, от качества его сердца» [31: 239-240].

Человек является активным генератором биоэнергии, у каждого из нас мощность его не одинаковая. Именно она определяет время человека, срок его физического существования в теле и дальнейшего бытия в виде души в ином мире «вечности».

Материальна ли психическая энергия? Для ученых и инженеров, воспитанных в мировоззренческой парадигме материализма, ответ будет скорее всего положительным. Сказывается привычка считать все существующее материальным. На самом деле, как справедливо утверждал В. Оствальд, единственной субстанцией является энергетическая, проявляющаяся в двух формах – масса (вещество) и поле (вакуум, или эфир). Различение их условное, оно связано с величиной энергетического потенциала и характером проявления. Масса изменяется очень медленно и находится, говоря условно, в состоянии покоя. Она обладает потенциальной энергией, но почти не расходует ее. Именно о ней рассуждал в своих лекциях В. В. Бибихин [7]. У полевой энергии изменения происходят более интенсивно, поэтому физики говорит, что у этих частиц нет массы покоя. Полевая энергия является действующей, актуализирующейся (энтелехия).

Поведение человека определяется не только сознательными намерениями, но инстинктивными побуждениями.

«За благопристойным фасадом сознания с его строгим моральным порядком и благочестивыми намерениями таятся грубые инстинктивные силы жизни, постоянно воюя, пожирая и зачиная, подобно глубинным монстрам. По большей части они невидимы, тем не менее от их побуждения и энергии зависит сама жизнь: без них живые существа были бы такими же инертными, как камни. Но если их действия не сдерживать, жизнь потеряет свое значение, вновь превратившись лишь в простое рождение и смерть, как в кишащих живностью первобытных болотах. Создавая цивилизацию, человек, хотя и неосознанно, стремился обуздать эти естественные силы и направить хотя бы некоторую часть их энергии в формы, предназначенные для иной цели. Ибо с приходом сознания культурные и психологические ценности начали соперничать с чисто биологическими целями бессознательного функционирования» [31: 16].

С этими безличными силами боролись два существенных фактора: социальные порядки и физические потребности.

Время субъективное реально существует в сознании человека, где переживание настоящего опирается на воспоминания ушедшего прошлого, и ожидание будущего. Энергия этих переживаний определяется значимостью, важностью для человека тех событий, в которые он вовлечен. Вспомним слова Ф. И. Тютчева:

…Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые —

Его избрали всеблагие,

Как собеседника на пир… [28: 124].

Таким образом, временем субъективным мы называем восприятие и переживание по поводу изменяющихся впечатлений из окружающего мира.

 

Заключение

 

В современной физике наблюдается отказ от гипотезы «большого взрыва», на основе которой возникла абстрактная идея универсального, всеобщего объективного времени Вселенной. Вместо этого предлагается картина многомерной Вселенной, где у каждой галактики свое время, длящееся с разной скоростью, определяемой потенциалом ее энергии. Однако следует учесть, что хотя объективное (физическое) время Космоса обусловлено энергией Вселенной, но каждый субъект, обладающий хотя бы квантом энергии (например, человек), существует в собственном времени, или, иначе говоря, «создает» свое субъективное время, взаимодействующее с объективным временем Вселенной.

Время как мера длительности изменений зависит от мощности источника энергии. Эти изменения имеют циклический (ритмический) характер, схожий со звуковыми волнами, и это позволяет измерять временные кванты. При этом каждый источник энергии обладает своим временем. Его энергия может оказывать влияние на другие источники, при этом их энергетические волны накладываются и происходит диффузия. Более мощный источник может подавлять, подчинять другой более слабый, порождая своеобразную «волю к власти». Всякая власть есть насилие, проявление психической энергии. Власть может иметь как деструктивный характер, так и организующий, мобилизующий массы на преодоление опасностей, природных катаклизмов и агрессию со стороны враждебных государств. Мощным потенциалом социальной и духовной энергии обладают мифология и идеология.

Управление временем возможно через управление потенциалом энергии. При передаче энергии от одного объекта (источника) к другому (получателю), энергия получателя увеличивается, и он может производить действия быстрее, энергичнее, время его ускоряется. Волевой потенциал энергии побуждает человека творить. Остается признать, что духовная субстанция обладает энергией творческого созидания, упорядочения. Но, напомним, энергия имеет не только положительную форму, но и негативную (разрушительную). Наше предназначение заключается в том, чтобы развивать и реализовать творческую энергию созидания гармонии мира и человека.

Время не имеет формы. Измерение времени с помощью различных часов на самом деле фиксирует ритм и последовательность событий с помощью условных единиц, имеющих характер метафор. Согласно Гюйгенсу, вихрь имеет неоднородную структуру. Объекты, перемещающиеся по спирали ближе к оси вращения, движутся быстрее, чем объект дальше от центра, тем он движется медленнее, что и выражается в различных временных характеристиках этих объектов. Поэтому время – не одномерно, не однородно и многомерно, поскольку в реальном мире взаимодействуют различные энергетические поля, каждое из которых отражает свою временную характеристику этой реальности. Человек существует в этой энергоинформационной реальности.

Вихрь возникает благодаря противоположным векторам, право-ориентированному и лево-ориентированному. Здесь не вполне уместно использование оценочных категория – «правильное» или «неправильное, «прогрессивное» или «реакционное», «конструктивное» или «деструктивное». Они взаимно дополнительны, без одной из них движение останавливается. Приостановка времени возможна (например, во сне), но затем наступает активность: смена дня и ночи, притяжение и отталкивание, чередование дневного и ночного сознания, активности и ночного отдыха. Именно эти особенности энергетического процесса описываются как время. Поэтому мы можем утверждать, что время неравномерно, оно пульсирует, то ускоряется, то замедляется в зависимости от энергетических ритмов, всплесков энергетических импульсов и ослабления при истраченном потенциале. Таким образом, время отражает вихревую форму энергетического процесса.

Противоречие «правого» и «левого» векторов энергии при незначительном потенциале вызовет колебания и вибрацию объекта. Когда же энергия этих двух факторов достигнет границы меры, то противоречие вызывает вращение в правую или в левую сторону (по часовой стрелке или против). Расходование энергии имеет темп (скорость), который мы и называем временем. Когда вся энергия противоречия израсходуется, перейдя в иной вид, то время объекта замедляется до полной остановки и перехода в состояние покоя (хаоса). В северном полушарии воронка водоворота в водной среде заворачивается в правую сторону, по часовой стрелке. В южном полушарии – наоборот, вода вращается в левую сторону.

В основе «обратимости вектора времени» можно обнаружить императив креативности, творчества, опирающегося на психическую энергию (биоэнергию, энергию воли), которая противоположна вектору закона термодинамики о рассеивании энергии, закона энтропии. Эта энергия направлена на упорядочивающую организацию осваиваемой реальности, согласно метафоре М. Хайдеггера, который назвал человека «пастухом бытия», заботящимся о «взращивании стада».

Большинство энергетических процессов Вселенной имеет относительно обратимый характер, поскольку гипотеза Большого взрыва имеет смысл лишь в локальном плане отдельной области Космоса. В субъективной реальности нашего сознания благодаря памяти также можно говорить об обратимости времени в виде воспоминаний. Остается нерешенной загадка, связанная с «необратимостью» времени жизни человеческого тела, которое прекращаются смертью. Попытки преодолеть физическую смерть путем клонирования, замораживания или замены отдельных органов не могут дать гарантий возобновления жизни.

Многие ученые при осмыслении времени опираются на рационалистическую методологию, согласно которой изучать можно лишь неподвижный объект, но время не может быть остановлено в эксперименте так как не имеет физической формы, поэтому его не удается изучать. Европейская наука ограничивает себя изучением формы, которую необходимо рассматривать. Еще Зенон Элейский обнаружил этот парадокс: попытки изучать движение сводятся к изучению остановленных, дискретных «картинок» этапов движения, но не самого движения. Такими способами можно изучать одну, объективную сторону времени (ритмы), но не субъективную (переживание бытия во времени). Для этого нужна иная методология – иррациональная, о которой пишет в своих размышлениях о китайской модели времени Ф. Жюльен [12]. Из-за «диктатуры зрительности» наука не может добраться до смысла.

Центральный пункт и загадка в понимании времени – это мгновение перехода возможности в действительность и превращение действительности в прошлое. Этот краткий период (нередко называемый мгновением настоящего, теперь) не остановим, трудно уловим и не может стать в полной мере объектом абстрактно-понятийного анализа. Его можно исследовать лишь методами медитации и эмоционально-чувственного переживания.

Таким образом, время является свойством, характеристикой энергии, умопостигаемой субъективной реальностью, а не самостоятельной субстанцией. Объективность временной реальности выражается в измеримости конвенциональными (общепринятыми) мерами – секунда, минута, час и т. д. – темпа изменений в энергетических процессах.  Субъективная сторона восприятия времени связана с интенсивностью ментальных событий и потенциалом духовной (психической) энергии, вовлеченной в процесс интеллектуально-эмоциональной деятельности ума.


Список литературы

Cписок литературы

Авенариус Р. Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил. Prolegomena к критике чистого опыта. Изд. 2-е. — М.: КомКнига, 2007. — 56 с.

2. Аксенов Г. П. Причина времени: Жизнь — дление — необратимость. Изд. 3-е, перер. и доп. — М.: КРАСАНД, 2014. — 400 с.

3. Бартини Р. О. ди. Статьи по физике и философии. — М.: Самообразование, 2009. — 224 с.

4. Бердяев Н. А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. —383 с.

5. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. — Минск: Харвест, 1999. — 1408 с.

6. Бергсон А. Два источника морали и религии. — М.: Канон, 1994. — 384 с.

7. Бибихин В. В. Энергия. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. — 488 с.

8. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973. — 270 с.

9. Грот, Н. Я. Понятие души и психической энергии в психологии // Вопросы философии и психологии. — М.: Тип. И. Н. Кушнеров и Ко, 1897. — Кн. 2 (37). — С. 239—300; Кн. 4 (39). — С. 800—811.

10. Грот, Н. Я. О времени // Вопросы философии и психологии. — М.: Тип. И. Н. Кушне-ров и Ко, 1894. — Кн. 3 (23). — С. 248—280; Кн. 4 (24). — С. 381—417; Кн. 5 (25). — С. 445—493.

11. Девятов А. П. Практическое китаеведение: Базовый учебник. — М.: Восточная книга, 2007. — 544 с.

12. Жюльен Ф. О «времени». Элементы философии «жить». — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 280 с.

13. Карно С. Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу. — М.; Петроград, Государственное издательство, 1923. — 80 с.

14. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 3. Феноменология познания. — М.; СПб.: Университетская книга. 2002. — 398 с.

15. Козырев Н. А. Избранные труды. — Л.: Изд. ЛГУ, 1991. — 448 с

16. Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. — М.: Мысль, 1982. — Т. 1. 636 с.

17. Липпс Т. Руководство к психологии. — СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1907. — 201 с.

18. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. — М.: Институт Общегу-манитарных Исследований, 2006. – 256 с.

19. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 304 с.

20. Оствальд В. Философия природы. — СПб.: Самообразование, 1903. — 170 с.

21. Оствальд В. Энергетический императив. — СПб.: Тов-во «Екатерингофское печатное дело», 1913. — 172 с.

22. Петракович Г. Н. Биополе без тайн. Сборник научных работ. – М.: «Общественная польза», 2009.− 306 с.

23. Петров В. А., Воеводин Д. Н. Танец Шивы, или Космический беспредел: Введение в космоэнергетику. — М.: Весна, 2013. — Т. 1. 166 с.

24. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. — 432 с.

25. Рейхенбах Г. Направление времени. Изд. 2-е, стереотип. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 360 с.

26. Рерих Е. И. Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги. — М.: РИПОЛ, 2001. — 615 с.

27. Стрельников А. И., Стрельникова Л. Л. Беседы о неизвестном. — М.: Амрита-Русь, 2005. — 256 с.

28. Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений. — Л.: Советский писатель, 1957. — 422 c.

29. Уитроу Дж. Естественная философия времени. Изд. — 519 с.2-е, стереотип. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 400 с.

30. Флоренский П. А. Иконостас // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1996. — Т. 2. C. 419—526.

31. Хардинг М. Э. Психическая энергия: превращения и истоки. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2003. — 519 с.

32. Хасанов И. А. Время как объективно-субъективный феномен: Словарь. — М.: Про-гресс-Традиция, 2011. — 328 с.

33. Чернобров В. Тайны и парадоксы времени. — М.: Армада-пресс, 2001. — 408 с.

34. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собрание сочинений: в 6 т. Изд. 2-е, испр. — М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2011. — Т. 2. 560 с.

35. Юнг К. Г. О психической энергии // Структура и динамика психического. М., 2008. — С. 11—82.

36. Юнг К. Г. Синхронистичность. Сборник. — М.: Рефл-бук; К. Ваклер, 1997. — 320 с.

References

1. Avenarius R. Filosofiya kak myshleniye o mire soobrazno printsipu naimenshey mery sil. Prolegomena k kritike chistogo opyta. Izd. 2-ye. — M.: KomKniga, 2007. — 56 s.

2. Aksenov G. P. Prichina vremeni: Zhizn — dleniye — neobratimost. Izd. 3-ye, perer. i dop. — M.: KRASAND, 2014. — 400 s.

3. Bartini R. O. di. Stati po fizike i filosofii. — M.: Samoobrazovaniye, 2009. — 224 s.

4. Berdyayev N. A. O naznachenii cheloveka. — M.: Respublika, 1993. —383 s.

5. Bergson A. Tvorcheskaya evolyutsiya. Materiya i pamyat. — Minsk: Kharvest, 1999. — 1408 s.

6. Bergson A. Dva istochnika morali i religii. — M.: Kanon, 1994. — 384 s.

7. Bibikhin V. V. Energiya. — M.: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy, 2010. — 488 s.

8. Blauberg I. V., Yudin E. G. Stanovleniye i sushchnost sistemnogo podkhoda. — M.: Nauka, 1973. — 270 s.

9. Grot N. YA. The Concept of the Soul and Psychic Energy in Psychology // Voprosy filosofii i psikhologii. — M., 1897. Kn. 37; 39.

10. Grot N. YA. O vremeni //. Voprosy filosofii i psikhologii. 1894. Kn. 23—25.

11. Devyatov A. P. Prakticheskoye kitayevedeniye: Bazovyy uchebnik. — M.: Vostochnaya kniga, 2007. — 544 s.

12. Zhyulyen F. O «vremeni». Elementy filosofii «zhit». — M.: Progress-Traditsiya, 2005. — 280 s.

13. Karno S. Razmyshleniya o dvizhushchey sile ognya i o mashinakh, sposobnykh razvivat etu silu. — M.; Petrograd, Gosudarstvennoye izdatel'stvo, 1923. — 80 s.

14. Kassirer E. Filosofiya simvolicheskikh form. T. 3. Fenomenologiya poznaniya. — M.; SPb.: Universitetskaya kniga. 2002. — 398 s.

15. Kozyrev N. A. Izbrannyye trudy. — L.: Izd. LGU, 1991. — 448 s.

16. Leybnits G. V. Sochineniya: v 4 t. — M.: Mysl, 1982. — T. 1. 636 s.

17. Lipps T. Rukovodstvo k psikhologii. — SPb.: Izd-vo O. N. Popovoy, 1907. — 201 s.

18. Louen A. Psikhologiya tela: bioenergeticheskiy analiz tela. — M.: Institut Obshchegumani-tarnykh Issledovaniy, 2006. – 256 s.

19. Makh E. Analiz oshchushcheniy i otnosheniye fizicheskogo k psikhicheskomu. M.: Iz-datelskiy dom «Territoriya budushchego», 2005. — 304 s.

20. Ostvald V. Filosofiya prirody. — SPb.: Samoobrazovaniye, 1903. — 170 s.

21. Ostvald V. Energeticheskiy imperativ. — SPb.: Tov-vo «Yekateringofskoye pechatnoye de-lo», 1913. — 172 s.

22. Petrakovich G. N. Biopole bez tayn. Sbornik nauchnykh rabot. – M.: «Obshchestvennaya polza», 2009.− 306 s.

23. Petrov V. A., Voyevodin D. N. Tanets Shivy, ili Kosmicheskiy bespredel: Vvedeniye v kos-moenergetiku. — M.: Vesna, 2013. — T. 1. 166 s.

24. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz khaosa: Novyy dialog cheloveka s prirodoy. — M.: Progress, 1986. — 432 s.

25. Reykhenbakh G. Napravleniye vremeni. Izd. 2-ye, stereotip. — M.: Yeditorial URSS, 2003. — 360 s.

26. Rerikh Ye. I. Sokrovennoye znaniye. Teoriya i praktika Agni Yogi. — M.: RIPOL, 2001. — 615 s.

27. Strelnikov A. I., Strelnikova L. L. Besedy o neizvestnom. — M.: Amrita-Rus, 2005. — 256 s.

28. Tyutchev F. I. Polnoye sobraniye stikhotvoreniy. — L.: Sovetskiy pisatel, 1957. — 422 c.

29. Uitrou Dzh. Yestestvennaya filosofiya vremeni. Izd. — 519 s.2-ye, stereotip. — M.: Yedito-rial URSS, 2003. — 400 s.

30. Florenskiy P. A. Ikonostas // Sochineniya: v 4 t. M.: Mysl, 1996. — T. 2. C. 419—526.

31. Kharding M. E. Psikhicheskaya energiya: prevrashcheniya i istoki. — M.: Refl-buk; Kiyev: Vakler, 2003. — 519 s.

32. Khasanov I. A. Vremya kak obyektivno-subyektivnyy fenomen: Slovar. — M.: Progress-Traditsiya, 2011. — 328 s.

33. Chernobrov V. Tayny i paradoksy vremeni. — M.: Armada-press, 2001. — 408 s.

34. Shopengauer A. Mir kak volya i predstavleniye // Sobraniye sochineniy: v 6 t. Izd. 2-ye, ispr. — M.: Respublika; Dmitriy Sechin, 2011. — T. 2. 560 s.

35. Yung K. G. O psikhicheskoy energii // Struktura i dinamika psikhicheskogo. M., 2008. — S. 11—82.

36. Yung K. G. Sinkhronistichnost. Sbornik. — M.: Refl-buk; K. Vakler, 1997. — 320 s.


Просмотров: 27; Скачиваний: 11;